К вопросу учета имущества казны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К вопросу учета имущества казны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

Что такое имущество казны

Если в учреждении имеется имущество, которое фактически не принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то такое имущество относится к имуществу казны. По данному имуществу все решения принимаются субъектами РФ или муниципалитетами.

В 2008 г. в послании президента Российской Федерации от 23 июня «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» были определены требования о необходимости обеспечить учет имущества казны в полном объеме. В этом же году, Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н для учета имущества казны был разработан отдельно специализированный счет 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны», учет на котором ведется в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Пример 1. Реестр имущества муниципальной казны СП Цингалы (субъект РФ — Ха́нты-Манси́йский АО — Югра́)

Распоряжением № 96–р от 20.05.2010 утверждено Положение о реестре имущества муницип. казны СП Цингалы (ниже по тексту – Положение). Внесение в реестр объектов и исключение их из него производится по распоряжению главы СП. Таким объектом признается, например, имущество ликвидированного предприятия муниципалитета либо бесхозное, признанное таковым по решению местного суда.

Как установлено настоящим Положением, Реестродержатель занимается сбором информации по этим и иным муниципальным объектам, заносит сведения по ним в реестр, сохраняет их, предоставляет данные по ним, осуществляет иные информативные функции.

Как самостоятельный объект подлежат включению в данный реестр: транспорт, оборудование, квартиры, жилые (нежилые) здания и прочие ОС. Банк реестровых данных, как устанавливает Положение, – это совокупность нескольких баз (справочник арендаторов и реестровых номеров, сведения по договорам аренды, безмездной передачи имущества в пользования и др.).

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Понятие и классификация имущества казны. Возникновение и прекращение режима казны

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Правовые режимы имущества в отношении государственной собственности

В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима

хозяйственное ведение

оперативное управление

режим казны

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами бюджета, казну

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну субъектов РФ.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

  • Вы можете задать вопросы эксперту и получить исчерпывающие ответы
  • Обсудить с коллегами последние изменения и их практику
  • Вы можете получить 10 часов повышения квалификации ИПБ
  • Можно пройти обучение в онлайн режиме, мы организуем трансляцию и возможность задать вопрос
  • Харизматичный преподаватель с беспрецедентным опытом
  • Уютная атмосфера для комфортного получения знаний, кофе и вкусные кофе-брейки

Бухгалтер-практик, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель Института Профессиональных Бухгалтеров России по бухгалтерскому учёту государственных (муниципальных) учреждений, преподаватель СИУ РАНХиГС, известный лектор в СФО по вопросам организационно-правовых особенностей деятельности государственных и муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), бухгалтерского и налогового учета, оплаты труда (г. Новосибирск)

Читайте также:  Расчёт лимита кассы на 2022 год

I. Обширные изменения с 2021 года для государственных муниципальных учреждений по единому плану счетов № 157н и по инструкциям по бухгалтерскому учету № 174н, № 183н, № 162н, № 52н

1. Новые требования по аналитическому учету на счетах дебиторской, кредиторской задолженности, на дополнительных забалансовых счетах.

2. Новые требования по порядку и отражению в бухгалтерском учете переоценки до справедливой стоимости нефинансовых активов, межбюджетные передачи.

3. Новые требования по отражению на забалансовом учете нефинансовых активов при признании не активами и восстановлении на балансовом учете на основании решения собственника об их дальнейшем использовании.

4. Применение новых счетов с 2021 года по исправлению ошибок прошлых лет. Практические примеры применения по различным хозяйственным операциям.

5. Новое в принятии к бухгалтерскому учету расчетов по недостачам, компенсации затрат и иным доходам.

6. Изменение в учете по забалансовым счетам: материальные ценности на хранении, полученные в пользование, бланки строгой отчетности, призы, кубки, награды и т.д.

7. Изменения по порядку ведения кассовых операций, денежных документов.

II. Разъяснения МФ РФ по практике применения принятых федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций бюджетной сферы

1. Разъяснения МФ РФ по отражению в бухгалтерском учете возмещения затрат по концессионному соглашению.

2. Ситуации безвозмездного пользования имуществом по которым не применяется СГС от 31.12.16 № 258н «Аренда».

3. Обязано ли учреждение всегда применять счет 10634 при оприходовании запасов.

4. Принятие к бухгалтерскому учету металлолома оставшегося после ремонта.

5. Документальное оформление отпуска материалов.

6. Учет медицинских перчаток, масок, медицинских изделий.

7. По какой стоимости учитывать актив, если к поставщику применены штрафные санкции.

8. Отражение в бухгалтерском учете расходов на судебную экспертизу.

III. Необходимые мероприятия для перехода к новым стандартам бюджетной сферы в 2021 году

1. Готовимся к новому отражению нематериальных активов с 2021 года в соответствии с федеральным стандартом утвержденным приказом МФ РФ от 15.11.2019г № 181н, методическими рекомендациями и изменениями в инструкции по бухгалтерскому учету:

— инвентаризация объектов нематериальных активов, прав пользования у субъектов бухгалтерского учета на программное обеспечение и базы данных;

— признание на разных балансовых счетах в зависимости от условий пользования по договору;

— прекращение признания на забалансовых счетах, в расходах будущих периодов;

— новая аналитика отражения в бухгалтерском учете исключительных и неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности;

— создание нематериальных активов собственными силами;

— новый порядок начисления амортизации на нематериальные активы.

2. Определение состава связанных сторон и их отражение в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с методическим рекомендациям к СГС «Информация о связанных сторонах» от 30.12.2017г № 277н.

3. Непроизведенные активы: новая аналитика, оценка при первоначальном признании, субъекты отражения в бухгалтерском учете непроизведенных активов, переоценка. Учет земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:

  • мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
  • санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.

Отметим, что в 2021 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».

А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

01.03.2013 подписывайтесь на наш канал

С началом действия положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ бюджетные и автономные учреждения — получатели субсидий из бюджетов на выполнение государственного (муниципального) задания не являются участниками бюджетного процесса.

В связи с этим изменился привычный порядок отражения в учете перемещения нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями разных типов и учреждениями — получателями субсидий.

В статье методисты «1С» рассматривают порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов, а также дают рекомендации по оформлению их движения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

.

Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:

  1. безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями
  2. расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  3. безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  4. безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;

должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие). При этом в Справках (ф. 0503125) и Справках (ф.0503725) данные операции не подлежат отражению, так как консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в настоящее время не предусмотрена. Согласно по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв.

Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» (далее — Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бюджетному учету активов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы (далее — бюджетный учет).

2. Стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, классифицируемых нефинансовыми активами имущества казны.

3. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»1, и других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности2, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности).

4. Стандарт не применяется в отношении:

а) биологических активов;

б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;

в) финансовых инструментов;

г) незавершенного производства, возникающего в деятельности получателя бюджетных средств, осуществляющего функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого устанавливается нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;

д) объектов, относящихся к активам культурного наследия.

5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

6. В Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.

Нефинансовые активы имущества казны — являющиеся активами объекты государственного (муниципального) имущества, за исключением финансовых активов, составляющие государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальную казну, включая основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы и материальные запасы, не закрепленные за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Группа нефинансовых активов имущества казны — совокупность нефинансовых активов имущества казны, выделяемая для целей бюджетного учета, информация по которым раскрывается в бюджетной отчетности обобщенным показателем.

Основными группами нефинансовых активов имущества казны являются:

недвижимое имущество, составляющее казну;

движимое имущество, составляющее казну;

ценности государственных фондов России;

нематериальные активы, составляющие казну;

непроизведенные активы, составляющие казну;

материальные запасы, составляющие казну;

прочие активы имущества казны;

нефинансовые активы, составляющие казну в концессии.

Амортизация нефинансового актива имущества казны — стоимость объектов нефинансовых активов, составляющих государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальную казну, перенесенная за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата).

7. Признание в бюджетном учете нефинансовых активов имущества казны осуществляется исходя из положений Стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, с учетом их классификации при признании в одну из групп нефинансовых активов имущества казны, указанных в пункте 6 Стандарта.

Признание в бюджетном учете нефинансовых активов имущества казны, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бюджетном учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.

Субъектами учета нефинансовых активов имущества казны являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления и (или) учреждения, уполномоченные на управление и распоряжение имуществом, составляющим государственную (муниципальную) казну, или выполняющие полномочие концедента, учредителя управления государственным (муниципальным) имуществом соответствующего публично-правового образования.

8. Первоначальной стоимостью вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий, сооружений и иного имущества, отнесенного согласно законодательству Российской Федерации к недвижимому имуществу (в том числе воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов) и движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, является сумма фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление, увеличение первоначальной (балансовой) стоимости имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения.

9. Первоначальной стоимостью при признании нефинансовых активов имущества казны, поступающих путем необменных операций, в частности выморочное имущество, конфискованное имущество, подарки государственным служащим, полученные в связи с исполнением ими должностных обязанностей, имущество, обращенное в собственность государства, имущество приобретаемое в следствии дарения в пользу публично-правового образования, является стоимость, указанная в документе, устанавливающем возникновение государственной (муниципальной) собственности, либо справедливая стоимость на дату признания, определяемая методом рыночных цен.

Первоначальной стоимостью при признании нефинансовых активов имущества казны в случаях прекращения имущественных прав у государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, за которыми было закреплено указанное имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, является стоимость, отраженная передающей стороной (учреждением, предприятием) в передаточных документах.

В случае если при признании в бюджетном учете нефинансовые активы имущества казны, поступающие путем необменных операций, не могут быть оценены по справедливой стоимости и документы, подтверждающие поступление нефинансовых активов имущества казны, не содержат информацию об их стоимости, в целях обеспечения непрерывного ведения бюджетного учета и полноты отражения в бюджетном учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности первоначальная стоимость нефинансовых активов имущества казны признается в условной оценке — один объект, один рубль.

10. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр — 1 рубль.

11. Объекты имущества в составе государственной (муниципальной) казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении с указанием реестрового номера имущества в реестре государственного (муниципального) имущества. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственного (муниципального) имущества.

Аналитический учет объектов в составе нефинансовых активов имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.

Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:

  • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
  • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
  • I — программное обеспечение и базы данных;
  • D — иные объекты интеллектуальной собственности.

Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.

Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.

На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.

Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

  • 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
  • 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.

В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.

Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года

Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

1) аналитические коды группы синтетического счета:

  • 20 – особо ценное движимое имущество;

  • 30 – иное движимое имущество;

  • 90 – имущество в концессии;

2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь

Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

  • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»

0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»

Вступили в силу изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н.

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

При передаче основных средств учреждениям госсектора, в том числе в случае изъятия объектов из оперативного управления, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как “Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям”.

В то же время в номере счета 401 20 код 281 используется даже в ситуациях, если передача осуществляется казенным учреждениям и иным получателям бюджетных средств. В ближайшее время планируется внести соответствующие правки в порядок применения КОСГУ.

Тем самым закрепление применения кода 281 в корреспонденциях будет узаконено не только Инструкцией N 174н, но и порядком по применению КОСГУ.

Если передача основных средств осуществляется государственным (муниципальным) организациям (к ним мы относим, как правило, унитарные предприятия), то применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет 2 401 20 282 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 401 20 282 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

В иных ситуациях безвозмездной передачи основных средств (к примеру, при их передаче физическим лицам) применяются такие проводки:

  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере начисленной по нему амортизации;
  • Дебет 2 401 20 28Х (25Х, 271) Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере его остаточной стоимости.

Выбор кода КОСГУ к счету 401 20 в данном случае будет зависеть от типа контрагента – получателя и требований по применению кодов КОСГУ. К примеру, если это физическое лицо — не производитель товаров, работ, услуг, то следует применить код КОСГУ 271. По иным кодам КОСГУ исходя их порядка их применения передачу основных средств физическим лицам отразить нельзя.

Приобретение имущества

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320,1 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 1 208 19 660 (1 208 20 660, 1 208 21 660,1 302 19 730, 1 302 20 730, 1 302 21 730)

«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств» («Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению непроизведенных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»)

  • формирование первоначальной стоимости имущества казны при приобретении;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 — 1 101 09 310), 1 102 01 320, 1 103 00 000 (1 103 01 330 — 1 103 03 330)

«Основные средства», «Увеличение стоимости нематериальных активов», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410,1 106 02 420,1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принятие к учету имущества казны.

Следует отметить, что при формировании первоначальной стоимости учитываются суммы фактических вложений учреждения на приобретение, сооружение и изготовление объектов имущества казны (п. п. 12, 24, 29 Инструкции N 25н) с отражением на соответствующих счетах бюджетного учета. Исключение составляют объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 29 Инструкции N 25н).

В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности (Письма Минфина России от 6 февраля 2006 г. N 02-14-10а/239, от 6 сентября 2007 г. N 03-03-06/4/128).

Аналитический учет имущества казны ведется в инвентарных карточках (ф. 0504031).

Их поступление оформляется следующими первичными документами:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  • Акт о приеме-передаче здания (ф. 0306030);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Реализация имущества казны

При реализации имущества казны средства, полученные от продажи, включаются в состав соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 41 БК РФ). А в учете необходимо отразить следующие операции:

Средства от реализации поступают в доход бюджета за минусом НДС:

Дебет 1 205 09 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

Кредит 1 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • начисление доходов от реализации;

Дебет 2 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 01 180

«Прочие доходы»

  • начисление НДС;

Дебет 1 210 02 410 (1 210 02 420, 1 210 02 430)

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств» («Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нематериальных активов», «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов»)

Кредит 1 205 09 660

«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

  • администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 2 205 10 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

  • поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180

«Прочие доходы»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

  • перечислена сумма НДС в доход бюджета.

Средства от реализации (в том числе НДС) поступают на внебюджетный счет:

Дебет 2 205 09 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

Кредит 2 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • начисление доходов от реализации;

Дебет 2 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 01 180

«Прочие доходы»

  • начисление НДС;

Дебет 2 201 01 510

«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 2 205 09 660, 2 205 10 660

«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов», «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

  • поступление на внебюджетный счет средств от реализации имущества и НДС;

Дебет 2 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

Кредит 2 303 05 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

  • начислена сумма доходов от реализации имущества, подлежащая перечислению в бюджет;

Дебет 2 303 05 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов»

  • перечислена в бюджет сумма дохода от реализации материалов, оставшаяся после уплаты налогов;

Дебет 1 210 02 410 (1 210 02 420, 1 210 02 430)

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств» («Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нематериальных активов», «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов»)

Кредит 1 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства.

Сдача имущества казны в аренду

Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 42 БК РФ). В учете операции начисления и поступления средств от сдачи имущества казны в аренду отражаются следующим образом:

Дебет 1 205 02 560

Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

Кредит 1 401 01 120

«Доходы от собственности»

  • начисление арендной платы;

Дебет 2 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 01 180

«Прочие доходы»

  • начисление НДС;

Дебет 1 210 02 120

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности»

Кредит 1 205 02 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

  • администратором поступлений отражаются суммы арендной платы, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит 2 205 10 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

  • поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180

«Прочие доходы»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»

  • перечислена сумма НДС в доход бюджета.

Органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации (п. 9 Инструкции N 25н). В органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, целесообразно ввести разряд в код счета аналитического учета для быстрого формирования данных по имуществу, составляющему казну.

Разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции N 25н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны. К таким операциям можно отнести определение необходимых форм документов и порядок их заполнения в случае отсутствия необходимой информации; порядок документооборота; порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами, порядок управления и распоряжения, приема и списания данного имущества и другие вопросы, не противоречащие законодательству (Письмо Минфина России от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2566). Все это должно быть отражено в приказе по учетной политике и Положении об имуществе казны либо аналогичном по своей сути документе. Примерное положение об имуществе казны приведено на странице 49.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *