Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Узбекистане водят новый порядок расчета пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уже с 1 января 2022 года государственные выплаты (пенсионные пособия и другие выплаты) могут и будут заниматься коммерческие банки, которые будут отбираться с помощью тендеров. Тендеры будут проводиться каждые три года по отдельным субъектам республики, в том числе и в столице страны — Ташкенте.
Возраст выхода на пенсию женщин в Узбекистане по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Шавкат Мирзиёев | 08.09.2016 — | 55.0000 | 55.0000 | 55.0000 | 55.0000 | 0.00% |
Ислам Каримов | 24.04.1990 — 02.08.2016 | 55.0000 | 55.0000 | 55.0000 | 55.0000 | 0.00% |
Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры
В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.
Справка! Доля лиц в возрасте до 65 лет в стране составляет около 94%. Пожилых лиц, возраст которых составляет более 65 лет, менее 6%.
Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.
В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.
Особенности формирования выплаты
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Данный перечень не является исчерпывающим.
Размер пенсии и пенсионный возраст в Узбекистане
На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.
Многих людей волнует вопрос, есть ли пенсия по старости в Узбекистане? Конечно, как и во многих других странах. В Республике как мужчины, так и женщины могут уйти на пенсию по достижению определенного возраста.
Пенсионный возраст в Узбекистане для мужчин составляет 60 лет, а пенсионный возраст в Узбекистане для женщин – 55 лет. Но чтобы получать пенсию необходимо иметь длительный трудовой стаж, сроком не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Возраст выхода на пенсию в Узбекистане зависит от рода деятельности и пола.
- В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
- Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
- Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
- Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
- Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
- После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
- Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
- Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.
Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии. Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления.
О корректировках размера минимальной пенсии власти Узбекистана говорят постоянно. Однако на сегодняшний момент она остается невысокой, так как даже после повышения, учитывая подорожание продуктов и услуг, ее все равно недостаточно для нормальной жизни. Минимальная сумма обеспечения составляет 29 2940 узбекских сумов. В среднем в год пенсия возрастает на 15%, однако этого явно недостаточно, учитывая инфляцию.
Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.
Если инвалидность получена по причине общего заболевания, то пенсия назначается при наличии стажа работы. То есть уровень обеспечения будет рассчитан исходя из длительности стажа.
Долго шли разговоры о том, что пенсионеры имеют право получать полную пенсию в том случае, если они хотят продолжить свою профессиональную деятельность по достижении пенсионного возраста. И с 1 января 2019 года такой закон вступил в силу. Трудовая пенсия будет выплачиваться в полном объеме.
До этого момента пенсия начислялась в размере 50%, за исключением некоторых льготных категорий граждан. После вступления в силу нового закона с 1 января 2019 года многие опытные учителя приняли решение вновь вернуться на работу в школы. С 2019 года перерасчет пенсии будет проведен в автоматическом порядке.
Надбавки и льготная пенсия выплачиваются в следующих ситуациях:
- Граждане с инвалидностью 1 2 группы;
- Участникам военных действий;
- Ближайшим родственникам военных, которые погибли при исполнении своих прямых обязанностей;
- Гражданам, которые имеют особые заслуги в Узбекистане.
В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.
В стране стабильно растет количество пожилого населения. В настоящее время эта цифра приближается к 7%, но то, что она постоянно растет беспокоит власти страны. Но при этом уровень рождается повышается, однако в процентном соотношении эта цифра ниже.
Пенсия по инвалидности
В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.
Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.
Выплаты по инвалидности из — за заболевания назначается, если у человека имеется достаточный трудовой стаж: до 23 лет 2 года трудового стажа; от 23 до 31 года – 3-5 лет; от 31 до 41 – 5-9 лет. Если заболевание настигло от 41, то необходимо официально проработать более 10 лет.
Размер пенсии в месяц в Узбекистане: нюансы расчета
Процедура расчета суммы пенсионного обеспечения происходит в несколько этапов:
- В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
- Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
- Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
- Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
- Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
- После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
- Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
- Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.
Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии. Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления. Официально днем отсчета пенсии является день обращения гражданина с письменным заявлением, поэтому затягивать с процедурой оформления не рекомендуется.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Социальные пенсии ежегодно увеличиваются с 1 апреля в соответствии с нормами статьи 25 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Повышение производится на одинаковый процент для всех получателей социальной пенсии. Этот коэффициент утверждает Правительство РФ с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.
То есть в 2022 году социальные пенсии должны повысить на столько процентов, на сколько выросла величина прожиточного минимума для пенсионеров за 2019 г. по отношению к 2018-ому.
- По окончательным расчетам Минтруда социальные и государственные пенсии с 1 апреля 2022 г. должны увеличить на 6,1%. Именно на столько выросла величина ПМП за 2019 год.
- В результате индексации на 6,1% средний размер социальной пенсии к концу 2022 года составит 9925,35 рублей. Для сравнения: на конец 2019 г. средняя величина пенсионного обеспечения прогнозируется на уровне 9266 руб.
9925,35 руб. — это средняя величина выплаты по всем видам социального обеспечения. Каким будет размер пенсии после индексации в зависимости от категории, к которой относится пенсионер, указано в таблице далее в статье.
В ближайшее время Правительство утвердит озвученный процент индексации социальных пенсий, издав соответствующее Постановление (его проект уже опубликован).
Узбекистан полностью изменит пенсионную систему
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.
На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:
По группе инвалидности | Порядка 360 тысяч |
По причине утраты кормильца | 170 тысяч |
Социальные разновидности выплат | 300 тысяч |
За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.
В каком возрасте выходят на пенсию в разных странах мира: таблица
Повышение пенсионного возраста — не только российская, но и общемировая тенденция. Растет продолжительность жизни, а вместе с ней повышается и пенсионная планка.
В 2022 году средний возраст выхода на пенсию в европейских государствах составил 65 лет. Но в планах большинства государств – повысить пенсионный возраст в период до 2030 года. Так, в Испании, Германии и Франции предполагается повышение пенсионного возраста до 67 лет, тогда как в Великобритании и Ирландии целевые ориентиры установлены на уровне 68 лет.
Есть еще одна тенденция. Во многих странах для женщин установлен более низкий возраст выхода на пенсию. Но в рамках пенсионной реформы планируется, что для женщин и мужчин возраст выхода на пенсию будет одинаковым.
С пенсионным возрастом в мире по состоянию на 2022 год и с планами по его увеличению в ближайшей перспективе вы можете ознакомиться в таблице. Стоит отметить, что показатель пенсионного возраста достаточно условный: в большинстве стран граждане могут выходить на пенсию позже с выплатой надбавки, а в других – раньше при наличии длительного страхового стража.
Беларусь (Белоруссия)
Белоруссия начала повышать пенсионный возраст с 2017 года и намерена довести его до 63 лет у мужчин и до 58 лет для женщин, сделать это планируется уже к 2022-му.
Средняя пенсия — $158.