Как утилизировать огнетушители

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как утилизировать огнетушители». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно данным, указанным в технических паспортах на различные виды огнетушителей, средний срок их службы – 10 лет. Конечно, это не предел в зависимости от условий эксплуатации, например, нельзя сравнить офисные, торговые помещения с гаражами, горячими цехами. Поэтому при нормальном режиме использования, регулярном комплексном сервисе на базе специализированных предприятий срок эксплуатации подобных изделий возрастает до 15–20 лет.

Если говорить об огнетушителях, то обязательность их присутствия в автомобиле прописана в ПДД РК, в пункте 7.8 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», а также в пункте 4.1.10 действующего сегодня стандарта СТ РК ГОСТ РК51709-2004 «Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения».

Согласно документу, в легковых авто и лёгкой коммерческой технике должен находиться как минимум один порошковый или хладоновый огнетушитель ёмкостью не менее двух литров. В автобусах и грузовиках — два: один — в кабине у водителя, другой — в пассажирском салоне или кузове. И наконец, транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны оснащаться не менее чем двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями ёмкостью 5 литров.

Виды огнетушителей и их опасность для экологии

Срок службы огнетушителя составляет не более 10 лет – после этого наполнитель теряет тушащие свойства.

В качестве наполнителя выступают разные вещества: пена, вода, газ, порошок. При попадании в открытую среду они выделяют токсичные вещества, заражающие почву, воду, воздух. Неиспользованные емкости – источник возможного взрыва из-за того, что наполнитель помещается в колбу под давлением. Наиболее безопасные огнетушители – водные, но они редко встречаются из-за низкой эффективности пожаротушения.

Средства пожаротушения состоят из нескольких компонентов: рычага, шланга, колбы и баллона с наполнителем. Каждая часть утилизируется отдельно, причем некоторые из них можно переработать: металлический корпус, например. Безопасный разбор на компоненты и вывод вредных веществ способны провести только лицензированные организации с применением специального оборудования.

Классификация огнетушителей

Огнетушители классифицируются в зависимости от рабочего вещества, которое тушит пламя. От него также зависит время действия устройства и нюансы использования:

  1. Порошковые — наиболее универсальные и дешевые изделия. Рабочее вещество в виде порошка покидает баллон под давлением и покрывает пламя, изолируя последнему доступ к кислороду. Для тушения материалов, способных гореть без воздуха, он бесполезен. Срок его эксплуатации составляет 5 лет. Порошковый огнетушитель способен ликвидировать возгорание на пространстве площадью до 102м. Ярким образцом порошкового огнетушителя служат распространенные модели ОП 5 или ОП 8.
  2. Углекислотные — в них под большим давлением находится углекислый газ, который в момент срабатывания быстро распространяется и понижает температуру в месте возгорания. Подходит для тушения электроустановок с напряжением до 1000 вольт, а также горючих жидкостей (солярка, бензин и т.д.).
  3. Пенные — неоднозначные устройства. Рабочим веществом выступает пена, состоящая из воды, кислорода и углерода, либо азота. Пена образует непроницаемый для воздуха покров, а содержащаяся в составе вода ликвидирует огонь. Максимальная эффективность наблюдается на начальных этапах возгорания. Не подходят при возгорании электроустановок, либо щелочных металлов.

Устройства также различаются по размерам. Существуют передвижные модели объемом 30-100л совмещенные с транспортировочной тележкой. Следующей категорией идут переносные огнетушители, объем рабочей емкости которого достигает 10м2. Самые небольшие устройства — компактные огнетушители, которые используются в автомобилях.

Существует классификация по способу срабатывания:

  • Ручной огнетушитель — тушение пожара осуществляется нажатием рычага на корпусе.
  • Автоматический огнетушитель — изделие начинает работу при сигнале с датчиков температуры и задымления.
  • Комбинированный — совмещает функционал обоих типов.

Общие правила утилизации огнетушителей

Требования законодательства к утилизации устройств тушения пожара обусловлены тем, что рабочее вещество внутри огнетушителя находится под высоким давлением. Это касается и отработанных устройств. Попытка самостоятельно утилизировать огнетушитель может привести к травмам, и даже летальному исходу. На предприятиях утилизация огнетушителей собственными силами допускается при наличии специального подразделения с обученными сотрудниками и необходимым оборудованием и измерительными устройствами.

Под словом утилизация подразумеваются мероприятия, направленные на безопасную разборку огнетушителя и передачу комплектующих на переработку. Со списком регламентирующих документов можно ознакомиться ниже:

  • ГОСТ 9032 — устанавливает нормы, по которым определяется пригодность устройства к дальнейшему применению.
  • Классификационный каталог отходов (ФККО) — по федеральному каталогу устанавливаются правила разборки.
  • СП 9,13130 — требования к эксплуатации средств тушения пожара.
  • ОКПД код 29.24.92.110 — определяет порядок обслуживания.
Читайте также:  Перечень документов на паспорт РФ

Общие правила утилизации огнетушителей

Процесс утилизации включает организационные и технические мероприятия, направленные на безопасный для человека и окружающей среды демонтаж. После разбора, обезвреживания колбы все составляющие направляются в пункты переработки. Каждый этап регламентируются нормативными документами.

Цель последовательной работы – предупреждение загрязнения и возможной травмы. На предприятиях разрешается самостоятельно утилизировать только при наличии следующих обязательных пунктов:

  • оборудование;
  • обученный персонал;
  • договор с пунктом приема металла.

Чтобы утилизировать огнетушитель, сначала его списывают в соответствии с регламентом. Дальнейшая переработка отличается для разных видов, но выделяют общие этапы:

  1. Оценка давления для исключения взрыва при вскрытии колбы.
  2. Демонтаж запорно-пускового механизма, сопла, шланга.
  3. Извлечение внутренних компонентов с последующей обработкой для уменьшения концентрации вредных веществ.
  4. Нарушение целостности корпуса с помощью сверления. Далее приведенные в негодность элементы отправляются на вторичную переработку.
  5. Составление ответственным лицом акта утилизации, который подтверждает осуществленные действия.
  6. Металлический корпус вывозят на пункт приема металлолома, остальные составляющие – на полигон отходов.

Законодательная документация

Не существует ГОСТа, определяющего правила и порядок утилизации огнетушителей. Есть четыре документа, которые ложатся в основу этой процедуры:

  • ФККО – это Федеральный классификационный каталог отходов. На его основе разрабатываются правила утилизации различных отходов и огнетушащих веществ, в том числе.
  • СП 9.13130-2009. В этом своде правил предусмотрены нормативы и условия повторного использования огнетушителей. Понятно, что одноразовые приборы здесь не учтены.
  • ГОСТ 9.032. В этом документе расписаны нормативы возможного повторного применения огнетушителей.
  • Код ОКПД 29.24.92.110. Этот документ определяет все возможные процедуры, которые производятся с огнетушителями всех типов. А конкретно: обследование, текущий ремонт, восстановление, перезарядка. На основании проведенных операций решается, пригоден ли прибор к дальнейшему использованию. Если «НЕТ», то его утилизируют.

В законодательных актах не указано, кто имеет право проводить утилизацию. Но существуют некоторые требования. Во-первых, это должен быть обученный специалист старше 18 лет. Во-вторых, место утилизации должно быть укомплектовано специальным оборудованием. В-третьих, процедура проводится по инструкции к каждому виду огнетушащего прибора. В-четвертых, работник на руки должен надевать защитные перчатки, на лицо респиратор.

Документальное оформление

Оприходование производится стандартными документами, применяемыми при учете основных средств или материалов (акт по форме ОС-1, накладная по форме ТОРГ-1, приходный ордер по форме М-4 и др.).

Важно! Списание огнетушителей целесообразно отразить в локальных актах организации.

Обычно после осмотра ответственного лица составляется служебная записка о невозможности эксплуатации огнетушителя, после чего по договору он передается специализированной организации для оценки и утилизации. Составляется акт дефектации, подтверждающий непригодность к использованию, и документ об утилизации.

На основании этих сведений в бухгалтерии составляют акт списания огнетушителя с использованием бланков первичных документов: актов на списание материалов, актов на списание инвентаря и хоз.принадлежностей, актов на списание ОС, установленных или разработанных в организации форм.

Журнал учета огнетушителей – важный документ, наличие и правильное заполнение которого в первую очередь проверяют пожарные службы. На основании данных, содержащихся в журнале, принимаются решения о дальнейшей эксплуатации или списании огнетушителя. Он содержит сведения о каждом объекте: его номере, марке, времени ввода в эксплуатацию, технических и физических характеристиках, проведенных проверках технического состояния и их результатах. Заверяется запись подписью ответственных лиц.

Сам журнал прошивается и заверяется печатью организации, а также подписью лица, ответственного за пожарную безопасность. Отсутствие этого документа может грозить штрафными санкциями.

На заметку! Проверка огнетушителей производится 1 раз в год, а перезарядка — раз в 5 лет или чаще, в зависимости от его технических характеристик и места установки.

Казалось, рассмотрены все вопросы о том, как в бюджетной организации списать огнетушители. Но нет.

После утилизации оборудования в специализированном учреждении остаются предметы, имеющие пусть и небольшую, но материальную ценность. К ним относятся:

  • детали, пригодные для использования при ремонте других огнетушителей;
  • металлические составляющие, которые можно подвергнуть переработке.

В случае с бюджетной организацией их нельзя не брать во внимание. Поэтому при составлении договора о передаче имущества на уничтожение следует указывать, как распорядиться этими «подотчетными материальными благами».

Существуют такие варианты решения вопроса:

  • разрешить сервису оставить себе это «имущество» в качестве частичной или полной компенсации стоимости его услуг;
  • вернуть все пригодные материалы обратно в бюджетную организацию.
Читайте также:  Взыскание долга в арбитражном суде

Первый способ является самым удобным и распространенным. Однако случается, что учреждения просят вернуть материалы, оставшиеся после утилизации. Как правило, так поступают организации, которые могут самостоятельно их переработать или специализируются на сборе лома.

Законодательная документация

Не существует ГОСТа, определяющего правила и порядок утилизации огнетушителей. Есть четыре документа, которые ложатся в основу этой процедуры:

  1. ФККО – это Федеральный классификационный каталог отходов. На его основе разрабатываются правила утилизации различных отходов и огнетушащих веществ, в том числе.
  2. СП 9.13130-2009. В этом своде правил предусмотрены нормативы и условия повторного использования огнетушителей. Понятно, что одноразовые приборы здесь не учтены.
  3. ГОСТ 9.032. В этом документе расписаны нормативы возможного повторного применения огнетушителей.
  4. Код ОКПД 29.24.92.110. Этот документ определяет все возможные процедуры, которые производятся с огнетушителями всех типов. А конкретно: обследование, текущий ремонт, восстановление, перезарядка. На основании проведенных операций решается, пригоден ли прибор к дальнейшему использованию. Если «НЕТ», то его утилизируют.

В законодательных актах не указано, кто имеет право проводить утилизацию. Но существуют некоторые требования. Во-первых, это должен быть обученный специалист старше 18 лет. Во-вторых, место утилизации должно быть укомплектовано специальным оборудованием. В-третьих, процедура проводится по инструкции к каждому виду огнетушащего прибора. В-четвертых, работник на руки должен надевать защитные перчатки, на лицо респиратор.

Общие правила утилизации огнетушителей

Процесс утилизации включает организационные и технические мероприятия, направленные на безопасный для человека и окружающей среды демонтаж. После разбора, обезвреживания колбы все составляющие направляются в пункты переработки. Каждый этап регламентируются нормативными документами.

Цель последовательной работы – предупреждение загрязнения и возможной травмы. На предприятиях разрешается самостоятельно утилизировать только при наличии следующих обязательных пунктов:

  • оборудование;
  • обученный персонал;
  • договор с пунктом приема металла.

Чтобы утилизировать огнетушитель, сначала его списывают в соответствии с регламентом. Дальнейшая переработка отличается для разных видов, но выделяют общие этапы:

  • Оценка давления для исключения взрыва при вскрытии колбы.
  • Демонтаж запорно-пускового механизма, сопла, шланга.
  • Извлечение внутренних компонентов с последующей обработкой для уменьшения концентрации вредных веществ.
  • Нарушение целостности корпуса с помощью сверления. Далее приведенные в негодность элементы отправляются на вторичную переработку.
  • Составление ответственным лицом акта утилизации, который подтверждает осуществленные действия.
  • Металлический корпус вывозят на пункт приема металлолома, остальные составляющие – на полигон отходов.

В какую сумму обойдется браковка огнетушителя

Бесплатная утилизация огнетушителей возможна лишь в том случае, если она проводится собственными силами организации. При этом придется заранее приобретать специальный стенд, приспособления для браковки баллона.

Компании, оказывающие услуги по перезарядке и ремонту огнетушителей, занимаются и их утилизацией. Прием баллонов ведется как от физических, так и от юридических лиц в любом количестве и любого типа. При этом стоимость утилизации огнетушителей варьируется от 50 до 100 рублей в зависимости от региона и объема работ.

Для бухгалтерской отчетности расходы компании будут проводиться по статье «Прочие работы и услуги». Возместить сумму в счет уплаченного страхового взноса в Фонд социального страхования не получится, поскольку данные затраты не относят к мероприятиям для обеспечения безопасных условий труда.

В бюджетных учреждениях средство пожаротушения учитывается как основное средство по Приказу Минфина №157н. Для списания и дальнейшей утилизации потребуется создать профильную комиссию, которая и будет формировать акты о списании огнетушителей. Бухгалтер отражает выбытие основного средства только по завершении утилизации огнетушителей в бюджетной организации, т.е. только после реализации всех действий, прописанных в акте комиссии.

Статья 319. Управление отходами

1. Под управлением отходами понимаются операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления.

2. К операциям по управлению отходами относятся:

1) накопление отходов на месте их образования;

2) сбор отходов;

3) транспортировка отходов;

4) восстановление отходов;

5) удаление отходов;

6) вспомогательные операции, выполняемые в процессе осуществления операций, предусмотренных подпунктами 1), 2), 4) и 5) настоящего пункта;

7) проведение наблюдений за операциями по сбору, транспортировке, восстановлению и (или) удалению отходов;

8) деятельность по обслуживанию ликвидированных (закрытых, выведенных из эксплуатации) объектов удаления отходов.

3. Лица, осуществляющие операции по управлению отходами, за исключением домовых хозяйств, обязаны при осуществлении соответствующей деятельности соблюдать национальные стандарты в области управления отходами, включенные в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Нарушение требований, предусмотренных такими национальными стандартами, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Читайте также:  Стал известен средний размер пенсии в Пензенской области

4. Лица, осуществляющие операции по управлению отходами, за исключением домашних хозяйств, обязаны представлять отчетность по управлению отходами в порядке, установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Статья 321. Сбор отходов

1. Под сбором отходов понимается деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.

Операции по сбору отходов могут включать в себя вспомогательные операции по сортировке и накоплению отходов в процессе их сбора.

Под накоплением отходов в процессе сбора понимается хранение отходов в специально оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан местах, в которых отходы, вывезенные с места их образования, выгружаются в целях их подготовки к дальнейшей транспортировке на объект, где данные отходы будут подвергнуты операциям по восстановлению или удалению.

2. Лица, осуществляющие операции по сбору отходов, обязаны обеспечить раздельный сбор отходов в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Под раздельным сбором отходов понимается сбор отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими.

3. Требования к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору, определяются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и с учетом технической, экономической и экологической целесообразности.

4. Раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:

1) «сухая» (бумага, картон, металл, пластик и стекло);

2) «мокрая» (пищевые отходы, органика и иное).

5. Запрещается смешивание отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами.

Статья 325. Удаление отходов

1. Удалением отходов признается любая, не являющаяся восстановлением операция по захоронению или уничтожению отходов, включая вспомогательные операции по подготовке отходов к захоронению или уничтожению (в том числе по их сортировке, обработке, обезвреживанию).

2. Захоронение отходов — складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока, без намерения их изъятия.

3. Уничтожение отходов — способ удаления отходов путем термических, химических или биологических процессов, в результате применения которого существенно снижаются объем и (или) масса и изменяются физическое состояние и химический состав отходов, но который не имеет в качестве своей главной цели производство продукции или извлечение энергии.

Недостатки и преимущества огнетушащих порошков

Несмотря на универсальность, востребованность этого вида огнетушащих веществ при его использовании был выявлен ряд недостатков:

  • Невозможность использования порошковых огнетушителей, автоматических установок, автономных модулей для подавления возгораний некоторых видов дорогостоящей электронной аппаратуры, электрооборудования, которые могут выйти из строя, быть серьезно повреждены из-за попадания мельчайших частиц огнегасящего агента внутрь корпусов, шкафов, что вызывает короткое замыкание контактных элементов, изделий, устройств.
  • Порошковые системы тушения требуют предварительной эвакуации сменного персонала, посетителей, зрителей, покупателей из защищаемых помещений, что приводит к удорожанию комплекта оборудования, включения в него элементов СОУЭ; к организационным сложностям по безопасному выводу людей из зданий.
  • Порошковые переносные, передвижные огнетушители следует использовать на открытом воздухе, например, для тушения моторных отсеков различных транспортных средств, в цехах промышленных предприятий, складских комплексах; не рекомендовано использовать их для защиты помещений с объемом меньше 40 м3 из-за резкого ухудшения видимости, негативного воздействия для дыхания людей.
  • Огнетушащие порошки в отличие от воды, пены, хладонов, углекислоты, используемых в водяных, воздушно-пенных, хладоновых, углекислотных огнетушителях, и в аналогичных им системах АУПТ, не охлаждают строительные конструкции зданий, корпуса технологического оборудования, нагретые в ходе процесса горения, развития очага пожара, что часто приводит к повторным возгораниям.
  • Это требует дополнительного вмешательства сотрудников пожарных подразделений, членов ДПД для окончательной ликвидации огня; или создания, установки комбинированных систем пожаротушения, последовательно использующих огнегасящие порошки, газы, пену, тонкораспыленную воду.
  • Использование порошкового пожаротушения исключает использование систем дымоудаления, что затрудняет эвакуацию людей из защищаемых помещений.

В целом проблемы при использовании порошкового способа тушения пожара: практически полная потеря видимости, следовательно, невозможность нахождения эвакуационных путей, выходов; трудности с дыханием в помещениях, наполненных взвесью мельчайших частиц огнетушащего вещества в воздухе; неизбежная паника.

Все это нормативно исключает использование порошковых АУПТ на объектах – в помещениях, зданиях, их пожарных отсеках, из которых невозможна эвакуация до автоматического пуска установок; или в них находится по штатному расписанию, расчетным данным больше 50 человек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *