Понятие, порядок и сроки резервирования земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, порядок и сроки резервирования земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Резервирование земель является одной из важнейших функций по управлению земельными ресурсами, способом обеспечения запланированного использования земель в будущем: этот институт направлен на удовлетворение публичных (общественных) интересов.

Допустимые сроки резервирования земли

На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года. При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года. В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.

Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли. В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:

  • начнется процедура выкупа участка;
  • исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.

При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нуждПонятие резервирования

Изначально нужно разобраться с тем, что такое резервирование. Это представлено процессом наложения некоторых ограничений относительно использования конкретных наделов. Причиной выступает вероятность того, что в дальнейшем участок будет использоваться для достижения целей, которые перед собой ставят государственные органы. Ограничения могут касаться не только граждан, но и организаций. Данный процесс можно относить к действительным, если соблюдались условия, касающиеся регистрации наделов в качестве гос. собственности. Производится это сотрудниками федеральной регистрационной службы.

Порядок резервирования нельзя не может рассматриваться наравне с обычным изъятием участка. Этот процесс допустимо понимать, как предпосылку относительно дальнейшего изъятия надела. Если говорить по-другому, то выступает резерв определенной гарантией того, что выбранный участок через какое-то время будет передан государственному или муниципальному органу.

ВНИМАНИЕ !!! Иногда данный процесс затрагивает собственность частного значения, тогда владелец может найти положительные моменты в резерве для себя. В том числе, это касается того, когда гражданину заранее было направлено уведомление о резерве.

В этом случае не нужно возводить на наделе строений капитального типа. Стоит учитывать, что при изъятии участка, никто не будет возмещать понесенные ранее расходы на проведение строительных работ. Поэтому указывают на то, что предварительный процесс резервирования помогает в определенной мере освободить человека от несения значительных материальных убытков.

Процесс резервирования

Рассматриваемая процедура урегулирована при помощи положений, отраженных в постановлении Правительства под №561. В данном акте прописаны вопросы, касающиеся реализации процесса резерва для нужд органов муниципалитета и государства. Этот документ выступает основанием для принятия решений относительно перехода выбранной местности в категорию резерва. Такие решения уполномочен принимать органы, отнесенные к исполнительной ветви властей. Они могут функционировать на уровне федерации, региона или муниципального образования. На это влияет то, где расположен объект, подлежащий включению в резерв.

Основанием для принятия постановления становятся сведения, которые включены в государственный кадастр недвижимого имущества. Не допускается проведения данной процедуры, когда у конкретного надела отсутствует кадастровая нумерация и паспорт. На начальной стадии уполномоченные органы занимаются рассмотрением проекта, на котором отражено закрепление земельного наделаю.

Основываются должностные лица на специальных актах.

Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

Резервирование может быть прекращено:

  1. При окончании срока резерва, указанного в решении.
  2. Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  3. Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  4. Участок был изъят на законных основаниях.
  5. Резервирование было отменено судебным решением.

Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.

Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:

  • сведения об участке земли, его характеристики;
  • основания, по которым участок был зарезервирован;
  • основания, по которым участок не может быть использован по резерву.

Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.

Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению. Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.

Что может стать основанием для госрезервирования

Поводов для начала процедуры госрезервирования много, причем сюда относятся, как непосредственно основания для самого бронирования, так и для изъятия земли в пользу муниципалитета. Землевладелец должен быть готов к тому, что его земля в любой момент может перейти в категорию госрезерва, но чаще всего это происходит, в случаях, если:

  • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
  • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
  • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых объектов или преобразование энергосистемы, атомных электростанций, оборонного или военного значения, автомагистрали, объекты, связанные с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоподачи и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
  • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

Проводится бронирование, как правило, если участок земли является частной собственностью или в качестве владельца выступает юрлицо, но в некоторых случаях процедура необходима в случае, если участок не является собственностью частников и компаний. Резерв необходимо оставлять, если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций. Это также необходимо при организации природоохранных зон, возведении водохранилищ и оборудовании других объектов водного хозяйства, специальных объектов инфраструктуры особой экономической зоны.

Основания для включения земли в резерв


В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).
Читайте также:  Два высших образования одновременно — реально?

Цели организации резервного фонда

Для запуска процесса перехода земель в резерв требуются следующие основания:

  • нет возможности возвести конструкции государственного или муниципального назначения на других территориях;
  • необходимо разместить на указанном участке объекты, гарантирующие безопасность государства;
  • земля подходит для постройки объектов космического направления;
  • на участке требуется провести пути сообщения, транспортные объекты;
  • изъять землю нужно для проведения или реконструкции систем электро-, газо- и водоснабжения;
  • в пределах надела будут построены дороги муниципального, регионального или федерального уровня;
  • земля подходит для сооружения на ней объектов, важных для защиты границ РФ.

Резервирование потребуется при возведении водохранилищ, природоохранных зон и инфраструктуры особой экономической зоны. Подробную информацию о причинах резервирования можно найти в ст. 49 Земельного кодекса РФ.

Основания для включения земли в резерв

В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции: автомагистралей федерального значения;
  • пересадочных узлов метрополитена;
  • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним, в том числе, относятся:

  1. выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещение следующих объектов государственного или муниципального значения:
    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны и безопасности;
    • объекты федерального транспорта, путей сообщения,…

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Читайте также:  Торговая Мебель Для Магазина Код Амортизационной Группы 2022

Сроки бронирования земли

Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет. Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон. Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.

В случае если на объектах госрезерва нет участков, находящихся в собственности третьих лиц, а предназначены они для строительства транспортных развязок и автодорог, других жизненно важных объектов, резервирование может выполняться сроком на 20 лет.

После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр. Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли. Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.

Порядок проведения процедуры

Порядок резервирования регламентирован постановлением Правительства РФ. Решение о переходе земельного участка в резерв принимают органы исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня.

ВАЖНО! Если у интересующего надела отсутствует номер паспорта и кадастрового учета, то бронирование территории считается недействительным.

Первым делом рассматривается проект по закреплению земельного участка на основании предоставленных соответствующих документов. В их перечень входят:

  • Документы по планированию территории в том случае, если предполагается подготовка природных объектов, а также объектов обороны и безопасности.
  • Документы с детальной информацией о границах зон, где будут размещены данные объекты.
  • Заключение о том, что конкретная площадь соответствует государственным программам, которые направлены на рациональное ее использование.

После изучения всех предоставленных бумаг соответствующий орган составляет документ о резервировании земельной площади для государственных или муниципальных потребностей, который содержит следующие сведения:

  1. С какой целью происходит бронирование.
  2. Срок резерва.
  3. Наименование документов с указанием их реквизитов, на основании которых проходит процедура резерва.
  4. Список ограничения относительно пользования данным участком.
  5. Информация о месте и дате проведения собрания всех заинтересованных лиц с их письменным уведомлением.
  6. Перечень кадастровых номеров всех закрепленных участков, которые полностью или частично находятся в пределах зарезервированной территории.

К решению должна в обязательном порядке прилагаться схема всех закрепленных территорий, содержащая информацию об участках, подлежащих бронированию. Далее документ и копия постановления о резерве земельной территории передаются в государственный кадастр и Росреестр для последующей регистрации ограничений относительно пользования участками и постановки их на учет.

Если регистрация решения отсутствует, то бронирование государством земли будет считаться недействительным.

Завершающим этапом данного процесса будет размещение информации о бронировании земли в средствах массовой информации конкретно в том субъекте РФ, где располагаются участки. Данное решение вступает в силу только после выхода публикации в СМИ.

Уполномоченные органы

Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *