Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выемка в рамках уголовного дела: основания и порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура выемки проводиться в обязательном присутствии минимум двух понятых, при них изъятые материалы описываются и опечатываются в специальные емкости с пломбой. В процессе выемки, изыматься должны только предметы, указанные в постановлении, даже если при обыске будут найдены материалы, которые имеют косвенное отношение к уголовному производству, изымать их, следователь не имеет права.
Изъятие документов: как оно производится и какими актами регламентируется?
Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.
Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.
Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.
Как проходит выемка. Процедура.
- Процедура выемки начинается с предъявления Постановления о производстве выемки.
- В обязательном порядке всем присутствующим должны быть озвучены их права и обязанности в ходе данной процедуры.
Кто должен присутствовать при выемке:
- представитель налогоплательщика,
- понятые,
- специалист, если это необходимо.
Присутствие понятых – обязательное условие проведения выемки. Понятых должно быть не меньше 2 человек. Важное условие – понятыми могут выступить только незаинтересованные лица, то есть в качестве понятых нельзя привлечь сотрудников налогоплательщика или федеральной налоговой службы.
- После предъявления постановления и озвучивания прав-обязанностей, инспектор должен предложить налогоплательщику добровольно предоставить документы и предметы.
- Все изымаемые документы показываются понятым и остальным присутствующим на процедуре выемки документов.
- Изъятые документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью лица, у которого производится выемка.
- По результатам выемки составляется протокол.
- Копия протокола передается под расписку налогоплательщику или его представителю, у которого эти документы и предметы были изъяты.
ФНС считает выемку документов у контрагента правомерной.
Где налоговая проверка может изъять документы? По фактическому адресу, по адресу регистрации, у контрагента. Такую позицию ФНС озвучила в письме от 17.09.2021 г. № СД-4-2/13234@.
ФНС исходит из того, что в законодательстве нет прямого указания, что выемка может быть осуществлена только по месту регистрации компании, следовательно, выемка может осуществляться там, где компания фактически ведет свою деятельность.
Кроме того, ФНС выразило свое согласие с позицией Арбитражного суда Московского округа, который вынес решение о проведении выемки документов у контрагента компании. Речь идет о деле № А40-17635/2018 от 28 февраля 2019 года. По мнению ФНС, утверждение, что выемка может проводиться только на территории налогоплательщика, является ошибочным. Выемка может быть проведена и на территории его контрагента, если имеются сведения, подтверждающие взаимозависимость компаний.
СБИС Электронный документооборот позволяет держать в порядке документооборот с контрагентами, существенно ускорить движение документов в компании, и приятным бонусом — сократить расходы на бумагу, комплектующие и т.п.
Существует несколько видов выемки:
- Выемка предметов. Сюда относятся похищенные вещи, оружие, товары, орудия преступления.
- Выемка документации. Документы могут быть, как подлинными, так и фальшивыми. Сюда относятся документы, дающие право заниматься определенным видом деятельности, бухгалтерские отчетности, накладные и прочие. При изъятии большого количества документов указывается общая характеристика документов, число изъятых бумаг и характер упаковки.
- Выемка писем, телеграмм, посылок. Следователь может наложить арест на все виды почтово-телеграфных отправлений. Или выборочно, только приходящей или отправляемой корреспонденции из конкретной местности.
В протоколе необходимо отображать место и обстоятельства обнаружения предметов. При этом должны присутствовать понятые, специалисты и лица, которые являются материально ответственными. Отличия обыска от выемки нет в том случае, если рассматривать, кто должен и имеет право присутствовать при этих процессах.
Производство процедуры состоит из 3 этапов:
- подготовительный;
- рабочий;
- заключительный.
На первом проводятся все необходимые подготовительные работы:
- следователь собирает сведения о самом гражданине, которого собирается обыскивать, вещах, значимых для расследования, и пр.;
- оформляет постановление и получает согласие на это от прокурора;
- идет приготовление всех технических средств;
- выбирается время проведения процедуры (по закону она должна быть в промежутке с 6 утра до 10 вечера, ночью нельзя ее осуществлять);
- определяются участники процесса и их обязанности;
- если обыск проходит в помещении, то следователь организует скрытый подход к нему и проникновение туда;
- подготавливаются ТС для транспортировки найденных вещей и возможного преступника.
Рабочий этап, в свою очередь, подразделяется на три стадии: предварительную, обзорную и детальную.
На предварительной следователю обеспечивается доступ в обыскиваемое помещение. Он запрещает гражданину, в отношении которого и проводится обыск, покидать его. Сотрудник ОВД предъявляет свои документы и само постановление лицу. Он приглашает понятых и специалистов и разъясняет всем участникам процесса их права и обязанности.
Далее он предлагает самому обыскиваемому предъявить все имеющие отношение к делу вещи. Если он этого не делает, то переходят собственно уже к самой процедуре.
Статья 74 УПК РФ. Доказательства
- Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
- В качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта; 3.1) заключение и показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы следственных и судебных действий; 6) иные документы.
Изъятие в ходе уголовного процесса
При производстве по уголовному делу в рамках дознания или предварительного следствия (вместе – предварительное расследование) документы могут быть изъяты в рамках обыска (ст. 182 УПК РФ), выемки (ст. 183 УПК РФ), личного обыска (ст. 1В4 УПК РФ).
Предварительное расследование проводится следователями и дознавателями в рамках предварительного следствия или дознания.
К органам дознания относятся:
- органы внутренних дел Российской Федерации;
- органы Федеральной службы безопасности;
- федеральные органы государственной охраны;
- таможенные органы;
- служба внешней разведки;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Судебная практика признает допустимым доказательством протокол осмотр предмета, в котором фиксируется личная переписка граждан без получения следователем судебного решения.
При исследованных доказательствах суд не усматривает каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих признание протокола осмотра предметов недопустимым доказательством. Осмотр предметов проводился надлежащим должностным лицом — следователем УФСКН России по Вологодской области К., в чьем производстве в указанный момент находилось данное уголовное дело, в присутствии понятых Б. и Ч., с применением технических средств — компьютера, принтера, компьютерного обеспечения, подробно указана упаковка объектов осмотра, а также изложены иные данные, полученные в ходе осмотра, протокол имеет подписи всех лиц, принимающих участие в проведении данного следственного действия. При этом ст. 177 УПК РФ, регулирующая порядок производства осмотра, в том числе осмотр предметов, не содержит указания на обязательное участие специалиста при проведении данного следственного действия. Привлечение к участию в указанном следственном действии специалиста в соответствии со ст. 168 УПК РФ является правом, а не обязанностью следователя. При этом суд учитывает, что для пользования данным видом носителя электронной информации (планшетом), предназначенным для неограниченного круга лиц, а также для осмотра одной из папок, находящихся на рабочем столе, не требуется специальных познаний в области компьютерных технологий, суд признает наличие высшего юридического образования следователя достаточным для понимания сути проводимого следственного действия…».
Из указанного примера следует, что судья исследует вопрос о законности осмотра планшета без участия специалиста, но никак не касается вопроса о законности фиксации личной переписки гражданина без судебного решения.
Протокол готовится по общим правилам, предусмотренным ст. 166 УПК РФ. Он может составляться как параллельно с процессом обыска (например, следователь пишет, а оперативный сотрудник осматривает помещение) или сразу после его окончания.
В протоколе должны быть отражены:
- место, время производства действия, с указанием даты, часов и минут;
- ФИО, должность и звание представителя правоохранительных органов, а также ФИО и должность каждого лица, участвующего в обследовании;
- права, предусмотренные УПК РФ – в зависимости от статуса участника;
- все действия в хронологическом порядке (перечисляются все объекты, на которые обращалось внимание, особенно точно нужно указывать факты вскрытия замков, сейфов и т.д.);
- технические средства, использованные следователем (видеокамера, аудиозаписыватель и т.д., при этом носители полученной информации должны быть приобщены к протоколу, а лица предупреждены о применении техсредств до начала обследования);
- замечания и уточнения со стороны присутствующих лиц;
- подписи должностного лица органа следствия и остальных.
Понятие, виды и задачи обыска и выемки
Обыск и выемка относятся к мерам процессуального принуждения, связанным с собиранием и исследованием доказательств, принятие решения об их производстве требует особой осторожности, поскольку оно непосредственно связано с конституционными гарантиями неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений.
В силу того, что бороться с преступностью невозможно без принудительных мер – обыск и выемка являются необходимыми следственными действиями при расследовании различных видов преступлений, розыске скрывшихся преступников и похищенного имущества.
Учитывая исключительную важность обысков и выемок необходимо каждому сотруднику органов внутренних дел хорошо знать тактику их проведения.
Обыск – распространённое следственное действие. Под обыском понимается следственное действие, направленное на принудительное обследование личности, помещений, сооружений, участков местности, находящихся в ведении обыскиваемого лица и членов его семьи или какой-либо организации, для отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также обнаружение разыскиваемого лица или трупа.
Выемка – это следственное действие, которое состоит в требовании и изъятии у кого-либо, лица или учреждения, определённых предметов и документов, имеющих значение для дела.
Следственные действия обыск и выемка регулируются соответствующими статьями УПК РФ, глава 25, ст. 182 – Основания и порядок производства обыска; ст. 183 – Основания и порядок производства выемки; ст. 184 – Личный обыск.
Процессуальным основанием обыска служит постановление следователя, а в случае обыска в жилище – на основании судебного решения, или факт задержания подозреваемого по ст. 91 УПК РФ (если речь идёт о личном обыске ст. 93 УПК РФ). Обыск – неотложное следственное действие, в случаях, не терпящих отлагательства, он может быть произведён без судебного решения.
К числу безотлагательных относятся случаи, когда:
- фактические основания к производству обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий (осмотра, выемки);
- неотложность обыска обусловлена обстановкой только что совершённого преступления;
- обыск необходим для пресечения дальнейшей преступной деятельности;
- поступили сведения о том, что лицо, у которого имеются для дела существенные объекты, принимает меры к их уничтожению, и некоторые другие.
Различие между выемкой и обыском состоит в том, что:
- выемка производится только в отношении определённых предметов, тогда как предметы, подлежащие изъятию при обыске, могут быть известны ориентировочно, а иногда и вовсе неизвестны;
- при выемке должно быть известно местонахождение требуемых предметов, в то время как при обыске их предстоит отыскать;
- в большинстве случаев выемка производится с согласия владельцев требуемых предметов, а обыск всегда принудительное действие в не зависимости от желания владельца предметов.
Задачами выемки является изъятие определённых предметов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся (ст. 183 УПК РФ).
Как мы отметили, по результатам проведения выемки документов и предметов составляется протокол. В зависимости от сути и деталей следственного действия уточняется название документа. Например, если речь идет конкретно о документах, в шапке пишется «протокол производства выемки документов». Далее ставится место и дата составления документа, звание и должность следователя, также фамилия и инициалы. После чего указываются данные понятых и иных участников процесса. Делается ссылка на постановление, которое разрешило проводить выемку, не забываем и про норму закона, который разрешает проведение следственного действия. После чего следователь подробно описывает, что, в каком порядке и как было изъято. Необходимо описать документы и отметить, что все они упакованы и опечатаны. После чего все участники ставят свои подписи. Протокол выемки документов считается готовым, его можно впоследствии вшивать в материалы дела.
Скажите пожалуйста чем отличается постановление о выемке и протокол изъятия.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
Статья 27.10. Изъятие вещей и документов1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото-и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 26.12.2008 N 293-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.
7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленно�� Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.
12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Комментарий к ст. 183 УПК РФ
1. Выемка — это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.
2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.
3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 — 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.
4. По судебному решению также производятся выемка в жилище — п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. ком. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК) и иные сообщения (электронной почты). Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. ком. к ст. 185.
Выемка — урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в изъятии точно определенного объекта, если известно, где и у кого он находится (ст. 183 УПК РФ).
Материальными основаниями для производства обыска являются достаточные данные, дающие основание обоснованно предполагать, что в каком-то месте или у какого-то лица могут находиться объекты, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (орудия преступления, предметы, документы, ценности, разыскиваемые лица, трупы людей, животных, зверей, птиц и т.д.).
Материальными основаниями для производства выемки являются достаточные данные, указывающие на точное место нахождения определенного объекта у конкретного лица или в определенном учреждении (организации, предприятии и т.д.), имеющего значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.
Общим процессуальным основанием производства обыска и выемки выступает мотивированное постановление следователя.
Процессуальным основанием обыска и выемки в жилище при отсутствии согласия лиц, в нем проживающих, является судебное решение.
Процессуальным основанием обыска и выемки в служебном помещении адвоката или адвокатского образования служит также судебное решение163.
В случаях, не терпящих отлагательства, обыск и выемка объектов в жилище могут быть произведены при отсутствии разрешения судьи в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ, т.е. на основании постановления следователя.
Процессуальным основанием выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о счетах и вкладах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, является судебное решение, принимаемое в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
При этом в случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи следователь или дознаватель производят в трехсуточный срок (вопреки требованиям ст. 128 УПК РФ об исчислении процессуальных сроков изменения в законе от 3 декабря 2007 г. указывают на трехдневный срок) уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
Обязательными участниками обыска и выемки являются следователь или дознаватель, лица, у которых производятся данные следственные действия, или их совершеннолетние члены семьи, а также понятые.
При производстве обыска или выемки в организациях, учреждениях, предприятиях, общественных объединениях обязательно участие представителей их администрации.
Среди факультативных участников могут находиться защитники подозреваемого, обвиняемого; представители иных участников уголовного процесса, адвокаты, если обыск или выемка производятся у лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми; переводчик; специалисты различных профессий; должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В соответствии со ст.
При производстве обыска, выемки следователь, дознаватель предлагают соответствующим лицам добровольно выдать объекты, подлежащие поиску или изъятию, а в случае отказа в этом производят эти следственные действия принудительно.
При отсутствии в жилище изымаемого объекта в месте, указанном в постановлении о производстве выемки, следователь, дознаватель обязаны составить постановление о производстве обыска с указанием на обстоятельства, не терпящие отлагательства, и приступить к производству обыска.
В этом случае указанные должностные лица должны руководствоваться требованиями ст. 165 УПК РФ.
Если при производстве обыска искомые объекты выданы добровольно и отсутствуют основания опасаться сокрытия других имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела объектов, то следователь, дознаватель вправе ограничиться изъятием выданного и не производить поиска иных объектов.
В противном случае они должны приступить к производству обыска в жилом или ином помещении, т.е. к поиску соответствующих объектов.
При производстве обыска следователь, дознаватель вправе: 1)
вскрывать запертые помещения и хранилища, если соответствующие лица отказываются открыть их добровольно.
При этом не должно быть допущено не вызываемое необходимостью повреждение запоров, дверей и другого имущества; 2)
запретить лицам, находящимся в месте производства обыска или приходящим в это место, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска;
При производстве обыска следователь, дознаватель обязаны:
1) принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные обстоятельства интимной и частной жизни гражданина, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц; 2)
изымать только объекты, имеющие значение для дела, а также предметы и документы, изъятые из гражданского оборота физических или юридических лиц; 3)
предъявлять изымаемые объекты понятым и другим присутствующим при обыске (или выемке) лицам и при необходимости упаковывать и опечатывать эти объекты на месте обыска или выемки, что удостоверяется подписями всех участников следственного действия; 4)
принимать меры по пресечению попыток уничтожения или сокрытия подлежащих изъятию предметов, документов или ценностей.
Протоколы обыска и выемки должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК РФ.
Кроме того, в соответствующих протоколах должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно.
Все изымаемые предметы, документы или ценности должны быть перечислены и описаны с точным указанием их количества, меры веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.
С учетом развития современных технологий необходимо, на наш взгляд, при изъятии дискет, дисков и других носителей электронной информации указывать на количество файлов, их имена и объем (количество страниц).
Если в ходе обыска или выемки были предприняты попытки уничтожить или спрятать (скрыть) подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указывается на принятые следователем или дознавателем меры.
Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи под расписку.
Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
Согласно ст. 184 УПК РФ личный обыск производится по общим правилам производства обыска.
Личный обыск — урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в поиске имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела объектов, находящихся в одежде, на теле или в организме человека.
Материальными основаниями производства личного обыска являются достаточные данные, указывающие на то, что у человека находятся объекты, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.
Процессуальные основания производства личного обыска заключаются в наличии в уголовном деле:
а) судебного решения;
б) постановления следователя в случаях, не терпящих отлагательства в его производстве.
Из этих процессуальных оснований имеются исключения.
Личный обыск может быть произведен при отсутствии судебного решения или без вынесения о том отдельного постановления при:
а) задержании лица в качестве подозреваемого (ст. 91 и 92 УПК РФ);
б) заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу в качестве меры пресечения (ст. 108 УПК РФ);
в) проведении обыска или выемки, когда имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся на месте их производства, скрывает при себе предметы, документы или ценности, которые могут иметь значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.
Эти исключения связаны, на наш взгляд, с тем, что:
а) в первом случае процессуальным основанием является протокол задержания, хотя по логике правового регулирования им должно быть постановление о задержании лица в качестве подозреваемого;
б) во втором случае — судебное решение о заключении под стражу;
в) в третьем случае — судебное решение или постановление следователя, дознавателя о производстве обыска.
Процессуальные условия допустимости объектов в качестве вещдоков
Вещдоками могут быть не любые предметы из описанных выше. Для их признания проводится специальная процедура, состоящая из следующих этапов:
- Изъятия. Оно может осуществляться исключительно из предметов, способных помочь следствию. Если выяснится, что соответствующие предметы не относятся к правонарушению, их возвращают. Процесс может фиксироваться на фото или видео материалах. Если предмет является опасным, то его могут уничтожить, о чем обязательно должно быть указано в сопутствующем документе.
- Осмотра. Его проведение также может фиксироваться при помощи фотоаппарата или видеокамеры. Процедура осуществляется на месте изъятия, во время следственных действий или в суде. При этом может допрашиваться арестованный, чтобы пояснить какие-то моменты. Кроме подозреваемого иногда опрашивают и свидетелей.
- Приобщения к делу. Данная процедура предусмотрена ч.2 ст.81 УПК РФ. Процедура осуществляется лишь после обследования вещдоков и признания их относимыми, то есть имеющими сведения в отношении уголовного дела. Перед приобщением доказательство в подробностях осматривают и описывают.
При каждом действии составляется свой документ. Это – свидетельство, раскрывающее происхождение доказательства, протокол его осмотра и постановление следователя о признании предмета в качестве вещдока вместе с приобщением его к делу.
Ответственность за сохранность вещественных доказательств
Ответственность за сохранность вещественных доказательств, приобщённых к уголовному делу, несёт лицо, ведущее расследование, а в суде — судья или председатель суда. Только указанные лица правомочны решать вопрос о возврате вещественных доказательств их владельцу. В случае утраты или повреждения имущества, предмета, признанного вещественным доказательством и подлежащего возврату законному владельцу, орган власти, не обеспечивший его сохранность, несёт перед владельцем гражданско-правовую имущественную ответственность.
Для возврата изъятых предметов необходимо написать ходатайство о возврате вещественных доказательств из материалов уголовного дела на имя следователя или судьи. Данное ходатайство должно быть рассмотрено в трёхдневный срок. В случае отказа в возврате вещественных доказательств, лицо, подавшее ходатайство, вправе обжаловать принятое решение в установленном законом порядке.