Основания для отказа в государственной регистрации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для отказа в государственной регистрации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.

Если вы уверены, что ФНС отказала вам незаконно, обжалуйте решение в 3-х месячный срок. Сначала подаете жалобу в вышестоящую инспекцию, которая должна ответить вам в течение 15 рабочих дней. Если ответ вас не устроит, можете писать жалобу в Центральный аппарат ФНС. Последней инстанцией в этом списке будет суд.

Образец заявления жалобы на отказ в регистрации ООО

В Арбитражный суд Свердловской области

Заявитель: С.

адрес: г. Екатеринбург, ул. Агрономическая

Заинтересованное лицо:

Инспекция Федеральной налоговой службы

по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга

адрес: 620062 г. Екатеринбург, ул. Хомякова, 4

Заявление

об обжаловании отказа в государственной регистрации юридического лица

Учредителями общества с ограниченной ответственностью протоколом № 1 общего собрания учредителей принято решение об учреждении ООО с определением его местонахождения: г. Екатеринбург, ул. Репина.

Учредителем общества в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга представлено заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица – общества при создании. Подпись учредителя, которым подтверждена достоверность сведений, представленных в регистрирующий орган, засвидетельствована нотариально. В заявлении указан адрес места нахождения юридического лица, соответствующий адресу, указанному в протоколе общего собрания учредителей. Одновременно с заявлением в уполномоченный орган представлены документ об уплате государственной пошлины, протокол о создании юридического лица, устав. Документы налоговым органом были приняты, присвоен входящий номер 3644.

Решением ИФНС по Верх – Исетскому району г. Екатеринбурга заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица по следующим основаниям:

  1. В документах, представленных для государственной регистрации, отсутствует указание на конкретное помещение 3-х этажного административного здания, что не позволяет точно идентифицировать место нахождения юридического лица и в дальнейшем осуществлять связь с ним.
  2. В связи с тем, что учредителями юридического лица выступают два физических лица, то они в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должны выступать заявителями при государственной регистрации. Представленное заявление о государственной регистрации юридического лица подписано только одним из учредителей.

Обзоры ФНС по отказам в регистрации

Каждый квартал Федеральная налоговая служба рассылает в налоговые инспекции обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В них приводятся реальные судебные дела, где заявители, в том числе, обжаловали отказ в регистрации юридического лица, но безуспешно. Приведем несколько примеров.

1. Дело №А40-185135/16. В заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункт 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс. При этом заявитель считал решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, потому что почтовый индекс был указан в гарантийном письме. Соответственно, по его мнению, налоговая инспекция могла самостоятельно внести недостающие сведения об адресе.

Суды всех инстанций признали правоту регистрирующего органа, потому что обязанность по правильному и полному заполнению заявления лежит на заявителе. Налоговая инспекция не обязана исправлять документы с неполными или недостающими данными.

2. Дело № А03-10637/2016. В этом деле отказ в регистрации ООО был вызван особенностями заявителя-физического лиц. Ранее заявитель являлся участником другого общества с ограниченной ответственностью с долей уставного капитала в размере 50%. Это юридическое лицо имело перед бюджетом задолженность, признанную безнадежной, и исключено из ЕГРЮЛ. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок с даты исключения из ЕГРЮЛ общества, где заявитель был участником.

3. Дело № А60-12861/2016. В нарушение требований закона «Об ООО» решение единственного учредителя не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала, а также размере и номинальной стоимости доли учредителя. В результате решение было расценено налоговой инспекцией, как непредставленное, а пакет документов, обязательных для регистрации, – неполным.

4. Дело № А73-9914/2016. Отказ в регистрации ООО был вынесен заявителю, который ранее являлся учредителем и/или руководителем нескольких юридических лиц. При этом установлено, что шесть из них были исключены из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившие свою деятельность. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок исключения этих организаций из реестра. Кроме того, две компании, где заявитель был руководителем, имели задолженность, безнадежную к взысканию, на суммы 3,8 и 2,2 млн рублей.

Причины отказа в регистрации ООО

1. В поданных документах выявлены ошибки. Имеются в виду не только фактические ошибки (например, несоответствие сведений в учредительных документах действительной информации), но и грамматические ошибки (например, несоблюдение правил сокращений), просто опечатки. Обязательно проверьте реквизиты в квитанции на оплату госпошлины.

2. Сформирован неполный пакет документов. Сотрудник регистрирующего органа, принимающий от вас документы, не обязан проверять комплектность пакета документов. В его обязанности только входит удостовериться в заполнении заявления по форме Р11001 и уплате госпошлины.

3. Ошибка нотариуса. При получении отказа в регистрации ООО, ошибка может возникнуть не только по вашей вине. В обязанности нотариуса входит проверка пакета документов, в том числе на отсутствие ошибок. В прочем, регистрирующий орган не волнует по чьей вине возникла ошибка, отказ получаете вы, а значит несете риск потери уплаченной госпошлины и времени на исправление ошибок в документах.

4. Адрес массовой регистрации. Если юридический адрес ООО, указанный в документах на регистрацию, является массовым и находится в черном списке ИФНС – вам однозначно откажут. Выбирая такой адрес, в качестве юридического адреса компании, будьте готовы к негативным последствиям в виде отказа в государственной регистрации ООО.

5. Руководитель организации находится в черном списке ФНС. Аналогично отказу по причине использования адреса массовой регистрации. Законодательством не ограничивается количество компаний, в которых может быть один и тот же руководитель, но при этом, есть риск попасть в список «массовых руководителей» и получить отказ в регистрации ООО.

Комментарий к статье 51 ГК РФ

1. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (см. ст. 3 Закона об общественных объединениях). При этом право общественного объединения существовать без государственной регистрации не распространяется на политические партии, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 15 Закона о политических партиях.

2. Комментируемая статья предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК).

Читайте также:  30.10.2022 Выплата алиментов на детей 2023 года — последние новости

Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (ныне ФНС России) (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (в ред. от 16.09.2003) ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

———————————
СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1872; N 33. Ст. 3222; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667.

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

На основании предоставленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным .

———————————
Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение способности (см. ст. 49 ГК). В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК). См. также п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (в ред. от 13.12.2005) .

———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.

В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, ТПП (см. Законы о банках, об общественных объединениях, о профсоюзах, о политических партиях, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 29.06.2004) , Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) ).

———————————
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2004. N 27. Ст. 2711.
Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается ЦБ РФ; решение о государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, ТПП принимается Минюстом России или его территориальным органом. На основании принятого решения органами МНС России осуществляется внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации соответствующего юридического лица, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.

Государственная регистрация профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, который не предполагает принятия решения о государственной регистрации. Для государственной регистрации профсоюзных организаций в органы юстиции предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии документов, необходимых для регистрации. Соответствующий орган юстиции направляет указанные документы в МНС России, которое на основании представленных документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации соответствующей профсоюзной организации (см. ст. 8 Закона о профсоюзах).

4. Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующий орган не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Специальные основания отказа в государственной регистрации юридических лиц устанавливаются федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида (кредитных организаций, общественных объединений и др.).

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации).

5. Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (см. ст. 49 ГК).

Отказ в регистрации политических партий

Нельзя признать корректными и основания для отказа в регистрации политических партий. Как и для большинства некоммерческих организаций, в п. «а» ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» названо такое основание, как противоречие устава политической партии Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам. Что же касается иных документов, представляемых на регистрацию, то отказ возможен только при их противоречии требованиям Федерального закона «О политических партиях» (п. «г» ч. 1 ст. 20). Таким образом, противоправность документов как основание для отказа в регистрации этого вида юридических лиц закреплена, но предмет проверки ограничен нормами Федерального закона «О политических партиях».

Помимо этого Закона важные требования к некоммерческим организациям и их документам предъявляются и иными нормативными актами, в том числе Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и т.п.

В связи с этим наиболее правильной представляется формулировка основания для отказа в государственной регистрации, закрепленная в абз. 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: если «устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны». Чтобы снизить возможность административных барьеров со стороны государственных органов, было бы верно уточнить данную формулировку указанием на возможность отказа в государственной регистрации при несоответствии документов не законодательству Российской Федерации, а федеральным законам.

С 15 июля 2019 года в Санкт-Петербурге регистрирующий орган (МИ ФНС РФ №15 по Санкт-Петербургу) отказывает в регистрации практически всех ООО. Согласно данным госреестра, в июне 2019 года было зарегистрировано 2114 обществ с ограниченной ответственностью, с 1 по 15 июля — 960 компаний, а с 15 по 26 июля — всего 140. При этом, за такой же период (последние две недели июля) 2018 года было зарегистрировано 1178 предприятий.

Читайте также:  Специальный страховой и специальный трудовой стаж

В качестве основания для отказа МИ ФНС №15 приводит такой аргумент: заявление о государственной регистрации содержит недостоверные сведения в части намерения заявителя осуществлять реальную хозяйственную деятельность, а также отклонение действий заявителя от добросовестного поведения, ожидаемого от участников соответствующих правоотношений (злоупотребление правом ст. 10 ГК РФ).

Другими словами, должностные лица МИ ФНС №15 прямо обвиняют предпринимателей в непорядочном поведении, недобросовестности и попытке обмана.

Чаще всего в регистрации ООО инспекция отказывает из-за проблем с документами. Однако именно от отказа по этой причине проще всего застраховаться. Если вы подаете документы на регистрацию в налоговую, инспектор сразу их проверит и укажет на недочеты. Иногда незначительные нарушения можно устранить прямо в инспекции и подать в тот же день. Учтите, что этой возможности не будет, если вы подаете документы другим способом — через МФЦ, по почте или в электронном виде.

В регистрации ООО могут отказать по следующим причинам:

  1. Проблемы с юридическим адресом. Самая частая претензия инспекторов — это адрес массовой регистрации, проверьте свой адрес по базе на сайте ФНС и, если обнаружите его в списке таких адресов, будьте готовы доказывать, что адрес не фиктивный. Если вы арендуете юридический адрес без помещения и выяснили, что он в черном списке инспекции, лучше его сменить до регистрации. Другие возможные проблемы — это адрес несуществующего, разрушенного или недостроенного здания, госучреждения и т.п.
  2. Вид деятельности, которым вы не вправе заниматься. Для ООО запрещены операции с авиационной и военной техникой, химическим оружием, взрывчатыми веществами, некоторой пиротехникой, частная охранная деятельность, работы в сфере промышленной безопасностью и пр. Если вы сомневаетесь, разрешена ли выбранная вами сфера для ООО, уточните это в инспекции заранее
  3. Руководитель или учредитель не имеют права вести предпринимательскую деятельность. Учредителями ООО не могут быть государственные и военнослужащие, несовершеннолетние граждане и компании на стадии ликвидации. Кроме того, запрет на ведение бизнеса может быть наложен судом. Полный список требований к учредителям и директорам можно посмотреть в ст. 23 Закона «О государственной регистрации». Некоторые из возможных оснований для отказа можно устранить и подать документы на регистрацию заново: например, уволиться с госслужбы или получить судебное решение о полной дееспособности несовершеннолетнего.
  4. Несоответствие названия компании закону. Отказать в регистрации могут, если название содержит нецензурные и аморальные выражения, в нем есть названия государств или госорганов, фигурирует слово «Олимпиада» и есть иностранные заимствования. Учтите, что если вы выбрали название на иностранном языке, обязательно должно быть и полное наименование на русском
  5. Нарушение порядка подачи документов. Обычно это неправильно выбранная инспекция (уточняйте заранее, какая налоговая будет для вас регистрирующей) и неправильно подписанное или заверенное заявление. Учтите, что заявление на регистрацию должны подписать все учредители в присутствии инспектора. Если кого-то из учредителей нет в момент подачи заявления, его подпись нужно заранее заверить у нотариуса
  6. Недочеты в документах:
    • Ошибки, опечатки и исправления в заявлении Р11001
    • Недействительный бланк. Используйте тот, который установлен Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020 г.
    • Неполный пакет документов. В обязательном порядке нужно подать устав, заявление, решение или протокол о создании ООО, оплаченную квитанцию
    • Неправильно оплаченная пошлина. Внимательно проверяйте реквизиты для оплаты, они должны относиться именно к вашей инспекции или МФЦ. Если учредителей несколько, каждый оплачивает свою часть пошлины

Что не может выступать основанием для отказа в регистрации юридического лица

Следует учесть, что основаниями для отказа в регистрации юридического лица не могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие судебного спора или третейского разбирательства по вопросам, связанным со сведениями, подлежащими внесению в ЕГРЮЛ, о размере доли в уставном капитале юрлица или ее принадлежности конкретному лицу (п. 1.1 ст. 23 закона «О госрегистрации»);
  • отсутствие у юрлица разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников (п. 1.3 письма ФНС России «О направлении Обзора…» от 11.10.2017 № ГД-4-14/20509@, далее — Обзор);
  • проживание руководителя юрлица в ином иностранном государстве (п. 1.5 письма № ГД-4-14/20509@);
  • наличие сомнений в достоверности указанных в заявлении сведений в отсутствие у регоргана на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации юрлица достаточных доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении указаны недостоверные сведения об участнике такого юрлица (п. 1.6 Обзора), и др.

Другой комментарий к Ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. С целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона предусмотрена государственная регистрация юридических лиц, порядок которой определяется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Во исполнение ст. 2 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667) установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство по налогам и сборам (которое в соответствии с абз. 1 п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) преобразовано в Федеральную налоговую службу).

2. Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица, а в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

Читайте также:  Программа переселения соотечественников в 2022 году

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика с указанием даты постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхования:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Сведения, указанные в пп. «м», представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений, за исключением тех, которые указаны в пп. «м», обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Содержащийся в ст. 5 указанного Закона перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 этого Закона запрещается требовать предоставления документов, не предусмотренных Законом.

Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.

3. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

4. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (ст. 11 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586) утверждены форма свидетельства о государственной регистрации юридического лица, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, форма свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

5. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ.

Когда могут отказать в регистрации юридического лица

Полный список случаев, когда возможен отказ в регистрации юридического лица, представлен в п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Среди возможных случаев можно выделить следующие спорные варианты:

  1. Не предоставление, установленных законодательством, документов.

    Довольно часто налоговые службы ссылаются на этот пункт. Свое решение они мотивируют тем, что, несмотря на то, что представлены все документы, в них представлены сведения, которые не соответствуют установленным требованиям;

  2. В заявлении присутствует недостоверная информация об адресе юридического лица.

    В основном такая ситуация может возникнуть, если в заявлении указан адрес, который отмечен в базе налоговиков как адрес массовой регистрации.

Когда причина – ошибки заполнения документов

Очень часто отказ в регистрации ООО вызван совершенно простыми причинами, устранить которые не сложно.

Причины ошибок при составлении документов В чем заключаются
Невнимательность · опечатки, ошибки в правописании в заявлении;

· неверное указание адреса;

· ошибки в кодах;

· неверно отраженные паспортные сведения

Несоблюдение требований · не представлены все необходимые документы;

· заявление на регистрацию подписано лицом, которое не уполномочено на регистрацию ООО;

· бланк заявления устарел;

· не все обязательные сведения внесены в документы.

Нарушение сроков даты подписания заявления не соответствуют дате принятия решения или подачи документов
Непоследовательность · отсутствие в документах подписей, печатей или нотариального заявления в случае, когда это обязательно по закону;

· заполнение заявления разными чернилами или частично от руки, а частично на компьютере;

· неправильное оформление документов, состоящих из более чем 1 листа (листы не прошиты, не пронумерованы);

· ошибки в квитанции на оплату госпошлины (в названии ООО, реквизитах и т.д.)

Тщательная проверка пакета регистрационных документов на предмет грамматических ошибок, опечаток, соблюдения правил оформления многократно снижают вероятность отказа со стороны налоговых органов в выполнении этого действия.

Недостоверные сведения не повод для отказа в регистрации

Недостоверные сведения о местонахождении общества, содержащиеся в представленных на госрегистрацию учредительных документах, не являются основанием для отказа в госрегистрации юридического лица и не влекут безусловной недействительности такой регистрации (Определение
ВАС РФ от 14.09.2009 № ВАС-12253/09).

Интересный прецедент создан налоговым органом по Курганской области, который попытался признать недействительным решение нижестоящей инспекции о госрегистрации изменений в учредительные документы организации. В качестве обоснования законности требований налоговики использовали выявленные в процессе проверки недостоверные сведения о местонахождении организации. Первые две судебные инстанции поддержали налоговый орган. Организацию наверняка исключили бы из ЕГРЮЛ, если бы она не продолжила отстаивать свои права в более высоких судебных инстанциях.

По мнению налоговиков, внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о месте нахождения организации нарушает права налогового органа, предусмотренные ст. 31, 82 и 83 Налогового кодекса РФ, на осуществление налогового контроля. Кроме того, нарушаются права граждан, организаций, иных лиц на получение достоверной информации, содержащейся в реестре, что создает угрозу их интересам в сфере экономической деятельности. В связи с этим решение о регистрации следует признать недействительным.

ВАС РФ не согласился с такой позицией и поддержал организацию. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) место нахождения общества определяется местом его госрегистрации, которая осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган вместе с иными документами, определенными названным законом, подается подписанное заявителем заявление, в котором помимо всего прочего подтверждается достоверность сведений, содержащихся в представляемых документах. Если на регистрацию поданы все документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в ст. 23 Закона о регистрации, оснований для отказа в регистрации нет. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *