Права и обязанности сотрудника ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности сотрудника ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На уровень зарплаты сотрудника ГИБДД, а также льготных начислений влияет занимаемая должность и стаж. Определяется также, насколько опасен его труд. Для этого был разработан специальный документ, раскрывающий подробности размера социального обеспечения служащих в Госавтоинспекции.

Что обязан сделать сотрудник ДПС при оформлении ДТП?

  1. Инспекторы ДПС обязаны оперативно прибыть на место аварии.
  2. Осмотреть участников и пострадавших. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших в медучреждения. При необходимости оказать первую медицинскую помощь до прибытия медиков.
  3. Они обязаны объективно и непредвзято разобраться во всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. Найти свидетелей, записать их данные.
  4. Если ожидается прибытие естественно-оперативной группы, они обязаны обеспечить присутствие водителей и пострадавших на месте.
  5. Принять меры по сохранению и фиксации вещественных доказательств, которые имеют отношение к ситуации.
  6. Организовать объезд или следить за ситуацией на дороге, регулируя движение автомобилей.
  7. Если один из участников скрылся, выяснить направление его движения, характеристики автомобиля и передать эту информацию дежурному.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Этот документ оформляется в конце, когда предыдущие уже готовы. Обязанности инспектора ДПС при оформлении ДТП на этой стадии заключаются в принятии решения на основании данных и в строгом соответствии с ПДД о том, кто является виновной стороной. Протокол выписывают на имя виновного и вручают ему копию. Другому участнику она не вручается. В документе отображается, какой пункт ПДД был нарушен, и обосновывается этот вывод.

Если участника ДТП обвиняют в происшествии, но он с этим не согласен, он может:

  • не подписывать протокол (тогда понятые докажут, что обвиняемый отказался его подписывать);
  • подписать, но на обороте или на отдельном листе изложить свою версию произошедшего, обосновывая, почему он так считает.

В последнем случае, перед тем как подписать документ, нужно зачеркнуть «подпись нарушителя» и написать вместо этого «подпись водителя».

Кроме этого, если, по мнению участника ДТП, обязанности инспектора ДПС при составлении протокола или иных действий не были соблюдены в должной мере, его решение обжалуется у вышестоящего начальника. А дальше, если необходимость останется, — в суде. Однако стоит иметь в виду, что неправомерность действий сотрудника ДПС участнику ДТП придется доказывать. По сути, он должен запастись убедительными аргументами, которые будут свидетельствовать об ошибочности принятого инспектором решения.

Читайте также:  Можно ли не платить штрафы ГИБДД

Кто из полицейских имеет право остановить ТС?

Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.

Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.

Остановка инспектором ДПС

Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.

Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.

Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.

Кто еще может останавливать автомобиль?

В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.

Относительно недавно в отечественной системе правоохранительных органов появилась новая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Большинству она известна под сокращенным названием Росгвардия. Она была создана весной 2016 года на базе внутренних войск федерального МВД. Это военизированная государственная организация.

Перечень задач сотрудников Росгвардии достаточно обширен, не все знают, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. К основным задачам этого подразделения относится обеспечение общественного порядка на улицах России, поддержание территориальной целостности российского государства, контроль за работой вневедомственной охраны, регулирование оборота оружия, деятельности частных охранных предприятий.

Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.

Последствия уничтожения протокола

Многие автомобилисты считают, что можно избежать наказания, попросту уничтожив протокол. Мол, если нет документа, который фиксирует нарушение, то доказать факт случившегося невозможно. Однако это не так.

Нужно понимать, что на руки водителю выдаётся копия протокола. Если он согласен с тем, что нарушил ПДД, и собирается оплатить штраф — хранить протокол вовсе не обязательно. А вот для обжалования решения сотрудника ГИБДД могут понадобиться данные, которые указаны в протоколе. Но даже если удастся уничтожить оригинал документа, не стоит забывать, что данные о нарушении вносятся в электронную базу. Для назначения и взыскания штрафа бумажная версия протокола не потребуется.

Также уничтожение протокола может быть расценено как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП РФ), что влечёт наказание в виде штрафа от 2000 до 4000 ₽, либо арест до 15 суток, либо исправительные работы до 120 часов.

Сотрудник дорожной полиции может остановить вас по следующим причинам:

  • нарушение правил дорожного движения;
  • наличие данных о том, что водитель или пассажиры причастны к совершению какого-либо преступления;
  • если у инспектора есть ориентировка, что похожая машина находится в угоне или разыскивается;
  • чтобы попросить водителя и пассажиров дать показания по поводу ДТП, свидетелями которого они перед этим стали, или выступить в качестве понятых;
  • наименее приятная для автомобилиста причина — инспектору необходимо воспользоваться машиной, например, для погони за нарушителем;
  • на конкретном участке дороги необходимо временно перекрыть движение;
  • предоставить свободный проезд автомобилям специальных служб;
  • чтобы попросить оказать помощь ему или участникам аварии;
  • при проведении каких-либо плановых проверок и специальных мероприятий (акция «трезвый водитель», перевозка лиц, находящихся в розыске, и т. д.).
Читайте также:  Договор передачи жилого помещения в собственность (Договор приватизации)

Иногда инспектор вынужден прекратить движение водителя для его же безопасности — если по ходу следования произошло обрушение дорожного полотна, на трассу упало дерево, произошло серьезное ДТП, перекрывшее движение, или другая чрезвычайная ситуация.

Как вести себя с сотрудником ГИБДД

Как вести себя с сотрудником ГИБДД

Многие автолюбители периодически задумываются на тему «как вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД». Вроде бы не хочется лишний раз вступать в конфликт, но в тоже время не хочется выполнять требования сотрудника ГИБДД, которые не основаны на законе. Между тем такие неправомерные требования могут выдвигаться сотрудником ГИБДД.

Чтобы не быть голословными, давайте перечислим некоторые неправомерные требования со стороны инспекторов, которые могут встретиться любому автолюбителю:

— требование продуть в алкотестер без составления инспектором каких-либо документов;

— требование предоставить сотруднику ГИБДД документы, которые водитель не обязан предъявлять;

— беспричинное требование к остановке транспортного средства;

— требование выйти из автомобиля;

— остановка автомобиля в месте, где это запрещено ПДД;

— требование проехать на медицинское освидетельствование без предложения освидетельствование с помощью алкотестера и т. д.

Как вести себя с сотрудником ГИБДД, чтобы при остановке автомобиля он не выдвигал необоснованные требования, а действовал в строгом соответствии с законом? И как вести себя с сотрудником ГИБДД так, чтобы даже если какое-то неправомерное требование будет выдвинуто инспектором, то ему же оно боком и выйдет?

В конечном итоге каждый водитель сам для себя решает как ему вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. Однако некоторые рекомендации дать всё же можно.

Во-первых, чтобы иметь возможность «спрашивать» с сотрудника ГИБДД за допущенные им нарушения, нужно самому не нарушать. Согласитесь, имея за плечами кучу неоплаченных штрафов, по которым не истек срок давности для составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП (неуплата штрафа в установленный срок) сложно будет, что-то указывать сотруднику ГИБДД. Даже если инспектор будет действовать с нарушением, имея неоплаченные штрафы, автолюбитель, скорее всего, будет вести себя более чем покладисто.

Во-вторых, чтобы общаться с сотрудником ГИБДД на равных необходимо изучить законодательство в сфере дорожного движения. Особенно важными являются такие книжки, как КоАП, Регламент ГИБДД, ПДД, определенные ГОСТы. В зависимости от того, какие «недостатки» есть у автолюбителя или его автомобиля вполне возможно, что понадобиться изучить и другие документы.

Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.

В какой-то мере опыт живого общения с сотрудником ГИБДД могут заменить видеоролики, размещенные в Интернете. Речь здесь идет о видеороликах, в которых более опытные автомобилисты общаются с сотрудниками ГИБДД по поводу их неправильных действий. Некоторые водители настолько поднаторели в процессуальных дуэлях, что могут дать форму самому опытному автоюристу. У этих людей есть чему поучиться.

Многие граждане задают себе вопрос: «Если остановил сотрудник ДПС — мои действия каковы?» К сожалению, часто водители выбирают неправильную стратегию поведения при общении с представителем власти, что приводит к ненужным проблемам и осложнениям. Инспектор ГИБДД — такой же человек, как и вы, только немного по-другому одетый. И вести себя с ним надо естественно, не нужно его бояться:

  • Не начинайте грубить или, напротив, заискивать. Какая-то из этих реакций часто проявляется в моменты стресса. Если полицейский почувствует, что вы нервничаете, у него появятся вполне естественные подозрения. Если же вы будете откровенно хамить — такие действия при остановке ДПС могут навлечь на вас вполне конкретную уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
  • Часто инспектор начинает задавать различные, на первый взгляд, невинные вопросы: «Куда направляетесь?», «Видели такой-то знак на дороге?», «Знаете ли пункт такой-то ПДД?» Отвечать на них вы не обязаны. Статья 51 Конституции РФ позволяет вам не отвечать на вопросы сотрудника ДПС.
  • Обязательно выясняйте причину остановки. Согласно новому Регламенту, инспектор обязан сообщить ее сам, но часто полицейские пренебрегают этим. Задав подобный вопрос, вы продемонстрируете свою правовую грамотность и застрахуетесь от возможных неправомерных действий со стороны сотрудника.

Не нужно думать «ой, меня остановили, наверное, я что-то нарушил». Даже если вы действительно совершили правонарушение, согласно административному законодательству, вы невиновны, пока ваша вина не доказана. Вести себя нужно соответственно. Помните права водителя при остановке сотрудником ДПС — требуйте прямые доказательства вашей виновности независимо от того, что пытается инкриминировать вам инспектор.

Часто недобросовестные сотрудники берут водителей «на испуг». Не нужно поддаваться психологическому давлению — прямо на месте звоните по телефону доверия или в службу собственной безопасности. Нужные телефоны можно мгновенно найти в интернете или держать записанными на мобильном устройстве.

Как инспектор ГИБДД может проводить досмотр автомобиля?

Одно из самых отъявленных нарушений полиции на дорогах — проведение досмотра транспортного средства. Многие водители интуитивно понимают, что просто так посмотреть их багажник полиция не имеет никакой правовой возможности. Но незнание законов заставляет каждый раз безмолвно открывать крышку багажника и показывать все его содержимое. Инспекторы ГИБДД действительно имеют полное право потребовать досмотр багажника, но в таком случае необходимо соблюдение определенной процедуры, которая гарантирует вам безопасность. Возможно, вы везете очень ценные вещи, а инспектор окажется алчным и захочет их украсть. Процедура досмотра следующая:

  • инспектор формирует нормальный повод досмотра, в частности, происходит розыск автомобиля вашей марки или есть ориентировка на перевозку наркотиков;
  • приглашаются двое понятых из числа прохожих, но никак не полицейские или знакомые инспектора (это могут быть ваши попутчики);
  • багажник открывает владелец автомобиля, инспектор находится на расстоянии вытянутой руки от машины;
  • осмотр происходит только со стороны, полицейский не имеет права запускать руку в багажник и передвигать там определенные вещи;
  • сотрудник ГИБДД может попросить водителя передвинуть или перевернуть какие-либо вещи в багажнике;
  • также полицейский имеет право попросить поднять фальш-пол, чтобы изучить область хранения запаски;
  • по результатам досмотра багажника обязательно составляется документ — протокол досмотра.
Читайте также:  Перенос ежегодного оплачиваемого отпуска работодателем: законно ли?

Задачи, функции дорожно-патрульной службы

Дорожно-патрульная служба (ДПС) — это система подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), осуществляющих в соответствии с возлагаемыми функциями полномочия по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Правовую основу деятельности ДПС составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», федеральные законы. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», иные нормативные правовые акты МВД России, а также законы субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.

Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан.

В соответствии с нормами ФЗ «О полиции» к задачам ДПС относятся:

  1. сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
  2. обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
  3. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Функции ДПС:

  1. оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении;
  2. осуществление распорядительно-регулировочных действий и контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения;
  3. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
  4. осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий;
  5. осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств;
  6. разработка на основе анализа обстановки с аварийностью мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей;
  7. информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;
  8. проведение в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД России, розыска угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
  9. участие совместно с заинтересованными федеральными органа ми исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения;
  10. контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
  11. обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Необходимо отметить, что именно ДПС Госавтоинспекции МВД России — основной субъект, осуществляющий контрольно- надзорную деятельность в области дорожного движения в части обеспечения соблюдения правил дорожного движения его участниками.

ДПС ГИБДД МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

  1. с другими подразделениями территориальных органов МВД России на окружном, региональном и районных уровнях;
  2. с военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Российской Федерации;
  3. министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
  4. федеральной службой охраны и Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
  5. министерством транспорта Российской Федерации;
  6. юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Интересные факты о дне ДПС

Интересные факты о дне ДПС:

  • День сотрудников ГИБДД установили, чтобы повысить престиж профессии и сохранить преемственность в отделах ГАИ.
  • В России патрульных больше мужского пола. В других странах, наоборот женщины, как сотрудников службы, больше.
  • В 1936 году СНК Советской Республики утвердил ГАИ, как дорожную службу.
  • Первые жезлы были красного цвета, вторые- белые, третьи– черно- белые.

Интересные факты из истории:

  • В 1719 году при Петре I уже были первые правила дорожного движения (1799 было уже 10 отрядов патрульных).
  • Раньше, до 1970 года, главным смотрителем за порядком на дорогах был дворник. Он имел право выписать штраф.
  • Во время Великой Отечественной войны автоинспекция по запросу давали водителя и технику.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *