Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госстатотчетность 1-отходы (Минприроды)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Предоставляемые сведения
Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления |
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения |
НПА
Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 |
Срок сдачи
до 1 февраля |
Кто предоставляет
|
Как предоставляется
В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Кому не нужно подавать отчет об обращении с отходами производства
Государственную статистическую отчетность по обращению с отходами производства НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год (имеется в виду общий объем по предприятию в целом, а не отдельно по структурному подразделению).
Как сделать отчет 1-отходы без ошибок
Для помощи в заполнении отчета 1 –отходы (Минприроды) вы можете обратиться к экологу-специалисту. Стоимость услуг оговаривается отдельно. Возможно получение бесплатной консультации по составлению отчета.
За непредставление или неправильное составление государственной статистической отчетности предусмотрена административная ответственность:
- статья 23.18. КоАП «Нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности» – штраф от 10 до 100 базовых величин;
- статья 23.16. КоАП «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» –штраф до 10 базовых величин.
Порядок учета в области обращения с отходами
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Ответственность за неведение журнала по отходам, за недостоверный учет в области обращения с отходами
ИП и ЮЛ должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета отходов.
Привлечь к административной ответственности Ваше предприятие могут не только за неведение учета образовавшихся отходов, но и за ведение недостоверного учета…
Недостоверность учета образовавшихся отходов:
- не все наименования образующихся отходов представлены в журнале учета образовавшихся отходов,
- количество образующихся отходов по актам-приема передачи отходов (выполненных работ) не совпадает с заполненным журналом учета отходов,
- если на момент проверки зафиксировано накопление отхода, а образование этого (или его накопление) отхода не представлено в журнале учета отходов.
В настоящее время внесены изменения в статью 8.2. КоАП РФ. За отсутствие данных учета в области обращения с отходами и за недостоверное ведение учета в области обращения с отходами предусмотрен штраф на должностное лицо от 20,0 до 40,0 тыс. рублей, на ИП от 40,0 до 60,0 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200,0 до 350,0 тыс. рублей (часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ).
Порядок разработки проекта ПНООЛР
Разработка ПНООЛР идет по следующему алгоритму:
- заказчик передает исполнителю проекта все необходимые документы. Для ускорения процесса исполнитель составляет реестр документов;
- посещение предприятия экологом. Он оформляет перечень отходов по классификации ФККО. Эколог фиксирует технологические этапы, в ходе которых появляются отходы, а также площадки, на которых они хранятся или происходит процесс захоронения;
- подготовительные работы к проекту. К ним относят инвентаризацию источников образующихся отходов, оформление паспортов на каждый вид утиля. В паспорте обязательно указывается класс опасности всех видов мусора. Должно быть получено разрешение на транспортирование, сбор и размещение отходов любых классов опасности, кроме пятого;
- этап согласования ПНООЛР в Росприроднадзоре.
Весь процесс заканчивается получением документа, в котором утверждаются лимиты и нормативы, либо отказ в разрешении и принятии проекта с указанием причин и замечаний.
Разработка ПНООЛР и паспортов отходов
Чтобы получить разрешение на разработку нового ПНООЛР от организации потребуется:
- ИНН, номера государственной регистрации, КПП, Устав, виды деятельности, адреса и другая аналогичная информация;
- предыдущий ПНООЛР;
- описание производственных процессов, в результате которых образуются отходы. ПНООЛР оформляется на все классы опасности отходов;
- данные о работниках, отвечающих за безопасность окружающей среды, о наличии у них соответствующего образования;
- сведения о проведении экоинструктажей для сотрудников и об обучении персонала в области экологии;
- информация о находящихся на территории предприятия арендаторах и видах деятельности, которую они здесь ведут;
- если имеется, контракт на целевое использование участка;
- план организации на местности, а также зон застройки территории;
- информация о материалах и сырье, используемых в производстве, в результате которого появляются опасные отходы;
- данные о технологическом оборудовании;
- лицензия на вывоз, обезвреживание, захоронение и утилизацию образующихся отходов или контракт со сторонними организациями на эти виды работ;
- график вывоза мусора и журнал его движения;
- информация о наличии площадок временного хранения опасных отходов, образующихся в результате производственной деятельности;
- акты результатов инспекций природоохранной работы организации.
Порядок сдачи отчета по МСП в 2020 г.
За периоды до 1 января 2020 года отчет МСП (отходы) представали все без исключения компании малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.7, 8 ст.18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В настоящее время действует разделение объектов на четыре категории, в зависимости от степени причинения ущерба природе. Для каждой категории установлен свой порядок нормирования отходов, пакет отчетности и разрешительной экологической документации. Категории объектам присваиваются на основании Критериев, утвержденных постановлением Правительства № 1029 от 28.09.2015. Для объектов первой и второй категории требуется получать комплексное экологическое разрешение (КЭР) и сдавать определенные формы экологической отчетности. Четвертая категория полностью освобождена от платы за негативное воздействие и сдачу отчетности НВОС, МСП и т. п. (к ней относятся офисы, школы, детские сады).
В связи с введением значительных поправок в законодательство по экологии и принятием закона № 219-ФЗ от 21.07.2014, отчет МСП Росприроднадзору в 2020г. представляют только субъекты среднего и малого (включая микропредприятия) предпринимательства, владеющие объектами НВОС третьей категории (п.5 ст.18 закона № 89-ФЗ). Все остальные компании от сдачи отчета МСП за 2020 год освобождены.
На сегодня действующей остается форма отчета, утвержденная письмом Ростехнадзора № 00-07-12/2968 от 08.06.2010. Порядок подачи МСП-отчетности субъекта малого и среднего предпринимательства, владеющего объектом НВОС федерального уровня надзора регламентирован приказом Минприроды № 30 от 16.02.2010 г.
Технический отчет по отходам – как сдавать с 2020 года?
Кому необходимо сдавать технический отчет по отходам, сроки сдачи, форма и заполнение через модуль природопользования – обо всем этом будет рассказано в этой статье.
С 01.01.2020 года обязанность по расчету нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена исключительно на объекты НВОС 1 и 2 категории.
Документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, полученные предприятиями до 01.01.2020 года – являются действующими на выданный период.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждались для предприятия до 01.01.2020 г. на срок до 5 лет при условии ежегодного предоставления в уведомительном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.
Следовательно, технический отчет по отходам ( правильное название – технический отчет по обращению с отходами) должны предоставлять предприятия 1 и 2 категории, а также предприятия, имеющие действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Если предприятие находится в федеральном государственном экологическом реестре (уровень надзора – федеральный), то технический отчет по обращению с отходами разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, принятыми на федеральном уровне (мин.природы РФ).
Если предприятие находится в региональном государственном экологическом реестре (уровень надзора- региональный), то технический отчет по отходам разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, принятыми в соответствующем регионе.
Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года
По форме этой отчётности в 2021 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
Экологическая отчетность 2021 по программе ПЭК
Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории. В программу ПЭК входит контроль за выбросами в атмосферный воздух, за сбросами в водные объекты, за деятельностью по обращению с отходами. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 утвердил форму отчетности по ПЭК. Отчётность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2021 года.
Приказ Минприроды России от 23.06.2020 № 383 изменил форму отчета, будьте внимательны! В частности, появились таблицы, в которых приводятся утверждённые квоты на выбросы, если таковые имеются на вашем предприятии в рамках эксперимента по квотированию. Гораздо большего количества природопользователей коснется изменение, вводящее в отчёт несколько таблиц по обращению с отходами. Ранее в отчете вообще не предоставлялась информация о движении отходов.
В октябре 2021 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2021 года № 522, в ноябре 2021 года рекомендации были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2021 года.
Мы подготовили отдельный материал о том как заполнять отчет по программе ПЭК. Рекомендуем ознакомиться!
Заполнить отчет по программе ПЭК
МСП-отчет (экология) – образец заполнения
В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.
Отчет СМП (Росприроднадзор), образец его, можно заполнить при помощи бесплатного программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать эту программу можно на ]]>сайте Росприроднадзора]]>. Сервис позволяет заполнить документ и распечатать его, скачать в формате Excel, сформировать отчет для отправки в контролирующий орган. МСП-отчет (экология), образец 2018 г., состоит из следующих частей:
- титульная страница;
- раздел 1, в котором приводится информация об отчитывающемся субъекте хозяйствования;
- раздел 2 – данные о контрагентах, которые оказывают услуги по размещению, переработке или обезвреживанию отходных масс (на каждого контрагента заполняется отдельный лист);
- раздел 3, в котором дается характеристика образованных отходов и отображается их объем, движение в отчетном интервале.
Бумажный образец заполнения отчета МСП за 2020 год обязательно должен иметь указание на код электронного идентификатора документа. Получить этот шифр можно после отправки документа в электронном виде.
Разъяснения законодательства
С 1 января 2020 года в Статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет такого понятия как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с новой редакцией статьи для объектов, оказывающих негативное воздействие III категории, необходимо будет представить отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного документа, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.
Также до сих пор не отменен Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
Кроме того, статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность. Кроме того, фразы о «субъектах малого и среднего предпринимательства» не убрались из Порядка представления соответствующей декларации о плате за НВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3), и пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется (на сколько нам известно).