Что делать, если Вам повредили автомобиль при эвакуации?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если Вам повредили автомобиль при эвакуации?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.

Как правильно зафиксировать факт повреждения

Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.

Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:

  • Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
  • Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
  • Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.

Правила эвакуирования

По закону процедура эвакуации автомашины на спецстоянку является финансово затратной, подлежащей возмещению операцией, которая должна выполняться ответственными работниками. Изъятие транспортного средства владельцем со стоянки осуществляется только при условии:

  • оплаты штрафных санкций за административное правонарушение при эксплуатации ТС на дороге;
  • выплаты стоимости транспортировки машины и ее хранения на штрафстоянке.

То есть, по закону получается, что процедура увоза автомобиля на спецхранение ничем не отличается от простой платной услуги (осуществляемой принудительно, в соответствии с законом). Отсюда следует вывод, что данное действие должно совершаться с максимальной предосторожностью для имущества автовладельца.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (имущественное право) недопустимо нанесение исполняющими процедуру сотрудниками каких-либо повреждений увозимому при эвакуации автомобилю вне зависимости от времени, когда это может быть сделано: при погрузке ТС на трейлер или же при его выгрузке.

Все нормы, которые регламентируют условия, когда автомобиль может быть эвакуирован, отражены в Кодексе административных правонарушений России (ст.27.13). Вот основные причины изъятия ТС:

  • отсутствие у водителя регистрационного свидетельства на данное транспортное средство;
  • отсутствие у водителя прав на вождение автотранспорта;
  • наличие неисправностей в рулевой или тормозной системе ТС, а также в других органах его управления;
  • нахождение водителя ТС в неадекватном для управления состоянии (имеется в виду состояние алкогольного или наркотического опьянения, высокая степень усталости и пр.). Кроме того, автомобиль принудительно отбирается и транспортируется на штрафстоянку в случае отказа его владельца проходить медицинское освидетельствование на предмет подтверждения его трезвости. В эту же категорию правонарушений попадают ситуации, когда водитель после ДТП принял алкоголь после происшествия, но до приезда сотрудников ГИБДД;
  • нарушение правил парковки;
  • нарушение правил транспортировки негабаритных объектов, а также грузов, представляющих повышенную опасность.

На какие законы ссылаться?

Подать претензию службе эвакуации можно в двух случаях.

1. Авто повредили, и вы уверены, что виноват эвакуаторщик. Ссылайтесь на ст. 906 Гражданского кодекса. Согласно статье, правоотношения по хранению имущества вступают в силу не только на основании гражданско-правовых договоров, но и в силу закона. Обязательство за сохранение вещи может вытекать из административных, уголовных, налоговых правоотношений, говорится в комментарии к статье.

Конфискация авто на основании ст. 27.13 КоАП – это административное правоотношение, наш случай. Хранение в силу закона распространяется на арестованное и конфискованное имущество. А лицо, отвечающее за хранение, – собственник штрафстоянки – в силу закона обязуется обеспечить сохранность вещи и понести санкции за ненадлежащее хранение.

Согласно главе 47 ГК РФ, договор хранения заключается между хранителем – владельцем штрафстоянки и поклажедателем – водителем/хозяином автомобиля. Заметьте, поклажедатель – не сотрудник ГИБДД и не эвакуаторщик, который пригнал авто. В соответствии со статьями 896-898 ГК, поклажедатель обязуется оплатить хранителю затраты на хранение и транспортировку вещи. А хранитель обязуется обеспечить сохранность вещи по ст. 891 ГК РФ.

2. Вы не согласны с законностью эвакуации. Например, на месте парковки не было запрещающего знака, а машину всё равно конфисковали. Или транспортное средство забрали при вас, хотя вы могли отогнать машину и устранить нарушение правил остановки и стоянки.

В таком случае сотрудник ГИБДД нарушил требования ст. 27.13 КоАП, п. 1.1: задержание ТС прекращается в присутствии водителя до того, как машину начнут эвакуировать. Вы вправе подать претензию на незаконное решение сотрудника ГИБДД и требование к штрафстоянке оплатить расходы на эвакуацию, хранение автомобиля и проезд в общественном транспорте до места задержания.

Читайте также:  Учет в адвокатских образованиях

Бывает и так, что руководство стоянки добровольно соглашается компенсировать убытки. Но будьте готовы отстаивать правоту в суде. Главное – запастись доказательствами, терпением и не подписывать акт приёма-передачи до осмотра автомобиля.

Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.

Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.

Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.

  • Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
  • Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
  • Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.

Здесь существует несколько инстанций, куда следует обращаться с претензией:

  • Горячая линия ГИБДД (в каждом регионе у нее свой номер). Своим звонком вы зафиксируете дату и время обнаружения повреждения. Впоследствии эта телефонограмма может быть использована в суде.
  • Если в протоколе об эвакуации отсутствуют указания о наличии повреждений во время осуществления данной процедуры, то (в случае наличия оформленного полиса КАСКО) можно обращаться в страховую компанию.
  • Если информация о нанесенных дефектах в протоколе присутствует, то сначала нужно обращаться к экспертам-оценщикам, а далее вместе с готовым заключением – к руководству эвакуирующей компании, чьи сотрудники и нанесли повреждения. Обращаться нужно с предложением о досудебном решении вопроса.
  • Если на ваше предложение о мировом урегулировании не следует адекватного ответа, то тогда нужно подавать иск в суд.

Как правило, на мировое соглашение не идет ни одна фирма. Это объясняется как низкой договороспособностью и правовой культурой наших сограждан, так и банальным отсутствием в штате таких организаций опытных юристов.

Как написать претензию на службу эвакуации

При наличии претензий к эвакуационной службе понадобится составить специальный документ. Таковой включает в себя следующее:

  • обращение непосредственно к заведующему конкретным предприятием;
  • далее в обязательном порядке обозначаются персоональные данные самого обратившегося за получением — персональные данные собственника;
  • обозначается число, время, а также дата осуществления процесса эвакуации;
  • основания для возражения — очень важно сделать ссылки на соответствующие законодательные нормы;
  • далее обязательно должен быть внесен перечень повреждений, а также на какую сумму ремонта рассчитывает собственник;
  • в нижней части документа обозначается просьба с возмещение ущерба организацией, занимающейся эвакуацией.

Если машину повредили при эвакуации: порядок действий

Если при эвакуации ТС его все же повредили, взыскать стоимость причиненного ущерба можно одним из следующих способов:

  • Составить письменную претензию на службу эвакуации;
  • Подать исковое заявление в судебную инстанцию;

Если после эвакуации, на штрафстоянке или в автосервисе, вы обнаружили повреждения, следует незамедлительно предпринять следующие действия:

  • Вызвать работников Госавтоинспекции, которые зафиксируют обнаруженные повреждения в соответствующем протоколе;
  • После инспектора назначат проведение независимой экспертизы, которая установит стоимость полученных повреждений;
  • Составить письменную жалобу на службу эвакуации.

В жалобе необходимо указать следующие данные:

  • реквизиты службы эксплуатации/штрафной стоянки;
  • реквизиты заявителя (фамилия, имя, отчество), контактный телефон;
  • наименование документа, а именно — «Жалоба»;
  • описание эвакуации: описание места эвакуации, модели машины, перечисления составленных документов при эвакуации, причины эвакуации и проч;
  • описание причины подачи жалобы: обнаружение повреждений;
  • требования к службе эвакуации: компенсация стоимости причиненного ущерба, установленная в ходе проведения независимой экспертизы;
  • Прописывание суммы причиненного ущерба;
  • Указание намерения обращения с аналогичным ходатайством в суд в случае, если оно не будет удовлетворено на досудебном этапе;
  • Личная подпись заявителя;
  • Проставление даты подачи жалобы;
  • Опись прилагаемых дополнительных материалов;
  1. Самый главный документ, который нужно получить владельцу автомобиля, поврежденного при эвакуации, — это заключение независимой экспертизы. Оригинал остается у заказчика, а копия отправляется в службу эвакуации вместе с составленной заранее претензией.
  2. Если машина застрахована по ОСАГО, то получить выплаты быстро не получится. Как мы уже говорили, повреждение авто при перевозке его специальным транспортом, не является страховым случаем, так как авто не участвовал самостоятельно в дорожном движении. Поэтому получить компенсацию на ремонт можно только через судебный иск, написанный в адрес службы эвакуации. Иск направляется только после официального отказа в выплатах, полученного от эвакуационной компании.
  3. В случае с КАСКО получить денежную компенсацию будет проще, но если использовать дополнительный вариант развития событий. В страховой компании можно указать, что повреждения были получены не во время эвакуации, а в ходе злоумышленного деяния. Но и здесь могут появиться некоторые сложности. Первое — это получение справки из ГИБДД. Согласитесь, машина, стоящая на спецстоянке, выглядит не совсем убедительно для получения страховки по злоумышленному деянию.
Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС: что будет с отчётностью и взносами

Какие документы приложить к претензии

К претензии следует приложить оправдательные и доказательные документы, которые показывали бы правоту владельца машины и обращали бы внимание руководства эвакуационной фирмы на неправомерные действия своих сотрудников.

Поэтому запомните, какие именно документы в первую очередь следует прилагать – это следующие бумаги:

  • протокол задержания, составленный сотрудником ГИБДД;
  • квитанции, чеки или расходные накладные, которые подтверждали бы оплату услуг эвакуационной службы;
  • документы, которые могли бы подтвердить правомочное нахождение машины на штрафстоянке (копии);
  • копию заключения независимого эксперта, если есть;
  • пояснительную записку от работника эвакуационной службы, если таковая имелась;
  • если от имени собственника автомобиля будет действовать его представитель, тогда следует приложить доверенность.

На случай неправомерной эвакуации по ст. 1102 ГК РФ оплата за подобные некачественные услуги будет считаться недействительной, поэтому эти деньги должны будут возвращены при удовлетворении жалобы.

Претензию следует составлять в двух экземплярах, чтобы один из них оставался всегда у водителя. Кроме этого все прилагающиеся документы также следует подавать в виде копий, а не оригиналов.

Являются ли такие повреждения страховым случаем

Конечно же, не каждому собственнику своего движимого имущества на четырех колесах понравится, что машине был нанесен урон. Любой водитель захочет получить компенсацию, которая смогла бы покрыть все расходы по возмещению ущерба.

По страховому полису ОСАГО такие случаи точно не считаются страховыми, ведь они не относятся напрямую к типичному риску обязательного автострахования – ответственности водителя, владельца автомобиля.

А вот некоторые условия страхового договора по КАСКО могут включать в свой перечень также и такие риски, как повреждения машины на штрафстоянке или в процессе эвакуации.

Правда, многое здесь зависит от этапа эвакуации, на момент которого повреждался автомобиль, а также от самих страховщиков потому, что не все соглашаются страховать такие риски.

На практике такие случаи выглядят зачастую следующим образом. Любой факт повреждения машины работниками эвакуационной службы должен фиксироваться рядом стоящим сотрудником ГИБДД.

Последний, между прочим, по правилам задержания обязан находиться в присутствии погрузки до самого конца, пока эвакуатор не уедет.

Если же дополнительные повреждения были обнаружены при погрузке, тогда полицейский сразу их должен зафиксировать в акте в протоколе задержания.

В этом случае страховые компании могут отказать в выплате страховки, особенно, если в договоре в пункте по страховым случаям ничего не говориться об эвакуации.

А вот если повреждения были нанесены без фиксации в документах, тогда этот случай может быть рассмотрен как страховой – по риску ущерб третьими лицами.

Причем, даже если водитель эвакуировал свою машину на спецстоянку не по факту задержания за нарушения, а по собственному усмотрению, то любые незафиксированные повреждения могут быть расценены как урон по страховому случаю.

Такое может произойти, если машина сломалась и до ее ремонта ее нужно где-то хранить, если нет собственного гаража.

Специализированная стоянка или любая другая, которая не относится к штрафным стоянкам, может быть использована в качестве места, где авто будет надежно храниться.

Дело в том, что в некоторых страховых договорах по КАСКО есть одной условие – хранения машины на платной стоянке. А вместе с этим условием в том же договоре, как правило, прописывается и страховой случай – повреждения на штрафстоянке.

Вот именно при таких обстоятельствах, где очевиден факт нанесения ущерба имуществу во время хранения, а не погрузки-разгрузки, может страховыми компаниями засчитываться как страховой случай. А это обозначает, что владелец вправе рассчитывать на выплату страховки.

Также, если повреждения машине были нанесены до погрузки на эвакуатор, тогда этот момент также может фиксироваться как страховой случай.

В целом же страхователю – собственнику автомобиля, всегда следует ориентироваться исключительно на условия страхового соглашения, есть ли там хоть слово об эвакуации или хранении на штрафстоянке, или нет.

Порядок действий, если машину повредили при эвакуации

Когда в процессе эвакуации повреждается эвакуируемое транспортное средство, то получить компенсацию стоимости ущерба, который был причинен, можно несколькими способами:

  • Обратиться с письменной претензией в компанию, которая оказывала услугу;
  • Обратиться в суд с исковым требованием о возмещении ущерба.

Помните, когда после эвакуации в автосервисе или штрафстоянке были обнаружены повреждения, необходимо осуществить следующий алгоритм действий:

  • Обратиться в ГИБДД и рассказать о факте повреждения авто. Сотрудники службы должны зафиксировать факт причинения повреждений в протоколе;
  • Обратиться к независимому оценщику и провести экспертизу, для того чтобы установить стоимость ущерба, который был причинен;
  • В письменной форме обратиться в компанию с требованием возместить ущерб.

Если повреждения нанесены в процессе эвакуации

Прежде всего, необходимы доказательства, что до того, как автомобиль начали грузить на эвакуатор, на нем отсутствовали повреждения, за которые вы хотите получить компенсацию. Тот факт, что владелец отсутствовал при погрузке и транспортировке, не означает, что некому подтвердить его первоначальное состояние. В случае принудительной эвакуации ее инициатор, сотрудник ГИБДД, обязан составить акт, в котором фиксируется наличие или отсутствие видимых повреждений автомобиля. Документ оформляется в трех экземплярах. Также сотрудник дорожной полиции обязан зафиксировать факт причинения повреждений, если они возникли в процессе погрузки, перевозки или выгрузки на штрафстоянке.

Читайте также:  За город бесплатно. Подмосковье даст льготы на электрички пенсионерам

Итак, первое, что вы должны сделать, обнаружив повреждения автомобиля во время его осмотра на штрафстоянке – затребовать свой экземпляр акта ГИБДД. Если в нем отражено, что повреждения нанесены в процессе эвакуации, ваша страховая, скорее всего, оплачивать ремонт не будет. Претензии следует предъявлять компании, осуществлявшей доставку транспортного средства на штрафстоянку. Как правило, такие ситуации решаются во внесудебном порядке, особенно если вы заранее оформите заключение независимого эксперта о стоимости ремонта.

Бывает, что компании, осуществляющие эвакуацию, отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб. Не тратьте время и нервы на попытки самостоятельно «выбить» из них деньги – просто подавайте судебный иск по месту своего жительства. Кстати, можете в него, помимо суммы ущерба, включить возмещение морального вреда и комиссию за пользование вашими средствами (не выплачивая вовремя деньги, компания, по сути, берет их у вас в кредит). В абсолютном большинстве случаев суды принимают сторону автовладельцев.

В первом случае (с ДТП) немалое значение имеет также то, скрылся виновник с места происшествия или нет. Если он дождался вас, признает свою вину и готов участвовать в разбирательстве и составлении протокола, это существенно облегчает задачу.

Кстати, в ряде случаев можно обойтись вообще без ГИБДД и просто составить извещение о ДТП (так называемый европротокол). Эта схема дтп на парковке самая простая и понятная, она допустима при соблюдении следующих условий:

  • Нет пострадавших (людей).
  • ДТП затронуло только два автомобиля.
  • У обоих владельцев оформлено ОСАГО.
  • Обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий у участников ДТП, либо такие разногласия есть, но тогда будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.

Как эвакуировать ТС по правилам?

Если ваше ТС сломалось или повредилось в результате ДТП, и вы не можете самостоятельно отогнать его на ремонтную станцию, следует обратиться к услугам службы по эвакуации.

Что делать и куда звонить, если эвакуировали машину, читайте здесь.

Чтобы избежать ситуации, когда при погрузке повреждают автомобиль, а вы никак не можете доказать вину работников эвакуатора или привлечь их к ответственности на основании заключенного договора на оказание/получение услуг, следует придерживаться следующих советов:

  • Когда на место вызова пребудут эвакуаторщики, необходимо потребовать заключения договора на транспортировку конкретного автотранспорта;

Для заключения такого договора не нужно иметь специальных бланков утвержденного образца или прочих официальных документов. Составить договор на оказание услуг можно самостоятельно, на обычно листе формата А4.

При этом, в нем должна содержаться следующая обязательная информация: день/месяц/год и точное время транспортировки ТС; адрес, на котором осуществляется эвакуация; реквизиты автовладельца (фамилия, имя, отчество); номерные знаки эвакуируемой ТС; номера эвакуатора, на который осуществляется погрузка; стоимость эвакуации.

Составленный договор должен подписать как собственник ТС, так и работники эвакуатора.

  • Сделать четкие фотографии автомобиля со всех ракурсов;

На фотографии должны быть видны дата и время, иначе при необходимости доказать, что автомобиль выглядел так именно в день эвакуации, не удастся.

Фотографировать можно с помощью специальной камеры, так и на обычный телефон. Главное, чтобы сделанные фотоснимки оказались четкими и зафиксировали внешний вид автомобиля со всех возможных ракурсов.

  • Отдельным документом прописать все об эвакуируемом автомобиле: имеющиеся дефекты и повреждения на внешней/внутренней части транспортного средства; наличие переоборудованных частей/другие важные детали;

Данный документ также необходимо подписать водителю эвакуируемого ТС и лицу, производящему погрузку и дальнейшую перевозку ТС.

В случае отказа работников эвакуатора подписывать вышеперечисленные документы, рекомендуется найти случайного свидетеля погрузки и попросить подписать документы его (с указанием своих реквизитов и контактного телефона). В случае повреждения ТС, показания очевидца произошедшего могут сыграть колоссальную роль при доказывании своей правоты.

Итог: перечисленные манипуляции помогут эвакуировать ТС по правилам и отстоять свою правду в случае, если его нечаянно повредят.

Как забрать автомобиль с эвакуатора

Для начала следует вспомнить, как выглядит процедура эвакуации с юридической точки зрения. Так сказать, по букве закона. Сначала инспектор составляет протокол о задержании транспортного средства. Подчеркиваем – инспектор, а не эвакуаторщик. В отсутствие водителя приглашаются двое понятых, либо протокол пишется под видеозапись. Затем автомобиль погружается на эвакуатор, его увозят на штрафстоянку и уже оттуда ее забирает владелец. В протоколе присутствует следующая информация: время, место и причины эвакуации. ФИО и должность инспектора, владельца эвакуируемого автомобиля и понятых, название штрафстоянки и ответственного лица.

Важный момент заключается в том, что гаишнику надлежит присутствовать на всех этапах процедуры вплоть до отправки на штрафстоянку. И, если водитель пришел до того, как эвакуатор начал движение, ему должны вернуть автомобиль. Соответствующее требование содержится в части 1.1 статьи 27.13 КоАП: «Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку». Но, как водится, есть нюансы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *