Оценка для списания основных средств. Оценка при утилизации имущества.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка для списания основных средств. Оценка при утилизации имущества.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После того как приняли решение списать основное средство, его следует утилизировать. Конкретного перечня материальных ценностей, которые подлежат обязательной утилизации, нет. В каждом конкретном случае списания руководствуйтесь требованиями законодательства.

Как утилизировать основное средство?

Для утилизации основных средств заключите договор со специализированной организацией, у которой есть лицензия. Основное средство передайте на утилизацию по акту приема-передачи, а организация должна вам предоставить акт выполненных работ (подп. 30 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Акт об утилизации материальных ценностей (ф. 0510435) формируйте, когда утилизируете, в том числе собственными силами, списанное имущество. Применяйте форму с 1 января 2023 г. Можно начать использовать ее и ранее в случаях, установленных учетной политикой (п. 18.1 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н, п. 6 Приказа Минфина России от 15.04.2021 № 61н).

Нормативное регулирование

С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:

Выдержка из документа

«Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

Основные средства списывают на законном основании в установленном порядке, если организация не использует их в хозяйственной деятельности или производстве.

Причины, по которым приходится списывать основные средства, это:

  • Физический износ.
    Это утрата вещественных или физических свойств конкретного объекта, его разрушение. Обычно к такому положению приводит чрезмерная эксплуатация или негативное действие иных факторов;
  • Моральный износ.
    Это состояние, при котором ограничивается полноценное использование объекта для решения поставленных задач. Сложность заключается и в поиске комплектующих частей или мастеров, способных выполнить требуемые сервисные работы.

Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вид отхода?

ФККО – это реестр отходов, которые появляются в результате хозяйственной деятельности. Каждому типу мусора в этом списке присвоен персональный код.

Государственные компании, подготовившие основные средства для списания и дальнейшей утилизации по ОКПД 2, могут столкнуться со сложностями. Например, отсутствие необходимой в ФККО информации об отходах, которые образуются после уничтожения. Для решения этого вопроса предприятию нужно сделать подтверждение класса опасности полученного мусора.

Определение химического состава мусора поручено лицензированным лабораториям. Полученные данные показывают, о каком классе опасности идет речь.

После установления класса составляется паспорт с указанием кода. Заключительный этап – заверение документа руководителем, и его направления с остальными документами в организацию по надзору за окружающей природой.

Официального документа, перечисляющего все виды имущества предприятий, которые подлежат утилизации после списания, нет. Но перемещение снятых с баланса основных средств без согласования и оформления документации противозаконно. Нарушение этих предписаний прямой путь к штрафным санкциям.

Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район от 03.09.2015


РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2015 г. № 301
г. Тарко-Сале


Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества
муниципального образования Пуровский район



В целях совершенствования процедур учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

Р Е Ш И Л А:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 27 февраля 2014 года № 218 «Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в новой редакции».
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Для чего нужен акт о списании объекта основных средств

Акт списания основных средств — первичный документ, детализировано фиксирующий процесс выбытия ОС.
На основе информации, представленной в акте, производятся следующие действия:

  • вносятся записи в инвентарную карточку списываемого ОС;
  • в бухучете формируются проводки:
  • по списанию ОС;
  • отражению связанных с выбытием ОС расходов;
  • оприходованию МПЗ, оставшихся от выбывшего ОС;
  • отражаются внереализационные доходы (расходы) в налоговом учете (п. 13 ст. 250 НК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Существуют унифицированные формы таких актов (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7). Различаются они сферой применения:

  • ОС-4 – для ОС, кроме автотранспорта и группы ОС;
  • ОС-4а – для автотранспорта;
  • ОС-4б – для группы ОС.

Для формирования акта списания основных средств организации вправе применять бланки собственной разработки с указанием всех требуемых сведений (пп. 2–4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ).

Списание автобуса в бюджетном учреждении в 2020 году

Отгрузка топлива по карте подтверждается чеком – на нем указываются дата и время операции, номер карты, номер терминала, количество и ассортимент приобретенного топлива, справочная информация о цене и стоимости топлива. Чек заправки ГСМ является документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни – переход права собственности на нефтепродукты (факт отгрузки ГСМ) при осуществлении факта поставки, основанием принятия к учету материальных запасов – ГСМ.

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения (п. 3.29 Приказа № 227н).

Материалы, образовавшиеся в результате демонтажа (разбора на запчасти) ненужных основных средств, могут пригодиться сторонним компаниям. Значит, они могут выступать в качестве товара для перепродажи. В этом случае, цена определяется соглашением сторон сделки. Материалы продаются по рыночным ценам с учетом их физического состояния. В бухгалтерских проводках указывается договорная стоимость материалов с НДС. В дебет продаж списывается фактическая ценность запасов и суммы начисленного НДС. Поступившая от покупателей оплата отражается по дебету учета денежных средств в корреспонденции с кредитом расчетов.

Например, организация демонтировала объект основных средств. Рыночная стоимость материалов, полученных в результате демонтажа, на момент их оприходования составила 100 000 руб. Материалы были реализованы, договорная их стоимость составила 105 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 91.1 – 123 900 руб. – отражена задолженность покупателя за проданные материалы;Дебет 91.2 Кредит 68 – 18 900 руб. – начислен НДС от продажной стоимости материалов;Дебет 91.2 Кредит 68 – 100 000 руб. – списана себестоимость проданных материалов;Дебет 50, 51, 52 Кредит 62 – 123 900 руб. – поступила оплата от покупателей.
Продавая материалы, полученные от ликвидации основных средств, организация имеет право уменьшить прибыль на расходы, определенных как сумма внереализационных доходов при их принятии к учету. Такой порядок оговорен в подпункте 2 пункта 1 статьи 268 НК.

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Шаг 2. Согласование списания имущества с учредителем

Общий Порядок представления федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России N 96, Минфина России N 30н от 10.03.2011 (далее — Порядок N 96/30н). Дополнительно к данному документу утверждены ведомственные порядки согласования списания основных средств, например, Приказами Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н, от 23.04.2013 N 242н, Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, от 03.10.2011 N 957, Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676. В данных Приказах приводятся перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, и порядок согласования актов о его списании.

Так, в соответствии с Приказом Минздрава России N 1059н при списании федерального имущества, относящегося к движимому имуществу, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. руб., помимо документов, указанных в п. 1, 2 Порядка N 96/30н, учреждения представляют:

  • копию инвентарной карточки;
  • копию отчета о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию.

При списании транспортного средства учреждения представляют:

  • копию паспорта транспортного средства;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копию документа о прохождении последнего техосмотра;
  • копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).

Все подготовленные документы на списание основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета. После их предоставления собственник принимает решение и подписывает акт.

Приобретение автомобиля для учреждения

Бюджетное учреждение может приобретать основные средства, в том числе автомобиль, за счет двух источников:

  1. Бюджета.
  2. Приносящей доход деятельности.

В первом случае средства на приобретение машины, используемой для осуществления основной деятельности, выделяет учредитель в виде субсидии из бюджета соответствующего уровня. Во втором – покупка производится за счет собственных доходов учреждения в соответствии со сметой.

Любые закупки бюджетным учреждением производятся на основании закона 44-ФЗ. В ч.2 ст.59 сказано, что для приобретения товаров, работ и услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством РФ (распоряжение 471-р от 21.03.2016 года) следует проводить электронный аукцион. Автотранспортные средства включены в действующий перечень. Если стоимость автомобиля менее 500 тыс. руб., возможно определение продавца путем запроса котировок на основании ч.2 ст.72 44-ФЗ.

Результатом проведения аукциона должен стать государственный контракт на поставку ТС. Контрагент обязан выполнить поставку в оговоренные сроки и предоставить следующие документы:

  • Товарную накладную;
  • Счет-фактуру;
  • Акт о приемке-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101, приказ Минфина 52н);
  • Техническую документацию производителя.

Если комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, приняла автомобиль и подписала акт, в бухгалтерском учете должны быть выполнены соответствующие проводки.

Общие правила списания

Имущество автономных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться (в том числе списывать) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Общие правила списания имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

  • имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Для справки: с учетом немалой стоимости автомобилей и их значимости для ведения деятельности учреждений такие объекты обычно отнесены к особо ценному имуществу.

Решение о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, принимается таким учреждением по согласованию с учредителем. В отношении остального имущества (в том числе особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности) решение о списании принимается автономным учреждением самостоятельно (пп. «и», «к» п. 4 Положения № 834, п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Оформление по бухгалтерии

Основанием для бухгалтерских проводок по выбытию единицы транспорта с баланса организации является акт о списании, утвержденный уполномоченным госорганом.

Пример отражения бухгалтерских операций: предприятие списывает непригодный автомобиль первоначальной стоимостью 300 тыс. руб., остаточной – 20 тыс. руб., амортизационные начисления за период эксплуатации – 280 тыс. руб..

Операция Счет Дт Счет Кт Сумма (руб.)
Списание амортизации 110434410 110134410 280 000,00
Списание балансовой стоимости 140110172 110134410 20 000,00

Остаточная стоимость ликвидируемого авто списывается на доходы от реализации основных средств.

Справка об утилизации автомобиля – когда необходима и почему так важна?

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *