Статья 333.12 НК РФ. Налоговые ставки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 333.12 НК РФ. Налоговые ставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемая статья устанавливает твердые ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Такой подход существенно отличается от процедуры определения платы за пользование водными объектами, установленной ранее действовавшим Законом «О плате за пользование водными объектами», в котором были определены лишь минимальные и максимальные ставки платы.

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;

  • при использовании акватории;

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Другой комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации

ФНС России в письме от 22.07.2005 N 21-3-05/45@ указала, что по вопросу применения ставки водного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 НК следует руководствоваться письмом ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32, в котором разъяснено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога главой 25.2 НК не предусмотрено.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07 и ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А.

Применение льготной ставки, указанной в пункте 3 статьи 333.12 НК, обусловлено целевым назначением забора воды, при этом не следует понимать, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3).

В то же время, учитывая позицию Минфина России в письмах от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, применение налогоплательщиком ставки водного налога, установленной пунктом 3 статьи 333.12 НК, в случае если в лицензии указано целевое назначение «добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения», однако отсутствуют указания на объект водоснабжения «население» или «жилищный фонд», неправомерно.

Пункт 3 статьи 333.12 НК не содержит положений о невозможности применения льготной налоговой ставки, если водоснабжение населения не является основным видом деятельности налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А05-809/2007).

Минфин России в письме от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 и Управление ФНС России по Московской области в письме от 20.11.2006 N 19-50-И/1353 разъяснили, что глава 25.2 НК не предусматривает увеличения налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51 также указывал, что, как закреплено в статье 333.12 НК, налоговая ставка установлена в соответствии с лимитами и нет дополнительного пятикратного увеличения размера платы при отсутствии лицензии.

В письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 указано, что пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.

В письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 разъяснено (при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством)): водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК.

В то же время суды полагают, что отсутствие в лицензии на пользование недрами указания на водоснабжение населения или водоснабжение жилищного фонда не лишает налогоплательщика права на применение льготной ставки водного налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 333.12 НК (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, ФАС Уральского округа от 30.05.2007 N Ф09-4095/07-С3).

Комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса

Главой 25.2 концептуально изменен подход к установлению налоговых ставок.

Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» были установлены минимальные и максимальные ставки платы по видам водопользования.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных указанным Законом, по видам водопользования, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам были установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28 ноября 2001 г. N 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».

Конкретные ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливались законодательными органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Читайте также:  Социальные льготы и привилегии ветеранам боевых действий

При этом Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» предоставлялось право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 333.12 установлены специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Размеры налоговых ставок рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавших на момент принятия гл. 25.2, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы. Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.

Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Так, например, по бассейну реки Волга применяются четыре налоговые ставки в зависимости от экономического района, по которому она протекает. Такая же ситуация складывается и по бассейну реки Дон: четыре экономических района — четыре налоговые ставки.

Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу изменения налоговой базы — 1 тыс. куб. м забранной воды; 1 кв. км используемой акватории; 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Необходимо обратить внимание на то, что ставки водного налога за использование акватории поверхностных водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) и территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод установлены в расчете на год, по остальным объектам налогообложения — на квартал. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период — квартал — исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

В целом налоговые ставки, установленные ст. 333.12, выше максимальных ставок платы за пользование водными объектами, действовавших до вступления в силу гл. 25.2. Исключение составляет только пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.

Так, налоговые ставки за забор воды выросли в зависимости от экономического района и бассейна реки в 1,5 — 1,8 раза. Но при этом следует иметь в виду, что на практике законодательными органами регионов во многих случаях устанавливались не только максимальные, но и средние и минимальные ставки платы по забору воды. Таким образом, для соответствующих категорий водопользователей размер водного налога после принятия гл. 25.2 возрос в 3 — 4 раза.

При использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) увеличение налоговых ставок составило от 1,5 до 1,7 раза, а при использовании акватории территориального моря и внутренних морских вод — в 1,6 — 2 раза.

При использовании водных объектов для лесосплава налоговые ставки увеличены по сравнению с ранее действовавшими ставками платы за пользование водными объектами в 1,2 раза.

Установленные гл. 25.2 ставки водного налога, в отличие от платы за пользование водными объектами, не могут быть изменены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) законодательных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые после принятия гл. 25.2 лишены права предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Статьей 333.12 законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Данная ставка увеличена по сравнению с ранее действовавшей платой за пользование водными объектами с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйс��венно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения и, соответственно, для применения указанной льготы, должны отражаться в лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения, выдаваемой в установленном порядке. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.

Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда — городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций). Имеется в виду, что в жилых домах потребитель — это население; в больницах — больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах — отдыхающие; в школах, ПТУ — учащиеся; в институтах — студенты; в гостиницах — временно проживающие (гости, туристы, командированные и т.д.); в учреждениях и организациях — работающие; в детских садах и яслях — дошкольники; в общежитиях — проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.

Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Потери воды при заборе воды и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.

Статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в действие гл. 25.2, определено, что к ставкам водного налога, установленным ст. 333.12 за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386
Читайте также:  Как изменится отчетность по взносам в 2023 году: новые формы и новые сроки

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Представление отчетности по ВН: форма не изменилась

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2022 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.

Декларация подается в те же сроки:

IV квартал 2020 года — до 20 января включительно;

I квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;

II квартал 2021 года — до 20 июля включительно;

III квартал 2021 года — до 20 октября включительно;

IV квартал 2021 года — до 20 января включительно.

Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.

Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.

Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.


  • Кадастровые работы могут передать частному сектору
  • При расчете налога планируют использовать рыночную цену
  • Как изменится стоимость права пользования землей в Ташкенте
  • Как предлагают поддержать предпринимателей при переходе на МСФО
  • Что планируется сделать в 2021 году
  • Госконтроль предпринимательства. Как планируют это делать

Дата публикации: 17.04.2015 13:14 (архив) В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается ежегодная индексация действующих ставок водного налога по всем видам водопользования начиная с 2015 года на коэффициент, учитывающий поэтапное (за 11 лет) приведение налоговой нагрузки к уровню 2004 года и предусматривающий ежегодную индексацию ставок водного налога на 15 процентов.Действующие в 2014 г.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям: (pdf 133 кб) (pdf 132 кб) (pdf 126 кб) (pdf 121 кб) Налоговые ставки, установленные в пункте 1 с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 , применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2021 году — с коэффициентом 1,75, в 2021 году — с коэффициентом 2,01, в 2021 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 , с дополнительным коэффициентом 1,1.а Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта 1.1 , применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:

  • на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.

Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.

Читайте также:  Пенсионные баллы в 2022 году для работающих пенсионеров

Такое разграничение должно быть:

  • оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
  • технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).

Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.

Какую формулу нужно использовать

У водного налога есть формула расчета, которую нужно использовать, чтобы получить достоверные данные по его сбору. Выглядит она следующим образом:

  • Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Чтобы посчитать сумму, нужно знать список используемых коэффициентов. Он определяется законодательством и может быть следующим:

  • 5-ти кратный. Используется в формуле для налогоплательщиков, которые превысили лимиты (за год или квартал).
  • 10-кратный. Если вода забирается чтобы в дальнейшем её продавать.
  • 1,1. Если юридические лица или ИП, не располагают своими средствами измерения.

Заполняем Расчет налога на воду за 2021 год

Приближается срок представления Расчета налога на воду за 2021 год. Как его заполнить, по просьбе разъяснили начальник отдела методологии ресурсных налогов и других доходов МФ Зарема МЕНАЛИЕВА и эксперт «Нормы» Олег ЦОЙ:

Срок представления расчета

– «Юрлица Узбекистана (за исключением сельхозпредприятий) – плательщики налога за пользование водными ресурсами представляют Расчет налога по итогам календарного года по месту водопользования или водопотребления в срок представления годовой финансовой отчетности.

Уже должны были сдать Расчет:

  • сельскохозяйственные предприятия – до 15 декабря;
  • юрлица – нерезиденты, действующие через постоянное учреждение, и индивидуальные предприниматели – до 20 января .

Сумму налога для дехканских хозяйств рассчитывают налоговые органы.

Напоминаем Срок представления годовой финотчетности для большинства предприятий – не позднее 15 февраля, а для предприятий с иностранными инвестициями – не позднее 25 марта года, следующего за отчетным .

Если у вас есть несколько объектов, на которых вы пользуетесь водой, и они расположены в разных районах, представьте отдельные расчеты по соответствующим местам водопользования или водопотребления.

Ситуация

Нужно ли сдавать Расчет, если уплаченные авансы превышают налог к уплате

По итогам 2021 года у предприятия фактический объем использованной воды получился меньше указанного в справке об авансовых платежах. Т.е. уплаченные авансовые суммы превышают налог, исчисленный по Расчету. Нужно ли в этом случае представлять Расчет налога?

– Да, нужно. Расчет входит в состав налоговой отчетности, для него установлен срок представления. Авансовая справка заполняется исходя из предполагаемой, а Расчет – из фактической налоговой базы.

Сумма превышения авансов над суммой налога по Расчету может быть:

  • засчитана в счет предстоящих платежей по тому же налогу;
  • полностью или частично возвращена налогоплательщику;
  • зачтена в счет задолженности по другим налогам, пеням и штрафам .

Что учесть при заполнении расчета

На предусмотрены две формы расчета налога:

1) для производителей безалкогольных напитков и алкогольной продукции (кроме пива и вина);

2) для остальных налогоплательщиков.

Это связано с тем, что юрлица – производители алкогольной продукции и безалкогольных напитков налоговую базу определяют раздельно – по объему воды, используемой на их производство, и по объему воды, используемой на прочие цели. При этом под объемом воды, используемой для производства алкоголя и напитков, понимается ее объем, приходящийся на готовую продукцию в потребительской таре .

Внимание

В ст. 442 НК перечислены категории водных ресурсов, не являющиеся объектом налогообложения.

Если у вас есть льготы, заполните приложение «Уменьшение налоговой базы на объем воды, не подлежащий налогообложению» к Расчету, выбрав основание из имеющегося перечня и указав льготируемый объем воды.

Учтите, что льготы, предусмотренные:

  • НК в ред. 2007 г., действовали до 1 апреля 2021 года;
  • актами налогового законодательства, в т.ч. решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2021 года, действуют до истечения срока их действия .

Напоминаем

Налоговые ставки на 2021 год приведены в к №ЗРУ-589 от 09.12.2019 г.

Налог уплачивается в 5-кратном размере установленных налоговых ставок при:

  • заборе воды сверх установленных лимитов водопользования – в части такого превышения;
  • использовании воды без разрешительных документов;
  • использовании предприятиями воды из поверхностных источников для мойки автотранспорта.

В Расчете налога заполните необходимые показатели по соответствующим строкам в графах 3 (поверхностные источники) и 4 (подземные источники).

Окончательную сумму налога с учетом авансовых платежей вы можете увидеть в строке 090 (к доплате) или в строке 100 (к уменьшению).

Пример

Заполнение Расчета налога за пользование водными ресурсами за 2020 год

Производственное предприятие, расположенное в г. Ташкенте, определило фактический объем использованной воды за 2021 год: 15 700 куб.м водопроводной воды и 20 500 куб.м воды из скважины.

Исходя из соотношения поверхностных и подземных источников водных ресурсов налоговая база по водопроводной воде составляет:

  • поверхностные воды – 14 145,7 куб.м (15 700 х 90,1%);
  • подземные воды – 1 554,3 куб.м (15 700 х 9,9%).

Для предприятий промышленности установлены следующие ставки налога на 2021 год:

  • поверхностные воды – 410 сум. за 1 куб.м;
  • подземные воды – 490 сум. за 1 куб.м.

Сумма налога за 2021 год составит 16 606 344 сум., в том числе за:

  • поверхностные воды – 5 799 737 сум. (14 145,7 х 410);
  • подземные воды – 10 806 607 сум. ((1 554,3 + 20 500) х 490).

Авансовые платежи уплачены в сумме 16 466 552 сум.

Налог к доплате: 16 606 344 – 16 466 552 = 139 792 сум.

Тарифы на воду и водоотведение в Троицком и Новомосковском округах

№ п/п Наименование систем централизованного водоснабжения и водоотведения на территориях внутригородских муниципальных образований города Москвы Наименование потребителей Тарифы (руб./м3) с 01.01.2018 по 01.07.2018
Холодная вода Водоотведение
1 Городской округ Щербинка Население (с НДС) 21,00 25,11
Прочие потребители** 17,80 21,62
2 Поселения Московский, Внуковское, Воскресенское, Десеновское, Мосрентген, Сосенское, Филимонковское Население (с НДС) 36,64 36,67
Прочие потребители** 31,05 31,08
3 Поселения Щаповское, Кленовское Население (с НДС) 26,99 34,75
Прочие потребители** 22,87 29,45
4 Поселения Вороновское, Краснопахорское (за исключением поселка Минзаг), Михайлово-Ярцевское, Роговское Население (с НДС) 22,07 36,03
Прочие потребители** 18,70 30,53
5 Поселок подсобного хозяйства Минзаг поселения Краснопахорское Население (с НДС) 23,40 26,35
Прочие потребители** 19,83 22,33
6 Поселение Рязановское Население (с НДС) 20,23 26,69
Прочие потребители** 17,14 22,62
7 Городской округ Троицк Население (с НДС) 23,14 27,65
Прочие потребители** 19,61 23,43
8 Поселения Киевский, Первомайское, Новофедоровское, Кокошкино, Марушкинское Население (с НДС) 31,90 26,57
Прочие потребители** 27,03 22,52

* — Постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 20 декабря 2021 г. №432-в вступил в действие с 1 января 2018 года.

Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66

Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.

Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).

Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

Освобождения от обязательств

Льгот и привилегий по ВН действующее законодательство не предусматривает. Но есть ряд видов деятельности, неотъемлемо связанных с водобъектами, которые не признаются налогооблагаемыми объектами.

Обязательный платеж по воде не перечисляют лица, осуществляющие такие виды деятельности:

  • деятельность, которая неотделимо связана с водоемом (купание, катание, рыболовство, разведение рыбы и т. д.);
  • деятельность, которая уже попадает под другой фискальный сбор (добыча ископаемых, например);
  • деятельность по осуществлению водоохраны;
  • деятельность общественно полезного характера (например, связана с тушением пожаров, забором для оборонных нужд и т. д.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *