Как применяется суммированный учёт рабочего времени

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применяется суммированный учёт рабочего времени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. п. 28, 29 Положения привлечь водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или нерабочий праздничный день можно только в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. Так, заручившись письменным согласием работника, работодатель вправе привлечь его к работе в указанные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. В других случаях письменного согласия работника будет недостаточно, придется еще учитывать мнение представительного органа работников.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Как оплачивается сверхурочная работа, в том числе при суммированном учёте рабочего времени?

Первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном, а все последующие — не менее чем в двойном размере (ч. 1 ст. 152 ТК РФ). Конкретные размеры оплаты могут устанавливаться:

— локальным нормативным актом;

— коллективным или трудовым договором.

Обратите внимание, что работа сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни, оплаченная (компенсированная предоставлением другого дня отдыха) в соответствии со ст. 153 ТК РФ, при определении продолжительности сверхурочной работы для оплаты в порядке, установленном ч. 1 ст. 152 ТК РФ, не учитывается. Это предусмотрено ч. 3 ст. 152 ТК РФ.

Ранее мы рассказывали об оплате сверхурочной работы в ночное время.

Что делать если у работника возникла недоработка?

Запланированное графиком рабочее время нередко оказывается меньше, чем норма на соответствующий период.

Предположим, человек работает по графику «сутки через трое», учётный период — месяц. На октябрь 2019 года у него пришлись рабочие смены на следующие числа: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 октября. Всего он отработал 168 часов (7 смен x 24 час.). А норма в октябре из расчёта 40-часовой пятидневной рабочей недели — 184 часа. Получается, что в график была заложена недоработка до нормы — 16 часов.

При этом часы недоработки до нормы нельзя признать простоем (который даже в случае вины работодателя оплачивается в размере 2/3 среднего заработка). Ведь простой это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Такие обстоятельства надо доказывать, и в комментируемом случае их очевидно нет. Поэтому оплачивать такую недоработку, как простой, нельзя.

Суды считают, что в такой ситуации имеет место неисполнение трудовых обязанностей по вине работодателя. Аргументы против работодателей, которые платят сотрудникам только за фактически отработанное время, обычно такие:

— работнику установлена 40-часовая рабочая неделя, и он не давал согласия на перевод на неполное рабочее время;

— работодатель обязан обеспечить сотрудника работой, предусмотренной трудовым договором;

— работодатель обязан обеспечить отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учётных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.);

— недоработка до нормы часов рабочего времени обусловлена ненадлежащей организацией труда работодателем.

Если же сотрудник пойдёт в суд, то он может также получить с работодателя деньги в возмещение морального вреда.

Аналогичную позицию занимают трудинспекторы.

Ранее мы рассказывали об учёте рабочего времени и оплате труда при сменном графике.

Рассчитаем средний заработок

Трудовым кодексом установлены случаи, когда за работником сохраняется средний заработок, например при предоставлении оплачиваемого отпуска, направлении в служебную командировку, выплате выходных пособий, переводе на другую нижеоплачиваемую работу. Во всех этих случаях для расчета размера средней заработной платы используется единый порядок, который определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Еще в прошлом году применялись правила исчисления среднего заработка, установленные Постановлением Правительства РФ N 213 (далее — Положение N 213). Однако с 06.01.2008 правила изменились — вступило в силу Постановление Правительства РФ N 922 , которым утверждено новое Положение (далее — Положение N 922) и признано утратившим силу Положение N 213. Новый порядок исчисления средней заработной платы приведен в соответствие с трудовым законодательством, он предусматривает особенности исчисления среднего заработка, отличающиеся от ранее действовавших. Мы, естественно, остановимся на том, как рассчитывается средний заработок работников, которым установлен СУРВ.

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Если работнику установлен СУРВ, то для определения среднего заработка используется средний часовой заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) (п. 13 Положения N 922). Средний заработок рассчитывается путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника (добавлено) в периоде, подлежащем оплате. В свою очередь, средний часовой заработок получается в результате деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы (добавлено) в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения (добавлено), на количество часов, фактически отработанных в этот период. Расчетным признается период, равный 12 месяцам, предшествующим периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Читайте также:  Куда пожаловаться на жестокое обращение с животными

Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска средний заработок рассчитывается иначе. Причем порядок расчета одинаков для всех работников, в том числе для тех, кому установлен СУРВ, и зависит от того, в каких днях предоставляется отпуск — календарных или рабочих. Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных или рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска получится путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 (ранее — 3) и среднемесячное число календарных дней — 29,4 (ранее — 29,6) (п. 10 Положения N 922).

Как и прежде, средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (п. 11 Положения N 922).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей в 2021 году

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.

Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.

Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 – 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;
  • для остальных водителей – 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьёй 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Читайте также:  Получил ключи от квартиры в новостройке: что дальше

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учётом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

Особый вид учета рабочего времени — суммированный

В 2022 году под данным понятием принято понимать специализированный трудовой режим, базирующийся на установлении «скользящего» и сменного графиков. Главная причина, заставляющая предпринимателей составлять и вводить подобные нормативы, заключается в невозможности планирования функциональных недель, содержащих твердое количество трудочасов:

  • 24 ч. — люди, не достигшие совершеннолетия;
  • 35 — обладатели статуса инвалида;
  • 36 — преподаватели и персонал особо опасных фабрик;
  • 39 — для сотрудников медицинского сектора;
  • 40 — классическая продолжительность.

Проще говоря, работодатель, задействующий график сменности при суммированным учетном периоде рабочего времени, по Трудовому кодексу обязан проводить расчеты, в рамках которых недоработка в одном месяце компенсируется переработкой в другом.

Причем суммарный результат всегда обязан сопутствовать шаблонам, представленным в ТК. Нарушение законодательства — это недопустимый факт, который, однако, многие предприниматели оспаривают. Результатом такого несогласия может стать комплекс проблем, исходящих от Государственной инспекции труда и прочих государственных надзорных учреждений. Отделения таких ведомств находятся на территории практически всех крупных городов Российской Федерации, и функционируют они, кстати, достаточно исправно.

Правила применения СУРВ-систем

Каждая организация, желающая внедрить предложенную методику учета, должна обратить внимание на следующие моменты:

  • новая схема работы вводится только в ситуации, когда невозможно задействовать обыкновенный график;
  • количество отработанного людьми времени не превышает показатели, установленные в законодательстве Российской Федерации;
  • документация регламентирует абсолютно все аспекты организационного процесса: от начала и конца функциональных суток до периодичности смен;
  • нормы закона России запрещают вводить инструкции, предусматривающие существенную переработку;
  • особой аналитике подвергаются периоды, включающие в себя множество праздничных и выходных дней.

Как уже говорилось ранее, образец трудового договора по годовому суммированному учету рабочего времени по ТК РФ в обязательном порядке должен включать в себя все особенности будущих аспектов операционного функционирования предприятия. Составив грамотный набор бумаг, работодатель убережет себя от всевозможных проблем, связанных, например, с внеплановыми и квартальными инспекциями.

Норма рабочего времени при суммированном учёте

Продолжительность рабочего времени за учётный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, которое определяется исходя из предусмотренной для отдельной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определённые календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утверждён Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н в соответствии с ч. 3 ст. 91 ТК РФ.

Работодатель должен организовать рабочий процесс так, чтобы норма рабочего времени была отработана работником за установленный учётный период. При этом в каждом из дней или в каждой неделе учётного периода длительность рабочего времени может меняться. Увеличение времени работы в какой-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели учётного периода.

Исключение составляют отдельные категории работников, продолжительность рабочего дня (смены) которых не может превышать предусмотренной в законе, что определено в ст. 94 ТК РФ.

Обратите внимание, если работник работает неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учётный период соответственно уменьшается (ч. 3 ст. 104 ТК РФ).

Для находящихся в отпуске или временно нетрудоспособных работников норма рабочего времени уменьшается на время отсутствия работника, поскольку отпуск и период временной нетрудоспособности не относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ, письма Минтруда России от 01.09.2021 № 14-6/ООГ-8378, от 25.12.2013 № 14-2-337).

Для работников, находящихся в командировке, норма рабочего времени уменьшается на время нахождения в командировке, поскольку её период в силу функционального назначения хотя и приравнивается к рабочему времени, но не является таковым. Это следует из п. 3 Письма Минтруда России от 25.12.2013 № 14-2-337.

Суммированный учёт рабочего времени применяется, например, при сменной работе, работе в режиме гибкого рабочего времени, вахтовом методе работы. Это следует из анализа ч. 1 ст. 104, ч. 1, 2 ст. 103, ч. 2 ст. 102, ч. 1 ст. 300 ТК РФ.

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Читайте также:  "Инвестиции в долги: стратегия, сервисы, секреты прибыли"

Порядок введения суммированного учета рабочего времени

Суммированному учету рабочего времени посвящена статья 104 Трудового кодекса. Именно в ней говорится о необходимости перехода на данную схему подсчета рабочих часов, если обычный способ не годится из-за специфики деятельности или в силу иных причин.

Вводится суммированный учет рабочего времени при сменном графике, круглосуточной работе, вахтовом методе, либо же когда сотруднику устанавливаются гибкие часы работы.

Интересно, что суммированный учет рабочего времени не обязательно предполагает введение такого порядка в целом по организации. Компания может перейти на данный метод учета рабочих часов в отношении лишь определенных категорий работников.

Принципиальным моментом в ведении суммарного учета рабочего времени является установление определенного контрольного периода, в рамках которого будут подсчитываться отработанные сотрудником часы. Это может быть месяц, квартал или иной период, который в то же время не должен превышать максимально допустимого временного отрезка — одного года.

Суммированный учет рабочего времени: общие правила и отдельные тонкости

Рассмотрим, как оплачивается работа на окладе исходя из часовой ставки. Будем исходить из условия, что работодатель рассчитывает часовую ставку по среднему месячному количеству рабочих часов за год.

Пример 5

Зарплата грузчика на складе готовой продукции ООО «Символ» — 59 100 р. в месяц. Для него установлен суммированный учет с периодом – месяц. Норма работы – 40 ч. в неделю.

«Символ» доплачивает сотрудникам за сверхурочный труд и переработки по правилам Трудового кодекса РФ:

  • за каждый час ночного труда — 20% часовой ставки;

  • оплата сверхурочных при суммированном учете рабочего времени — первые два часа в полуторной сумме, остальные часы — в двойной сумме.

В августе 2019 г. грузчик отработал 190 ч., из которых 49 ч. – ночная работа в пределах нормы. Переработка пришлась на дневное время. Больничный грузчик не брал и в отпуск не уходил.

В августе 2019 г. 22 рабочих дня по календарю пятидневной недели с двумя выходными, поэтому норма времени труда грузчика за август 2019 г. – 176 ч. (40 ч. / 5 х 22 дн.). Переработка по итогам августа составляет 14 ч. (190 ч. – 176 ч.).

Чтобы рассчитать зарплату грузчика с учетом повышенной оплаты за ночной труд и переработку, бухгалтер «Символа» определил для него часовую ставку. В 2019 году норма времени труда по 40-часовой неделе равна 1970 ч. Значит, часовая ставка равна 360 р. (59 100 р. x 12 мес. / 1970 ч).

В августе 2019 г. «Символ» оплачивает грузчику 190 ч., в том числе в повышенной сумме:

  • 49 ч. ночного труда – доплата 20% часовой ставки;

  • первые 2 ч. переработки – доплата 0,5 часовой ставки;

  • оставшиеся 4 часа переработки — доплата 1 часовая ставка.

Значит, зарплата грузчика за август 2019 г. – 75 160 р. (190 ч. x 360 р./ч. + 49 ч. x 360 р./ч. x 20% + 2 ч. x 360 р./ч. x 0,5 + 8 ч. x 360 р./ч).

Бухгалтер «Символа» отразил операции в учете.

Отмена ограничений рабочего времени для 5-ти и 6-ти дневной рабочей недели

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

В новом нормативном документе не осталось упоминания о нормальной продолжительности ежедневной работы при пятидневной и шестидневной рабочей неделе. Осталось только общее ограничение, позволяющее работать не более 40 часов в неделю.

Например, в случае 6-дневной рабочей недели график может быть составлен так: пн-чт: 8:00 — 12:00 13:00-17:00 (8 часов) пт-сб: 8:00 — 12:00 (4 часа)

Кроме того, нужно понимать, что увеличивать продолжительность одного рабочего дня до бесконечности невозможно, т.к. при составлении графика нужно учитывать и ограничения, установленные другими пунктами документа.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *