Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.

Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)

Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:

Статья КоАП Нарушение Наказание
11.23 часть 1 Отсутствие тахографа или
нарушение требований к использованию тахографа
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей
11.23 часть 2 Выпуск на линию автомобиля без тахографа или
автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей
ИП: 15 000 — 25 000 рублей
Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей
11.23 часть 3 Несоблюдение режима труда и отдыха водителя Водитель: 1 500 — 2 000 рублей
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей
ИП: 15 000 — 25 000 рублей
Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей

Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т

Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации

Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.

Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:

  1. Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
  2. При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
  3. Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
  4. При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
  5. По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.

Какие автомобили обязаны ездить с тахографом

Устройством контроля должны быть оснащены не все виды транспортных средств (ТС), а только некоторые из них:

  • автомобили с разрешенной массой перевозки от 3,5 тонн;
  • автобусы, которые могут транспортировать более 8 пассажиров.

Это прописано в Приказе Минтранса № 440 от 28.10. 2020 г. В этом же документе указаны и исключения из общего правила (ТС, на которые не нужно устанавливать контролирующие устройства, даже если их разрешенная масса превышает 3,5 т):

  • автобусы, осуществляющие ежедневные пассажирские перевозки в пределах населённого пункта и пригорода;
  • автобусы международного сообщения при наличии у них спец. разрешений;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
  • автокраны и автоэвакуаторы;
  • машины скорой медицинской помощи и передвижных мед. комплексов;
  • передвижные лаборатории, библиотеки, сцены и т. д.;
  • пожарные автомобили;
  • ТС аварийно-спасательных служб, полиции, органов оперативно-розыскной деятельности;
  • троллейбусы;
  • ТС для обслуживания ЖКХ и автодорог, нефтяных и газовых скважин;
  • инкассаторские авто;
  • автодома;
  • автолавки;
  • машины ритуальных услуг;
  • бронированные авто;
  • спецтранспорт (молоковозы, для перевозки животных, птиц, рыбы и пчёл);
  • сельскохозяйственный транспорт для внутрихозяйственных перевозок;
  • ТС, зарегистрированные в военной автоинспекции;
  • машины, предназначенные для перевозок не по дорогам общего пользования;
  • ТС старше 50 лет, при условии, что они не используются для коммерческой деятельности;
  • автомобили, использующиеся для учебы или при прохождении дорожных испытаний.
Читайте также:  Можно ли получить загранпаспорт в другом городе

Какой штраф за то, что в машине отсутствует тахограф

Если в ТС нет тахографа, то это считается административным правонарушением, а потому наказание за него находится в юрисдикции Кодекса об Административных нарушениях (КоАП). Рассмотрим штрафы за отсутствие тахографа в 2021 году, вменяемые физическим и юридическим лицам, в следующей таблице:

Объект наказания Штраф (руб.) Юридическая норма (КоАП)
физическое лицо водитель 3 000 — 5 000 п. 1 ст. 11.23
должностное лицо 7 000 — 10 000 п. 2 ст. 11.23
ИП 15 000 — 25 000 п. 2 ст. 11.23
юридическое лицо 25 000 — 50 000 п. 2 ст. 11.23

Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2021 году

После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:

  • Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
  • Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
  • Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
  • Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей

Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:

Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.

Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:

  • водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
  • должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
  • организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;

Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.

Тахограф — профессиональное техническое оборудование, разработанное для диагностики и фиксирования основных показателей: времени, скорости и расстояния, пройденного конкретным ТС. К тому же оно контролирует и такие параметры, как время осуществления трудовой деятельности и отдыха человека, находящегося за рулем авто. Изначально данный прибор разрабатывался для снижения процента ДТП на территории Европы по причине человеческого фактора. И результаты оказались вполне приемлемы. За счет нормирования рабочего времени и ограничения скорости движения самого транспортного средства удалось сократить число аварий. Единственным недостатком соблюдения такого режима труда и отдыха водителей приводит к снижению эффективности эксплуатации транспортного средства, что экономически невыгодно, однако, это позволяет существенно снизить степень риска и аварийность на дороге.

Законодательство дает четкое определение понятию тахограф, и согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», это техническое устройство, позволяющее осуществлять беспрерывную и некорректируемую регистрацию информации относительно:

  • скорости;
  • пройденному пути;
  • режима труда и отдыха водителя транспортного средства.
Читайте также:  Наследственная квартира менее 3 лет в собственности. Стоит ли ее покупать?

Тахограф включает в себя:

  • само устройство, монтируемое в кабине транспортного средства;
  • датчик фиксации передвижения;
  • устройство приема сигналов систем спутниковой навигации;
  • устройство передачи сигнала;
  • вспомогательное оборудование для монтажа устройства.

Требования к тахографам устанавливаются в специальном нормативном правовом акте — Приказе Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013 года.

Нормативная база, обязанность по установке в 2021 году

Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:

  • предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
  • грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.

Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.

В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.

Штраф за Тахограф по 11.23 КоАП — Чего ещё ждать?

Поначалу, было очень много возмущений по поводу внедрения тахографов в РФ. Впрочем, волна возмущений продолжается и сейчас, потому что планово подводят под оснащение все оставшиеся типы транспортных средств. И всё-же — чего нам ждать в итоге? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим откуда это пришло… Из Европы! Как там сейчас обстоят дела с тахографами? Установлены у всех, даже таксистов. Инспекция экипирована считывателями и программами контроля. В распечатки уже мало кто смотрит. Достаточно просто взять карточку, считать данные и все нарушения «на лицо», можно отправлять на принтер. Вот примерно так и будет!

Уже началась и ведется активная работа по повышению квалификации инспекторов. Регулярно на места приходят рекомендации и пояснения как правильно писать штраф за тахограф по ч.1 и ч.2 ст. 11.23 КоАП. Всё чаще стали появляться тендеры ГИБДД на закупку электронных считывателей информации для проверки карт и тахографов. Следовательно, скоро уровень подготовки контролирующих органов вырастет и протоколов станет больше. Ну, а новые штрафы только подстегнут их «интерес» и желание учиться.

Применение тахографов на практике давно доказало свою высокую эффективность. Даже в России есть положительные результаты, при том, что уровень вовлеченности перевозчиков в этот процесс, находится на крайне низком уровне. Именно поэтому тема не заглохнет! В общем, сопротивление бесполезно!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обжалование привлечения к ответственности

Обжалование штрафа производится в вышестоящий орган или суд. Срок на подачу — 10 дней с момента получения постановления. На копии необходимо поставить отметку о получении жалобы. Необходимо обосновать доводы, поэтому рекомендуется в случае поломки прибора вносить записи собственноручно на обратной стороне бумаги для тахографа обо всех остановках, промежутках в непрерывном движении.

Правовые документы

  • Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213
  • (Кодекс об административных правонарушениях)
  • Статья 11.23 КОАП РФ. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей
  • Федеральный закон от 26.07.2019 N 216-ФЗ
  • Статья 11.23 КОАП РФ. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей
Читайте также:  Доверенность на заключение договоров от имени компании

Сферы применения тахографа

Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:

  • скорость движения;

  • пробег;

  • маршрут следования;

  • время работы и отдыха водителя.

Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.

Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.

В перечень входят:

  • ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).

  • Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).

О тахографе и его применении.

Тахографы, как правило, устанавливаются в грузовых автомобилях, которые эксплуатируются в коммерческих целях. За установку тахографов отвечает специально обученный человек в компании по грузоперевозкам. Этот же человек и ремонтирует и проверяет тахографы.

Многие спрашивают, а нужен ли тахограф обычным, физическим лицам? Тут ответ такой: если вы перевозите на грузовом автомобиле свои личные вещи, продукты питания, тот е урожай, чисто для себя, то оборудовать свое транспортное средство тахографом не нужно. Но, если взглянуть на тех водителей, которые закупают товары оптом у производителя, а потом их продают — то это водители занимаются коммерцией, а значит, что тахограф в их ТС нужен!

Тут стоит учесть маленький нюанс насчет того, что тахографы нужно устанавливать не на всех грузовых автомобилях, а лишь на тех, которые имеют специальную категорию:

  • категория М2 — это ТС, масса которых не превышает 5 тонн с количеством пассажиров не более 8 человек;
  • категория М3 — ТС, масса которых больше 5 тонн, с количеством пассажиров больше 8 человек;
  • категория N2 — ТС, предназначены для перевозки грузов с общей массой от 3, 5 до 12 тонн;
  • категория N2 — ТС, которые предназначены доя перевозки грузов массой больше 12 тонн.

С вышесказанного становится понятным, что тахограф нужен как в автобусах, так и в грузовых автомобилях. В порядке исключения можно отметить, что есть модели, в которых уже заводом изготовителем предусмотрены такие устройства. В основном это иномарки.

С тахографом разобрались. Что же касается работы тахографа, то здесь также есть некоторые правила:

  • водитель должен иметь личную медицинскую карточку, которую тот получает перед поездкой;
  • тахограф дает запрос на местоположение автомобиля и в него вводятся данные расположении ТС;
  • в конце смены медицинская карточка изымается из тахографа и с нее можно считывать информацию.

Штрафы за тахограф в 2019 году

Введение в эксплуатацию бортового записывающего устройства для транспортных средств было обусловлено желанием дисциплинировать водителей пассажирского транспорта и большегрузов и обеспечить высокий уровень безопасности движения на дорогах.

По этим же причинам был введен штраф за езду без тахографа. Минтранс продолжает разрабатывать предложения и выдвигать инициативы для актуализации этих целей — с 1.07.

2019 года устройствами будут оснащать и городской пассажирский транспорт (автобусы, маршрутки).

Еще одним предложением стало выписывание штрафных санкций за превышение скорости на основании данных тахографов. Многие эксперты уже назвали такой способ неэффективным и дорогим по сравнению с фиксаций нарушения с помощью дорожных камер.

Какими нормативными актами регулируются требования к контролирующим устройствам? Какой штраф за тахограф предусмотрен для водителей? Какой штраф за тахограф на юридическое лицо может выписать инспектор ГИБДД? Можно ли избежать ответственности или обжаловать постановление?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *