Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать расчет задолженности по алиментам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Обобщение судебной практики рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Одобрено постановлением Президиума
Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2009 № 10
Обобщение судебной практики рассмотрения дел
об оспаривании постановлений должностных лиц
службы судебных приставов, их действий (бездействия)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С 01.02.2008 вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный закон отличается от своего предшественника рядом новелл.
Обновление законодательства об исполнительном производстве внесло существенные изменения в практику арбитражных судов по вопросам его применения, в том числе, в практику рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
Написание настоящего обобщения обусловлено необходимостью определения единых подходов к решению вопросов, возникающих в судебно-арбитражной практике при рассмотрении дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
Порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Статьей 121 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в связи с исполнением исполнительного документа в административном порядке — путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу и в судебном порядке — путем подачи заявления в суд, арбитражный суд.
В связи с этим необходимо отметить, что в силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации лицо, избравшее административный порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), не лишается возможности обратиться в суд.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обжаловать в административном и судебном порядке постановления, действия (бездействия) не только самого судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов.
Подведомственность и подсудность дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Рассмотрением дел по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) занимаются как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции (ст. 329 АПК РФ, ст. 441 ГПК РФ).
Подведомственность указанных дел определяется частью 3 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» путем исключения из компетенции суда общей юрисдикции, а именно, все заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.
Такие случаи перечислены в части 2 указанной статьи Закона, согласно которой заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (имеется ввиду ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Подведомственность заявлений, подаваемых в рамках сводного исполнительного производства, в котором исполняются решения как арбитражных, так и судов общей юрисдикции, на наш взгляд, должна определяться с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», согласно которым, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции. Указанные разъяснения, данные применительно к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» 1997 года, в полной мере соответствуют положениям Федерального закона «Об исполните��ьном производстве» 2007 года (ч. 3 ст. 128).
Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дела об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) подсудны арбитражному суду или суду общей юрисдикции, в районе деятельности которого они исполняют свои обязанности. Представляется, что под районом деятельности следует понимать место нахождения соответствующего подразделения судебных приставов.
Правовая природа дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и порядок их рассмотрения судом
Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.
Служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах», п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов).
Из взаимосвязанных положений статьи 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О судебных приставах» следует, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе в Федеральной службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов.
Соответственно, дела по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Следовательно, рассмотрение арбитражным судом данных дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1 ст. 329 и ч.1 ст. 197 АПК РФ).
Способы обжалования постановления пристава исполнителя
Законодательством определен порядок, в котором осуществляется обжалование постановления судебного пристава исполнителя. Причины для подачи жалобы могут быть разными, часто граждане не согласны с решением об аресте имущества (обычно это связано с исками от кредиторов: банки, частные лица и пр.). Возникают вопросы об исключении из описи имущества или освобождения из под ареста недвижимости, на регистрационные действия по которой наложен запрет.
Данная процедура должна проходит в строгом соответствии с законом, и если какие-то пункты были нарушены, у человека есть полное право на обжалование постановления пристава исполнителя. Как пример: в акт могло быть включено имущество, которое не находится в собственности должника, в этом случае нужно обращаться с жалобой, требуя исключить указанные вещи из акта описи.
Как отменить постановление о возбуждении исполнительного производства?
Зачастую бывают случаи, когда лицо узнает, что в отношении него возбуждено исполнительное производство, хотя на самом деле долговых обязательств перед взыскателем у него не имеется.
Данное обстоятельство может возникнуть ели долг ликвидирован внесудебном порядке, однако взыскатель, преследуя цель повторной «наживы» взыскивает с последнего денежные средства.
В данном случае при обжаловании решения следует отразить информацию о ликвидации задолженности и приложить к данной жалобе соответствующие документы.
Менее распространены случае вынесения постановления ввиду технической ошибке о взыскании денежных средств с совершенно постороннего лица, при этом последнее узнает об этом, когда в отношении последнего приставом инициируется принудительное взыскание.
При таком случае необходимо в жалобе максимально подробно изложить какую техническую ошибку допустил пристав, изложить основания, по которым Вы не согласны с обжалуемом постановлением, а также подтвердить, что вы не являетесь должником по данному исполнительному производству.
В части технических ошибок зачастую хватает административного порядка обжалования вышестоящему должностному лицу, однако сохраняются случаи, когда в данной ситуации может разобраться только суд.
Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности
1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
11. Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов подается судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, по которому вынесено такое постановление. В случае обжалования постановления Федеральной службы судебных приставов об отказе в возбуждении исполнительного производства жалоба подается старшему судебному приставу указанного в таком постановлении подразделения судебных приставов.
2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.
21. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава Российской Федерации.
3. Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.
Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
1. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Заявление об оспаривании постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
4. Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Как правильно оформить жалобу?
Если человек не согласен с действиями ФССП, у него есть возможность обжаловать незаконные действия. В то же время необходимо четко определить, на что исполнительные службы имеют право, а на что нет.
В случае нарушений необходимо правильно составить претензию и направить ее на рассмотрение в соответствующие государственные органы. Если все правила, включая сроки, соблюдены, ответ не заставит себя ждать.
Чтобы правильно подать жалобу на судебных приставов, не обязательно искать образец.
Заявление оформляется произвольно, достаточно следовать нескольким простым правилам:
- В заявлении должны быть указаны данные лица, против которого подается иск. Указывают имя и должность ответчика.
- Подавая жалобу на такое должностное лицо, стоит указать в мельчайших подробностях обстоятельства, при которых были нарушены права участников процесса.
- При подаче жалобы на судебного работника в прокуратуру необходимо предоставить письменные доказательства того, что противоправные действия действительно были совершены. Стоит также указать на нормативные акты, регулирующие незаконность этой деятельности.
- Предмет жалобы. Стоит указать, что вас не устраивает, например, грубое обращение должностных лиц.
- Фамилия, инициалы и место жительства лица, написавшего жалобу судебному исполнителю. Анонимные заявления не рассматриваются и результаты не сообщаются.
- Ваши требования (восстановить свои права, принятие конкретных мер наказания и т.п.).
- Физические лица могут не прикладывать к жалобе документы, подтверждающие нарушение закона. Но если они есть, это будет способствовать быстрому рассмотрению дела, без искажений и перекрученных фактов.
- Дата, подпись. Недописанные жалобы с отсутствием подписи не принимаются и тем более не рассматриваются.
На какие действия вы вправе подать жалобу?
Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:
- Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
-
Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.
-
Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.
-
Вымогательство и шантаж, требование взятки.
-
Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.
Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:
- Нарушение правил наложения ареста на имущество.
-
Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.
-
Несвоевременная оценка и реализация имущества.
-
Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.
-
Неэффективность розыска должника и его имущества.
-
Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.
Жалоба в порядке подчиненности
Обращение в вышестоящую инстанцию – основной способ обжалования. Правда, его использование или отказ от процедуры не препятствуют судебной защите. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев первично жалоба подается именно таким образом – это быстрее и проще. А далее вопрос решается уже в зависимости от принятого вышестоящей инстанцией решения.
При подготовке и подачи жалобы следует учитывать:
- Правило подчиненности означает необходимость обращения к тому должностному лицу, в подчинении которого находится пристав, принявший решение, или утвердившее это решение должностное лицо.
- На усмотрение заявителя жалоба подается либо напрямую в вышестоящую инстанцию, либо через пристава, который вынес постановление. В последнем случае пристав обязан перенаправить жалобу в течение 3-х дней.
- Если заявитель ошибся с инстанцией направления жалобы, лицо, ее получившее, обязано самостоятельно направить обращение уполномоченному для его рассмотрения должностному лицу. На это отводится также 3 дня.
- Жалобу можно отозвать в любой момент, пока она не рассмотрена и по ней не принято решение.
- Срок рассмотрения жалобы – 10 дней, но он может быть продлен.
- Если жалобы одновременно поданы и в ФССП, и в суд, рассмотрение обращения по линии ФССП приостанавливается до вынесения судебного решения.
- В принятии жалобы могут отказать, если, в частности, ее рассмотрение возможно исключительно в судебном порядке, не соблюдены обязательные требования к жалобе или по предмету жалобы уже принято судебное решение.
Обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства
Можно ли обжаловать исполнительный лист, — часто задают вопрос должники? Обжаловать можно решение о возбуждении дела, а не сам исполнительный документ. Любое решение, которое принимает должностное лицо службы приставов, должно облекаться в законную форму. В рассматриваемом случае выносится постановление. В постановлении о возбуждении дела указывается определенная информация:
- Наименование органа, который выпустил документ для взыскания
- Информация о сторонах процесса – должнике и взыскателе
- Размер денежной суммы, которую надлежит взыскать с гражданина
- Указания для должника
- Порядок обжалования постановления.
Тому, кто должен, будет предложен срок для добровольного исполнения. Если платежей в этот срок не будет, пристав приступит к принудительному взысканию. Об этом тоже предупреждается должник. Также ему будет предложено представить в службу приставов информацию об имуществе, собственником которого он является.
На рассмотрение претензий должника, как в порядке подчиненности, так и судом, законом отводится 10 дней. В первом случае старший пристав должен рассмотреть эти претензии и дать обоснованный и мотивированный ответ. Естественно, в письменной форме. Результат рассмотрения может быть двояким. Либо все остается без изменений, либо старший пристав принимает решение об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.
Итогом судебного разбирательства также будет два варианта. Либо суд признает претензии должника необоснованными, либо сочтет, что пристав действительно поступил незаконно.
В первом случае у административного истца остается право оспорить решение. Если он решил воспользоваться этим шансом, опять придется готовить жалобу, на этот раз апелляционную. Особых требований к ее составлению нет. Главное, чтобы она содержала наименование самого суда, данные непосредственных участников, номер дела, а также формулировку просьбы к суду.
Важно знать, что пакет документов не нужно нести в вышестоящий суд. Все подается туда, где было принято решение. Этот суд сам направит материалы дела по необходимому адресу.
И это судебное заседание может пройти, как с участием заявителя, так и без него. Судебная инстанция вполне может прислушаться к доводам апелляционной жалобы. В этом случае решение будет отменено и принято новое. Либо жалоба останется без удовлетворения.
Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей
Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст.
5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.
В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.
В силу ч. 1, 8 ст.
30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.
Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.
Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).
В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.
- Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.
- Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:
- — пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;
— отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении требований по указанному основанию.
При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верхов��ого Суда РФ № 2 от 10.02.
2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
- — отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- — обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.
- Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.
Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.
Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству.
В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Что приложить к жалобе
К жалобе приложите:
- документ о полномочиях на подписание жалобы. Если ее подписал руководитель, приложите заверенные копии протокола или решения о его назначении и устава. Если доверенное лицо – доверенность с полномочием на обжалование постановлений и действий (бездействия) пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (п. 3 ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 124, п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, п. п. 3.4, 5 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб);
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба. Например, пристав отказал в возбуждении исполнительного производства из-за того, что вы предъявили исполнительный лист не по месту совершения исполнительных действий. Однако вы пояснили в заявлении, что обращаетесь по адресу филиала должника, который указан в его лицензии, и это единственно известное вам местонахождение его имущества (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона об исполнительном производстве). В этом случае к жалобе нужно приложить копии заявления, постановления об отказе и лицензии должника.
Закон не требует прикладывать подобные документы, но это может ускорить рассмотрение жалобы. Если их не будет, а вышестоящий пристав при рассмотрении решит, что они все же важны, он запросит их. И пока он не получит эти документы, срок рассмотрения приостановится, но не более чем на 10 дней (ч. 3 ст. 124 Закона об исполнительном производстве);
- ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, если вы его пропустили (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве). Этот документ нужно приложить, если вы не включили ходатайство в текст жалобы.
Рассмотрение жалобы прокуратурой
Если предпочитает гражданин обращаться с заявлением в прокуратуру, то разбирательство реализуется в последующих действиях:
- передается в прокуратуру правильно составленная жалоба;
- она рассматривается в течение 30 дней;
- изучаются все документы, имеющие отношение к конкретному делу;
- выявляется факт незаконных действий или бездействия со стороны конкретного пристава;
- если обнаруживается, что действительно были нарушены права или интересы заявителя, то привлекается исполнитель к ответственности;
- дополнительно сотрудник прокуратуры может вносить представления, отменять решения пристава, требовать от него выполнения конкретных действий или объявлять предостережения;
- устраняются прокурором нарушения.
Не имеют права судебные приставы-исполнители не удовлетворять требования прокурора. О результатах принятых мер сообщает пристав прокуратуре. На основании полученной информации составляется письменный ответ на заявление. Поэтому за счет обращения в эту организацию можно ожидать, что в течение месяца будут выполнены многочисленные действия, обеспечивающие защиту прав заявителя.
Какие действия подлежат обжалованию
Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:
- если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
- провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
- истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
- временно ограничил право выезда за пределы страны;
- необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.
И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.
Нюансы обжалования у старшего пристава
Наиболее часто происходит обжалование действий и бездействия судебного пристава-исполнителя у его руководителя. Для этого составляется заявление на имя старшего пристава регионального отделения службы. Процесс делится на этапы:
- составляется жалоба, передающаяся старшему приставу;
- в течение 10 дней специалист изучает заявление и приложенные к нему документы;
- проводится служебная проверка;
- если действительно выявляются незаконные действия со стороны исполнителя, то руководство принуждает его выполнять те или иные мероприятия;
- наиболее часто после такого обращения накладывается арест на имущество должника или снимается обременение, если оно было наложено незаконным способом.
Заявитель получает письменный ответ, в котором указывается, какие меры были предприняты старшим приставом. Образец жалобы на судебного пристава-исполнителя можно изучить ниже.
Недостатки и плюсы судебного разбирательства
Существует много преимущества обращения с заявлением в суд. К плюсам относится:
- в исковом заявлении можно указать необходимость взыскания компенсации за нанесенный моральный ущерб;
- действия пристава могут признаваться незаконными, после чего он привлекается к ответственности, поэтому теряет часть своей зарплаты и уплачивает значительные штрафы;
- практика показывает, что если у истца действительно имеются доказательства халатности пристава, то суд часто удовлетворяет все его требования.
Обращение в суд имеет не только положительные параметры, но и некоторые недостатки. К минусам относится:
- суд не может заставить пристава выполнять те или иные конкретные действия;
- не устанавливается срок, в течение которого должны реализоваться определенные действия;
- суд может только признать, что действия исполнителя являются незаконными, после чего он привлекается к ответственности.
Поэтому целесообразно сначала попробовать решить вопрос с помощью прокуратуры или руководителя службы приставов, а только в крайнем случае подавать иск в суд.