Список использованной литературы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список использованной литературы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как:

ü существование — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду;

ü полнота — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме;

ü оценка (измерение) — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации;

ü классификация — налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное

ü представление — обязательство по уплате и возврату налогов, а и раскрытие также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации.

Таблица 1.1 — Источники информации по налогу на прибыль

Показатель отчетности

Форма отчетности

Источник информации

Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета

Отчет о финансовых результатах

Регистры бухгалтерского учета

Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства

Декларация по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Текущий расход по налогу на прибыль

Отчет о финансовых результатах, Декларация по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Текущее обязательство по налогу на прибыль

Баланс, Декларация по налогу на прибыль

Регистры бухгалтерского учета

Отложенное налоговое обязательство или актив

Баланс

Регистры налогового и бухгалтерского учета

Самые распространенные вопросы

Вопрос № 1. Нужно ли согласовывать с заказчиком аудита методы и способы проведения проверки?

Ответ: Аудиторская компания независима в выборе порядка проведения проверки. Специалисты самостоятельно разрабатывают программу, временные рамки каждого этапа, методов.

Вопрос № 2. Может ли аудитор изменить программу проверки в ходе ее проведения?

Ответ: В процессе проверки план аудита и программа пересматриваются по мере возникновения новых обстоятельств и результатов отдельной процедуры. Причины изменения фиксируют документально.

Вопрос № 3. Можно ли включать в состав проверяющих аудиторов и помощников работников предприятия?

Ответ: Аудит производится лицами, независимыми в принятии решения и выводов о состоянии деятельности. Привлекать в состав проверяющих заинтересованных лиц запрещено.

Вопрос № 4. Как аудитором используется принцип существенности показателей?

Ответ: Аудиторы при проведении анализа показателей опираются на реализацию принципа существенности. Оценке подлежат данные, оказывающие влияние на статьи отчетности и принятие на основании показателей экономических решений.

Основной задачей аудита учета применения ПБУ 18/02 является подтверждение информации об отложенных налоговых активах, обязательствах, постоянных разницах. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:

– данные об остатках на счетах отложенных налоговых активов на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строке 145 «Отложенные налоговые активы»;

– данные об остатках на счетах отложенных налоговых обязательств на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строке 515 «Отложенные налоговые обязательства»;

– данные в отчете о прибылях и убытках (форме № 2) корректно отражены. По строке 141 формы № 2 показана сумма налоговых активов. По строке 142 показана сумма отложенных налоговых обязательств, а по строке 150 сформирована сумма текущего налога на прибыль. Необходимо обратить внимание на то, что по строке 200 справочно должна быть показана сумма постоянных налоговых обязательств.

На данном этапе аудита необходимо проверить правильность формирования условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, т. е. налога на прибыль, исчисленного на основании бухгалтерской прибыли (убытка), сформированной в отчетном периоде. Для этого необходимо сумму бухгалтерской прибыли (убытка), сформированную в отчетном периоде, умножить на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

Прибыль для целей бухгалтерского и налогового учета отличается из-за несовпадения подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Это приводит к возникновению разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

Затем следует проверить, были ли произведены на полученную сумму соответствующие записи в регистрах бухгалтерского учета:

– Дебет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – при наличии бухгалтерской прибыли (условного расхода по налогу на прибыль);

– Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» – при наличии бухгалтерского убытка (условного дохода по налогу на прибыль).

Далее необходимо проверить правильность формирования разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком), которые образуются в результате различных правил учета доходов и расходов по правилам бухгалтерского и налогового учета.

Основной задачей аудита финансовых результатов и распределения прибыли является установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90 «Продажи». Необходимо проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т. е. перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать следующие счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», то необходимо установить, произведены ли организацией заключительные записи по итогам года:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – Кредит 99 «Прибыли и убытки» (что означает прибыль);

Дебет 99 «Прибыли и убытки» – Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (что означает убыток).

На втором этапе реформации баланса надо проверить закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 «Прибыли и убытки», равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Основным изменением в порядке составления отчета о прибылях и убытках (форма № 2) за 2006 г. является то, что отменены строки 120 «Внереализационные доходы» и 130 «Внереализационные расходы». Строка 090 «Прочие операционные доходы» теперь называется иначе – «Прочие доходы». Новое название строки 100 – «Прочие расходы». Изменения были внесены на основании приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115н.

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п). Оценка неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.

Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе. Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п). Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица.

При получении отрицательного ответа на вопрос N 15 или ответа «только регистров бухгалтерского учета» на вопрос N 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается «высоким» без дальнейшего анализа результатов тестирования.

В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему. В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.

Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.

При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:

остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»;

групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).

При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.

К качественному аспекту искажения относятся:

несоблюдение учетной политики;

недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.

При определении количественного аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.

Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании его профессионального суждения.

Затем устанавливаются процентные доли этих показателей для определения их расчетного и среднего значения. Размер процентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого показателя.

Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементами проверки.

Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально. Для этого составляются рабочие документы РД 3п, РД 3-1п, РД 3-2п. Аудитор на основании своего профессионального суждения и внутрифирменного стандарта устанавливает уровень долей при определении расчетного значения базовых показателей.

В данных рабочих таблицах определяется уровень существенности для отдельных показателей с целью выявления предельной границы влияния ошибки на правильность формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Выбранные аудитором показатели могут быть различны в зависимости от видов осуществляемой деятельности и наличия внереализационных операций у аудируемого лица. Источниками информации о суммах начисленных доходов и произведенных расходов являются налоговые декларации и сводные регистры налогового учета проверяемого экономического субъекта.

В случае, если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые ошибки больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности и (или) имеются расхождения в ведении налогового учета и подготовке отчетности аудируемого лица с требованиями соответствующих нормативных документов, однако расхождения однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, берет на себя ответственность и принимает решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных ошибках и нарушениях либо сделать вывод о включении соответствующих оговорок о невозможности выражения мнения.

Читайте также:  Инструкция: заполняем и подаем декларацию 3-НДФЛ онлайн

Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это, либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться.

В случае изменения уровня существенности после подведения итогов аудиторских процедур в рабочих документах должно быть отражено новое значение уровня существенности и приведена аргументация. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в программе аудита. Если представители аудируемого лица заинтересуются порядком установления уровня существенности, аудиторская фирма обязана предоставить эту информацию.

В целях уменьшения вероятности необнаружения искажений по налогу на прибыль, а также в целях предоставления некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень сущ��ственности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита.

Налог на прибыль и налоговые обязательства перед бюджетом могут проверяться независимо от уровня существенности, если аудитором получено специальное задание по проверке налога на прибыль.

По характеру действий

Непреднамеренные ошибки — Ошибки в результате непреднамеренных действий или недобросовестности; Ошибки, совершенные по некомпетентности, халатности и невнимательности, а также вызванные несовершенством системы налогового учета и действующего налогового законодательства (вероятность их возникновения повышается в условиях изменения налогового законодательства):

ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль;

неправильное заполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах налогового учета;

неправильный перенос данных бухгалтерского учета в регистры налогового учета;

арифметические ошибки, описки, пропуски при расчете базы по налогу на прибыль;

ошибки автоматизированной информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу налогового учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);

неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций;

неправильные оценочные значения, возникающие в результате недоучета или неверной интерпретации фактов;

неправильное признание, классификация, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности.

Преднамеренные нарушения — Ошибки, возникающие по вине одного или нескольких лиц из числа руководителей представителей собственника, сотрудников аудируемого лица, с целью извлечения незаконных выгод (борьба с ними должна вестись по линии укрепления внутрифирменного контроля):

занижение или сокрытие налога на

прибыль;

фальсификация налоговой и финансовой

отчетности.

По характеру возникновения

Ошибки в определении базы по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом, связанные с необоснованностью учетных записей, периодизацией, оценкой, классификацией, признанием и представлением

Ошибки в необоснованности отражения в учете — отражение в налоговом учете фактов без достаточных на то оснований (например, включение в расходы отчетного периода расходов, не обусловленных целями получения доходов, экономически не оправданных, документально неподтвержденных и др.)

Ошибки в периодизации — неполное отражение в налоговом учете

фактов хозяйственной деятельности (например, неотражение в налоговом учете реализованных товаров, право собственности на которые уже перешло к покупателю, штрафов, признанных дебитором или присужденных судом, и др.);

неверное распределение доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам (например, единовременное принятие для целей налогообложения убытка от реализации основных средств)

Ошибки в оценке — неверный выбор способа оценки

(например, принятие к учету для целей

налогообложения сумм по переоценке

основных средств; неверное определение

стоимости незавершенного производства и

др.)

Ошибки в классификации и признании — неправильная классификация доходов и расходов (например, отражение доходов от реализации налоговом учете в составе внереализационных доходов отражение прямых расходов в составе косвенных расходов и др.)

Ошибки в формировании — неверное заполнение налоговой

информации в отчетности декларации;

неполное или неадекватное раскрытие информации по налогу на прибыли в финансовой отчетности.

По последствиям

Ошибки, прямо или косвенно влияющие на правильность расчета налога на прибыль

Локальные — признание для целей налогообложения документально не подтвержденных расходов (например, расходов на командировку, расходов на оказание консультационных услуг и др.)

Транзитные — признание для целей налогообложения расходов на оплату труда, не предусмотренных трудовым договором, приводящих к завышению базы нормирования расходов на страхование работников, представительских расходов и др.);

неправильное формирование стоимости амортизируемого имущества (включение в состав прочих косвенных расходов затрат на его доставку) приводит к завышению прочих косвенных расходов и занижению амортизационных отчислений.

По значимости

Ошибки в расчетах налога на прибыль, имеющие последующее значение на результаты деятельности и финансовое положение аудируемого лица

Существенные — ошибки в налоговой отчетности, приводящие к значительным штрафным санкциям и (или) пеням по налогу на прибыль, и ошибки в на уровне финансовой отчетности в целом, которые могут повлиять на экономические решения пользователей этой отчетности.

Несущественные — ошибки в налоговой и финансовой отчетности, не влекущие за собой существенных, как для деятельности аудируемого лица, так и для третьих лиц последствий.

Классификация нарушений по налогу на прибыль

По характеру действий могут быть допущены ошибки в результате непреднамеренных действий или недобросовестности.

По характеру возникновения существуют ошибки в определении базы по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом, связанные с необоснованностью учетных записей, периодизацией, оценкой, классификацией, признанием и представлением.

По последствиям – ошибки, прямо или косвенно влияющие на правильность расчета налога на прибыль.

По значимости – ошибки в расчетах налога на прибыль, имеющие последующее значение на результаты деятельности и финансовое положение аудируемого лица.

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

Каждый пункт, который рассмотрен в общем плане, может быть подвергнут расширению, что более подробно приведено в программе аудита. Программа аудита отличается от плана аудита тем, что ее можно составить и согласовать после момента подписания договора. В процессе проверки в программу можно вносить согласованные изменения. Тем не менее, не рекомендуется вносить изменения в сроки проведения аудита и сумму выполнения работ.

Программу аудита формируют как по всем пунктам общего плана единовременно, так и в форме отдельных программ по каждому подпункту. В этом случае наименование процедуры вносится в заголовок. Такое составление документации считается дробным и оно не совсем привычно для российской практики аудита. Тем не менее, его принято считать более удобным в случае потребности внести изменения в документы. Примером может быть вариант оформления части программы аудита по разделу 2.7 общего плана аудита «Аудит денежных средств» (табл. 3).

Таблица 3. Примерная программа аудита

Аудиторская организация

Проверяемый субъект

Лицензия №…, со сроком действия до…

Вид деятельности

Реквизиты

Реквизиты

№ пп

Процедуры (работы) по общему плану

Период с … по ….

Ответст

венный

проверяющий

Ответственный консультант (от компании)

2.7

Денежные средства (сч. 50, 51,52, 55, 57, 58, 59 и др.)

01.01.2017– 01.03.2017

Ф.И.О.

Заместитель главного бухгалтера

2.7.1

Кассовые операции

2.7.2

Операции по р/с

2.7.3

Движение денежных средств

2.7.4

Операции по валютным счетам

2.7.5

Операции по специальным счетам

2.7.6

Денежные средства в пути

2.7.8

Финансовые вложения

2.7.9

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги

2.7. 10

Другие моменты, которые относятся к специфике работы предприятия

Подписи аудиторской компании, дата

Подписи проверяемого субъекта, дата

Программа аудиторской проверки и ее разработка проводится аудиторами самостоятельно при руководстве общим указаниям ФСАД, стандартами саморегулируемых объединений и внутрифирменными стандартами. РАссмотрим еще один вариант, как можно оформить программу аудита (табл. 4).

Данные для программы могут задаваться в графической форме на планах и на плоских развернутых схемах. Необходимая информация о рисованных элементах вводится в таблицы, связанные с планом или плоской схемой. Благодаря этому решению можно быстро редактировать как отдельные трубопроводы, отопительные приборы, арамтуры, так и выделенные группы оборудования данного типа. С каждым введенным элементом связана система проверки правильности задаваемых данных, а также справочная система, позволяющая получить информацию о задаваемой величине или вызвать нужные данные из базы программы.

Для облегчения процесса ввода даннных программа снабжена:

  • Возможностью одновременного редактирования многих элементов системы.
  • Возможностью использования готовых блоков.
  • Умными функциями размножения любых фрагментов рисунка по горизонтали (поквартирные системы) и по вертикали (традиционные вертикальные системы) вместе с соответствующей нумерацией помещений и участков.
  • Возможностью определения неограниченного количества собственнх блоков, состоящих из любых фрагментов рисунка.
  • Быстрым доступом к справочной информации по вводимым параметрам.
  • Системой раскрывающихся кнопок, облегчающей доступ к наиболее используемым элементам системы.
  • Функцией динамического связывания данных из рисунка с данными из таблицы.
  • Системой, помогающией в соединении арматуры, отопительных приборов
    и других элементов системы с помощью трубопроводов.
  • Функцией автоматического создания системы стояков на основании плана.
  • Функцией редактирования данных в таблицах, позволяющей индивидуально определять параметры многих одновременно выделенных элементов рисунка. Благодаря динамической связи рисунка с таблицей с данными, актуально редактируемый в таблице элемент выделяется на плоской схеме.

Аудит налога на прибыль организаций.

7.1. Нормативные документы и источники информации, используемые при аудите расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
Прибыль является основным обобщающим качественным показателем деятельности организаций и характеризует конечный финансовый результат, эффективность производства. В связи с этим огромное значение имеет четкая организация контроля за формированием прибыли, соответствием расчетов с бюджетом действующему законодательству. Аудит расчетов по налогу на прибыль – является одним из ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой прибыли и суммы налога, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.

При планировании и проведении аудиторской проверки аудитору необходимо использовать следующие законодательные и иные нормативные акты:

— Налоговый Кодекс Российской Федерации, глава 25 « Налог на прибыль организаций»;

— Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

— Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02. Приказ Министерства Финансов РФ от 19.11.2002 г. № 114н.

— Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.

Основными задачами аудита в области налога на прибыль является получение доказательств по вопросам:

— правильности формирования налоговой базы;

— отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

— отражения сумм отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;

— классификации и раскрытию в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации об изменениях постоянных и временных налоговых разницах; условном расходе (доходе) по налогу на прибыль; постоянных и отложенных налоговых обязательствах;

— полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.

Основой любой аудиторской проверки является документально подтвержденные факты хозяйственной деятельности, которые выражаются в первичных документах, учетных регистрах, налоговой отчетности и т.п. Поэтому в качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и используют следующие документы:

— первичные документы и регистры бухгалтерского учета;

— бухгалтерские справки, расчеты и иные сведения;

— договоры с контрагентами;

— протоколы решений собраний учредителей, акционеров;

— учетная политика организации в целях налогообложения и бухгалтерского учета;

— бухгалтерская отчетность;

-регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогу на прибыль.

В таблице 7 наглядно представлено, к какому источнику информации аудиторам необходимо обратиться за получением формы отчетности, в которой находится показатель, необходимый для проверки.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто и когда должен платить

Таблица 7

Источники информации, используемые при аудите налога на прибыль

Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации
Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета Отчет о финансовых результатах Регистры бухгалтерского учета
Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущий расход по налогу на прибыль Отчет о финансовых результатах, декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Отложенное налоговое обязательство или актив Баланс Регистры бухгалтерского и налогового учета

Анкета для опроса персонала аудируемой организации при проверке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в части учетной политики)

 N 
п/п
 Вопрос 
Ответ
Примечание
 Система бухгалтерского учета 
 1
Какова организационная структура 
бухгалтерии
 2
Какова структура подчиненности работников 
бухгалтерии
 3
Как распределены обязанности и полномочия 
между учетными работниками
 4
Утверждены ли должностные инструкции 
работников бухгалтерии
 5
Утверждены ли формы первичных учетных 
документов, отличные от унифицированных
форм
 6
Как организован документооборот, утвержден 
ли график документооборота
 7
Соответствует ли график документооборота 
должностным инструкциям учетных работников
 8
Какая форма бухгалтерского учета 
применяется организацией, каким образом
используется вычислительная техника при
ведении учета и составлении отчетности
 9
Составляется ли внутренняя отчетность для 
представления информации руководству и
собственникам организации
 10
Утверждены ли формы внутрихозяйственной 
отчетности
 11
Как организована взаимосвязь 
бухгалтерского, управленческого и
налогового учета
 Система внутреннего контроля 
 1
Позволяет ли распределение обязанностей 
между работниками бухгалтерии ограничить
возможности злоупотреблений
 2
Разделены ли функции управления и учета 
активов
 3
Закреплено ли распределение обязанностей во
внутренних документах организации
 4
Действует ли в организации подразделение 
внутреннего аудита (ревизионная комиссия)
 5
Определен ли приказом руководителя круг 
подотчетных лиц
 6
Определен ли приказом руководителя круг 
лиц, имеющих право подписи первичных
учетных документов
 7
Проводятся ли обязательные инвентаризации 
 8
Утвержден ли график проведения 
инвентаризаций
 9
Дифференцированы ли сроки (периодичность) 
проведения инвентаризаций в зависимости от
вида имущества и обязательств
 10
Проводятся ли внезапные инвентаризации 
кассы, материалов на складе, незавершенного
производства
 11
Ограничен ли доступ к информации, 
содержащейся в компьютерных базах данных
бухгалтерского учета
 12
Как организовано хранение документов 
бухгалтерского учета, обеспечивается ли
сохранность бухгалтерских документов

При проведении анализа учетной политики на стадии планирования аудита необходимо установить, соблюдается ли в организации принцип последовательности применения учетной политики. Для этого следует рассмотреть приказы (распоряжения) об учетной политике не только за проверяемый период, но и за предшествующие, а в ряде случаев и последующие периоды. Аудитором проверяется обоснованность внесения изменений в учетную политику в соответствии с требованиями ПБУ 1/98. Следует учитывать, что изменения в учетную политику должны вноситься приказами (распоряжениями) руководителя. Кроме того, аудитор выясняет, раскрывались ли последствия изменений в учетной политике, существенно влияющих на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, в бухгалтерской отчетности. Для получения данной информации изучается пояснительная записка к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

1.2 Нормативное регулирование расчетов по налогу на прибыль

При планировании и проведении аудита расчетов по налогу на прибыль аудитору необходимо использовать следующие законодательные и иные нормативные акты:

    Налоговый кодекс РФ, в частности глава 25;
    Гражданский кодекс РФ;
    Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
    Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.
    Постановление Правительства РФ «O классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1;
    Постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» от 08.02.2002 г. № 92;
    Перечень иностранных и международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций-получател й грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. № 485;
    Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производ твенных запасов» от 12.11.2002 г. № 814;
    Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации и порядка ее заполнения» от 05.05.2008 г. № 54н;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 07.03.2002 г. № БГ-3-23/118;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 05.0 1.2004 г. № БГ-3-23/1;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению» от 23.12.2003 г. № БГ-3-3/709@;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 14.04.2004 г. № САЭ-3-23/286@;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 03.06.2002 г. БГ-3-23/275;
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 43н;
    другие нормативные акты РФ.

2.3 Методика Д.Ю.Филипьева

По мнению автора, аудит налога на прибыль необходимо проводить в двух направлениях:

    проверка правильности ведения налогового учета для целей налогообложения прибыли хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога;
    проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству Российской Федерации.

Следовательно, основными задачами аудита будут являться:

    Анализ учетной политики для целей налогообложения.
    Проверка правильности ведения налогового учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ, предполагающая:
    оценку качества постановки налогового учета;
    оценку полноты и достоверности информации, отраженной в первичных документах налогового учета, прежде всего в справках бухгалтера;
    проверку обоснованности данных налогового учета, отраженных в аналитических регистрах;
    проверку правильности определения и классификации доходов для целей налогообложения;
    проверку правильности определения и классификации расходов для целей налогообложения;
    проверку полноты и правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;
    проверку правильности применения налоговых ставок;
    проверку правильности формирования показателей декларации по налогу на прибыль;
    оценку соблюдения порядка исчисления и сроков уплаты налога и сумм авансовых платежей.
    Проверка правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ, предполагающая:
    оценку соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности данным синтетического и аналитического учета, составляющим текущее обязательство и отложенный налоговый актив и обязательство;
    проверку полноты и своевременности отражения текущих обязательств и отложенных налоговых активов и обязательств в бухгалтерской отчетности, согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
    проверку правильности классификации и раскрытия с должной степенью детализации информации об условном доходе (расходе) по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах.

По мнению автора, проверку целесообразно осуществлять исходя из последовательной реализации укрупненных комплексов задач, указанных выше.

    Анализ учетной политики для целей налогообложения.

Д.Ю. Филипьев считает, что любая аудиторская проверка должна начинаться с анализа положений учетной политики, применительно к рассматриваемому разделу учета – с оценки влияния на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета, что позволит, с одной стороны выявить все разницы, оказывающие влияние на величину налогового обязательства, а с другой стороны повысить эффективность проводимой аудиторской проверки.
В ходе изучения учетной политики автор рекомендует осуществлять:

    изучение организации взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, оценку эффективности этой системы;
    исследование организации и техники налогового учета, применяемой системы регистров налогового учета;
    анализ применяемых методов признания доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль;
    анализ амортизационной политики в целях налогообложения прибыли, ее взаимосвязи с бухгалтерским учетом;
    анализ порядка списания на расходы в целях налогообложения МПЗ, ценных бумаг;
    анализ порядка налогового учета незавершенного производства, готовой продукции;
    анализ порядка создания резервов в целях налогообложения;
    анализ применяемого порядка исчисления налогов и авансовых платежей;
    анализ способа распределения налогов между головной организацией и обособленными подразделениями.
    Проверка правильности ведения налогового учета для целей налогообложения прибыли хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

Аудиторская проверка налогооблагаемой прибыли и расчетов по налогу на прибыль должна начинаться с изучения принятой аудируемым лицом системы налогового учета. Аудитор должен изучить, принятую форму налогового учета аудируемым лицом, применяемые формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.
Если налоговый учет ведется способом, предусмотренным требованиями главы 25 НК РФ, аудитор проверяет правильность формирования установленных аудируемым лицом налоговых регистров и данных налогового учета. Если налоговый учет ведется на основании данных бухгалтерского учета, аудитор должен проверить достоверность информации, отраженной в справках или разработочных таблицах, позволяющих скорректировать данные бухгалтерского учета в целях получения информации для расчета налоговой базы.
В любом случае аудитору необходимо собрать доказательства относительно того, что данные налогового учета отражают порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налог��вом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
В процессе проведения проверки, также целесообразно провести:

    оценку полноты и достоверности информации, отраженной в первичных документах налогового учета, прежде всего в справках бухгалтера.

Оценка проводится путем анализа представленных документов, на предмет наличия в них всех необходимых реквизитов и соответствия требованиям законодательства РФ. Следует иметь в виду, что порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.

    проверку правильности определения и классификации доходов для целей налогообложения.

Аудитор должен изучить порядок ведения налогового учета доходов, принятый аудируемым лицом, исходя из правил и норм действующего законодательства.
Особое внимание при проверке данного вопроса должно уделяться установлению соответствия данных синтетического и аналитического учета показателям, отраженным в расчете налоговой базы.

    проверку правильности определения и классификации расходов для целей налогообложения.

Аудитор должен изучить порядок ведения налогового учета расходов, принятый аудируемым лицом, исходя из правил и норм действующего законодательства, для чего осуществить проверку правильности исчисления расходов по видам. Перечень проверяемых расходов аналогичен методике Ю.Ю. Кочинева.
Особое внимание при проверке данного вопроса должно уделяться установлению, во-первых, соответствия данных синтетического и аналитического учета показателям, отраженным в расчете налоговой базы, во-вторых, экономической обоснованности и документальной подтвержденности расходов, принятых к налогообложению.

    проверку полноты и правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей.

При проверке соответствия порядка формирования налоговой базы, принятого аудируемым лицом, исходя из правил и норм действующего законодательства, аудитор устанавливает:

    правильность определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
    правильность определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих хозяйств;
    правильность определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом;
    правильность определения налоговой базы по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации;
    правильность определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования;
    правильность определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Также в ходе проверки аудитор должен установить наличие раздельного учета доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен в соответствии с требованиями 25 главы НК РФ отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

    проверку правильности формирования показателей декларации по налогу на прибыль.

Результаты проведенных налогоплательщиком расчетов величины налоговых обязательств отражаются в налоговой декларации. Аудитор, выражая мнение о соответствии порядка формирования аудируемым лицом налогов и сборов и отражения их в учете, требованиям действующего законодательства, фактически подтверждает (либо не подтверждает) правильность составления налоговой декларации, а также достоверности отраженных в ней показателей.
Налоговое обязательство формируется в определенной последовательности. Согласно данной последовательности определяются и этапы проверки.
Первым этапом проверочных действий служит проверка обоснованности определения объекта налогообложения. Аудитор обязан удостовериться в том, что аудируемым лицом был правильно идентифицирован объект налога, учтены особенности определения объекта обложения для нестандартных ситуаций, объекты правильно распределены в строках налоговой отчетности.
На втором этапе уточняется соблюдение временных рамок налогового периода.
На третьем (основном) этапе аудитором подтверждается правильность арифметических расчетов налоговой базы и применения ставок налога. Определение и порядок исчисления налоговой базы, а также система налоговых ставок, установлены 25 главой НК РФ.
На четвертом этапе определяется окончательный результат налогового расчета, уточняется соблюдение аудируемым лицом сроков предоставления налоговой декларации.
Для проверки правильности составления налоговой декларации, как правило, используется метод построчного анализа.

    оценку соблюдения порядка исчисления и сроков уплаты налога и сумм авансовых платежей.
Читайте также:  Банкротство физических лиц VS коллекторы: как защитить свои права?

В первую очередь аудитор устанавливает принятый аудируемым лицом порядок определения авансовых платежей по налогу на прибыль.
Аудитор должен произвести:

    анализ ежемесячных авансовых платежей, либо сумм налога ��плаченных исходя из фактической прибыли, полученной за налоговый (отчетный) период;
    анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за налоговый (отчетный) период.

Проверка фактической задолженности по налогу на прибыль будет включать:

    сверку прибыли до уплаты налога по данным налогового учета;
    сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации.
    Проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ.

В процессе проверки аудитор уделяет внимание следующим вопросам:

    Проверка полноты и правильности отражения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности об отложенных налогах.

Аудитор, получает доказательства того, что отложенные налоговые активы и обязательства отражены в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств: отложенные налоговые активы – в составе внеоборотных активов по строке 145; отложенные налоговые обязательства – в составе долгосрочных обязательств по строке 515.
Аудитору следует иметь в виду, что разрешается отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенных активов и обязательств (п. 19 ПБУ 18/02). Это возможно при одновременном наличии следующих условий:

    наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
    отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

Наиболее пристальное внимание при проверке правильности отражения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности об отложенных активах следует уделить соответствию сальдо по статьям баланса «Отложенный налоговый актив» и «Отложенное налоговое обязательство» с данными отчета о прибылях и убытках.
В общем случае показатели строк 145 и 515 бухгалтерского баланса не должны совпадать с показателями строк 141 и 142 отчета о прибылях и убытках. Разницы не будет только в случае отсутствия входного сальдо отложенных активов и обязательств на начало отчетного периода и отсутствия операций списания и корректировки отложенных активов и обязательств.

    Оценка соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности данным синтетического и аналитического учета, составляющим текущее обязательство и отложенный налоговый актив и обязательство.

Во-первых, необходимо установить тождественность данных по счетам 09 «Отложенный налоговый актив» и 77 «Отложенное налоговое обязательство» данным финансовой (бухгалтерской) отчетности по соответствующим показателям. Во-вторых, сверить данные аналитического учета с данными по счету 09 «Отложенный налоговый актив» и 77 «Отложенное налоговое обязательство». В третьих, выявить насколько соответствует уровень аналитического учета постоянных и вычитаемых разниц специфике деятельности предприятия и установить, отражаются ли постоянные и временные разницы отчетного периода в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникли эти разницы).

    Проверка правильности определения условного дохода (расхода) по налогу на прибыль.

Выполнение данной процедуры предусматривает проведение общих аудиторских процедур по проверке правильности формирования доходов и расходов для целей определения финансового результата по другим разделам аудита (проверка документов и бухгалтерских записей, запрос и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры).

    Проверка правильности выявления, квалификации и учета аудируемым лицом разниц, возникающих в результате применения двух самостоятельных систем учета.

Исследованию подвергается принятый аудируемым лицом порядок выявления разниц, для получения достаточной уверенности в том, что все разницы, возникающие в результате сравнения отдельных составляющих, формирующих в отчетном периоде результат деятельности в бухгалтерском и налоговом учете им выявлены, проанализированы и учтены.
После этого аудитор устанавливает правильность квалификации возникающих разниц (определения видов разниц и их суммы), для чего устанавливает:

    правильность определения разницы по отношению к расчетам с бюджетом в будущих периодах;

Если сумма оценки операции по разному учитывается в бухгалтерском учете и при налогообложении, то это постоянная разница, если сумма оценки с течением времени будет принята в одинаковом размере, то это временная разница.

    правильность определения вида возникшей разницы;

Производится оценка влияния разниц на величину налоговой базы, по сравнению с выявляемой в бухгалтерском учете величиной балансовой прибыли. Если различие приводит к уменьшению налоговой базы, то разница будет признаваться постоянной или временной налогооблагаемой и наоборот.

    проверка правильности квалификации разницы.

Для этого необходимо по отдельной операции проследить влияние разницы на учет расчетов с бюджетом (рассмотреть порядок формирования суммы текущего налога на прибыль только по данной конкретной операции).
Помимо этого аудитор должен убедиться, что аудируемым лицом обеспечен раздельный учет постоя��ных и временных разниц, возникающих по хозяйственным операциям, результат от которых облагается по разным ставкам.

    Проверка правильности определения постоянных разниц и постоянных налоговых обязательств (активов).

Аудитор устанавливает причины возникновения постоянных разниц, правильность отражения в учетных регистрах бухгалтерского учета сумм по операциям, связанным с возникновением постоянных разниц, в разрезе возникающих разниц. Для этого необходимо:

    установить правильность определения аудируемым лицом направления влияния разницы на размер налоговой базы по сравнению с бухгалтерской прибылью;
    убедиться в том, что величина постоянной разницы определяется не начисленной (признанной) в отчетном периоде суммой расхода (или дохода), а суммами которые в этом отчетном периоде влияли на результат деятельности в бухгалтерском учете и (или) на размер налоговой базы;
    проанализировать принятый порядок учета возникающих постоянных разниц (все возникающие постоянные разницы в отчетном периоде должны учитываться отдельно, во-первых, по операциям признания доходов и расходов, во-вторых, по видам доходов и расходов, приводящим к образованию разниц);
    проанализировать принятую систему организации аналитического учета ПНО и ПНА.

Как правило, ПНО и ПНА начисляются по постоянным положительным и отрицательным разницам, возникающим по отдельным видам операций или единичным операциям. Аудитору следует знать о зависимости между степенью детализации аналитического учета постоянных разниц и величиной искажения итоговой суммы текущего налога на прибыль. Другими словами с ростом детализации аналитического учета возрастает величина искажения за счет округлений итогов каждой операции по отражению в учете исчисленной суммы ПНО и ПНА итоговая сумма текущего налога на прибыль.

    Проверка правильности определения временных разниц и отложенных налоговых обязательств (активов).

Аудитор устанавливает причины возникновения разниц по доходам и расходам по налогу на прибыль (по видам разниц), проводит анализ правильности расчета положительных (вычитаемых) и отрицательных (налогооблагаемых) временных разниц. В этих целях аудитору следует:

    установить правильность определения аудируемым лицом направления влияния разницы на размер налоговой базы по сравнению с бухгалтерской прибылью;

Разницы, приводящие к увеличению налоговой базы в отчетном периоде, и уменьшению в последующих периодах по сравнению с бухгалтерским финансовым результатом квалифицируются как временные вычитаемые разницы. Если разницы оказывают обратное вышеуказанному действие на финансовый бухгалтерский результат они квалифицируются как временные налогооблагаемые.

    убедиться в том, что оценка величины формируемой в отчетном периоде временной разницы производится по каждому элементу доходов (расходов) на основании тех сумм доходов (расходов), которые в отчетном периоде влияют на величину результата деятельности, выявляемого соответственно в бухгалтерском учете и (или) для целей налогообложения;
    проанализировать степень организации учета временных разниц на предмет его возможности не только выявлять и квалифицировать возникающие в отчетном периоде временные разницы, но и обеспечивать возможность учета уменьшения размера активов и обязательств в случаях их погашения;

По мере уменьшения или полного погашения временных вычитаемых или налогооблагаемых разниц уменьшаются до полного погашения отложенные налоговые активы и обязательства соответственно. При этом следует иметь ввиду, что погашение, впрочем как и возникновение временных разниц признается в случаях, когда оценка операций формирующих в отчетном периоде финансовый результат не совпадает с суммой по этой операции, учтенной в этом периоде в целях налогообложения. Кроме того, если в текущем отчетном периоде отсутствует налогооблагаемая прибыль, но существует вероятность ее возникновения в последующих отчетных периодах, суммы отложенного налогового актива не должны погашаться.

    убедиться, что при формировании отложенных налоговых активов, во-первых, они признаются в периоде возникновения вычитаемых временных разниц при условии наличия вероятности получения налогооблагаемой прибыли в последующих отчетных периодах, во-вторых, они отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах;
    получить достаточные доказательства того, что при выбытии объекта, по которому признавались отложенные налоговые активы или обязательства, аудируемым лицом в периоде выбытия перенесены на финансовые результаты деятельности числящиеся по объекту на этот момент суммы отложенных налоговых активов и обязательств;
    проанализировать принятую систему организации аналитического учета отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО).
    Проверка правильности формирования разниц по отдельным объектам.

В рамках данного направления аудитору целесообразно осуществить:

    проверку расчета по формированию и использованию резерва по сомнительным долгам;

Операции создания и движения резервов приводят к возникновению постоянных разниц. Аудируемым лицом должен быть обеспечен учет каждой операции движения резерва.
В ходе проверки устанавливается соответствие порядка учета возникающих разниц определенным элементам учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
При создании резервов возникают постоянные положительные или отрицательные разницы по сумме создаваемого резерва, по сумме фактических расходов и по сумме корректировки по результатам инвентаризации. Выявление и оценка разниц при формировании резерва и бухгалтерском и налоговом учете одновременно должны производиться отдельно по каждой операции движения суммы резерва и отдельно по отношению к резерву, формируемому в разных системах учета.

    проверку правильности формирования разниц по налоговому убытку;

Выявление аудируемым лицом налогового убытка по окончании налогового периода является особым случаем признания временной вычитаемой разницы и отложенного налогового актива, по способу формирования не вписывающихся в общий порядок. В случае выявления бухгалтерского убытка по окончании отчетного периода источником корректировки суммы условного расхода (дохода) по налогу на прибыль должен являться счет учета прибылей и убытков и признаваться постоянное налоговое обязательство.

    Проверка правильности определения текущего налога на прибыль.

Аудитору следует произвести подсчет суммы текущего налога на прибыль исходя из величины условного расхода по налогу на прибыль, постоянных налоговых обязательств (активов) и отложенных налогов, полученных в ходе аудиторской проверки.
Целесообразно проверить правильность заполнения налоговой декларации и расчета по налогу на прибыль и провести сравнение величины налога на прибыль, приходящегося к уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, отраженного в налоговой декларации и величины текущего налога на прибыль отраженного в отчете о прибылях и убытках (форма № 2) на предмет их тождества.
В результате выполнения процедуры аудитор должен получить доказательства соответствия сальдо по счету 68 субсчет «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль» с информацией в финансовой и налоговой отчетности.

    Проверка правильности определения чистой прибыли к распределению, за вычетом налога на прибыль.

Аудитор производит подсчет суммы чистой прибыли с учетом текущего налога на прибыль и отложенных налогов, полученных по данным аудита, и устанавливает соответствие результата с данными финансовой отчетности. В этих целях на завершающем этапе аудита может использоваться процедура арифметической проверки правильности формирования информации о величине чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках.
Арифметическая проверка правильности формирования чистой прибыли по данным отчета о прибылях и убытках может быть выражена формулой:

ЧП = П (У) + ОНА – ОНО – ТНП – ШП, (1)
где П (У) – прибыль (убыток) до налогообложения (отчетного периода);
ОНА – отложенный налоговый актив;
ОНО – отложенное налоговое обязательство;
ТНП – текущий налог на прибыль;
ШП – штрафы, пени по налоговым обязательствам.

По результатам проверки выявленные нарушения группируются следующим образом:

    ошибки, совершенные по некомпетентности, халатности и невнимательности, а также вызванные несовершенством действующего законодательства;
    преднамеренные нарушения;
    ошибки в определении налоговой базы и величины обязательств перед бюджетом, связанные с периодизацией, оценкой, классификацией, признанием и представлением.

Налоговые ставки на прибыль

Основная ставка налога на прибыль в РФ составляет 20%. 17% уходит в бюджет субъекта, 3% – в федеральный бюджет. Налоговый кодекс устанавливает специальные ставки, перечень которых представлен в таблице:

Процент

Облагаемые доходы

От реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции предприятий (ст. 346.2 НК РФ), прибыль Центробанка, связанная с регулированием денежного обращения, медицинских и образовательных организаций в соответствии (п. 1.1 ст. 284 НК РФ), социальных учреждений (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Доходы в виде процентов некоторых государственных и муниципальных ценных бумаг и др.

13

Дивиденды, полученные российскими организациями от российских или иностранных компаний, а также полученные по акциям, права на которые удостоверяют депозитарные расписки (пп.2 п.3 ст.284 НК РФ).

15

Доходы в виде процентов, которые получены владельцами муниципальных, государственных ценных бумаг (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ), дивиденды, полученные иностранной организацией по акциям российских предприятий (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

30

Прибыль по ценным бумагам отечественных компаний, права на которые учтены на счетах депо (информация не предоставлена налоговикам) (п.4.2 ст.284 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *