ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Проведение при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

  1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
  2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
  3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
  4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
  5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
  6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

Этапы проведения экспертизы

Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).

Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.

Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.

Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Номенклатура трасологической экспертизы при ДТП

Для проведения объективного трасологического исследования дорожно-транспортного происшествия, эксперт-трасолог должен владеть максимальным количеством информации о происшествии. Подавать же нужные для экспертизы материалы следует в виде:

  • схемы места аварии на основании, фиксирующих факт ДТП, актов;
  • протокола осмотра места происшествия, составленного правоохранительными структурами;
  • фотографий и видео с места аварии, соответствующих судебным нормам;
  • протокола техосмотра транспортного средства на предмет подтверждения его исправности;
  • справка-свидетельство о ДТП от службы ГБДД;
  • фото или видео ДТП, сделанное участниками самого происшествия.

Также трасологу необходимо предоставить возможность наружного обследования полученных повреждений у всех автомобилей-участников аварии.

Состав документов, подаваемого на транспортный анализ, может изменяться в зависимости от объема исходных данных и поставленных задач. К примеру, иногда бывает достаточно только одних подробных фотоматериалов ДТП.

Стоимость трасологической экспертизы

Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.

Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.

Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.

Что нужно для исследования?

Ходатайство о трасологической экспертизе при ДТП может получить практически каждый участник аварии, имеющий для её проведения определённые основания. Действия независимых экспертов сопоставляют разрозненные факты, которые могут иметь непосредственную связь с происшествием, ввиду чего сотрудникам транспортно-трасологического отдела необходимо предоставить всю, имеющую отношение к аварии информацию. Чем больше будет фактов и сведений, тем быстрее и точнее будет смоделирована схема дорожного происшествия, посредством которой устанавливается точная траектория движения участников произошедшего.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры

Результат проводимого исследования будет напрямую зависеть от полноты предоставленного пакета документов, среди которых должны быть заключения сотрудников ГИБДД и иные материалы дела.

Сроки проведения трасологической экспертизы при ДТП будут максимально короткими, если у экспертов будут в наличии:

  • схема ситуации, которая была составлена непосредственно участниками аварии или сотрудниками полиции;
  • протокол, который составят сотрудники ГИБДД;
  • фотоматериалы, сделанные экспертами непосредственно на месте аварии;
  • транспортные средства, принимавшие непосредственное участие в аварии (для исследования имеющихся повреждений);
  • любые видеоролики или фотографии, сохранённые в регистраторах технических средств;
  • протокол, свидетельствующий о проверке автомобилей в отношении их технического состояния;
  • справка из полиции, подтверждающая происшествие.

Конечно же, всего перечня необходимых аргументов и справок у участников дорожного происшествия может не быть, поэтому приведённый список не является обязательным, он носит более рекомендательный характер, ведь ситуации на дороге случаются совершенно разные, в зависимости от тяжести произошедшего экспертам может попросту понадобиться больше материалов.

Что такое трасологическая экспертиза

Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.

Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

Транспортно-трасологическое исследование назначается в целях установления фактических обстоятельств при аварии. Эта процедура помогает воссоздать картину ДТП посредством изучения его следов — схемы и траектории движения автомашин, их взаиморасположение, угол и характер столкновения, наличие повреждений и их отношение к данной аварии.

Транспортно-трасологическая экспертиза необходима в таких случаях:

  • когда страховая компания необоснованно отказывает в выплате аварийного убытка;
  • если виновное лицо упорно отрицает факт своей вины и отказывается ее признавать, а прямые доказательства данного факта отсутствуют;
  • в случае, когда участника аварии пытаются обмануть, навязывая материальную ответственность за ДТП, которое было совершено не им.

Назначение транспортно-трасологической экспертизы при ДТП осуществляет судья или иное уполномоченное лицо следственного органа, занимающегося расследованием аварии. Основанием для проведения процедуры служат:

  • судебное решение;
  • постановления следственных органов;
  • заявление о назначении экспертизы, поступившее от участников аварии или их уполномоченных представителей.

ТЛЭ – это часть криминалистики, в рамках которой изучаются и восстанавливаются факты произошедшей аварии. Не всегда ДТП попадает на камеры видеонаблюдения, не всегда есть свидетели и иные знающие лица, в результате чего установить автомобиль,попавший в аварию не представляется возможным.

Нередко ДТП со смертельным исходом заканчиваются бегством водителя и в том случае, когда нет каких-либо свидетелей, помочь в установлении личности нарушителя может назначенная экспертиза.

ВНИМАНИЕ !!! Таким образом, данная экспертиза в первую очередь входит в область криминалистики и применяется при расследовании органами предварительного расследования. Уполномоченное должностное лицо задает конкретные вопросы эксперту, который на основании имеющийся информации путем использования специальных средств старается дать на них ответ. Однако полученные сведения могут использоваться и в других случаях, когда есть необходимость просто установить особенности произошедшего.

Трасологическая экспертиза при ДТП

В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее назначать, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.

Читайте также:  Сокращена гарантия на модели Hyundai Solaris и Creta

Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.

При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.

Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.

Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.

Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

  • следы человека (следы ног, следы обуви, следы одежды, следы кожных покровов и частей тела, следы зубов и, как отдельный самостоятельный вид, следы рук и следы босых ног человека);
  • механоскопия (следы орудий взлома и инструментов, следы производственных механизмов;
  • изделия массового производства, запирающие механизмы и запорно-пломбировочные устройства);
  • повреждения на одежде (исключая огнестрельные повреждения, повреждения, образованные в результате применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, повреждения, образованные в результате воздействия объемным взрывом, а также в результате жизнедеятельности биологических организмов);
  • транспортно-трасологические (следы транспортных средств);
  • следы животных.
  • классификационные;
  • диагностические;
  • идентификационные;
  • ситуационные.

Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом, не составляли ли ранее единое целое изъятые фрагменты деталей и конкретно проверяемое транспортное средство.

Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности следов шин, фрагментов осколков светосигнальных приборов транспортных средств, механизма образования следов, пригодности их для идентификации следообразующего объекта.

Классификационные – установление вида транспортного средства.

Ситуационные (реконструктивные) и по установлению факта контактного взаимодействия – решаемые при проведении комплексных экспертиз.

Основные вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов транспортных средств

  • Каков вид, модель транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед и т.п.), которым оставлен след (колеи, беговой дорожки протектора шины)?
  • Какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия?
  • Мог ли данный вид транспорта оставить эти следы?
  • Каково направление, в котором двигалось транспортное средство?
  • Каков характер движения транспортного средства, судя по следам колес (качение, торможение)?
  • Являются ли изъятые осколки частями (деталями) транспортных средств? Если да, то для какого транспортного средства они предназначены? В какой период времени они устанавливались на конкретную модель транспортного средства?
  • классификационные;
  • диагностические;
  • идентификационные;
  • ситуационные.

Диагностические и классификационные – установление наличия и механизма образования следов и повреждений на одежде и обуви.

Идентификационные – идентификация следообразующих объектов по следам и повреждениям на одежде и обуви.

Ситуационные – реконструкция механизма происшествия.

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

На экспертизу необходимо представить одежду (или поврежденную преграду) с повреждениями, а также орудия (колющие, режущие, рубящие, тупые) – предполагаемые следообразующие объекты.

Объекты, направляемые на экспертизу, могут иметь различные по характеру повреждения (в том числе и эксплуатационные), поэтому в заявлении следует точно конкретизировать, какие из них подлежат исследованию.

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы повреждений одежды

  • Имеются ли повреждения на представленной одежде?
  • Каков механизм образования повреждения?
  • Каков характер повреждения (разрыв, разрез и др.)?
  • Каким орудием причинено повреждение?
  • Не причинено ли повреждение конкретным предметом?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *