Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полис ОСАГО может подорожать наполовину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятое постановление оговаривает, что оплата ремонта не освобождает страховую компанию от таких выплат потерпевшему, как возмещение в счет утраты товарной стоимости автомобиля, его эвакуации с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), хранения и прочих расходов вплоть до стоимости работ по восстановлению дорожного знака.
Ремонт с доплатой можно заменить на выплату
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».
Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.
Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.
Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.
О финансовом уполномоченном
Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.
При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.
Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.
В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.
Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.
Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте
Пункт 19 статьи 12 закона «Об ОСАГО»:
Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 151 — 153 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Обратите внимание:
1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.
2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Законопроект, которым предлагается ввести с декабря текущего года ежегодную выплату дополнительной пенсии по старости, получил отрицательный отзыв кабмина, следует из документа, обнародованного в думской электронной базе.
Отмечается, что инициатива противоречит пенсионному законодательству РФ.
«Предоставление права на дополнительную страховую пенсию предполагает её установление за тот же страховой стаж, с учётом которого назначена страховая пенсия по старости, что противоречит пенсионному законодательству РФ», — говорится в документе.
Также указывается, что, согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона, его принятие потребует выделения допсредств из федерального бюджета. При этом источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств законопроектом не определены.
Ранее сообщалось, что партия «Справедливая России — За правду» предложила депутатам ГД рассмотреть законопроект, который предусматривает выплату дополнительной страховой пенсии по старости в декабре.
Как выйти на пенсию раньше?
Для досрочного выхода на пенсию необходим определенный стаж и пенсионные коэффициенты.
Для того, чтобы оформить необходимые документы для досрочного выхода на пенсию, следует обратиться в пенсионный фонд по месту жительства или в МФЦ. К заявлению о назначении пенсии необходимо приложить паспорт, СНИЛС и трудовую книжку.
В случае, если у пенсионного фонда нет данных о стаже, подтвердить его помогут выписки из приказов, договоры с организациями, ведомости на выдачу зарплаты, справки, которые уточняют особый характер и условия работы.
Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней. При этом ПФР может отказать в назначении пенсии, если не хватает каких-то документов, которые подтверждают стаж или право досрочного выхода на заслуженный отдых.
ОСАГО: быть или не быть?
Суть предложений правительства оказалась проста – раз система ОСАГО доказала свою неэффективность за 15 лет существования, ее стоит отменить. Взамен предлагаются различные варианты — от добровольного страхования имущественных рисков, полученных в ДТП, до комбинированного использования добровольных и обязательных форм страхования.
По мнению представителей правительства, многочисленные случаи мошенничества и злоупотреблений в рамках договора ОСАГО существенно нарушают права обеих сторон договора – страховых компаний и автовладельцев.
Стратегия Министерства финансов РФ по реформированию системы ОСАГО включает следующие действия:
- поэтапный переход от системы обязательного страхования к добровольным видам страховых продуктов (реализация программы запланирована на 2020 год);
- повышение общей правовой культуры страхователей и страховщиков, популяризация дополнительных и сопутствующих видов страхования;
- частичное введение вмененного обязательного страхования для отдельных категорий водителей;
- перевод рынка ОСАГО под регулирование со стороны Центрального Банка РФ.
В настоящее время данные предложения еще не нашли выражение в конкретных законопроектах, однако общественные дискуссии по предложенным вариантам активно ведутся. Владельцы транспортных средств активно поддерживают данную идею, так как не видят оснований платить за оформление страховки компаниям, систематически уклоняющимся от исполнения обязанностей по договору. Страховые компании не менее активно сопротивляются нововведениям и предлагают усилить меры ответственности за нарушения порядка оформления документов о ДТП.
На сегодняшний день рано рассуждать о том, какой быть новой системе страхования рисков от дорожно-транспортных происшествий, ведь конкретные нормы законопроектов до сих пор не доступны для ознакомления. Однако можно дать разумный прогноз нововведениям, исходя из доступной информации:
- отмена ОСАГО приведет к массовому отказу владельцев автомобилей от приобретения страховых продуктов в этой сфере;
- попытки взыскать ущерб в судебном порядке приведут ситуацию к положению 90-х годов, когда владельцы дорогих автомобилей были вынуждены искать внесудебные процедуры взыскания долга с граждан, получающих минимальную зарплату или уклоняющихся от исполнения судебных решений;
- передача функций регулятора рынка ОСАГО на уровень полномочий Центрального банка РФ создаст проблемы всем участникам правоотношений по автострахованию, так как этот орган применяет крайне жесткий меры по регламентированию подконтрольных субъектов;
- общий уровень правовой и страховой культуры граждан страны настолько далек от развитых рынков стран Европы или Северной Америки, что услугами добровольного страхования будет пользоваться тот же круг лиц, что и сейчас – владельцы дорогих авто при комплексном страховании от всех видов ущерба, а также рядовые граждане при оформлении автокредитов.
Изменение базовых принципов на рынке автострахования неизбежно приведет к появлению новых проблем: чрезмерная загруженность судов по искам владельцев автомобилей друг к другу; недобросовестная конкуренция между страховыми компаниями ввиду необходимости привлекать клиентов услугами добровольного страхования.
Увеличение выплат по ОСАГО
В Банке России поддержали законопроект Минфина по увеличению выплат при ущербе жизни и здоровью с 500 тысяч рублей до 2 миллионов и отмене учета износа деталей, пишут «Известия» со ссылкой на ЦБ. В Банке России сообщили изданию, что первое изменение может привести к подорожанию ОСАГО на 21%, а второе — еще на 27%. То есть в общем увеличение стоимости полисов может составить 48%. Между тем, в регуляторе полагают, что вводить эти изменения следует поэтапно: сначала повысить лимит выплат и не ранее чем через год отменить учет износа деталей транспортного средства.
Уфимцев отмечает, что после всех нововведений в ОСАГО получится новый продукт. «Да, это приведет к росту средней премии по ОСАГО. Но для опытных водителей это может быть несущественно и цена полиса может увеличиться на 500 рублей, а для молодого водителя или водителя спортивного автомобиля стоимость может увеличиться на 3-4 тысячи рублей, может, даже на 5 тысяч. У каждого это будет индивидуально».
Первое нововведение, касающееся увеличения выплат при ущербе жизни и здоровью, могут принять уже 1 января 2023 года.
На что имеют право водители?
Компания-страховщик обязана предоставить водителю список всех СТО, которые присутствуют в ее реестре, включая специализацию каждой конкретной станции. Где именно проводить ремонтно-восстановительные работы, будет решать собственник авто.
Все СТО, с которыми сотрудничает страховая компания должны соответствовать основным требованиям законодательства к организации и реализации восстановительного ремонта. На официальном сайте страховщика должна присутствовать полная информация о каждом СТО в свободном доступе.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Водитель также получил право согласовать ремонт авто в СТО, которого нет в списке страховщика. В соответствии с новыми правилами, от места проживания владельца авто или от места, где произошло ДТП (на выбор водителя), расстояние до СТО должно составлять не более 50 км. Транспортировать поврежденный автомобиль на станцию к месту ремонта обязана страховая компания.
Автомобили, на которые распространяется действие гарантии (купленные менее двух лет назад), могут восстанавливаться только в СТО, принадлежащих дилерским центрам.
Если станция технического обслуживания в соответствии с условиями ОСАГО не соответствует основным требованиям к организации ремонтных работ, есть возможность получить денежное возмещение по страховке. Ответственность за решение вопросов с СТО лежит на страховщиках.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
В условиях карантина при пандемии COVID-19 внесены послабления для автовладельцев, которым необходимо продлять полисы ОСАГО. С 1 марта по 30 сентября текущего года новый полис ОСАГО разрешается оформлять без техосмотра.
Автовладельцам нужно понимать, что им дается отсрочка, а не полная отмена техосмотра. Его результаты владельцы ТС обязаны представить в страховую компанию при первой же возможности.
Следует понимать, что в случае ДТП страховая компания имеет полное право взыскать с владельца ТС полную компенсацию, которая до этого была выплачена потерпевшей стороне.
Лицо, виновное в совершении ДТП, будет вынуждено заплатить за ремонтно-восстановительные работы поврежденного им автотранспорта при таких условиях:
- при причинении ущерба транспортному средству на сумму, превышающую лимит предельной величины страховой выплаты в 400 тыс. рублей, прописанной в полисе ОСАГО.
- в ситуации, если виновник аварии причинил вред владельцу авто, застрахованного полисом КАСКО, страховые компенсационные выплаты начисляются на автомобиль пострадавшей стороны без учета износа транспортного средства.
- При оценке объема ущерба пострадавшего независимыми экспертами ввиду разности между стоимостью ремонта и восстановления авто по методике ОСАГО и непредвзятой экспертизой, как указано в пунктах статьях 11 и 13 статьи 12 ФЗ-40. В ситуации, если сумма ущерба отличается, то виновная сторона может быть в судебном порядке обязана к доплате разницы стоимости ремонта.
Как определено законом, оценка повреждений автомобиля и дальнейшее проведение ремонтных работ для пострадавшей стороны происходит бесплатно и оплачивается исключительно страховой компанией на основании пунктов 15.2 и 15.3 статьи 12 ФЗ-40.
Владелец незаконно пострадавшего в аварии на дороге автомобиля будет вынужден произвести доплату за ремонт или замену деталей и узлов по ОСАГО согласно положениям абзаца 7 пункта 17 статьи 12 ФЗ-40, если страховщик предложил подписать дополнительное согласие о внесении доплаты на станции техсервиса при вероятной нехватке страхового возмещения. Эта политика выгодна страховщикам, позволяя снизить объем ущерба и минимизировать затраты страховой компании.
Важно: доплата из собственного кармана совершенно не интересна владельцам пострадавшего автотранспорта, вынуждая проявлять бдительность и внимательно изучать сопроводительные документы при выдаче направления на ремонт авто.
В законе предусмотрены положения пункта 17 статьи 12 ФЗ-40 относительно ситуаций, когда владельцу поврежденного автомобиля будет необходимо внести собственные финансы на счет СТО для оплаты ремонта или замены узлов. Такие обязательства пострадавшая сторона принимает в ситуации, если затраты по результатам экспертизы повреждений авто превышают максимальный предел суммы возмещения.
Выплатить средства придется по таким причинам:
- Ключевым поводом работников СТО требовать доплату за проведение ремонта и восстановления пострадавшего в ДТП авто выступает Постановление КС №6-П от 10 марта 2021 года о возможности взыскания суммы, недостающей на оплату ремонта или замены пострадавших в аварии узлов и агрегатов, свыше типовой величины в 400 тысяч рублей, согласно пункту «б» статьи 7 ФЗ-40.
Важно: с 1 июня 2021 года величина максимального предела страхового возмещения по Европротоколу сравнялась с предельной суммой выплат по ОСАГО и составила 400 тыс. рублей.
Предъявить совершенно нелегитимные требования работники СТО могут и стремясь обогатиться, проводя невыгодный для них ремонта и восстановления авто по направлению страховой компании.
Среди вариантов предложений, нарушающих нормы закона, могут прозвучать:
- просьба или приказание, вплоть до шантажа внести определенную сумму наличными или приобрести за свой счет узлы, детали или запасные части. Предложение совершенно незаконно и не будет проведено по бухгалтерии и материальной отчетности, исключая возможность вернуть опрометчиво внесенные деньги или детали.
- Необходимость оплатить ремонтно-восстановительные услуги, полагающиеся по контракту, подписанному на СТО при передаче направления на ремонт от страховщика. Такой договор можно расценивать как цессию – уступку на передачу объема страховых выплат на баланс СТО и разрыв отношений со страховой компанией, за чем обычно следует полученное незаконным путем требование совершить доплату за услуги автомастерской.
Каско сильно устарело, «примеряйте» новое
Страховщики из-за проблем с автозапчастями начали корректировать договоры и «играть» с формулировками, которые вряд ли порадуют владельцев полисов каско.
Как подтвердили «Новым Известиям» сразу несколько страховых агентов, один из крупных страховщиков уже начал внедрять «ноу-хау». И делается это пока без публичной огласки.
Из печатной формы полиса испарилось упоминание о ремонте битого автомобиля у официальных дилеров (а 90% загрузки дилеров обеспечивали именно страховщики автокаско). Установлены дополнительные ограничения по срокам ремонта (срок поставки запасных частей исключен из общего срока ремонта). Также владельцам «травмированных» автомобилей нужно готовиться к тому, что «если организовать восстановительный ремонт ТС не предоставляется возможным, то выплачивается страховое возмещение в денежной форме, по калькуляции страховщика». То есть, владелец машины получит «три копейки».
«Не могу назвать страховую (далее — СК) компанию, которая уже прислала новые формулировки, но это один из крупнейших игроков на рынке. И не корысти ради они на это пошли, а потому что ситуация сложилась патовая. Я работаю с несколькими СК и знаю, что многие хотят по такой же схеме скорректировать условия. Это активно обсуждается», — рассказал агент, пожелавший остаться неназванным.
Переобуваться в воздухе СК вынуждены из-за дефицита запчастей и непредсказуемости сроков проведения ремонта (некоторые автовладельцы теперь ждут свою очередь месяцами).
«Типичной стала такая ситуация: страховая все согласовала, но станция техобслуживания отвечает, что не удалось закупить деталь по этой цене, при доставке она подорожала. Приходится все пересогласовывать. И так несколько раз. Это время. Или вообще в процессе согласования оказывается, что нужных запчастей нет в наличии. А страховщиков от своих обязательств санкции не освобождают. Шквал судебных исков от клиентов нам не нужен», — делится агент деталями работы в новых условиях.
Еще один собеседник уточняет: «Такой вариант урегулирования, как ремонт у официального дилера, остается по каско в приоритете. И только в случае получения информации от дилера об отсутствии запчастей и невозможности их заказать, мы будем предлагать клиентам получать возмещение в денежной форме».
Автомобилистам, попавшим в серьезное ДТП, не повезло вдвойне, если договор со страховой был заключен еще по ценам 2021 года. Суммы в этих документах, мягко говоря, не вписываются в нынешний рынок.
При «уходе каско в тотал» (стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает 65% от его страховой суммы), клиент получает выплату, но строго в рамках полиса. Новое авто такого же класса за «прошлогодние» деньги вряд ли купишь. Машины в России, если сравнивать с докризисный периодом, подорожали на 43%. Такие данные приводят аналитики «Авто.ру».