Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф грозит за езду при отсутствии страховки ОСАГО в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Нововведения 2021 года
Езда без страховки в России в 2021 году станет более «прозрачной»: за нарушителями будут следить видеокамеры. Оборудование будет фиксировать автомобили, а затем проверять, застрахованы ли они. Водители, которые решили сэкономить на ОСАГО, получат письма – им придется заплатить штраф.
Также Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает значительное увеличение санкций для тех, кто не оформляет страховой договор вовсе. Планируется, что штраф составит 5 тысяч рублей (что приблизительно равно стоимости страховки). По статистике ГИБДД, около 10% автолюбителей передвигаются без страхового полиса. Если законопроект будет одобрен, то ездить без страховки станет вовсе не выгодно.
Почему нужно заключать страховой договор?
Штраф за езду без страховки – пустяк по сравнению с возможностью попасть в ДТП. Если по вашей вине пострадает другой автомобиль, будет нанесен вред здоровью или жизни человека, то придется все оплачивать самостоятельно. Если авто застраховано, то выплатами займется страховая компания: максимальная компенсация за нанесение вреда имуществу – 400 тысяч рублей, а здоровью, жизни – 500 тысяч рублей. Таким образом, наличие ОСАГО является гарантом вашего спокойствия и сохранности бюджета.
Сегодня оформить страховку можно даже без посещения офиса. Компании предлагают покупку онлайн. Вам нужно указать личные данные и информацию об авто, выбрать подходящую программу страхования и ожидать документ по электронной почте.
ОСАГО: не так дорого, как кажется
Водители нередко отказываются от покупки страховки по финансовым причинам. Однако есть несколько способов сэкономить:
- Выбрать страховую компанию с самым низким базовым тарифом.
- Купить сертификат на меньший срок, если вы используете авто временно.
- Аккуратно водить машину: если в течение года вы ни разу не попали в аварию, то коэффициент «Бонус-малус» позволит получить скидку 5%.
- Воспользоваться программами комплексного страхования. Иногда страховщики предлагают скидку, если клиент оформляет несколько полисов сразу и страхует не только авто, но также квартиру, жизнь, здоровье.
- Выбрать авто со средней мощностью мотора. Чем мощнее двигатель, тем дороже полис. Рекомендация актуальна для тех, кто еще не приобрел авто.
- Указать в полисе конкретный перечень лиц, которые имеют право управлять машиной. Если вы выбираете графу «Без ограничений», то стоимость полиса увеличивается почти в 2 раза.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Оформление полиса ОСАГО на мотоцикл в 2022 году
В 2022 году в порядок расчета стоимости ОСАГО были внесены значимые корректировки, которые в конечном итоге существенно снизили цену страхового полиса на мототехнику. Теперь застраховать мотоцикл – практически вдвое дешевле, чем автомобиль. На то есть причина: автомобилисты чаще признаются виноватыми в совершении ДТП с участием мотоциклистов, а повреждения у них при этом менее серьезные.
Вычисления стоимости ОСАГО на мотоцикл в 2022 году производятся путем умножения стоимости на оговоренные коэффициенты. По итогу расчетов представитель страховщиков называет конечную цену для клиента.
Поставить на учет мотоцикл без страхового полиса ОСАГО в 2022 году нельзя. Процесс регламентирован постановлением Российской Федерации, затрагивающим введение паспортов на ТС. Для регистрации мототехники потребуется следующий пакет документов:
- заявление;
- паспорт как документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, удостоверяющий правомерность владения;
- ПТС (паспорт мотоцикла);
- оплаченные квитанции госпошлин (за номерные знаки и св-во о регистрации);
- страховой полис ОСАГО.
Дополнительно нужно предъявить к осмотру саму мототехнику.
На двух колесах без гражданки
Такие случаи обозначены в ст.6.
Относительно мотоциклов – это:
- Нанесение ущерба при эксплуатации не того мотоцикла, который указан в договоре.
- Моральный вред.
- Упущенная выгода.
- Авария с ущербом – в процессе соревнований, испытаний, обучения – на специальных трассах.
- Вред экологии.
- Вред собственному мотоциклу, прицепу, имуществу, находящемуся в нём.
- Повреждение или утрата антиквариата, драгоценностей, культурных и интеллектуальных объектов, денег, ценных бумаг.
В ст. 9 описаны страховые тарифы, состоящие из базовых ставок и коэффициентов. С их учётом производится расчёт страховой премии.
Страховой премией называется сумма, которую компания-страховщик должна выплатить владельцу в т.ч. и мотоцикла, согласно договору. Она может быть выдана одномоментно или по частям. Её величина определяется страховщиком, а соглашаться на неё или нет – дело страхователя.
Такая премия высчитывается путём умножения ставок на тарифные коэффициенты, установленные Центробанком.
- технических параметров,
- особенностей конструкции,
- предназначения транспорта, если они влияют на возможность нанести ущерб и на его величину.
Коэффициенты 1 зависят от:
- Местности, где эксплуатируется мотоцикл (исходя из места прописки).
- Производились ли раньше выплаты по ОСАГО.
- Тех. характеристик мотоцикла.
- Времени его использования в течение года.
- Прочих показателей, оказывающих влияние на риски.
- Возраста и стажа водителей (в т.ч. и включённых в договор, имеющих право управлять данным мотоциклом).
Помимо указанных, существуют коэффициенты 2, применяемые к мотоциклистам, которые:
- сообщили недостоверные данные о факторах влияния на выплаты, следствием чего стало их занижение;
- имея умысел, оказывали содействие наступлению страхового события или возрастанию суммы ущерба.
Такие коэффициенты должны применяться, когда заключается договор, или он продлевается на год, следующий за отрезком времени, во время которого страховщик узнал об указанных выше действиях.
К заявке прилагаются:
- паспорт гражданина;
- техпаспорт;
- регистрационное свидетельство;
- удостоверение водителя;
- диагностическая карта.
На заметку! На основании ст. 16 З-на о безопасности движения от 10.12.1995 № 196-ФЗ, перед заключением договора страхования обязательно проведение техосмотра. При невыполнении этого условия страхование не осуществляется. Заключение о соответствии мотоцикла требованиям безопасности заносится в диагностическую карту.
В ст. 15 говорится, что по договорённости со страховой фирмой клиент может:
- принести только копии документов;
- переслать их в электронном варианте;
- вообще не представлять их (когда заключается электронное соглашение, страховщик самостоятельно запрашивает их в рамках межведомственного электронного обмена).
Когда можно ездить без страховки, не нарушая закон
Все исключения, когда водителю не подвергается штрафу за отсутствие ОСАГО, перечислены в положениях ФЗ №40. Ниже приведён список техники, на которую не требуется оформлять обязательной страховки:
- ТС, максимальная скорость которых, согласно техпаспорту, не превышает 20 км/ч.
- Мототехника, имеющая объём мотора меньше 50 кв.см, и развивающая скорость менее 50 км/ч.
- Гусеничная техника – сельскохозяйственная, строительная, дорожная.
- Автоприцепы с полной эксплуатационной массой менее 750 кг.
- Гужевые повозки – сани и колёсные телеги.
- Недавно приобретенные автомобили, с момента покупки которых не прошло 10 суток.
При управлении транспортными средствами, не вошедшими в список, шофёр обязан иметь на руках действующий страховой полис. Он предъявляется для проверки инспектору ДПС вместе с другой документацией, указанной в пункте №2.1 ПДД. Полис, срок действия которого закончился, автоматически утрачивает свою юридическую силу. Чтобы не быть оштрафованным, водителю стоит заранее позаботиться о продлении договора.
Роботизированные системы проверяют наличие страховки по госномеру
На всех основных магистралях страны устанавливаются специальные видеокамеры. До недавнего времени они фиксировали только нарушения правил дорожного движения. В первую очередь превышение скорости, нарушение правил парковки, проезд на запрещающие сигналы светофора, повороты не из того ряда, создание опасных ситуаций на зебре с пешеходами и другие. Теперь параллельно с прежними задачами роботизированные системы будут проверять наличие страховки по каждому госномеру.
Госинспекция по безопасности дорожного движения и Российский союз автостраховщиков РСА объединили свои базы данных. В них, по самым скромным подсчетам, теперь есть информация не менее чем на 40 млн автомобилистов и мотоциклистов. Система проверит каждое транспортное средство и если страховки нет, назначит штраф и отправит квитанции на его оплату по почте.
Сколько стоит ОСАГО на мотоцикл
Ценам полиса ОСАГО существенно уменьшилась по сравнению с прошлыми периодами. Для сравнения, приобретение такого полиса заставит владельца скутера заплатить сумму в два раза меньшую, чем собственник автомобиля.
Почему так происходит? Чаще всего аварии случаются между скутерами и автомобилями. Так как ОСАГО служит для покрытия ущерба, нанесенного пострадавшей стороне, то и возможности нанесения вреда автомобилю скутером значительно меньше. В то же время, по статистике, виновниками чаще оказываются автомобилисты.
Цена на такой полис, зависит от регионального коэффициента. А в некоторых областях он такой, что произошло существенное удешевление.
Примерная цена будет колебаться в районе двух тысяч рублей.
Какие критерии влияют на стоимость автострахования?
- Небольшой водительский стаж (меньше двух лет) повысит стоимость.
- Возраст водителя, не превышающий двадцать два года, то же буде параметром, ведущим к удорожанию.
- Если скутер участвует в гонках – цена возрастает.
- Объем более 300 кубов скажется на цене в большую сторону.
- Если были случаи страхования в этой фирме, предусматриваются бонусы.
- Если возникали страховые случаи, цена увеличивается.
- К понижению коэффициента ведет:
- история без страховых случаев;
- своевременное внесение взносов;
- езда без аварий.
Фото 2. Образец калькулятора для расчета региональной стоимости полиса.
На сайтах всех страховщиков есть калькулятор, который позволит предварительно рассчитать стоимость заказа. Основанием будут вышеперечисленные данные.
- Для жителей Москвы застраховать мотоцикл по ОСАГО будет стоить от 1734 до 5685 рублей;
- Для жителей Московской области немного дешевле, цена будет от 1474 до 4832 рубля.
будет зависеть от выбранного вами условий страхования и с учетом ваших персональных скидок.
С обязательным страхованием все относительно просто.
Получив диагностическую карту технического осмотра, вы можете застраховать мотоцикл по ОСАГО в любой компании. Против закона страховые компании бессильны. Чего не скажешь о добровольном страховании (КАСКО).
Если вы хотите застраховать свой мотоцикл по полному КАСКО, то вам следует знать некоторые моменты, чтобы не получить отказа от страховой компании:
- Установите на свой транспорт охранную сигнализацию. Это снизит риск угона, что станет несомненным плюсом для страховой компании.
- Если вы видите, что агент колеблется или склоняется все-таки к отказу в страховке, предложите ему повысить процентную ставку или использовать франшизу.
- Если у вас уже есть несколько договоров страхования (на машину, дом, дачу, на вас или членов семьи) в какой-то компании, идите к ним. Чаще всего компания не желает потерять постоянного клиента и идет на уступки.
- Заключите договор со станцией технического обслуживания на ремонт вашего мотоцикла и держите его на охраняемой стоянке, о чем тоже предъявите соответствующий документ. Это тоже может сыграть роль при получении вами полиса страхования КАСКО на мотоцикл.
И тот и другой вариант, конечно, повысит ваши затраты на страховку, но, в случае наступления страхового случая выгода для вас будет очевидна.
В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Внимание! В 2022 водитель будет оштрафован за непредъявление распечатки электронного ОСАГО!
Если кроме ОСАГО у шофера отсутствует карта диагностики и выясняется факт непрохождения процедуры ТО, размер взыскания возрастет в разы. Однако несмотря на вид нарушения, снять с машины госномер и забрать авто на штрафстоянку, ГИБДД не вправе.
Каковы последствия езды без страховки?
Отсутствие страховки ОСАГО у водителя наказывается штрафом ГИБДД и является прямым нарушением закона. Это правило подкрепляется Кодексом об административных правонарушениях (статья 12.37) и гласит:
Помимо административной, а в некоторых ситуациях и уголовной ответственности в случае дорожных происшествий водитель должен самостоятельно покрывать полученный ущерб. Если страховой сертификат будет, то сумму компенсации, частично или полностью, на себя возьмёт страховщик.
Автострахование предусматривает 2 вида договоров на защиту автомобиля — ОСАГО и КАСКО.
Следовательно, каждый из этих документов является крайне выгодным для любого собственника.
Важно также иметь в виду, что штраф и его размер зависит от нескольких факторов. Как же действовать в подобных случаях и что нужно знать каждому владельцу автомобильного средства?
Несовершеннолетний за рулем
Несовершеннолетним водителям строго запрещено садиться за руль мотоциклов. Только с 18 лет ГАИ допускает к сдаче экзамена на права. При этом проходить обучение в автошколе можно намного раньше. Это приводит к тому, что некоторые молодые люди решают опробовать полученные знания «на практике» и садятся за руль, не получив водительского удостоверения. Любое транспортное средство является объектом повышенной опасности, и от неверного поведения водителя за рулем могут пострадать другие люди. Поэтому наказание для несовершеннолетних такое же суровое, как и для взрослых людей: штраф от 5 до 15 тысяч, а также конфискация транспортного средства. При этом пострадает также и собственник мотоцикла или скутера, который передал управление несовершеннолетнему водителю без прав. Еще в прошлом году сумма штрафа составляла 2,5 тысячи рублей. Однако в 2018 году правила были ужесточены, и теперь штраф составляет 30 тысяч рублей. Если несовершеннолетний водитель к тому же был пьян, то за предоставление ему ТС владельца могут лишить прав сроком до двух лет.