Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
Кто может рассчитывать на жилищную субсидию?
На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:
- Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;
- Военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;
- Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);
- Семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.
На что можно потратить жилищную субсидию?
Выбор жилья для использования субсидии практически не ограничен. Можно потратить деньги на покупку квартиры в новостройках и на вторичном рынке жилья, на долевое участие в строительстве домовладения, расширение жилплощади, покупку жилья по программе «Военная ипотека».
В правилах расчета субсидий установлен стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей:
- если военнослужащий проживает один — 33 кв. м;
- на семью из двух человек – 42 кв. м.;
- на семью из трёх человек и более – по 18 кв. м на каждого.
Как военному получить жилищную субсидию?
Обращаться за положенной выплатой нужно в территориальное управление жилищного обеспечения Минобороны. Туда подается заявление на получение финансовой помощи и пакет документов. Это можно сделать самостоятельно через почту либо направить заявку через командира части.
Какие документы подготовить:
- копии удостоверений личности всех членов семьи: паспорта для взрослых, для несовершеннолетних – копии свидетельств о рождении;
- справку о доходах семьи;
- документ о заключении брака;
- сведения о жилье, находящемся в собственности семьи, в том числе выписку из ЕГРН, кадастровый паспорт, документы, подтверждающие право собственности.
Увольнение военнослужащего по окончанию контракта без выплаты субсидии и обеспечения жильем
Т.е. военный, для обеспечения жильем, должен иметь общую продолжительности военной службы 20 лет и более — сколько лет военной выслуги у данного военного неизвестно, в своем вопросе это не указано. И военный с военной выслугой 20 лет и болеедолжен увольняться по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе или льготным основаниям при выслуге 10 лет лет и более — данный военный собирается увольняться по окончанию контракта с выслугой 26 лет, но служить дальше до предельного возраста видимо не собирается, не указывает.
Военнослужащий в первую очередь, для обеспечения жильем, должен быть признан РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280) нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся, что гарантирует ему реализации его права на обеспечении жильем в виде получения жилищной субсидии, жилья по соцнайму или в собственность в зависимости от его прав на это. Если военного в РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280 не признали нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и он не был поставлен на учет нуждающихся, то его уволят по окончанию контракта без всякого права на обеспечением жильем в любом виде. Если военный не признан нуждающимся и не стоит на учете, то у командира не будет ни каких оснований и мотиваций держать его в распоряжении — если командир необоснованно выведет военного в распоряжение, то с него взыщут то ДД которое будет выплачено военному при необоснованном нахождении в распоряжении.
Выселение военного пенсионера
Наймодатель не вправе организовать выселение из служебного жилья военного пенсионера (бывшего сотрудника МВД, МЧС и пр.) без предоставления жилплощади или выделения определенной суммы на приобретение таковой.
В другом деле, суд установил, что ответчик (бывший военнослужащий и пенсионер) был уволен в запас по несоответствию требованиям военной службы, также его отнесли к категории малоимущих граждан. Более того, ответчик имеет дачный участок, стоимость которого достаточна для приобретения жилплощади. Ответчик, после выхода на пенсию, не обращался с прошением о постановке на учет как неимущий и нуждающийся в жилплощади. Судебная коллегия вынесла решение о выселении ответчика из государственной жилплощади без предоставления иной (Апелляционное определение Омского областного суда от 14 июня 2017 №33-400/2017).
Наличие всех условий не всегда приводит к предоставлению жилья. В решении по делу 33а-616/2017 от 4 мая 2021 г. судебная коллегия по административным делам Московского военного суда установила, что военнослужащий, единожды воспользовавшийся правом на жилье и снявшийся с учета — уже не может снова получить жилплощадь от государства. Истице, уволенной в запас в связи с изменениями в организации штата, было отказано в предоставлении жилья как неимущей, поскольку она уже была обеспечена долей в квартире бывшего супруга (военнослужащего). Свою долю она продала, и ошибочно посчитала, что имеет право получить еще одну жилую площадь как уволенная в запас.
Тем военнослужащим, заключившим контракт до 1998 года, семьи которых нуждаются в жилье, по достижении выслуги лет — обязаны предоставить жилье или денежную сумму на покупку жилой площади. В случае если служащий был уволен в запас в связи со штатной реорганизацией и стоял в очереди как нуждающийся в жилплощади — таковая должна быть обеспечена, либо выдана сумма на покупку жилплощади.
Нюансы субсидий на приобретение жилья для военнослужащих
Важно учитывать те нюансы, при которых возможно значительно сокращение суммы выплаты по жилищной субсидии военным. Если ранее военнослужащим была приобретена квартира/дом/коттедж и это жилье находится в его собственности (не важно, на территории РФ или за ее пределами), то хоть жилищная субсидия и будет ему положена, но расчет метража будет осуществлен за вычетом уже имеющейся жилплощади
С жильем в собственности разобрались, его размер будет вычтен из расчетной суммы субсидии, а что будет, если военнослужащий проживает по договору соцнайма? Здесь будет произведен ровно такой же вычет, и площадь положенного субсидированного жилья также будет меньшей. Поэтому в случае социального найма военнослужащий имеет право отказаться от такого жилья, подав письменное заявление о расторжении договора соцнайма и передачи текущего неприватизированного жилья собственнику (как правило это муниципальные власти). После чего получает право на 100% размер субсидии, сможет получить всю сумму и купить себе жилье уже в собственность!
Часто возникают вопросы и по поводу того, что будет с субсидией на жилье, если оба супруга являются военнослужащими? В этом случае причитающиеся выплаты по субсидии не суммируются! Законом разрешено подавать заявление на предоставление субсидии тому члену семьи, благодаря которому предоставленная жилплощадь будет выглядеть более привлекательно. Например, это возможно благодаря большей выслуге лет у одного из супругов или положенным ему по определенным причинам дополнительным 15 квадратным метрам.
Законодательством России предусмотрен вид отсрочки на получение жилищной субсидии. То есть при желании, военнослужащий, которому положена данная субсидия, может не оформлять ее сразу, увеличив выслугу своих лет и, соответственно, повысить тем самым количество квадратных метров положенной ему жилплощади в будущем. Естественно, что это фактор, привлекательный для тех семей, которые не тратят большие суммы на проживание в съемном жилье, иначе выгода от затягивания в получении жилищной субсидии будет сомнительна.
г. Москва | 11 августа 2015 г. |
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос сийской Федерации в составе
председательствующего | Крупнова И.В., |
судей | Воронова А.В., Замашнюка А.Н. |
при секретаре | Замолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном засе |
дании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Акимова А.А. на апелляционное определение Северного флотского военного суда от 4 февра ля 2015 г., которым отменено решение Полярнинского гарнизонного военно го суда от 5 декабря 2014 г. по заявлению военнослужащего войсковой части капитан-лейтенанта Акимова А А об оспаривании действий начальника отдела № (г. Североморск) Федерального государст венного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищ ного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — отдел № 4 ФГУ «ЗРУЖО»), связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная суб сидия).
В 2023 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2023 года -5,5%…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2023 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ СУБСИДИИ НА ЖИЛЬЕ
Если вы оказались в аналогичной ситуации, на первоначальном этапе мы рекомендуем позвонить нам и получить бесплатную юридическую консультацию. Если субсидия на жилье военнослужащим требует подробного рассмотрения, и консультации по телефону будет недостаточно, приезжайте в офис по указанному в разделе контакты адресу уже на платную консультацию. Стоимость ее указана в разделе «Цены на услуги» и всегда обсуждается предварительно по телефону.
Мы проконсультируем вас, при необходимости предоставим свою положительную судебную практику. Если жилищная субсидия для военнослужащих не выплачивается на основании отказа, мы в судебном порядке оспорим решение, обяжем Департамент выплатить средства в месячный срок.
Если необходимо будет обратиться в суд, но вы сочтете наши услуги дорогостоящими, мы можем составить исковое заявление, подготовить вас к судебному заседанию, составить ходатайства, запросы, иные процессуальные документы.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ СУБСИДИИ НА ЖИЛЬЕ
Если вы оказались в аналогичной ситуации, на первоначальном этапе мы рекомендуем позвонить нам и получить бесплатную юридическую консультацию. Если субсидия на жилье военнослужащим требует подробного рассмотрения, и консультации по телефону будет недостаточно, приезжайте в офис по указанному в разделе контакты адресу уже на платную консультацию. Стоимость ее указана в разделе «Цены на услуги » и всегда обсуждается предварительно по телефону.
Мы проконсультируем вас, при необходимости предоставим свою положительную судебную практику. Если жилищная субсидия для военнослужащих не выплачивается на основании отказа, мы в судебном порядке оспорим решение, обяжем Департамент выплатить средства в месячный срок.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту военной службы по установленным нормам служебным жилым помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный сертификат, а 27 мая 2015 г. — на жилищную субсидию.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января 2014 г.) военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.
При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении с военной службы, является правильным.
Определение N 210-КГ16-17
2. Военнослужащий, проходящий военную службу за пределами территории Российской Федерации и не подлежащий увольнению, не имеет права на обеспечение жильем или жилищной субсидией по избранному месту жительства.
Решением Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Московского окружного военного суда от 22 октября 2015 г., удовлетворено заявление Т. в части признания незаконным решения заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Западрегионжилье») от 20 марта 2015 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ «Западрегионжилье», указывая на обеспечение Т. по месту военной службы служебным жилым помещением и отсутствие правовых оснований для обеспечения его жильем по договору социального найма в период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации, просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Как встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Практика показывает, что семьи, стоящие на очереди на улучшение жилищных условий, получают субсидии на приобретение жилья военнослужащим на порядок быстрее, чем остальные. Для этого необходимо собирать и подать в местный Департамент жилищного обеспечения пакет документов:
- Письменное обращение для постановки на очередность;
- Паспорт заявителя и всех членов его семьи;
- Свидетельства о рождении всей детей;
- Свидетельство о браке;
- Выписки из ЕГРН, подтверждающие отсутствие в собственности заявителя недвижимости. Если у заявителя есть жилье, не отвечающее нормативам и он нуждается в улучшении условий, то необходимо предоставить сведения о таком жилье;
- Выписка из домовой книги. Если за последние 5 лет места проживания менялись, то надо взять их из каждого;
- Иные документы, которые могут повлиять на предоставление недвижимости и ее размер, например, справки об инвалидности членов семьи.
- Военный билет;
- Выписки с банковских счетов заявителя и членов его семьи за предыдущие 5 лет.
Незаконный отказ в постановке на очередь или снятие с нее можно обжаловать в прокуратуре или в суде.
Военная ипотека и жилищная субсидия военным
Это два способа обеспечения жильем военнослужащих. Судя по заявлениям Председателя Правительства и Президента, взят курс на полный переход от субсидирования и выделения жилья за государственный счет к накопительно – ипотечной системе обеспечения с особыми ставками.
Совсем недолгое время существовала возможность одновременно участвовать в ипотечном кредитовании для военнослужащих и получить единовременную денежную выплату – субсидию, и покупать тем самым две квартиры.
Эта ситуация была быстро изменена и теперь закон оставляет выбор за служащим, какой именно способ обеспечения выбрать:
- Начать участвовать в программе военной ипотеки и копить средства на счету с момента заключения контракта. По факту начать путь к квартире может вчерашний молодой солдат – призывник, заключивший первый контракт.
- Получить денежную выплату на основании условий описанных в законе № 76.
Иногда начфин или иные сослуживцы вводят военного в заблуждение, будто он не имеет уже права на субсидию и обязан участвовать в ипотечной программе. На самом деле это не так. По крайне мере пока оно есть, и до 2021 года сохранится возможность выбора.