Ребенок-инвалид и инвалид с детства: разница, льготы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребенок-инвалид и инвалид с детства: разница, льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Заболевания для III группы

Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.

К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

При каких условиях человека могут признать инвалидом

Причины инвалидности. В качестве причин признания инвалидности могут быть:

  • болезнь;
  • профзаболевание;
  • трудовая травма;
  • инвалидность с детства;
  • болезнь после радиационного воздействия и т.д.

Условия признания инвалидом. Человека признают инвалидом и нуждающимся в социальной защите при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Нарушено состояния здоровья, что привело к расстройствам функций организма.
  2. Имеются ограничения жизнедеятельности.

В частности, комиссия оценивает способность человека к:

  • самообслуживанию;
  • самостоятельному передвижению;
  • обучению;
  • ориентации;
  • общению;
  • способности контролировать свое поведение;
  • трудовой деятельности.

Могут ли работать инвалиды третьей группы?

Инвалиды третьей группы могут работать в государственных и частных организациях, так как этот статус подразумевает сохранение человеком трудоспособности. Тем не менее, и сам инвалид, и его работодатель, должны соблюдать ряд правил, чтобы не навредить и без того слабому здоровью. Для этого установлены особые ограничения в работе, на которые наниматель может опираться при вынесении окончательного решения по трудоустройству.

Если человека приняли на работу, руководство должно обязательно учитывать все рекомендации и индивидуальную программу реабилитации. Список может содержать наличие обязательных технических приспособлений или запрет на конкретные виды деятельности.

Инвалиды третьей группы не могут работать при следующих условиях:

  • Неблагоприятные внешние факторы – шум, высокая влажность, плохое освещение, несоблюдение температурного режима.
  • Наличие особых химических факторов, таких как слишком пыльный или загрязненный воздух.
  • Наличие патогенной микрофлоры на рабочем месте.
  • Повышенные физические нагрузки, стоячая или чересчур подвижная работа.
  • Нагрузки на психику и нервную систему – слишком эмоциональные виды деятельности, ночные смены, монотонная работа.

Получение ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение)

Выплату ввели на территории РФ с 60-летним юбилеем победы в ВОВ, поэтому на ее получение могут рассчитывать только участники боевых действий. Дополнительно 1000 рублей могут получить следующие категории населения:

  • участники ВОВ и инвалиды, принимавшие участие в ВОВ;
  • инвалиды, получившие военную травму;
  • пленники концлагерей, которые не достигли 18-летнего возраста на момент нахождения в плену;

Получить выплату в размере 500 рублей могут:

  • вдовы погибших граждан ВОВ и инвалидов;
  • инвалиды, которые несли военную службу в ВОВ и не были участниками боевых действий;
  • пленники лагерей совершеннолетнего возраста;
  • лица со статусом жителей блокады Ленинграда.

Когда пациенту присваивается бессрочная степень инвалидности

Бессрочная инвалидность устанавливается только в определенных случаях. Ее ставят, если пациент имеет:

  • I, II степень инвалидности и неизменные патологии в здоровье;
  • инвалидность, которая не меняется у него в течение 15 лет;
  • общие заболевания, выраженные в тяжелой форме. У него может отсутствовать конечность, слух, развиваться острые формы нервных болезней, сложные формы неврологии;
  • инвалидность I, II. Причем это могут быть женщины старше 50 лет и мужчины старше 60 лет;
  • инвалидность в связи с участием в ВОВ;
  • воинское звание и инвалидность I, II группы;
  • серьезные недуги, полученные им во время военных действий.

По новому приказу минтруда по инвалидности бессрочная инвалидность присуждается людям:

  • с онкологией и метастазами;
  • с неоперабельными доброкачественными опухолевыми образованиями, локализованными в головном, спинном мозге;
  • которым была удалена гортань, и они направлены на повторную операцию;
  • с врожденным или приобретенным слабоумием;
  • имеющим проблемы в ЦНС. т.е. тем, у кого отсутствует речь, зрение, снижена двигательная активность;
  • имеющим проблемы с глотанием;
  • потерявшим зрение;
  • страдающим от слепоглухоты или полной глухоты;
  • страдающим от осложненного цирроза печени;
  • страдающим от хронической почечной недостаточности 3 степени;
  • страдающим от свищей в анальном отверстии, мочевыделительном канале;
  • страдающим от врожденных аномалий в костной ткани, нарушающих опорные функции;
  • перенесшим травму спинного, головного мозга и страдающим от последствий;
  • не имеющим конечностей.
Читайте также:  Исковое заявление о разделе имущества после развода

Утрата статуса инвалида

Утрата статуса инвалида либо понижение ранее присвоенной группы (например, со второй на третью) не всегда радует, ведь автоматически это обозначает не только улучшение состояния, но и понижение (или аннулирование) государственного денежного пособия по нетрудоспособности.

Снятие инвалидности происходит при повторном прохождении экспертизы, когда участниками медико-социальной комиссии выносится заключение о значительном улучшении состояния человека за период с прошлого освидетельствования.

Обратите внимание! По заявлению гражданина несправедливое решение может быть опровергнуто в суде. Это касается как отказа в присуждении инвалидности, так и утраты статуса или снижения группы в результате проведения повторной экспертизы.

Размер льгот для ребенка инвалида

Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:

  1. Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
  2. Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
  3. Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
  4. Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
  5. Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.

Перечень болезней для 1, 2, 3 групп

Определенного списка болезней, при которых можно добиться признания инвалидности, не существует. Инвалидность может быть установлена исключительно по степени выраженности нарушений работы организма, блокирующих возможность человека нормально жить и работать. Минздрав РФ определил порядок отнесения заболеваний к различным категориям. Рассмотрим таблицу.

Таблица № 1. Перечень заболеваний для 1, 2, 3 групп

Группа Распространенные аномалии здоровья
Первая
  1. утрата обоих глаз;
  2. аномалии развития глазного яблока в целом;
  3. полная слепота;
  4. хронические и наследственные необратимые состояния, связанные с заболеваниями центральной нервной системы и сопровождающиеся приступообразным или постоянным течением;
  5. ампутация пары конечностей;
  6. тяжелые формы онкологических заболеваний;
  7. серьезные болезни крови.
Вторая
  1. хроническая дыхательная недостаточность, в связи с отсутствием одного легкого или серьезными нарушениями функций второго;
  2. опущение верхнего века на обоих глазах стойкого характера;
  3. отсутствие участка костной ткани в черепе, не замещенного аутопластикой;
  4. парализация рук, сопровождающаяся расстройством речевой деятельности;
  5. парализация ног с незначительным расстройством функций органов таза;
  6. парапарез ног, неполный паралич одной стороны тела;
  7. ампутация плеча при условии частичного сохранения функций второй руки;
  8. вычленение конечности или ее части по линии суставной щели без опиливания кости в плечевом суставе;
  9. ампутация одной ноги или руки, сопровождающаяся полным отсутствием слуха;
  10. ампутация одной ноги или руки, сопровождающаяся частичной слепотой;
  11. вычленение бедра;
  12. оставшаяся часть бедра после экзартикуляции при отсутствии возможности протезирования;
  13. культи обеих ног на участке от колена до кости;
  14. ложная культя ноги или культи в области стопы на обеих нижних конечностях, при наличии противопоказаний к протезированию;
  15. полная неподвижность тазобедренного сустава с одной стороны тела;
  16. запущенная стадия развития сложного артроза тазобедренного сустава, при котором поражается суставной хрящ, и деформируются суставные кости;
  17. мочевые и кишечно-влагалищные свищи, искусственно сформированная колостома, противоестественный задний проход, не поддающиеся лечению при помощи оперативного вмешательства;
  18. двусторонний коксартроз на ранних этапах развития;
  19. эндопротезирование коленного или тазобедренного сустава в двух местах;
  20. нарушения функций почек, печени (цирроз), сердца;
  21. необратимые негативные изменения в работе органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта;
  22. стойкое прогрессирование астмы;
  23. пороки сердца;
  24. гипертоническая болезнь третьей стадии;
  25. хронические заболевания легких со стойкой дыхательной недостаточностью;
  26. острые формы сахарного диабета;
  27. эпилепсия, сопровождающаяся регулярными припадками;
  28. острый неврит, переходящий в хроническую форму.
Третья
  1. отсутствие одного легкого, туберкулез;
  2. постепенная гибель зрительного органа или утрата одного глаза вследствие травмы;
  3. птоз одного глаза, при условии проведения восстановительных процедур;
  4. полное отсутствие остроты зрения на одном глазу;
  5. глубокая потеря слуха;
  6. искусственно сформированный канал в трахее, который невозможно закрыть при помощи пластики;
  7. острый стеноз гортани;
  8. стойкая потеря звучности голоса при сохранении возможности говорить шепотом;
  9. значительные дефекты челюстной кости, сопровождающиеся нарушениями жевательных функций, которые невозможно восстановить при помощи протезирования;
  10. микросомия, наносомия (задержка окостенения скелета);
  11. паралич одной кисти;
  12. паралич одной конечности;
  13. парез конечностей;
  14. менингоэнцефалит или абсцесс головного мозга, возникший в результате появления чужеродного тела в веществе головного мозга после травмы;
  15. частичная или полная ампутация одной руки;
  16. ложный плечевой сустав;
  17. патологически малый размер костей черепа;
  18. отсутствие фаланг на четырех пальцах кисти;
  19. выраженный анкилоз трех пальцев (включая большой) верхних конечностей;
  20. утрата большого и указательного пальцев, либо отсутствие трех пальцев;
  21. отсутствие большого пальца на правой и левой руке;
  22. оптимальная для протезирования культя бедра или голени;
  23. оставшаяся после ампутации часть стопы, имеющая уровень предплюсно-плюсневого сустава;
  24. двусторонняя ампутация стопы;
  25. выраженное ограничение подвижности стопы или голени, патологическое расположение;
  26. отсутствие подвижности тазобедренного или коленного сустава;
  27. стойкое смещение суставной поверхности тазобедренной кости;
  28. грудинно-реберные деформации в результате иссечения нескольких ребер (более пяти), сопровождающиеся острой дыхательной недостаточностью;
  29. переломы с замедленной консолидацией в области бедра и голени;
  30. стойкое нарушение функций тазобедренного и коленного сустава, являющееся следствием неустойчивости;
  31. уменьшенная длина нижней конечности;
  32. наличие одного эндопротеза в области колена или таза;
  33. заболевания костно-суставного аппарата, заключающиеся в нарушении питания костной ткани с последующим возникновением асептического некроза;
  34. физические у��одства;
  35. расстройства сенсорного восприятия;
  36. стойкие проблемы с речью;
  37. нарушения психики.

Бессрочная инвалидность

Существует перечень болезней, при которых инвалидность указывают без срока освидетельствования. Туда входят такие заболевания как: цирроз печени, врождённый остеогенез, полная потеря зрения или слуха, наследственные дефекты, аномалии и т.д. Если у пациента обнаружена патология из списка, то бессрочную инвалидность он сможет получить при первом прохождении экспертизы.

При оформлении учитываются определённые условия назначения, но оформляется она точно так же, как и инвалидность с указанием сроков. Возможен отказ в бессрочной группе, если человек подал ложные документы, не был подтверждён диагноз или по его состоянию это не предусмотрено.

Требования для приобретения такого статуса постоянно меняются, в список болезней могут вноситься новые.

Детская инвалидность и инвалид детства

К инвалидам детства относятся лица, у которых ограниченные возможности организма установлены до 18 лет и остаются после достижения совершеннолетия. Сам термин «детская инвалидность» подразумевает врождённые пороки, которые могут передаваться по наследству или иными способами.

Данная категория является отдельной и не относится к 1, 2 либо 3. Не стоит путать с понятием «ребёнок-инвалид», так как к нему относятся граждане, которые теряют свой статус после 18 лет. В данном случае инвалидом является взрослый гражданин, при соблюдении следующих условий: имеет выраженное нарушение организма или травму, приведшую к этому, достиг совершеннолетия, обладал статусом «ребёнок-инвалид».

Государство также оказывает материальную, социальную, трудовую помощь. Предоставляются различные налоговые вычеты, пособия по получению образования, компенсации и т.д.

В нашей стране на данный момент много людей с ограниченными способностями. В зависимости от той группы, к которой они принадлежат, оказывается различная помощь и услуги. Государство поддерживает инвалидов и на постоянной основе изменяет законодательство в этой сфере и вносит другие условия для улучшения их жизни.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Дети с ОВЗ и дети инвалиды — в чем разница

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Читайте также:  Бесплатная земля в России в 2022 году: условия, как получить

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда.

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.

Станьте профессионалом в вопросах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Зайдите сюда, чтобы подобрать курс, записаться и начать обучение.

Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Подробнее о понятиях ОВЗ и ребенок-инвалид можно узнать из статьи кандидата педагогических наук вот тут.

Новый порядок присвоения статуса инвалид

Минтруд в прошлом году заявил о планах по упрощению и обновлению процесса предоставления инвалидности. В пилотных регионах запустили полный цикл электронного документооборота, обновили список заболеваний для классификации групп инвалидности, постепенно готовят переход на освидетельствование по заочной форме для тяжелобольных и удаленно находящихся пациентов. Прежними остались условия, для оформления статуса инвалид:

  • длительное отклонение в функционировании органов или систем из-за врожденного, генетического, хронического заболевания;
  • ограниченные способности для нормальной жизни;
  • необходимость в оказании мер государственной защиты, поддержки.

После присвоения статуса гражданин прекращает работать или для него создают особые условия труда, он получает государственные гарантии и соцзащиту, проходит индивидуальный курс реабилитации.

Если пациент планирует оформить инвалидность, то с 2019 года ему не нужно:

  • проходить общий медосмотр всех специалистов поликлиники;
  • собирать и передавать меддокументы комиссии.

Эти пункты, согласно новым Правилам возьмет на себя учреждение здравоохранения.

Также упростили форму заявления для предоставления инвалидности. К каждому диагнозу сформировали список индивидуальных обследований, для сокращения походов в лабораторию.

Пока сотрудники здравоохранения отправляют анамнез и результаты исследований, остается собрать пакет личных данных:

  • паспорт (оригинал, копия);
  • пенсионное страховое свидетельство (оригинал, копия);
  • трудовая книжка или договор (оригинал или заверенная копия);
  • подробная социально – трудовая характеристика с последнего места работы;
  • заявление новой формы;
  • больничные листы за текущий год.

группы инвалидности классификация по заболеваниямВрачи, входящие в комиссию, знакомятся с документами, анализируют функциональное состояние больного, степень отклонений, риски осложнений, результаты лабораторных исследований, общественную жизнь претендента. Если полученные данные совпадают с условиями предоставления инвалидности – МСЭК выносит вердикт. Пациенту передают акт заседания, назначают индивидуальную реабилитационную программу.

Главной задачей на 2019 год является внедрение полного цикла электронного оборота между бюро и поликлиникой. Планируется введение аудио- и видеозаписи, расширяется список заболеваний для бессрочного статуса. Вводится заочное освидетельствование для тяжелобольных и удаленно проживающих пациентов. Новые меры позволят пресечь нарушения этического характера, повысят правильность оформления документов, пациенту не придется часто обращаться в больницу, Пенсионный фонд.

III группа инвалидности

Новые правила коснулись и оформления этой группы, теперь необходимо диагностировать не менее двух ограничений жизнедеятельности. Для заболеваний характерно хроническое течение, посттравматические и послеоперационные состояния. Степень отклонений 40-60%.

Перечень:

  • начальная стадия онкологии, до применения радиоактивной терапии;
  • слепота одного глаза или его отсутствие;
  • хронический птоз глаза;
  • глухота на оба уха;
  • сахарный диабет, с некоторыми отклонениями;
  • дефекты челюсти, ограничивающие процесс жевания;
  • аномалии лица, которые нельзя устранить хирургическим путем;
  • патологии черепа;
  • паралич кисти или одной из конечностей, прогрессирующие в гипотрофию мышц;
  • постороннее тело в головном мозге из-за полученных травм;
  • имплантация кардиостимуляторов;
  • ампутированная кисть, одни или несколько пальцев;
  • одно легкое.

Пациенты, которым присвоена эта группа, принимают участие в общественной жизни и работают без специальных условий. На некоторые действия они тратят немного больше времени, но они самостоятельно передвигаются, контролируют поведение, ориентируются в окружающем мире.

Представленная классификация заболеваний по группам инвалидности лишь частичное описание диагнозов, при которых оформляется инвалидность. Более полный перечень учитывает осложнения и динамику изменений в организме, с ним может ознакомить лечащий врач, председатель МСЭК.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *