Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное образование: как организовать учебный процесс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.
Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.
Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.
За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.
Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ
В семье Кузиных из Павлодара шестеро детей, трое из них школьного возраста. Радомира окончила 5 класс, Вера – 4-й, Лучезара – 1-й. Радомира и Лучезара не ходят в школу. Когда-то они сидели за партами, но им не понравилось. Родители не настаивали на традиционном образовании, а стали учить их на дому.
Вера в отличие от сестёр с удовольствием учится в школе и родители это тоже приветствуют.
«Радомира и Лучезара ходят в школу только для того, чтобы сдавать СОЧ и СОР. Остальное время у них расписано по часам. Старшая посещает две спортивные школы (акробатика на батуте и стрельба из лука), авиамоделирование, художественную и музыкальную школы по классу скрипки и саксофона. Недавно стала посещать кружок «Кукла с нуля» и клуб юного краеведа. Несколько месяцев занималась в театральном кружке. Такой разносторонний ребёнок растёт в нашей семье. А в табеле у неё только «4» и «5», – не скрывая гордости, рассказывает глава семейства Юрий Кузин.
В семье подрастают ещё два мальчика и одна девочка: Льву 5 лет, Добромиру 4 года и Яромиле всего 6 месяцев. Будут ли они ходить в школу – тоже зависит от них, как в случае со старшими сёстрами.
Кому не подойдет семейное образование
Семейное образование, как правило, требует активного вовлечения родителей в образование детей, особенно в начальной школе. Руководитель центра «Кайманчик» Виктория Гласко отмечает, что семейное образование не подходит тревожным родителям. Если у родителей есть тревоги относительно образования ребенка, лучше сначала разобраться, чего вы опасаетесь и о чем тревожитесь. Очень важно, чтобы отношения в семье не стали жертвой семейного образования. В «Кайманчике», например, много внимания уделяется именно поддержке родителя: проводятся вебинары, встречи, курсы очно и онлайн.
Виктория ГласкоРуководитель Центра содействия семейному образованию «Кайманчик» Мы не продвигаем семейное образование как необходимость. У нас есть друзья, которые ходят на наши мероприятия — в походы, на театральные фестивали — у которых дети ходят в школу. Это уверенные взрослые, которые знают, что школа — это путь их семьи. Чаще всего это связано с тем, что родители имеют свои любимые области самореализации, которые никак не сочетаются с семейным образованием. Они не готовы сами заниматься образованием своих детей и выбирают ребенку подходящую школу.
Если ребёнок собирается идти в первый класс
Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора. Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения». Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций.
Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов. В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе. Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.
Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:
- изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
- записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
- выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
- получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
- подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.
Преимущества и недостатки семейного класса
Обучение в семейном классе имеет ряд плюсов по сравнению как с общеобразовательной школой, так и с домашним обучением.
- Возможность подобрать учебную программу по своему усмотрению. Семьи могут сделать упор на определенные предметы, на решение задач олимпиадного уровня или на внедрение в обучение культурной программы — походов, посещений музеев и т.д.
- Удобный режим занятий. Родители могут договориться между собой проводить занятия по определенным дням недели, перевести их в режим онлайн или ограничить объем домашних заданий.
- Активное участие родителей в образовании детей. В общеобразовательной школе родители, как правило, не имеют права голоса, в таком же типе обучения именно семья играет главную роль, принимает ключевые решения.
- Дети могут общаться между собой. Подросток обучается не индивидуально, а потому он социализируется в группе сверстников.
Квест под названием «Аттестация»
Если вы выбрали СО, готовьтесь, что государство будет вставлять вам палки в колеса. Самообразование и семейное обучение — форматы «вне организации»: в этих случаях об успехах детей в управление образования отчитывается не школа, а семья. И здесь, в отличие, от заочного или индивидуального обучения, начинается квест под названием «попробуй пройти аттестацию».
Светлана Марзеева, руководитель Ассоциации семейных школ объясняет: «Правоприменительная практика в отношении СО в нашей стране расходится с законодательной. Родители имеют все права для обучения ребенка в семье и для прохождения аттестации — как итоговой, так и промежуточной — в обычных школах, но очевидно, что на местах это совершенно не приветствуется. Руководство не лояльно к «семейникам», а редкие имена тех, кто дружелюбен, передаются из уст в уста, поскольку афишировать их — значит, подвести под удар Департамента образования».
«Для госшкол родители, выбравшие семейное образование, неудобные клиенты, а потому добиться удобного графика аттестации, и вообще ее факта, крайне проблематично».
Больше семейников достается только родителям, которые пробуют перевести ребенка на очно-заочную форму обучения, поскольку этот формат непонятен школьному руководству еще больше. Как это — ребенок будет ходить только на те уроки, которые ему хочется? Как это отражать в отчетности, объяснять коллективу и другим родителям? И это при том, что такое понятие «индивидуальный учебный план» фигурирует в законе и право на него имеют даже очники.
«Вы будете удивлены, но по закону школы могут и сами устанавливать свободное посещение, однако кейсы с подобными попытками быстро показали, что родители яростно восстают против таких прогрессивных начинаний», — отмечает Марзеева.
Семейное обучение в Законе «Об образовании»
Федеральный закон «Об образовании» гарантирует возможность семейного обучения и регламентирует его основные положения. Некоторым из них Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08, являющееся основным нормативным документом, дает детальное описание.
- Ч. 4 ст. 44 273-ФЗ «Об образовании», ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. В обязанности каждых родителей входит получение их ребенком общего образования. Недопустим полный отказ от обучения. В этом случае родители получают предупреждение и штраф.
- П. 1, 2 ч. 1 ст. 44 273-ФЗ «Об образовании». Законом закреплено право представителей ребенка выбирать ту форму образования, которую они считают нужной. То есть в любой момент можно сменить очное обучение на семейное, и наоборот. При этом директор образовательного учреждения не имеет права препятствовать решению родителей.
- Ч. 3 ст. 17 273-ФЗ «Об образовании». Семейное обучение детей равноценно иным формам образования, таким как дистанционное или домашнее. Решение родителей о переводе на него ребенка не должно оспариваться учителями, директором или представителями отдела образования.
- П. 20, 21, 22 ч. 1 ст. 34 273-ФЗ «Об образовании». Ребенок, получающий образование дома, наряду с другими учениками имеет право проходить промежуточную и итоговую аттестацию в школе, к которой он прикреплен по месту жительства. Зачисление воспитанника в учреждение должно быть произведено вне зависимости от планируемой родителями формы его дальнейшего обучения.
Если ребенок не посещает занятия очно, но внесен в списки учащихся школы, за ним сохраняется право пользоваться библиотекой и спортивным залом, принимать участие в олимпиадах, спортивных и научных мероприятиях, выступая от лица данного образовательного учреждения.
- Ч. 5 ст. 63 273-ФЗ «Об образовании». Родители не могут перевести на семейное обучение ребенка, просто забрав его из школы. Такое действие должно сопровождаться сообщением в городской отдел образования.
- Ч. 3 ст. 34 273-ФЗ «Об образовании». Нарушением закона считаются действия родителей, которые не прикрепили ребенка к школе и не сообщили в соответствующие инстанции о нахождении его на семейном обучении.
При получении образования на дому учащийся имеет возможность проходить аттестацию экстерном. То есть, если он успешно освоил программу двух классов за один год, он вправе сдать экзамены и контрольные работы за оба периода и может быть переведен на класс обучения выше, чем положено по возрасту.
- Ст. 58 273-ФЗ «Об образовании». Ученика, прикрепленного к школе, но находящего на семейном обучении, допускается оставлять на второй год при наличии двух и более академических задолженностей либо очень низкой успеваемости. Допустим, ребенок не написал необходимое количество итоговых контрольных работ, не сдал требуемые экзамены по нескольким предметам либо получил за них неудовлетворительные оценки.
Минусы семейного образования
- Скука и одиночество. Некоторым ребятам общение с другими людьми жизненно необходимо. Недостаток коммуникаций ребенка с внешним миром может сделать из него «отшельника».
- Ограниченные контакты со сверстниками не сделают из воспитанника лидера. Даже если такие задатки имеются, их нужно тренировать так же, как мозги и мышцы. А для этого нужно всегда находиться в гуще событий, активно участвовать в жизни общества, побеждать конкурентов.
- Неумение общаться с людьми. Иногда дети, получающие семейное образование и проходящие обучение на дому, оказываются не подготовленными к коммуникациям во внешней среде.
Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».
Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.
Если Лев захочет вернуться в школу — он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело — что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе — вопрос спорный.
Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык — это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.
Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём — увидим.
А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике — рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.
А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.
Не стоит изначально разрабатывать подход, главной чертой которого было бы максимальное отличие от школы. Конечно, безусловно, необходима дисциплина и систематичность в работе. Существуют важнейшие принципы обучения – это связь теории с практикой, воспитание личным примером, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, построение изучаемого материала от легкого к сложному – то есть всякий материал, который ребенку предстоит изучать, должен быть основан и встраиваться внутрь того материала, который им уже изучен.
Есть наиболее удобное время для познавательной деятельности и активности ребёнка. Есть время, когда его деятельность должна быть более хаотичной, творческой. Это нужно учесть заранее, спланировать и рассчитать по времени. Даже если на какое-то занятие или отдельную работу нужно 15-20 минут, их надо выделить и зафиксировать.
Семейное обучение не должно быть кружком по интересам или некой формой досуга. Это должна быть сознательная целенаправленная деятельность, в ходе которой важно выполнить свою работу добросовестно. При этом ребенку нужна поддержка близкого человека и внимание с его стороны.
Крайне травмирующий эффект оказывает на ребёнка ситуация, при которой ему необходимо соответствовать ожиданиям учителей и подстраиваться под систему оценки знаний. Но ребёнок не должен чувствовать, что его оценивают в соответствии лишь с его отметками, не должен испытывать страха разочаровать родителей или вызвать недовольство учителей. В первую очередь, важно установить близкие доверительные отношения со своим ребенком. Семейное образование учит ребенка добывать знания самостоятельно в атмосфере безусловной любви и уважения, укрепляет взаимопонимание и доверие между родителями и детьми, которое так важно на протяжении всей жизни.
Критика семейной формы получения образования
Есть люди, которые критикуют семейное образование, а есть те, кто не доволен общеобразовательной школой. И вторых с каждым годом становится все больше. Дело в том, что учителя, при всем уважении, отстают в развитии от детей.
Это стоит объяснить подробнее:
- они перестали заниматься своим образованием (школа, как известно, не имеет с ним ничего общего);
- прямолинейно подходят ко всем ученикам, не учитывая способности каждого;
- занижают или завышают оценки, что вызывает недовольство и отказ от учебы;
- сначала отбивают желание получать знания, а затем пытаются решить эту проблему наказанием.
Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?
Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.
До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).
Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.
Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.
Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.
Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.
Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.
Плюсы и минусы семейного обучения
Ничего в нашем мире нет однозначного. Из явных плюсов семейного обучения можно отметить такие: это самая гибкая форма обучения без привязки к месту, конкретному учреждению, к требованиям школы. Ребенок учится в своем темпе, с учётом своих интересов, особенностей, потенциала, темперамента. Здесь максимум свободы в плане выбора программы, педагогов и наставников, способа получения знаний.
Например, ребёнок может легко совмещать учёбу и спорт, потому что нет жёсткого графика обучения — расписание составляет ребёнок и родители самостоятельно. Также можно выбирать учителей, что невозможно в формате традиционного обучения.
Но и у «семейников» есть проблемы. Много работы ложится на плечи родителей – именно они должны выстроить систему, постоянно контролировать, мотивировать, искать педагогов, вкладываться в образование силами, средствами, нервами и большим количеством времени.
В России семейное образование не очень популярно. Оно вызывает много критики. Семьи, выбравшие учёбу вне школы сталкиваются с непониманием. Приходится объяснять окружающим, что с ребёнком и его родителями всё нормально.
Семейная форма образования подходит не всем детям и далеко не всем родителям. При малейшем конфликте в школе бежать писать заявление в администрацию – очень опрометчиво. Надо учесть всю имеющуюся информацию.
Бытует мнение, что «дети-семейники» изолированы, не социализированы, они проводят все время дома в учебе. Но у свободных от школы детей, которые не тратят время на дорогу и дополнительные школьные активности, появляется возможность регулярно посещать дополнительные занятия, общаться со сверстниками в неформальной обстановке.
Сдвинулось с мертвой точки наше чтение. Вернее даже так: Глеб сносно читает по- английски! Понимание давно было хорошим. Летом будем дальше заниматься в группе или по скайпу над свободной речью. Летом Глеб занимался по скайпу с преподавателем, а с этого года надеюсь получится посещать очную группу в ближайшем к нам г.Раменское.
В течение года Глеб продолжал заниматься хоккеем, рисованием, посещал театральную студию и бассейн. Все это думаю будет присутствовать и в этом году.
То, что касается не академических умений, которые как мне кажется еще более важны в жизни, чем умение читать и писать:
- С папой сделали миниатюрную модель железнодорожных путей. Глеб сам вырезал рельеф, сам сажал траву и вообще планомерно день за днем сам находил время и занимался этой работой.
- Научился аккуратно готовиться к началу какого-то дела и потом все аккуратно убирать
- Стал спокойнее реагировать на проигрыши
- Очень хорошо умеет помогать в бытовых вопросах: повесить вещи, загрузить посудомоечную машину, развлечь 5-10 минут Алису (младшую сестру) — в этом он вообще мастер =)