Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура изъятия земельного участка: основные этапы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.
В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:
- гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
- гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
- организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
- собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.
За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.
Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.
Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:
- граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
- граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
- лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
- религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.
Изъятие земельных участков
Земельный участок может быть изъят у собственника, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд. Основания для изъятия приведены в статье 49 Земельного кодекса РФ, и среди них строительство или реконструкция:
- объектов энергетических систем федерального и регионального значения;
- объектов атомной энергетики;
- объектов обороны и безопасности РФ;
- дорог, а также объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;
- объектов для обеспечения космической деятельности;
- объектов систем электро-, газо-, теплоснабжения федерального, регионального или местного значения.
Изымать земли для государственных или муниципальных нужд разрешается также, если этого требует выполнение международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Кроме того, перечень оснований для изъятия может быть дополнен федеральными законами. Порядок изъятия земель предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 апреля 2015 года.
Выносить решение об изъятии могут лишь органы исполнительной власти – федеральные, региональные и местного самоуправления, а вот инициатива принятия такого решения принадлежит не только им. Обратиться с соответствующим ходатайством могут субъекты естественных монополий, недропользователи и другие уполномоченные организации, имеющие разрешение на деятельность, для обеспечения которой они просят изъять участок (перечень таких организаций должен определяться Постановлением Правительства).
Ходатайствующая организация или орган власти оплачивает расходы по кадастровым работам, а правообладатели изымаемой недвижимости должны обеспечить доступ к земельным участкам для определения их рыночной стоимости.
Процедура изъятия земельного участка для муниципальных и госнужд
Выкуп для государственных потребностей наделов происходит с компенсацией его стоимости. Независимо от того, государственный или муниципальный преследуется интерес, проводить оценку вправе исключительно уполномоченная инстанция. При расчёте выплачиваемой суммы учитываются:
- рыночная стоимость надела;
- цена объектов, которые находятся на участке;
- упущенная выгода.
Добровольная процедура предполагает заключения соглашения между сторонами. Чтобы найти правообладателей уполномоченные органы производят следующие действия:
- размещаю объявления на районных стендах;
- публикуют подобную информацию на своём сайте;
- делают запросы в Росреестр.
После того как хозяева найдены, подготавливается вся необходимая документация для оформления перехода права собственности, а владельцем выплачивается компенсация.
Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования
Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, главы 7.1 ЗК РФ
Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд
[ место заключения соглашения ]
[ число, месяц, год ]
[ Наименование органа местного самоуправления ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Орган местного самоуправления», с одной стороны и
[ фамилия, имя, отчество правообладателя полностью ], [ число, месяц, год ] года рождения, именуемый(ая) в дальнейшем «Правообладатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Орган местного самоуправления на основании [ наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым производится изъятие земельного участка ] (далее — решение об изъятии) изымает у Правообладателя земельный участок площадью [ значение ] кв. м, кадастровый номер [ значение ], находящийся по адресу: [ вписать нужное ], и предоставляет возмещение за изымаемый земельный участок в соответствии с условиями настоящего соглашения.
1.2. Изымаемый земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].
Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.
Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.
Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.
Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.
Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.
Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.
Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.
Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.
Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.
Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:
К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:
- выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
- размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
- рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).
Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного н��следуемого владения.
В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.
Передача муниципальных земель государству может быть только платной.
Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.
В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.
Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.
[Земельный кодекс] [Глава VII.1]
1. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:
- 1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;
- 2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
- 3) цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
- 4) реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- 5) права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;
- 6) срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости;
- 7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;
- 8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок;
- 9) указание на сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению;
- 10) технические условия и сроки осуществления реконструкции инженерных сооружений в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, принадлежащих правообладателям таких земельных участков с учётом ограничений в части включения технических условий, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
2. Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
3. При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
4. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, в соглашении об изъятии недвижимости указываются:
- 1) кадастровые номера земельных участков, передаваемых или предоставляемых взамен изымаемых земельных участков;
- 2) рыночная стоимость земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- 3) рыночная стоимость иных прав, на которых предоставляются земельные участки взамен изымаемых земельных участков;
- 4) срок передачи объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- 5) разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них о��ъекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения уменьшается на величину, равную рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых в собственность взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, или рыночной стоимости иных прав, на которых предоставляются земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Земельный надел в качестве объекта гражданских правоотношений может принадлежать любому субъекту: физическому либо юридическому лицу. Владея им, каждый собственник имеет право самостоятельно решать судьбу участка. Прекращение права собственности происходит по следующим причинам:
- отчуждение надела;
- изъятие, когда происходит выкуп в интересах страны;
- принудительное изъятие.
Казалось бы, гарантированное право на землю может быть ограничено, если изъять земельный участок требуется для государственных или муниципальных интересов. Можно ли изъять любой объект и как подобный процесс происходит, разберём далее.
Соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Проект соглашения об изъятии недвижимости – это письменный документ, который подписывается ответственным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией по самоуправлению, которая стала организатором конфискации, а также учреждением, которое стало инициатором изъятия земель. Соответствующий документ направляется для письменного заверения подписью лицом, из собственности которого будет изыматься участок.
Помимо проекта соглашения для предстоящей конфискации земли, правообладателям территорий направляются следующие документы:
- кадастровый паспорт земельного участка и иной недвижимости, которая становится объектом конфискации;
- подробный отчет о совершении экспертной оценки рыночной стоимости всех территорий и недвижимости, расположенной в пределах конкретных участков.
- отчет об убытках, которые будут причинены собственнику или пользователю территории в случае их изъятия для удовлетворения муниципальных или государственных нужд.
- отчет о проведении экспертной оценки всех земельных территорий и недвижимых объектов, которые будут предоставлены владельцу взамен конфискованного имущества.
- документ о проведении оценки стоимости всех прав на объекты, которые предоставляются взамен изымаемой недвижимости.
Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должно осуществляться в соответствии с предусмотренной законодательством процедурой. Обладатель земельного участка и недвижимости должен подписать соглашение и направить его в уполномоченный государственный или муниципальный исполнительный орган, который стал инициатором проведения процедуры по изъятию территорий.
Если же решение о конфискации было принято на основании соответствующего ходатайства, то соглашение направляется в ответственную организацию, которая стала автором ходатайства на изъятие.
В случае если в течение трех месяцев с момента подписания соглашения условия документа не были выполнены сторонами, то заявитель на конфискацию имеет законное право обратиться в суд с соответствующим иском об изъятии территорий и всех объектах недвижимости в принудительном порядке.
Правообладатели земельных территорий и недвижимых объектов имеют законное право на получение финансового возмещения, которое полагается собственникам в связи с планируемой конфискацией участков. Материальное возмещение выплачивается за счет следующих организаций:
- финансовых активов государственной бюджетной системы, если территории изымаются для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей;
- материальных средств учреждений, которые являются инициаторами подачи ходатайства на изъятие территории.
Сумма финансового возмещения высчитывается в соответствии с указанной законодательством процедурой с учетом рыночной стоимости недвижимых и земельных объектов, которые будут изыматься или предоставляться взамен конфискованного имущества, а также с указанием возможных убытков правообладателей, связанных с изъятием земли.
Защита прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков
Для начала опишем вкратце процедуру изъятия объекта недвижимости для государственных нужд:
- уполномоченный орган (при изъятии недвижимости в соответствии с Программой реновации таким органом является Департамент городского имущества г. Москвы) направляет запрос в Росреестр в целях определения собственников объектов недвижимости, которые подлежат изъятию
- уполномоченный орган готовит, принимает и публикует правовой акт об изъятии нежилых помещений, а также данное решение об изъятии объектов недвижимости направляется правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества, копия решения об изъятии направляется в Росреестр
- уполномоченный орган организует проведение независимой оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости, а также определения убытков, причиненных их изъятием
- уполномоченный орган готовит и направляет правообладателям для подписания проект соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд
- правообладатель должен подписать соглашение в 90 календарных дней со дня получения проекта (при несогласии с суммой возмещения правообладатель может заявить возражения). В случае, если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником не представлено подписанное соглашение об изъятии, уполномоченный орган обращается в суд с требованием о принудительном изъятии объекта недвижимости
После получения от уполномоченного органа (например, Департамента городского имущества г. Москвы в случае изъятия нежилого помещения при реализации проекта реновации) проекта соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма, чтобы увеличить сумму возмещения.
Изъятие земельного участка компенсация
Земельный участок может быть изъят у собственника, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд. Основания для изъятия приведены в статье 49 Земельного кодекса РФ, и среди них строительство или реконструкция:
- объектов энергетических систем федерального и регионального значения;
- объектов атомной энергетики;
- объектов обороны и безопасности РФ;
- дорог, а также объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;
- объектов для обеспечения космической деятельности;
- объектов систем электро-, газо-, теплоснабжения федерального, регионального или местного значения.
Изымать земли для государственных или муниципальных нужд разрешается также, если этого требует выполнение международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Кроме того, перечень оснований для изъятия может быть дополнен федеральными законами. Порядок изъятия земель предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 апреля 2015 года.
Выносить решение об изъятии могут лишь органы исполнительной власти – федеральные, региональные и местного самоуправления, а вот инициатива принятия такого решения принадлежит не только им. Обратиться с соответствующим ходатайством могут субъекты естественных монополий, недропользователи и другие уполномоченные организации, имеющие разрешение на деятельность, для обеспечения которой они просят изъять участок (перечень таких организаций должен определяться Постановлением Правительства).
Ходатайствующая организация или орган власти оплачивает расходы по кадастровым работам, а правообладатели изымаемой недвижимости должны обеспечить доступ к земельным участкам для определения их рыночной стоимости.
Орган власти, подготавливающий решение об изъятии, должен запросить в ЕГРП (единый государственный реестр прав на недвижимость) сведения о владельце земельного участка. Если сведений о правах на изымаемый участок в ЕГРП нет, то должен быть проведены мероприятия по выявлению владельцев. Это может быть публикация сообщений на официальном сайте, информационных стендах, местных СМИ. Если владелец земельного участка не был найден, то в судебном порядке право собственности на него переходит к государству.
Между правообладателем изымаемого участка и органом исполнительной власти должно быть заключено соглашение в письменной форме. Если об изъятии земли ходатайствовала организация, то соглашение будет трехсторонним. При наличии на земельном участке какой-либо недвижимости, соглашение заключается и в отношении них.
В соглашении указывается кадастровая характеристика и рыночная стоимость земельного участка и объектов на нем. В размер возмещения должна входить не только рыночная стоимость земельного участка, но и убытки, причиненные изъятием, в том числе упущенная выгода. На возмещение может рассчитывать не только собственник участка, но и его арендатор, в этом случае оценивается стоимость имущественного права.
Проект соглашения высылается правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении, после чего у него есть 90 дней для подписания соглашения, отказа от него или предложения своих обоснованных условий. К сожалению, мнение владельца земли особого значения не имеет, в чем и заключается риск ущемления его интересов со стороны организаций естественных монополий. В отношении несогласного с изъятием правообладателя может быть подан иск о принудительном изъятии участка.
Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, главы 7.1 ЗК РФ
Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд
[ место заключения соглашения ]
[ число, месяц, год ]
[ Наименование органа местного самоуправления ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Орган местного самоуправления», с одной стороны и
[ фамилия, имя, отчество правообладателя полностью ], [ число, месяц, год ] года рождения, именуемый(ая) в дальнейшем «Правообладатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Орган местного самоуправления на основании [ наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым производится изъятие земельного участка ] (далее — решение об изъятии) изымает у Правообладателя земельный участок площадью [ значение ] кв. м, кадастровый номер [ значение ], находящийся по адресу: [ вписать нужное ], и предоставляет возмещение за изымаемый земельный участок в соответствии с условиями настоящего соглашения.
1.2. Изымаемый земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].
Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.
Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят об��чно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.
Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.
Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.
Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.
Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.
Причинами могут выступить:
- Государство выполняет свои международные обязательства;
- Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
- Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.
Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.
Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.
Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.
1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.
Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.
Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.
Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.
Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.
Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.
Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:
К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:
- выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
- размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
- рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).
Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.
В случаях, когда об��екты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.
Передача муниципальных земель государству может быть только платной.
Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.
В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.
Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.
Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.
Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.
Изымать владения будет правомерно, если доказано нарушение земельного законодательства – снижение плодородия и ухудшение экологической обстановки на территории. При этом собственникам дается возможность изменить сложившуюся ситуацию и избежать потери прав. Кроме того, причинами для подобных действий может стать строительство или реконструкция объектов государственного значения. Также основаниями для изъятия являются:
- принятие решения государством о создании особо охраняемой территории;
- необходимость организации добычи полезных ископаемых;
- необходимость процедуры для исполнения обязательств по международному договору;
- получение жилыми помещениями статуса «аварийных».
При уголовном преступлении осуществляется конфискация собственности без выплаты собственнику денежной компенсации.
Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования
Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, главы 7.1 ЗК РФ
Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд
[ место заключения соглашения ]
[ число, месяц, год ]
[ Наименование органа местного самоуправления ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Орган местного самоуправления», с одной стороны и
[ фамилия, имя, отчество правообладателя полностью ], [ число, месяц, год ] года рождения, именуемый(ая) в дальнейшем «Правообладатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Орган местного самоуправления на основании [ наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым производится изъятие земельного участка ] (далее — решение об изъятии) изымает у Правообладателя земельный участок площадью [ значение ] кв. м, кадастровый номер [ значение ], находящийся по адресу: [ вписать нужное ], и предоставляет возмещение за изымаемый земельный участок в соответствии с условиями настоящего соглашения.
1.2. Изымаемый земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].
Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.
Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.
Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.
Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.
Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.
Изъятие земель — причины, процедура и компенсация
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442
«Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)
-
Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)
«Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2021 N 2338-р
«О реализации инвестиционного проекта «Создание театрально-образовательного и музейного комплекса в г. Владивостоке»»
-
Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р (ред. от 21.07.2021)
«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Письмо Росреестра от 29.06.2021 N 13/1-00271/21
«О рассмотрении обращения»
-
Методические рекомендации по подготовке документов для организации и проведения аукционов на право заключения договоров развития застроенной территории, договоров комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления
(утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»)
-
Решение Правления Госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ от 29.09.2020 N 1013, протокол N 1013
«О Методических рекомендациях о порядке расчета суммы финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в части предоставления субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры развития застроенных территорий и (или) договоры комплексного развития территорий, и об условиях и порядке принятия органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации решений о предоставлении указанных
Образец соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд образец
1. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит: 1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости; С 1 января 2022 года Федеральным законом от 03.07.2022 N 361-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 56.9 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом
2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано: 1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Профессиональный адвокат юридическая защита
Всоответствиисопределеннойрыночнойстоимостью недвижимогоимуществаГражданина,указанноговп.2.1, и ЗакономгородаМосквыот 31.05.2006 N 21″Обобеспечении жилищныхправгражданприпереселениииосвобождениижилых помещений (жилых домов) в городе Москве» Гражданину может быть: а) предоставлено жилое помещение (отдельная квартира) размером общей площади кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. , д. , корп. , кв. ; б)предоставлена100%субсидиянаприобретениежилого помещения; в) предоставленавыкупнаяценавденежной форме в размере, указанном в п.
При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости; 7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости; 8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок; 9) указание на сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению. 2.
Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.
Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).
Статья 51. Реквизиция земельного участка
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции
2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.
3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Величина выплаты определяется правилами оценки имущества. Она представляет собой временную меру и, с исчезновением причин, хозяину возвращается собственность и возмещается ущерб. Если возврат невозможен, землевладельцу выплачивают реальную цену участка и сумму утраченной выплаты или при желании предоставляется равноценное землевладение в другом месте (ст.66 ЗК РФ).
Статья 66. Оценка земли
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок действий при реквизиции:
- Готовится документ об отчуждении государственной службой.
- Устанавливаются величина компенсации и порядок её выплаты.
- При отсутствии согласия с возмещением постановление оспаривается в судебном порядке.
Сколько стоит изъятие земельного участка
Пунктом 4 ст. 63 ЗК РФ определено, что в случае изымания земли исполнительным органом государственной власти его владелец может рассчитывать на назначение денежной компенсации. Она выплачивается в 2-х случаях:
- собственник изымаемого участка не желает получать равноценный надел на бесплатном основании;
- исполнительный орган не имеет возможности выделить для правообладателя новый надел.
В вышеперечисленных случаях собственник может претендовать на возмещение рыночной цены изымаемой земли. Более подробно правила расчета стоимости описаны в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 27 июля 2022 г. Этот закон определяет факторы, которые влияют на стоимость земли:
- рыночная цена;
- кадастровая цена;
- затраты на переоформление прав собственности;
- компенсация за землю;
- понесенные собственником убытки.
Конфискация земельного участка
В соответствии со ст. 50 ЗК РФ конфискацией называют принудительное лишение земельного ресурса на основании судебного решения. Вышеуказанный Кодекс в ст. 49 определяет случаи, когда власти могут конфисковать землю:
- нецелевое использование надела;
- земля требуется для соблюдения международных обязательств государства;
- санкция за преступление (Уголовный кодекс позволяет проводить изъятие у физических лиц, достигших 16-летнего возраста);
- неиспользуемый надел;
- через этот надел планируется строительство автомобильной дороги;
- на земле планируется строительство объектов снабжения;
- на территории уже расположены или будут находиться объекты, связанные с обороной страны.
Первый этап конфискации – это судебный процесс, где проходит рассмотрение дела об отчуждении земли. В случае положительного решения оформляется постановление об изъятии земли. Его выносят за 2 месяца до предполагаемой даты отчуждения. В документе указывают:
- основание отчуждения;
- данные собственника земельного надела;
- общую площадь участка, его номер ( узнайте: что дает кадастровый номер участка) и цену по кадастру.
Если в постановлении отсутствует хотя бы один из пунктов, то собственник имеет все шансы восстановить свои права на землепользование.
Изъятие сельскохозяйственных наделов в государственных/муниципальных интересах
Для полноценной реализации национальных интересов законодатель осознано не делает разницы между землями с разным целевым назначением. Если крупное инфраструктурное строительство или возведение стратегически важных объектов потребует использования земель сельхозназначения, такие наделы также могут изъять.
Изъятие земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по тем же правилам и в том же порядке, что описан выше. Единственная особенность установлена ст. 14 .
Если надел находится в долевой собственности, соглашение о его истребовании утверждается не каждым владельцем по отдельности, а общим собранием совладельцев.
Именно собрание утверждает или отклоняет условия соглашения, выдвигает встречные требования и осуществляет коммуникацию с органами власти. В остальном сельскохозяйственное назначение не влияет на порядок изъятия земли.
Как на практике происходит изъятие земли
Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:
- исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
- исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
- местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.
Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.
Основания для процедуры
Данные положения прописываются в гражданском законодательстве. В их число входят:
- взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
- изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
- национализация, конфискация или реквизиция наделов;
- выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
- участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
- надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.
Положения решения об конфискации
Также допускается изъятие участка, который расположен под домом и оформлен в собственность. При этом процесс производится независимо от формы собственности на землю. Прекращение прав собственника в принудительном порядке допускается, если лицо нарушило принципы, установленные для целесообразного использования. В том числе:
- использование не отвечает установленной категории и целевому назначению;
- нарушается экологическая обстановка, снижается плодородность надела для земель, имеющих сельскохозяйственное назначение;
- собственник высказывается против устранения последствий нарушений, которые связаны с загрязнением окружающей среды;
- проигнорированы обязательные меры по осуществлению охранных мероприятий, улучшению почвы;
- лицо уклоняется от уплаты налоговых платежей.
Допускается изъятие на принудительной основе:
- когда конфискация проводится в рамках программ, проводимых государством, муниципалитетом;
- реквизиция;
- иные случаи, закрепленные в законах.
Составляется соглашение об конфискации земельного надела. Этот документ подтверждает факт отчуждения имущества гражданина или организации в пользу государства или муниципалитета.
Заключается акт собственниками надела, который изымается и органами муниципальной или госвласти. В качестве объекта соглашения рассматривают наделы и объекты, которые на них возведены. На участки могут распространяться права собственности, а также постоянного пользования.
Решение
Соглашение имеет письменную форму. В нем отражается:
- Период, в течение которого осуществляется передача. Он не может превышать более 6 месяцев с момента, когда прекратилось право собственника у предыдущего владельца.
- Указывается порядок и сумма относительно возмещения ущерба, который возникает по причине изъятия участка.
- Вписываются реквизиты акта, в котором содержится решение об конфискации надела для нужд государства или муниципалитета.
- Указывается, какое право прекращается или возникает в отношении участка или расположенных на нем строений в результате процедуры.
- Цели, с которыми проводится процесс.
- Кадастровые данные для участков, которые изымаются. Если нет такого номера, то вписывают условный, которые устанавливается на основании законодательства.
- Данные сторон договора.
- Сооружения, которые не могут быть изъяты, но при этом располагаются на изымаемой территории.
- Сервитут земельного участка, если таковой действует.
Понятие соглашения об изъятии
В гражданском законодательстве прописывается порядок, согласно которому происходит регистрация сделок с земельными наделами. Состоит он из шагов:
- соглашение направляется собственнику надела для изучения;
- акт подписывается либо когда человек отказывается его подписывать или в течение трех месяцев с момента получения игнорирует – отправитель подает иск в судебный орган о принудительной конфискации;
- документ отправляется органу, который его направил;
- соглашение направляется в Росреестр для регистрации;
- производятся регистрационные мероприятия и переход прав от частного лица к органам государства или муниципалитета.
Образец соглашения
К соглашению прикладываются:
- кадастровая документация относительно ЗУ и построек на нем;
- отчет, содержащий рыночную стоимость земли и сооружений;
- когда предусматривается компенсация при изъятии, то составляется отчет с указанием реальных стоимостей.