Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Что такое частная собственность на земельный участок
Что понимаем мы, когда говорим о праве частного владения? Ответ прост – это вид владения, равный по силе государственной и муниципальной собственности, когда распоряжение своим наделом – законное право всякого гражданина или компании.
Институт частной собственности не просто охраняется государством (он закреплен в основном Законе страны), а оно гарантирует возможность реализовать его каждому гражданину.
Предметом отношений послужит надел, границы которого очерчены законом, и при получении которого была соблюдена определенная процедура. И если нет на то законодательного запрета, то лесами и водоемами на территории распоряжаться возможно так же, как и почвами.
Главное отличие частной собственности от личной (и, пожалуй, самое важное преимущество) заключается в возможности совершать со своим наделом всевозможные сделки: продажа, дарение, передача в наследство. Личная собственность допускает лишь пользование, а тот, кто считает это землевладение своим, юридически хозяином не является.
Перераспределение участков
Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.
- Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
- Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
- Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.
Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.
Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:
- приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
- перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
- распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
- необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.
Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.
Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.
Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.
Сущность права на землю
Согласно ГК РФ, сущность права земельной собственности определяют три составляющие, называемые также правомочиями, а именно: владение, распоряжение, пользование.
Владение землёй означает её физическую принадлежность собственнику. Тем не менее владеть земельным ресурсом может и не собственник на основании документов, законно подтверждающих это правомочие. Все виды прав на землю предполагают пользование ею, то есть использование её полезных свойств (пример: обработка земли с целью вырастить на ней урожай).
Это важно знать: Как выйти из СНТ если земля в собственности: порядок и последствия
Нередко владение и пользование воспринимается как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда владелец не пользуется своим имуществом, но и не передаёт право собственности другому лицу. Пример: лесные хозяйства по праву являются собственниками лесных земельных участков, но сами они не пользуются ими, а лишь охраняют их от незаконного вмешательства и контролируют деятельность других лесопользователей.
Право пользования дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по ее использованию (ст.
40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42 ЗК РФ).
Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Какие участки могут быть в частной собственности?
В индивидуальном владении у граждан и компаний могут быть следующие участки:
- признанные такими федеральными законами;
- право собственности возникло во время разграничения государственных владений на землю;
- участок был приобретён одним из способов, указанных в Гражданском Кодексе;
- надел был отдан в безвозмездное использование федеральными органами.
В частной собственности могут быть земли сельскохозяйственного назначения, под личное использование, которые не изъяты из оборота.
Под последнюю категорию подпадают:
- заповедники и национальные парки;
- земли, на которых размещены здания, отданные под нужды армии;
- участки, на которых располагаются строения военных судов;
- земли, где есть сооружения федеральной службы безопасности;
- те, на которых размещены органы государственной безопасности;
- отданные для атомной электростанции, под хранение радиоактивных веществ, ядерного материала;
- объекты, на которых созданы закрытые административные образования;
- участки, где размещены тюрьмы;
- на которых располагаются воинские и гражданские кладбища;
- места, где находятся сооружения для коммуникации.
Есть ещё и земли, оборот которых ограничен:
- особо охраняемые участки;
- земли лесного фонда;
- если в пределах надела имеются водные объекты, которые принадлежат государству;
- связанные с культурным наследием;
- отданные для органов обороны, таможни;
- на территории которых размещены сооружения для строительства или ремонта транспорта;
- занятые космической инфраструктурой или гидротехникой;
- там, где производят ядовитые или наркотические вещества;
- загрязнённые территории;
- земли, оставленные для нужд муниципалитета или федеральных властей;
- близко расположенные территории от воды, используемой для питья или хозяйственных нужд.
Государственная собственность на землю.
Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных[9].
Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.
Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
— право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
— право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Список использованных источников
- Конституция РФ: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации РФ (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – ст. 4552.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательств Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147
- Ахетова О.С. Право собственности на землю в Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 2.
- Возникновение, прекращение и защита права собственности: постатейный комментарий глав 13, 14, 15 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009.
- Волкова М.А. Гражданское право. Часть 1 (учебно-методический комплекс). М.: Статус, 2008.
- Гатин А.М. Гражданское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.
- Гражданское право: учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.Н. Садиков и др. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т.2.
- Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. № 12.
- Карташова Ю.А., Гришина Я.С. Все о земельных участках: основания и порядок приобретения. М.: Омега-Л, 2008.
- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.С. Бондаренко, Е.А. Галиновская и др.; под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
- Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
- Сотникова М.С. Правовое регулирование возникновения права муниципальной собственности на земельные участки // Современное право. 2009. № 4.
- Стародумова С.Ю. О способах признания права собственности на земельные участки / С.Ю. Стародумова // Адвокат. 2009. № 5.
- Царикаева Ж.М. Особенности правового закрепления института собственности в Конституции РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2.
- Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Дашков и К, 2007.
Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство. В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.
Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.
Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.
Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:
- использование земель только по целевому назначению;
- ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
- сохранение окружающей экологии;
- соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.
Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.
Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:
- лесные и водные территории;
- места складирования отходов;
- места добычи природных ископаемых;
- заповедники;
- особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.
Способы защиты прав частных собственников
Чтобы права не были нарушены принудительно необходимо:
- Точно проверять свою кадастровую документацию – любая ошибка в документах ведет к возможности нарушения прав владельца другими лицами, к примеру, соседями.
- Быть добросовестным владельцем, в данном случае к такой категории относятся лица, которые не могли знать об отсутствии у лица передавшего им землю правоустанавливающих документов.
- Если владелец добросовестно приобрел землю и честно исполнял свои обязанности, то изъять у него участок доступно только в следующих 2 случаях:
- Если имущество было получено на безвозмездной основе;
- Если земля была изъята у прежнего собственника незаконным путем.
При этом собственник имеет право получить компенсацию от незаконного владельца в полном объеме за время эксплуатации им земли.
В случае с добросовестным приобретателем земли, он также имеет право на компенсацию выполненных затрат на благоустройство земли с момента пользования ею.
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
13. Государственное регулирование приватизации земли.
Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.
Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.
Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.
На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.
Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.
Характеристика частной собственности
Частные владения подразумевают принадлежность земли отдельному лицу, нескольким гражданам, которых объединяет статус юридического лица, а также товариществу.
Любые земли можно перевести в личную собственность. Исключением станут те, которые официально исключены из оборота или ограничены.
К таким территориям относятся заповедные зоны, участки из лесного фонда страны.
Кроме непосредственно земельного участка гражданину принадлежат строения, деревья и иные насаждения на территории земельного надела.
К собственности могут относиться небольшие закрытые водоемы, расположенные на участке.
Отличительной чертой частной собственности считают ее целевое назначение. Цели могут быть следующими:
- садоводство;
- ведение личного хозяйства;
- постройка дома и прочих подсобных помещений;
- строительство дачи или гаража.
Сущность права на землю
Согласно ГК РФ, сущность права земельной собственности определяют три составляющие, называемые также правомочиями, а именно: владение, распоряжение, пользование.
Владение землёй означает её физическую принадлежность собственнику. Тем не менее владеть земельным ресурсом может и не собственник на основании документов, законно подтверждающих это правомочие. Все виды прав на землю предполагают пользование ею, то есть использование её полезных свойств (пример: обработка земли с целью вырастить на ней урожай).
Это важно знать: Правила благоустройства территории Санкт -Петербурга по Постановления 961
Нередко владение и пользование воспринимается как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда владелец не пользуется своим имуществом, но и не передаёт право собственности другому лицу. Пример: лесные хозяйства по праву являются собственниками лесных земельных участков, но сами они не пользуются ими, а лишь охраняют их от незаконного вмешательства и контролируют деятельность других лесопользователей.
Ограничения на частную собственность
В ряде случаев частная собственность на землю может быть прекращена или ограничена. Рассмотрим эти ситуации.
- Добровольное лишение прав. Иными словами, это передача прав на землю другим лицам в случае продажи или дарения.
- Взыскание за невыполнение обязательств. Владелец участка может не выполнять взятые на себя обязательства, например налоговые, за что его имущественные объекты подлежат взысканию. Однако такие меры имеют много ограничений по своему применению. Например, нельзя их применить, если на участке расположен жилой дом, который является единственным жильём должника.
- Конфискация имущества за совершение уголовного преступления.
- Национализация — процедура, обратная приватизации. Заключается в изъятии территории и передаче её государству или муниципалитету для их нужд, например прокладывания автомобильных дорог. Национализация производится с полным возмещением убытков, нанесённых частному лицу. К примеру, если требуется снести строения, то за них тоже положена компенсация.
- Конфискация земель за грубое нарушение целевого предназначения. Но чаще всего до таких радикальных мер не доходит. Например, жилой дом, поставленный на землях сельскохозяйственного назначения, по решению суда могут потребовать снести.
- Прекращение прав собственности на территорию, которая согласно законодательству не могла принадлежать частному лицу. Отчуждение должно произойти в течение года.
Рассмотрим подробнее последний пункт. Некоторые участки не могут быть переданы из государственной и муниципальной собственности в частную. Они называются изъятыми или ограниченными в обороте. К ним относятся:
- заповедные территории;
- земли, где расположены военные, промышленные объекты, судостроительные заводы, объекты атомной энергетики;
- участки, расположенные поблизости от водных ресурсов;
- лесной фонд;
- места, где расположены тюрьмы или кладбища;
- объекты с коммуникациями или предназначенные для муниципального строительства.
Оборот таких земель запрещён или ограничен. Эти территории не могут стать частной собственностью.
Объекты и субъекты частной собственности на землю
Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:
- земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
- земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.
При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:
- индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
- качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
- кадастровая оценка стоимости земельного участка;
- оборотоспособность территории;
- делимость участка, т.е. соответствующий размер.
Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.
Субъектами частной собственности считаются:
- физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
- юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
- Российская Федерация;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
Частная собственность на землю
Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.
- Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
- Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.