Как отразить в учете приобретение ГСМ по талонам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отразить в учете приобретение ГСМ по талонам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) относятся к горюче-смазочным материалам (ГСМ), которые входят в состав материально-производственных запасов (МПЗ). В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Для обобщения информации о наличии и движении топлива в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предназначен субсчет 10.03 «Топливо», подчиненный счету 10 «Материалы».

Автоперевозка с использованием топлива заказчика (отправителя) как вариант оптимизации налогообложения

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

Топливо является одной из основных статей затрат, определяющих общую стоимость автомобильной перевозки. В цене приобретаемого для перевозки топлива, как правило, предъявляется НДС. Но перевозчик нередко применяет специальный налоговый режим (УСН или ЕНВД или ПСН) и, соответственно, не принимает к вычету «входящий» НДС, а при выполнении перевозки не предъявляет НДС заказчику (отправителю). В результате в этом случае заложенный в цену топлива НДС как бы «теряется» в отношениях «перевозчик – заказчик (отправитель)».

Если перевозки имеют регулярный характер, совокупный размер такого НДС может быть очень значительным.

Как раз для того, чтобы не «потерять» НДС по приобретаемому для перевозки топливу, в целях оптимизации налогообложения, в сфере перевозок нередко предусматривается использование перевозчиком топлива заказчика (отправителя). Оформление здесь может быть различным, но, как правило, в общих чертах структура отношений выглядит так:

  • в договоре между перевозчиком и заказчиком (отправителем) закрепляется, что заказчик (отправитель) обеспечивает перевозчика необходимым для перевозки топливом (обычно, с указанием конкретных АЗС, на которых осуществляется заправка топливом);

  • заказчик (отправитель) заключает прямой договор с продавцом топлива (сетью АЗС), согласно которому осуществляется заправка топливом транспортных средств перевозчика (возможно, с применением топливных карт), при этом по реализованному топливу продавец топлива в общем порядке выставляет заказчику (отправителю) счет-фактуру и накладную;

  • перевозчик отчитывается перед заказчиком (отправителем) по израсходованному топливу.

При использовании такого варианта взаимоотношений с перевозчиком затраты по приобретаемому для перевозки топливу и «входящий» НДС относятся напрямую на заказчика (отправителя).

С повышением базовой налоговой ставки по НДС с 01.01.2019 такой механизм обеспечения перевозки топливом становится еще более актуальным.

Кстати, если перевозчик применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», при описанном варианте достигается также оптимизация налогооблагаемой доходной части у перевозчика (за счет того, что перевозчик не закладывает топливо в стоимость своей услуги), при сохранении расходной части у заказчика (отправителя).

Не является ли реализацией для целей НДС обеспечение перевозчика топливом?

Пожалуй, самое «тонкое место» рассматриваемого варианта.

Понятно, что если признавать обеспечение перевозчика топливом реализацией для целей НДС, то эффект оптимизации налогообложения теряется.

Попробуем разобраться.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

При этом в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация, в том числе безвозмездная, признается объектом налогообложения по НДС.

С одной стороны, перевозчик получает топливо для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя) и обязан отчитаться по израсходованному для этой цели топливу. Как мы обосновали выше, в данном случае у перевозчика нет ни экономической выгоды, ни безвозмездного получения топлива в собственных интересах.

Обеспечение топливом в данном случае схоже с передачей давальческих материалов (хотя полной аналогии нет – см. выше). Для сравнения – передача давальческих материалов не признается реализацией и, соответственно, НДС не облагается.

С другой стороны, топливо никак не индивидуализируется, а заправляется в «общий бак» транспортного средства перевозчика, смешиваясь, возможно, с уже находящимся там топливом. Какое конкретно топливо перевозчик израсходовал для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя), а какое у него осталось – разобраться невозможно (собственно говоря, то же самое иногда происходит и с давальческими материалами, но для последних это нестандартная ситуация, а для топлива – норма). Оставшееся топливо – это уже собственность перевозчика. А где передача собственности, там и реализация.

Тем не менее, по нашему мнению, обеспечение перевозчика топливом в рассматриваемом варианте не является реализацией для целей НДС, поскольку правовая и экономическая суть данной операции заключается не в передаче права собственности на топливо, а в обеспечении транспорта необходимым ресурсом для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя). Примерно то же самое происходит, когда подрядчик выполняет работу на объекте заказчика, а последний, в силу договорной обязанности, обеспечивает подключение инструментов и оборудования подрядчика к своей электросети.

Подчеркнуть такую суть операции позволят следующие моменты:

1. Прописывая в договоре обязанность заказчика (отправителя) обеспечивать перевозчика необходимым для перевозки топливом и обязанность перевозчика отчитываться перед заказчиком (отправителем) по израсходованному топливу, важно предусмотреть границы и последствия целевого/нецелевого расходования топлива. Перевозчик должен либо возвратить неизрасходованное топливо (рассчитанное исходя из модели (марки) транспортного средства, нормы расхода топлива и протяженности маршрута конкретной перевозки), либо возместить заказчику (отправителю) его стоимость (кстати, в последнем случае как раз и возникнет реализация топлива для целей НДС).

Такой на первый взгляд гражданско-правовой момент еще раз подчеркнет в налогово-правовой квалификации предназначенность топлива для конкретных перевозок в интересах заказчика (отправителя).

2. Как мы уже отметили выше, в накладной на передачу топлива на сторону (перевозчику) возможно проставить отметку (штамп) «не является реализацией». Конечно, сама по себе отметка не меняет сути операции, но иногда для убеждения полезно вот так вот «в лоб» назвать вещи своими именами.

Механизм приобретения ГСМ по талонам

Предприятие заключает с организацией-поставщиком соответствующий договор, в рамках которого производит перечисление денежных средств. На перечисленную сумму поставщик выдает талоны, по которым можно произвести заправку транспорта.
Отпуск талонов предприятиям оформляется накладной, один экземпляр которой вручается получателю талонов. Лица, получившие талоны, обязаны в тот же день сдать их вместе с накладной нефтебазы материально ответственному лицу, назначенному приказом руководителя предприятия, для принятия к учету и хранения.
Талоны могут быть разных видов: на одних талонах проставляется только общая сумма, на которую может быть произведена заправка, другие могут содержать указание количества топлива, которое можно заправить. Также на талонах может быть указана как цена, так и количество заправляемого топлива. В специальной литературе можно встретить условное название описанных талонов — «денежные» и «литровые».
Как правило, приобретение «литровых» талонов означает для предприятия, что оно получит топливо в оговоренных количествах — согласно количеству, проставленному на талонах, независимо от изменения цен на топливо.
Методология учета талонов недостаточно ясно описана в нормативных актах, в результате чего в профессиональной литературе можно встретить различные варианты учета талонов. Однако в части учета «литровых» талонов большинство специалистов дают сходные рекомендации: такие талоны должны быть отражены на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке (пример 4).

Пример 4. Предприятие, заключив договор со специализированной фирмой и уплатив 44 000 руб., приобрело 10 талонов на получение бензина. Причем каждый талон предназначен для заправки 200 литров бензина.
В учете предприятия были произведены следующие записи:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсч. «Авансы выданные»,
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
44 000 руб.
произведена предоплата за ГСМ;
Д-т сч. 006 «Бланки строгой отчетности»
10 руб. (1 x 10)
полученные талоны на бензин отражены в составе бланков строгой отчетности.
По факту получения топлива по талонам:
Д-т сч. 10 «Материалы», субсч. «Топливо»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсч. «Расчеты по ГСМ, приобретаемым по талонам»,
44 000 руб.
приняты к учету ГСМ, полученные по талонам;
К-т сч. 006 «Бланки строгой отчетности»
10 руб. (1 x 10)
списаны с учета талоны на бензин, по которым были получены ГСМ;
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсч. «Расчеты по ГСМ, приобретаемым по талонам»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсч. «Авансы выданные»,
44 000 руб.
зачтен ранее уплаченный аванс.

Читайте также:  Как предпенсионеру получить льготу по имущественным налогам

В отношении учета «денежных» талонов единодушия у специалистов не наблюдается. Приходится сталкиваться с рекомендациями учитывать такие талоны на счете 10, субсчет «Топливо по талонам». На наш взгляд, такой вариант отражения расходов неудачен, так как при его использовании нарушается принцип бухгалтерского учета, в соответствии с которым тот должен быть точным и реальным.
Ведь до момента получения ГСМ отражение талонов на счете 10 будет необоснованным, поскольку фактически никаких материальных ценностей предприятие еще не получило. Поэтому увеличение показателя по счету 10 на стоимость полученных талонов будет вводить пользователей бухгалтерской отчетности в заблуждение.
Другое дело, если речь идет о переходе права собственности на ГСМ в момент передачи талонов. При этом поставщик передает покупателю весь комплект необходимых документов (накладную, счет-фактуру и т.п.), поэтому считается, что предприятие получило в собственность горючее, которое находится пока еще на складах продавца. В этом случае, на наш взгляд, можно принять к учету само топливо, задействовав счет 10.
Второй вариант учета основан на том, что «денежные» талоны являются помимо всего прочего денежными документами. Для их учета План счетов предусматривает счет 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы» (пример 5).

Пример 5. Предприятие, заключив договор со специализированной фирмой и уплатив 44 000 руб., приобрело 10 талонов на получение бензина. Причем каждый талон предназначен для заправки на сумму 4400 руб.
В учете предприятия произведены записи:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
44 000 руб.
произведена оплата талонов на ГСМ;
Д-т сч. 50 «Касса», субсч. «Денежные документы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
44 000 руб.
отражено поступление денежных документов — талонов на ГСМ.
Предположим, что один из талонов был выдан водителю и тот произвел заправку на сумму 4400 руб.
В учете будет сделана следующая запись:
Д-т сч. 10 «Материалы», субсч. «Топливо»,
К-т сч. 50 «Касса», субсч. «Денежные документы»,
4400 руб.
приняты к учету ГСМ, полученные по талону.

Активное внедрение в нашу жизнь пластиковых карт не обошло и торговлю горюче-смазочными материалами. Зачастую топливные талоны уже далеко не те, что были несколько лет назад. Сейчас все чаще используются магнитные или чиповые карты, которые более надежны, просты в применении. Они носят различные названия — топливные пластиковые карты, магнитные карты и т.п. Эти карты все больше входят в повседневную жизнь, так что зачастую молодые сотрудники даже не знакомы с таким термином, как «талоны на ГСМ».
Особенности перечисления денежных средств на пластиковые карты будут зависеть от специфики работы топливной организации. Денежные средства могут перечисляться общей суммой с предоставлением дополнительного списка от организации-покупателя, содержащего перечень номеров карт и суммы, которые должны быть в пределах перечисления зачислены на конкретную карту. А при небольшом количестве топливных карт возможно и указание в самом платежном поручении номера конкретной пластиковой карты, на которую поступят деньги.
Сами пластиковые карты без денежных средств на них не являются денежными документами.
На наш взгляд, позиция некоторых бухгалтеров, которые пытаются включить стоимость приобретенной карты в стоимость приобретаемого бензина, является ошибочной. В первую очередь потому, что не понятна методология включения стоимости карты в стоимость ГСМ. Самый простой вариант отнесения стоимости карты в стоимость первой приобретенной партии противоречит экономической логике. Представляется, что сразу списывать стоимость карт в затраты предприятия также нельзя.
С нашей точки зрения, «пустые» пластиковые карты должны быть приняты к учету в составе материалов с выбором соответствующего субсчета, согласующегося со спецификой предприятия.
Нередко топливные карты закрепляются за конкретными работниками, которые и отвечают за них. На наш взгляд, при зачислении денежных средств на карту нерационально ведение учета на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», это значительно осложнит учет. Дело в том, что карты могут передаваться из рук в руки, и в какой-то момент времени бухгалтер сам не будет знать, каков остаток денежных средств на карте.
Более предпочтительным представляется учет «полных» топливных карт аналогично талонам на ГСМ на счете 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы».

Нужен ли кассовый чек и каким он должен быть

Вопрос выдачи подотчетному лицу — работнику организации на АЗС кассовых чеков со стоимостью заправки или без нее не имеет однозначного ответа.
В Письме УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156 указано, что при косвенной безналичной оплате, считаемой формой оплаты за нефтепродукты на автозаправочных станциях магнитными и чиповыми картами, талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, организации вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта. В частных разъяснениях специалисты Минфина России согласны с таким подходом и в настоящее время.
Действительно, указание в чеках ККТ стоимости может привести к удвоению оборотов. Получится, что касса будет дублировать ранее полученные суммы безналичной оплаты.
Но в то же время Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.05.2007, 24.05.2007 по делу N А41-К2-13402/06 отклонил довод налогового органа о том, что при косвенной безналичной оплате в чеке не должна указываться стоимость отпускаемых нефтепродуктов.
Таким образом, данный вопрос остается неурегулированным до настоящего времени.
Иногда топливные компании выставляют счета к оплате за информационные услуги по представлению детализации расчетов за месяц. Данные затраты будут представлять единовременные расходы предприятия.
Некоторые специалисты предлагают включать их сумму в стоимость приобретенных в течение месяца ГСМ. Аргументируют они это следующим образом: п. 6 ПБУ 5/01 определяет, что фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством). К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся, в частности, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ.
На наш взгляд, данный подход не является обоснованным и лишь приводит к повышению трудоемкости учетного процесса. Полагаем, что следует исходить из того, что данные услуги не являются непосредственно связанными с приобретением ГСМ, а являются сопутствующими.

Правила учета ГСМ: проводки

Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Покупка ГСМ по топливным картам и талонам
Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет «авансы выданные» 51
Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет «расчеты по НДС» 76
Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). 10 60
Отражение НДС по ГСМ 19 60
Принятие к вычету НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19
Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса 76 68, субсчет «расчеты по НДС»
Покупка ГСМ за наличные
Выдача денег под отчет на покупку ГСМ 71 50
Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя 10 71
Отражение НДС по приобретенным ГСМ 19 71
Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19

Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля

При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:

  • когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
  • если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).

Поступившие в организацию ГСМ могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения, либо по учетным ценам (в зависимости от установленного в учетной политике метода).

Читайте также:  Отключение электроэнергии в СНТ

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, является сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 6 ПБУ 5/01).

К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

— невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

— затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

— иные расходы, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Если же аналитический учет МПЗ ведется по планово-учетным ценам, то их фактическая себестоимость предварительно накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а отклонения (разница между стоимостью ценностей, исчисленной по учетным ценам, и их фактической себестоимостью) относят на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В качестве учетных цен могут быть использованы:

— договорные цены;

— фактическая себестоимость ГСМ, исчисленная за предыдущий период (предыдущий месяц или предыдущий отчетный год);

— планово-учетные цены (внутренние), разработанные и утвержденные на предприятии на основании фактической себестоимости;

— средняя цена по группе МПЗ.

Бухгалтерские записи при поступлении ГСМ будут следующие:

Дебет 10.3 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

— поступили ГСМ;

Дебет 19 Кредит 60

— отражен НДС со стоимости поступивших ГСМ.

При учете ГСМ по учетным (плановым) ценам в соответствии с п. 80 Методических указаний по учету МПЗ, их покупная стоимость, а также иные затраты, связанные с их приобретением, учитываются по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60, 20, 23, 71, 76 (Инструкция по применению Плана счетов).

Учетные (плановые) цены — это цены, которые остаются неизменными в течение определенного временного периода (года, квартала, а в случае существенных для организации отклонениях от рыночных цен — и чаще) до момента их пересмотра экономическими службами организации.

В случае если учетными (плановыми) признаются договорные цены, другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов, учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Также к транспортно-заготовительным расходам относят разницы:

— возникающие между фактической себестоимостью материалов, сформированной в текущем месяце, и их учетной (плановой) ценой (при использовании фактической себестоимости материалов в качестве учетной (плановой) цены);

— между договорными ценами и планово-расчетными (при использовании планово-расчетных цен в качестве учетных (плановых) цен);

— возникающие между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы (при использовании средней цены группы в качестве учетной (плановой) цены).

Записью Дебет 10 Кредит 15 отражается принятие к учету материалов, фактически поступивших в организацию, а разница между фактической себестоимостью сырья и его стоимостью в учетных (плановых) ценах отражается в корреспонденции счетов 15 и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (Дебет 15 (16) Кредит 16 (15)). Остаток же по счету 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Таким образом, все затраты, формирующие фактическую себестоимость МПЗ, отражаются по дебету счета 15 и при поступлении МПЗ в организацию они принимаются к учету на счет 10 по учетным (плановым) ценам.

Рассмотрим порядок отражения поступления горюче-смазочных материалов по учетным (плановым) ценам на примере.

Пример 1

ПАО «Альфа» в соответствии с учетной политикой имеет утвержденную калькуляцию (плановые цены) на бензин А-92 в размере 30 руб. (без НДС) за 1 литр. В августе 2015 г. компания приобрела 5000 л по цене 31 руб. (без НДС) и использовала его для заправки автомобильного транспорта и специальной техники. Услуги по доставке материала составили 17 700 руб. (в том числе НДС 18%).

В бухгалтерском учете организации в августе 2015 г. необходимо сделать следующие записи:

Дебет 15 Кредит 60

— 155 00 руб. — приняты к учету поступившие ГСМ на основании расчетных документов поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

— 27 900 руб. — учтен НДС от приобретения ГСМ;

Дебет 15 Кредит 60

— 15 000 руб. — включены в фактическую стоимость ГСМ расходы по доставке;

Дебет 19 Кредит 60

— 2 700 руб. — учтен НДС по услугам на доставку;

Дебет 10 Кредит 15

— 150 000 руб. — приняты к учету ГСМ по учетным ценам (5000 л ±± 30 руб.);

Дебет 68.НДС Кредит 19

— 30 600 руб. — принят к вычету НДС по приобретенным ГСМ и услугам по доставке;

Дебет 16 Кредит 15

— 20 000 руб. — отражено превышение фактической себестоимости ГСМ над учетной ценой ((155 000 + 15 000 – 150 000) руб.);

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44, 91 Кредит 16

— 20 000 руб. — списано превышение фактической себестоимости ГСМ над учетной ценой.

В обратной ситуации (то есть когда имеет место превышение плановой стоимости над фактической), необходимо отразить сторно такой же корреспонденции счетов.

Если в текущем периоде списан не весь объем закупленных ГСМ, необходимо сумму остатка величины отклонения на начало месяца и текущих отклонений за месяц разделить на сумму остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов в течение месяца по учетной стоимости и умножить его на 100. Это значение необходимо использовать при списании отклонения учетной стоимости израсходованных материалов (п. 87 Методических указаний по учету МПЗ). Если величина отклонений не превышает 10% учетной стоимости материалов или если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости) не превышает 5%, сумма отклонений может сразу списываться на счета учета затрат (п. 88 Методических указаний по учету МПЗ).

Учет ГСМ по топливным картам: что такое топливная карта?

Топливная карта – новый способ заправки транспорта без постоянной оплаты топлива. Удобство карт заключается в следующем:

  • Сведения о расходовании бензина хранится на чипе карты в электронной форме;
  • Просмотреть данные об остатке и времени заправки горючего можно в любое время;
  • Карта может оформляться как физическими, так и юридическими лицами;
  • Повышается скорость обслуживания на заправочной станции;
  • При оформлении большего лимита действуют скидки;
  • Отсутствие нужды в отчете по чекам за топливо перед начальством;
  • Упрощение бухгалтерского учета (все данные имеются в личном кабинете владельца карты).

Бухгалтерский учет и проводки по ГСМ в бюджетном учреждении

Бюджетным учреждениям приходится обосновывать целевое расходование средств государственного бюджета. Особенность бюджетного учета затрат на ГСМ – необходимость оформления специальной первичной документации, заполняемой бухгалтером и водителем.

Топливная карта служит одновременно и расчетным, и учетным документом. Согласно нормам закона бюджетные организации обязаны разместить заказ ГСМ путем проведения торгов или без них, но тогда общая сумма заказа должна быть ниже 100 тысяч рублей за квартал. А значит, для доказательства понесенных расходов нужно иметь результаты торгов или документы, подтверждающие расчетную (плановую) стоимость заказа. Организация подготавливает смету с учетом плановых показателей, применяемых при расчете объема затрат на ГСМ, а после их проверки главный распорядитель средств должен утвердить смету.

ГСМ должны тратиться в рамках утвержденных норм, в каждом бюджетном предприятии должен быть внутренний локальный акт о нормах расхода ГСМ. Учреждение вправе вводить отдельные поправочные коэффициенты к нормам затрат горючего, обосновав их применение и доказав производственную необходимость в их установлении.

Бухгалтерия бюджетного учреждения ведет раздельный учет ГСМ в зависимости от направлений их применения на обособленном счете 010503000 “Горюче-смазочные материалы”. Приходуются ГСМ по фактической стоимости. НДС, уплаченный при покупке ГСМ, не включаются в эту стоимость только тогда, когда топливо оплачено из доходов от налогооблагаемой предпринимательской деятельности учреждения и использовано в деятельности, облагаемой налогами.

Бензин и дизельное топливо учитывается по договорной цене в связи с некоторыми особенностями, связанными с крупными закупками данных ГСМ за наличный и безналичный расчет, а также по топливным картам.

Подтверждаем расходы на ГСМ

Форма путевого листа как документа учета утверждена Постановлением Госкомстата России № 78 от 28.11.1997. Отдельные бланки предусмотрены для легкового транспорта, автобусов, грузовых машин и пр. Эти формы обязательны лишь для профессиональных перевозчиков. Непрофильные организации могут разработать свой бланк и отразить его в учетной политике компании как дополнительное приложение с образцом. Минфин России указал на это еще в письме от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214. Для каждой машины оформляется отдельный путевой лист. Максимальный срок его действия – один месяц. В документе следует прописать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для конкретного транспортного средства. Важно помнить, что это первичный документ, он обосновывает факт эксплуатации автотранспорта, поэтому должен быть максимально подробным.

Читайте также:  Выбираем оптимальные размеры комнат: требования и условия для жизни

Учет ГСМ, как и другие участки бухгалтерского учета, предполагает наличие отчетных форм, которые позволят контролировать объемы закупаемого топлива, сравнивать расходы с показателями счетчиков и пр. Непрофильные организации не обязаны составлять какие-то определенные своды, но когда машин на предприятии больше двух, будет проще учитывать затраты, если вести внутреннюю отчетность. Стоит отметить, что выбранные формы отчетности, сроки их оформления и ответственных лиц должен утвердить руководитель отдельным приказом.

Обратите внимание

С развитием технологий активно стало применяться GPS-отслеживание движения. Согласно письму Минфина от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354, распечатку с данными о маршруте допускается использовать для подтверждения расходов на топливо.

Первая из полезных отчетных форм – отчет о движении ГСМ. Составляет его сотрудник, материально ответственный за выдачу топлива, на основании первичных документов: ведомости учета возврата талонов, карточки учета расхода ГСМ, товарно-транспортных накладных, актов, требований и пр. Этим отчетом завершается работа с первичными документами, в нем должны найти отражение Ф. И. О. сотрудника, получающего топливо, виды топлива с указанием единиц измерения, цель выдачи. Важно отметить остаток на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие ГСМ. Основной отчет может сопровождаться приложениями, например, это могут быть приходно-расходные документы. Все бумаги заверяются ответственным лицом. На основе этого отчета бухгалтерия производит расчеты, в том числе и для фискальных органов по налогу на прибыль, и составляет необходимую документацию.

В ведомости учета выдачи ГСМ должно быть отражено все выданное сотрудникам предприятия горючее. Бухгалтерия выписывает ГСМ только после того, как водитель предъявит путевой лист или иной документ – конкретный порядок должен быть установлен в учетной политике. Топливо указывается в литрах, а масла – в килограммах. Итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости. Кроме того, в документе указываются: наименование и марка топлива, сведения о ТС, такие как марка, модель и регистрационный номер, сведения о водителе, а именно: его Ф. И. О. и табельный номер, дата выдачи ГСМ. Водитель и сотрудник, ответственный за выдачу горючего, обязательно должны проверить все данные и заверить ведомость. Одновременно с заполнением ведомости материально ответственный работник должен расписаться в путевом листе. В ведомость вносятся также данные о горючем, которое необходимо во время ремонта и техобслуживания транспортного средства. Основанием для записей будут накладные и лимитно-заборные карты.

Бухгалтерский учет и проводки покупки и списания ГСМ по топливным картам

В бухгалтерском учете горюче-смазочные материалы, купленные по топливной карте, приходуются на счет 10 “Материалы” по фактической себестоимости и без учета НДС. Выделенный в счет-фактуре НДС отражается независимо на счете 19 “НДС по приобретенным ценностям”.

Оприходовано будет горючее в тот же день, когда к фирме перешло право владения на него, поскольку счет 10 предназначен для отображения данных о наличии материалов в собственности компании. Эта дата может быть прописана в договоре. К примеру, датой перехода прав владения на ГСМ может признаваться день фактической оплаты – тогда к счету 10 открываются субсчета “ГСМ в резервуарах поставщика” и “ГСМ в бензобаках автомобилей”.

В этом разделе статьи, руководствуясь нормами Инструкций N N 157н и 174н , рассмотрим, как на счетах бухгалтерского учета отражается приобретение топлива с использованием топливных карт.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Зачастую некоторые бухгалтеры думают, что топливные карты — это денежный документ и их следует учитывать на счете 0 201 35 000. Согласно нормам п. 169 Инструкции N 157н счет 0 201 35 000 «Денежные документы» предназначен для учета различных денежных документов: оплаченных талонов на бензин и масла, на питание и т.п., оплаченных путевок в дома отдыха, санатории, турбазы, полученных извещений на почтовые переводы, почтовых марок, конвертов с марками и марок государственной пошлины и т.п. Исходя из приведенного перечня можно сделать вывод о том, что топливные карты не являются денежными документами. В подтверждение нашей позиции можно привести Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 02-14-10а/1611, из которого следует, что приобретенные карты эмитентов, не являющихся кредитными организациями, предназначенные для получения юридическими лицами, в том числе уполномоченными физическими лицами (держателями карт), предварительно оплаченных товаров, работ, услуг (карты ГСМ), рассматриваются в целях ведения бухгалтерского учета как документы, подлежащие учету в порядке, установленном для учета бланков строгой отчетности. Карты ГСМ, по мнению Минфина, следует учитывать на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».

Учет топлива ведется на счете 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы — иное движимое имущество учреждения».

Пример 1. Бюджетное учреждение заключило договор с поставщиком топлива, по условиям которого учет отпуска топлива на АЗС производится посредством топливных карт. Первоначальная топливная карта изготавливается бесплатно. Повторное изготовление топливной карты в случае ее утраты стоит 420 руб. Учреждение выбрало схему работы топливной карты «электронный кошелек» и перечислило на счет продавца 3840 руб., что соответствует 120 л бензина. По итогам месяца водитель составил и представил в бухгалтерию учреждения авансовый отчет, к которому приложил терминальные чеки (документ, выдаваемый оператором АЗС держателю топливной карты при заправке топливом). Стоимость одного литра бензина Аи95 — 32 руб. Водитель, воспользовавшись топливной картой, заправил автомобиль топливом в течение месяца на 110 л. Операции по приобретению топлива производятся в рамках приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете операции по приобретению топлива отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету изготовленная топливная карта (отражена на материально ответственном лице)

Передана топливная карта водителю

Перечислен аванс поставщику топлива

2 206 34 560

2 201 11 610

Принят к учету отпущенный в течение месяца продавцом бензин. Операция совершается на основании предъявленного водителем бухгалтеру авансового отчета, к которому приложены терминальные чеки, подтверждающие заправку автомобиля топливом, с указанием в них времени, даты, количества заправленных литров. На основании терминальных чеков, которые сверяются с распечаткой продавца топлива, отражающей количество отпущенного в течение месяца бензина, бухгалтер совершает операции по приобретению бензина учреждением

(110 л x 32 руб.)

2 208 34 560

2 302 34 730

2 302 34 830

2 206 34 660

2 105 33 340

2 208 34 660

Для справки. Согласно нормам п. 337 Инструкции N 157н бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 03 в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке (один бланк — один рубль), а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, — по стоимости приобретения бланков. Таким образом, топливная карта может учитываться в учреждении по следующей условной стоимости: одна топливная карта — один рубль.

Пример 2. Продолжим условия примера и предположим, что в конце месяца водитель представил в бухгалтерию учреждения путевые листы, подтверждающие, что им было израсходовано 100 л бензина. Проверив путевые листы, бухгалтер произвел операцию по списанию 100 л бензина на сумму 3200 руб.

Почти все спортивные бюджетные учреждения имеют на балансе или в аренде транспортные средства. При их эксплуатации используются бензин, керосин, мазут, автол, масла, тормозные и другие специальные жидкости (ГСМ).

В случае проверки финансово-хозяйственной деятельности такого учреждения приобретение и расход ГСМ являются объектом пристального внимания контролирующих органов. В данной статье мы рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением и списанием ГСМ.

Приобретение ГСМ может производиться бюджетным учреждением как за наличный расчет, так и в безналичной форме. Если масла, специальные жидкости приобретаются, как правило, за наличные средства, то бензин:

  • за наличный расчет;
  • путем приобретения талонов на заправку ГСМ;
  • путем приобретения ГСМ с использованием пластиковой карточки.

Особенности этих способов мы рассмотрим на примерах ниже.

Учет ГСМ ведется в соответствии с Инструкцией N 25н на счете 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы». Принятие к бюджетному учету производится по фактической стоимости с учетом предъявленных поставщиком сумм НДС (при приобретении за счет бюджетных средств) и без учета НДС (при оплате за счет средств от приносящей доход деятельности, если доход последней подлежит обложению НДС). Аналитический учет ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей. Материально ответственные лица должны вести учет ГСМ в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству. Оприходование топлива и масел отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика, кассовых чеков).

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *