Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжаловать отказ налоговой в регистрации изменений в ЕГРЮЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?
Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:
- в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
- если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.
Как обойти препятствия при регистрации изменений в устав
По закону оспаривание решения регистрирующего органа об отказе регистраций изменений в устав возможно как путем подачи жалобы в вышестоящую налоговую инспекцию, так и посредством обращения в суд.
Конкретный выбор способа защиты лежит за пострадавшей стороной. При этом правом на обжалование решения органа ИФНС об отказе регистрации изменений в устав наделены как само предприятие, так и его участники.
Если выбор падет на обращение в суд, то необходимо исходить из следующего. Большинство споров, предметом которых является оспаривание решения регистрирующего органа об отказе регистрации изменений в уставные документы, рассматривается в арбитражных судах.
В тоже время отказ в регистрации изменений в устав политических партий, общественных и религиозных организаций может быть обжалован в суде общей юрисдикции.
При обращении в суд подается не иск, а заявление о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений в устав.
Суд может посчитать правомерным отказ инспекции в госрегистрации, если организация представила недостоверные сведения о своем месте нахождения
Большинство судебных споров, поводом для которых послужил отказ в госрегистрации юридического лица, связаны с его адресом (местом нахождения). Информация об адресе содержится в уставе, а также указывается в заявлении о госрегистрации, которое подается в инспекцию . Заявитель непосредственно в этом заявлении подтверждает достоверность представленных сведений (п. «а» ст. 12, пп. «а» п. 1 ст. 14, пп. «а» п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации). Однако ни в самом Законе о госрегистрации, ни в Административном регламенте не уточняется, как именно и с помощью каких документов это делается.
До 3 июля 2013 г. при государственной регистрации юридических лиц используются формы заявлений и других документов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Начиная с 4 июля 2013 г. необходимо применять формы документов, установленные Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Примечание. Необходимым условием для госрегистрации юридического лица является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренных Законом о госрегистрации, но и достоверность всех заявленных в них сведений.
Когда могут отказать в регистрации юридического лица
Полный список случаев, когда возможен отказ в регистрации юридического лица, представлен в п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Среди возможных случаев можно выделить следующие спорные варианты:
-
Не предоставление, установленных законодательством, документов.
Довольно часто налоговые службы ссылаются на этот пункт. Свое решение они мотивируют тем, что, несмотря на то, что представлены все документы, в них представлены сведения, которые не соответствуют установленным требованиям;
-
В заявлении присутствует недостоверная информация об адресе юридического лица.
В основном такая ситуация может возникнуть, если в заявлении указан адрес, который отмечен в базе налоговиков как адрес массовой регистрации.
Оспариваем решение об отказе в госрегистрации
3.1. Неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации при проверке конституционности норм статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» еще до принятия регистрирующим органом оспариваемого решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и совершения оспариваемых действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ, явилось основание для отмены судом кассационной инстанции судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и признания незаконными соответствующих решения и действий регистрирующего органа.
По делу № А40-24745/2016 Конкурсный управляющий Общества С.Е.Н. обратилась 09.02.2016 в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 14.08.2015 № 41220 о предстоящем исключении Общества из Единого государственного реестра юридических лиц и о признании незаконными действий Инспекции по внесению записи № 2157748862930 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Общества в связи с его исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также с требованием об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2016, оставленным без изменения постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016, в удовлетворении заявления было отказано, поскольку суды пришли к выводу об отсутствии в действиях регистрирующего органа каких-либо нарушений действующего законодательства, так как никаких заявлений от кредиторов Общества после опубликования регистрирующим органом сведений о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ не поступало.
Не согласившись с решением и постановлением, конкурсный управляющий Общества обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Спор по настоящему делу возник в связи с принятием регистрирующим органом на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ и совершением в последующем действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Общества в связи с его исключением из ЕГРЮЛ в упрощенном порядке как недействующего юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона о регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Установив, что регистрирующим органом были получены сведения о том, что Общество соответствует всем признакам недействующего юридического лица, а после опубликования решения о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ никаких сведений об обратном в регистрирующий орган не поступило, суды пришли к выводу о соответствии оспоренного решения регистрирующего органа и его действий по внесению в ЕГРЮЛ соответствующих сведений о прекращении деятельности Общества положениям статьи 21.1 Закона о регистрации.
При этом в судебных актах суды не у��азали мотивов, по которым отклонили ссылки конкурсного управляющего Общества на обстоятельства признания Общества несостоятельным (банкротом) задолго до принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, а также мотивов отклонения ссылок заявителя по делу на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П.
Представлен очередной обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов.
Рассмотрены решения судебных органов, в которых признаны правомерными решения налоговых органов об отказе в совершении регистрационных действий. Среди причин — нарушение требований к оформлению предоставляемых документов; неверное определение порядка и способа образования уставного капитала; несоблюдение срока сообщения о реорганизации общества; нарушение прав кредиторов общества.
Отмечено, что регистрирующий орган не наделен правом по собственной инициативе вносить в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основанием является поступившее из арбитражного суда определение о завершении конкурсного производства.
Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
- с начисленным налогом;
- с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
- с применением штрафов и пени к предприятию.
Способы подачи жалобы
Жалоба может быть подана:
- Непосредственно заявителем (физическое лицо при отказе в первичной регистрации);
- Законным представителем заявителя – юридического лица (генеральным директором, либо представителем по доверенности);
- Направлена по почте ценным письмом с уведомлением;
- Направлена в виде электронного документа через интернет.
В последнем случае необходима электронная цифровая подпись, которая получается в специализированных удостоверяющих центрах.
К жалобе можно приложить документы, подтверждающие доводы заявителя.
Существуют ситуации, когда предоставление тех или иных документов не предусмотрено законом, но требования регистрирующих органов обязывают их предоставлять. Наглядным примером будет предоставление документов на юридический адрес организации, будь то заявление о первичной регистрации, или смена места нахождения. В обоих случаях ИФНС потребует документы, подтверждающие гарантированное присутствие юридического лица по тому или иному адресу. Такими документами могут являться:
- гарантийное письмо собственника помещения,
- свидетельство о праве собственности на помещение,
- договор аренды и/или субаренды (при изменении адреса),
- согласие всех собственников, если в качестве юридического адреса используется жилое помещение.
Новый досудебный порядок обжалования решений регистрирующего органа
Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В данном случае под жалобой понимается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в регистрирующий орган, рассматривающий соответствующую жалобу.
В какой орган подается жалоба? Так, решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе, а также в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (ФНС РФ) и (или) в судебном порядке.
Решение же об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящем регистрирующем органе. В суде и (или) ФНС решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано только после его обжалования в вышестоящем регистрирующем органе.
В случае если непосредственно вышестоящим органом для территориального регистрирующего органа является ФНС, решение об отказе в государственной регистрации обжалуется в ФНС и (или) суде.
Если решение по жалобе на решение об отказе в государственной регистрации не принято вышестоящим регистрирующим органом в установленные сроки, то решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.
Решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в ФНС и (или) суде.
Решение, принятое ФНС по результатам рассмотрения жалобы, обжалуется в судебном порядке.
Как подать жалобу? Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в ФНС через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.
В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, запрашиваются у регистрирующего органа, решение которого обжалуется. Срок для направления запрошенных документов — в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса соответствующего органа.
В какой срок можно подать жалобу? Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено законом.
В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в ФНС в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, вышестоящим регистрирующим органом или ФНС.
В случае обжалования в судебном порядке решения регистрирующего органа, оставленного без изменения вышестоящим регистрирующим органом или ФНС, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.
В случае если лицо, подавшее жалобу, не представляло дополнительных документов и не получало уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы.
Если лицо, подавшее жалобу, в течение 25 рабочих дней с момента получения решения регистрирующего органа о продлении срока рассмотрения жалобы не получило решение по результатам рассмотрения жалобы, указанное лицо имеет право на обжалование соответствующего решения регистрирующего органа в судебном порядке.
В какой форме подается жалоба? Жалоба может быть подана:
— в письменной форме — направлена почтовым отправлением или представлена непосредственно уполномоченным лицом;
— в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — по сети «Интернет».
Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
Жалоба составляется в произвольной форме с указанием обязательных данных:
— фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
— сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
— наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
— основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
— требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Каков порядок рассмотрения жалобы? Вышестоящий регистрирующий орган или ФНС без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу и относящиеся к ней документы.
По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
— об отмене решения регистрирующего органа;
— об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения в установленном порядке.
Обратите внимание! В ходе рассмотрения жалобы лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего регистрирующего органа или ФНС для получения от нижестоящего регистрирующего органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 10 рабочих дней.
Таким образом, максимально возможный срок рассмотрения жалобы составляет 25 рабочих дней.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.
Решение соответствующего органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня со дня принятия этого решения.
В случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС.
В случае если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП после даты принятия решения об отказе в государственной регистрации, но до даты принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в государственной регистрации.
Обзоры ФНС по отказам в регистрации
Каждый квартал Федеральная налоговая служба рассылает в налоговые инспекции обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В них приводятся реальные судебные дела, где заявители, в том числе, обжаловали отказ в регистрации юридического лица, но безуспешно. Приведем несколько примеров.
1. Дело №А40-185135/16. В заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункт 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс. При этом заявитель считал решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, потому что почтовый индекс был указан в гарантийном письме. Соответственно, по его мнению, налоговая инспекция могла самостоятельно внести недостающие сведения об адресе.
Суды всех инстанций признали правоту регистрирующего органа, потому что обязанность по правильному и полному заполнению заявления лежит на заявителе. Налоговая инспекция не обязана исправлять документы с неполными или недостающими данными.
2. Дело № А03-10637/2016. В этом деле отказ в регистрации ООО был вызван особенностями заявителя-физического лиц. Ранее заявитель являлся участником другого общества с ограниченной ответственностью с долей уставного капитала в размере 50%. Это юридическое лицо имело перед бюджетом задолженность, признанную безнадежной, и исключено из ЕГРЮЛ. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок с даты исключения из ЕГРЮЛ общества, где заявитель был участником.
3. Дело № А60-12861/2016. В нарушение требований закона «Об ООО» решение единственного учредителя не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала, а также размере и номинальной стоимости доли учредителя. В результате решение было расценено налоговой инспекцией, как непредставленное, а пакет документов, обязательных для регистрации, – неполным.
Кто вправе оспорить госрегистрацию юридического лица?
Государственный орган не может оспаривать в судебном порядке свое собственное решение. В том числе налоговый орган не может оспаривать свои решения о регистрации юридических лиц. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.04.2009 № Ф04-2131/2009(4297-А27-49).
Дело было так. Решило как-то ООО реорганизоваться в форме присоединения к другой организации. Как полагается, в налоговый орган были поданы необходимые документы для внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган согласился и внес регистрационную запись.
Но вскоре налоговики обнаружили непорядок в представленных документах и, посчитав не соответствующей законодательству осуществленную государственную регистрацию, обратились в суд с иском о признании регистрации недействительной.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование налогового органа.
А вот кассация решила иначе. Почему?
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Однако в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных актов (а к таковым и относится решение налоговой инспекции по регистрации юридического лица) рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Согласно части 1 ст. 65 и части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, принявших этот ненормативный акт, решение.
Как узнать и где посмотреть причину отказа?
Точная причина отказа в регистрации указывается в Решении об отказе, которое готовится в течении трёх рабочих дней налоговым органом, с обязательным указанием нарушения — причины отказа. Способ получения Решения зависит от способа подачи документов:
- Самостоятельная подача документов или через представителя. Решение направляется тем способом, который указывался в заявлении (форма Р11001, лист Н, страница 3) или, если таковая информация не указана, письмом на почтовый адрес.
- При регистрации через МФЦ (многофункциональный центр). Решение можно забрать в том же центре, где подавали заявление.
- Если подавали через Интернет с помощью ЭЦП, то решение Вам пришлют на электронную почту.
Оспариваем решение об отказе в госрегистрации
Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.
Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Регистрирующий орган не наделен правом по собственной инициативе вносить в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом) является поступившее в регистрирующий орган из арбитражного суда определение о завершении конкурсного производства.
г.Москва
13 апреля 2011 года
Дело №А41-966/11
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2011 года Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2011 года
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующий судья А.В.Бычкова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.И. Кожиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВОСТОК» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Московской области — о признании незаконным решение от 01 декабря 2010 года МРИ ФНС России № 1 по Московской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ООО «ВОСТОК» в связи с несоответствием данного решения Федеральному закону от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при участии в заседании: явка участников процесса отражена в протоколе судебного заседания
Документ для обжалования действий налоговой службы можно составить в свободной форме. Но, чтобы он был принят к рассмотрению, в нем следует указать такую информацию:
- точное наименование подразделения ФНС, которому подается обращение, его почтовый адрес или другие реквизиты;
- данные заявителя (название предприятия, почтовый и электронный адрес, номер телефона);
- когда и в какой регистрирующий орган обратился представитель юрлица или ИП;
- точный перечень документов, которые были вручены регистрационному органу;
- по какой причине в государственной регистрации было отказано, номер акта;
- ссылка на законодательные акты, которые подтверждают обоснованность претензий заявителя;
- четкий перечень требований: отменить ранее принятое решение налоговой службы и зарегистрировать предприятие;
- список приложений и дополнительных материалов;
- дата, подпись.
Что делать после отказа
В случаях, когда виноват сам гражданин — отчаиваться не стоит. Нужно получить решение об отказе в государственной регистрации у сотрудника регистрирующей налоговой инспекции. Данное решение содержит перечень недочетов, из-за которых гражданину отказали в регистрации ип. Все непонятные моменты важно уточнить на месте. Стоит внимательно изучить требования налоговой по заполнению документов. В некоторых случаях отказ открытия ип влечет за собой повторную оплату госпошлины и формирование нового пакета документов.
Если в решении в качестве основания для отказа указаны подпункты «а» и/или «ц» (нарушения, связанные с документами), заявителю дается небольшая поблажка. При второй попытке регистрации в течение 3 месяцев государственную пошлину ему платить не придется. Такое правило действует с 1 октября 2018 года. Также не нужно будет представлять в налоговый орган те документы, которые уже были поданы и не содержат замечаний.
Иногда возникают и спорные ситуации, когда основания для отказа регистрации ип кажутся не правомерными. Отказ в регистрации ип безосновательный что делать?
Комментарий к Ст. 101.2 Налогового кодекса
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения, вынесенного в порядке статьи 101 НК РФ, в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В соответствии с положениями статьи 138 НК РФ:
1) жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права;
2) апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, предусмотренной в Определении от 20 января 2011 года N ВАС-11805/10, апелляционный порядок обжалования предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрения материалов проверки по существу.
В абзаце 3 пункта 46 Постановления Пленума ВАС N 57 указано, что судам надлежит исходить из того, что в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось.
С 1 января 2014 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (пункт 2 статьи 138 НК РФ, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения (применяются уже с 3 августа 2013 года):
1) ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абзац 3 пункта 2 ст. 138 НК РФ);
2) ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абзац 4 пункт 2 статья 138 НК РФ).
Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.
В соответствии с письмом ФНС России от 24 декабря 2013 года N СА-4-7/23263 оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления налоговых платежей либо нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Как указала ФНС России, оспаривание этих актов по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно лишь при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.
Иной подход направлен на преодоление обязательной досудебной процедуры обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговой орган в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ, и срока на обжалование ненормативного акта в суд. Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 года N 18417/12 по делу N А78-3046/2012.
Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.