Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Жилищный кодекс РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
В каких случаях военнослужащему компенсируются затраты на аренду квартиры?
Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.
Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Законодательное регулирование вопроса
Претендовать на получение служебной недвижимости могут не только военнослужащие, но в России нет единого нормативно-правового акта, который бы регулировал универсальные правила получения такого жилья для всех категорий населения. Когда речь идет о военных контрактной службы, то за основу принимаются следующие нормативно-правовые акты:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный Закон «О статусе военнослужащих»;
- Приказ Министерства Обороны № 1280 от 30 сентября 2010 года.
Так, законом установлены следующие универсальные правила распределения недвижимого имущества:
- жилье принадлежит государству или муниципальному жилищному фонду;
- квартира/дом предоставляются для временного проживания;
- основание для получения жилья – исполнение служебных обязанностей в связи с военной службой;
- собственность должна быть полностью изолированной и полностью пригодной для проживания.
Прекращение действия контракта
При подписании соглашения найма служебного помещения, участники наделены полномочиями самостоятельно определить условия прекращения договора аренды. А именно:
- завершение действия трудового контракта, то есть контракта, на основании которого человек несет военную службу;
- переезд в другой город для несения службы;
- по соглашению участников в любое удобное время;
- военный может прекратить договор в одностороннем порядке в любое время, независимо от причин (самое главное, предупредить заранее, чтобы владелец жилья имел возможность найти нового арендатора);
- в судебном порядке владелец недвижимости может прекратить действие договора найма, но только при выявлении существенных нарушений условий подписанного соглашения.
Еще один аспект, на который необходимо обратить внимание, возможность приватизации арендованной собственности. В случае со служебной недвижимостью, заключается договор найма жилого помещения, который не предусматривает право дальнейшей приватизации. Единственный способ получить квартиру/дом в единоличное владение – оформление соглашения социального найма.
Для этого не нужно привлекать воинскую часть. Достаточно обратиться с заявлением в муниципалитет с просьбой признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий. После этого подается заявление на постановку семьи на учет. Подать такое заявление может не только военнослужащий, но и любой совершеннолетний член семьи. В случае дальнейшей приватизации, квартира/дом в равных долях сразу оформляется на всех членов семьи поровну, которые на момент приватизации прописаны в жилье.
В 2023 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2023 года -5,5%…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2023 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.
Основания для выселения из служебного жилья
Расторжение договора найма может происходить по соглашению сторон, по инициативе нанимателя. Это основания носят добровольный характер. Иначе наймодатель имеет право обратиться в суд для принудительно выселения из служебного жилого помещения.
В суд собственник служебного жилья обращается в случае, если наниматель и члены его семьи нарушают обязательства по установленному договору:
- Не вносят оплату за проживание, не оплачивают коммунальные услуги более 6 месяцев подряд;
- Совершают действия, которые приводят к разрушению/повреждению жилплощади;
- Неоднократно нарушают интересы соседей;
- Используют служебную квартиру не по назначению.
Довольно часто уполномоченные органы власти отказываются регистрировать право собственности на служебную квартиру по надуманным основаниям, в качестве наиболее часто встречающегося можно выделить приостановление Росреестром регистрационных действий по причине неснятия с жилья служебного статуса.
Пример из практики: администрацией муниципального образования издано постановление, согласно которому гражданину К. по договору найма служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда на пять лет предоставлено служебное жилое помещение. Вскоре администрацией муниципального образования издано еще одно постановление, о передаче данного помещения в собственность гражданину К. в порядке приватизации. Росреестр приостановил регистрационные действия, мотивируя решение тем, что для приватизации квартиры необходимо снять с нее статус служебного жилья и заключить в отношении ее договор социального найма.
Не удовлетворившись решениями районного суда и апелляционным определением краевого суда, К. подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, который решения нижестоящих судов отменил, пояснив, что «собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений» (Определение Коллегии Верховного Суда РФ N 18-КГ18-150 от 19 октября 2018 года).
Таким образом, в судебном порядке подтверждено, что законом не предусмотрена обязанность муниципальных органов снимать перед приватизацией с жилых помещений статус служебного жилья, что полностью соответствует ст. 209 ГК РФ, закрепляющей право собственника по своему усмотрению совершать действия в отношении принадлежащего ему имущества.
Каким бывает служебное жилье для военных
Еще недавно военным предоставлялись только комнаты в общежитиях и квартиры в соответствии с нормативами, а также жилье, которое относятся к маневренному фонду. Но с 2010 людей, состоящих на службе, разрешается заселять и в частные дома.
Помещение должно находиться в населенном пункте по месту работы военнослужащего. Если такая возможность отсутствует, военному и его семье предоставляют жилье в соседнем населенном пункте.
Норма обеспечения служебным жильем военнослужащих по контракту составляет минимум 18 кв.м. Семейным людям жилплощадь предоставляется из расчета 36 метров на двух человек и 54 метра – на троих. Если подходящих помещений в наличии нет, военнослужащего могут временно заселить в комнату или маневренный фонд.
В соответствии с законодательством некоторым категориям граждан обязаны предоставлять дополнительные квадратные метры. К ним относятся:
- Преподаватели военных ВУЗов.
- Военные, находящиеся в звании полковника и выше.
- Военнослужащие, которым присвоено звание Героя России.
- Люди, которые уволились со службы по состоянию здоровья.
Повторное обеспечение жильем
Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.
Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.
Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.
Об условиях поступления на контрактную службу в ВС РФ, а также о социальном обеспечении профессиональных солдат и сержантов рассказали на пресс-конференции представители Тюменского военного комиссариата.
Как сообщил начальник пункта отбора на военную службу по контракту в Тюменской области Министерства обороны РФ Виталий Мудрук, на сегодняшний день в России по контракту служат порядка 200 тысяч солдат и сержантов. К 2020 году планируется увеличить их численность до 425 тысяч. Для этого в 66 субъектах федерации созданы специальные пункты отбора на военную службу по контракту. Тюменский пункт – один из 25, размещенных в Центральном военном округе, который охватывает территорию от Саратовской до Иркутской области. Он работает с 1 августа 2012 года.
С октября до конца 2012 года из Тюмени было отправлено на контрактную службу 35 человек. При том, что всего за информацией о возможности несения службы по контракту обратились около 170. А за неполный первый месяц нового года контрактниками стали еще 20 жителей региона.
«Интерес к контрактной службе растет, цифры это доказывают, – добавляет Виталий Мудрук. – Он обусловлен привлекательными условиями и социальными гарантиями». Впрочем, отметил руководитель тюменского пункта отбора, в Тюменской области он не так велик по сравнению с более бедными соседними областями, где для многих контрактная служба – единственная возможность повысить уровень благосостояния.
Что касается условий службы, то как напомнил офицер по тестированию и военно-профессиональному ориентированию пункта Алексей Савченко, год назад было в 2,5-3 раза увеличено денежное довольствие военнослужащим. «К примеру, рядовой, служащий по контракту в мотострелковой бригаде, получает 18 тысяч 700 рублей. Младший сержант в должности командира отделения имеет зарплату уже порядка 28 тысяч рублей, – рассказал Алексей Савченко. – В последствии по выслуге лет это довольствие продолжает повышаться. Это не считая премирования за добросовестное несение службы».
Но, как правило, более значимый фактор для желающих служить профессионально – это предоставление жилья. Контрактники автоматически получают служебное жилье либо им компенсируется аренда жилплощади. Кроме того, они сразу после подписания контракта вступают в ипотечную накопительную систему, по которой каждый год им поступает на счет более 200 тысяч рублей.
По истечении первого контракта, который заключается всегда на 3 года, в распоряжении военнослужащего уже 600 тысяч рублей. Он выбирает банк, у которого есть договор с Министерством обороны (в их число входят крупнейшие государственные банки страны), затем выбирает квартиру и оформляет военную ипотеку – на льготных условиях под низкий процент, добавляя к сумме кредита свои 600 тысяч. В итоге через 3 года службы он может рассчитывать на квартиру общей стоимостью 3 миллиона рублей, рассказал Алексей Савченко. «Если раньше расчет жилплощади для военнослужащих велся из расчета 18 кв.м на члена семьи, то теперь контрактники покупают 3-4-комнатные квартиры», – добавляет Савченко.
Пока солдат служит, квартира остается в залоге у государства. По истечении 20 лет службы без нареканий жилье остается военнослужащему на правах собственности. «То есть не надо ползарплаты со слезами на глазах относить в банк. Добросовестно служишь – за тебя государство платит», – завлекает Виталий Мудрук.
Как бонус ежегодно военнослужащим по контракту и членам их семей компенсируется проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также бесплатное медицинское обеспечение, возможность получения высшего образования без отрыва от службы на льготной основе. Также по прибытию на новое место службы контрактнику положено подъемное пособие в размере 100% от оклада и по 25% от оклада на членов его семьи.
Кроме того, для переезда бесплатно предоставляется 20-тонный контейнер. Воспользоваться им можно будет и для возвращения с места службы домой после окончания или в результате досрочного разрыва контракта (проезд в этом случае также будет оплачен государством). Добавим в этому такие услуги бесплатное протезирование, возмещение затрат на покупку лекарственных средств (1 раз в год).
Как правило, в регионах расположения воинских частей и других объектов, где военные проходят службу, существуют постройки жилищного фонда (общежития) для контрактников. Если на момент поступления военнослужащего в помещениях, находящихся в фонде министерства обороны, есть свободные и соответствующие требованиям комнаты или квартиры, то производится заселение. На практике, служебных общежитий хватает далеко не всем военным. Поэтому управляющие органы подыскивают для военнослужащих альтернативные варианты.
Жилое помещение для проживания военнослужащих и их семей должно быть в том же населённом пункте, где находится воинская часть. В случае если это невозможно, то подыскивается жильё, расположенное в близлежащих населенных пунктах.
Пользование жилыми помещениями в специальном фонде для беженцев и вынужденных переселенцев
Согласно ст. 97 ЖК РФ жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами или беженцами.
Специальный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев создается органами государственной власти или местного самоуправления при непосредственном участии либо по согласованию с органом миграционной службы (федеральной либо региональной), жилые помещения этого фонда предоставляются лицам, которые в соответствии с действующим законодательством признаны беженцами или вынужденными переселенцами.
На основании Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (далее — Закон о беженцах) беженцем признается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. При этом беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (далее — Закон о вынужденных переселенцах) таковыми являются граждане России, которые были вынуждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении отдельных лиц или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Вынужденными переселенцами могут быть признаны также не имеющие гражданства РФ лица, покинувшие место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям, предусмотренным в вышеназванном Законе.
Кроме того, вынужденными переселенцами могут признаваться граждане бывшего СССР, проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, прибывшие в Российскую Федерацию по вышеназванным обстоятельствам и приобретшие российское гражданство, находясь на территории России.
Представляется важным отметить, что вынужденными переселенцами не могут быть признаны лица, совершившие преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
Изменения в Жилищный кодекс РФ
В первую очередь это выделенные для группы лиц жилые объекты, которые используются временно. Квартирантами выступают разные категории граждан. Например, преподаватели, медики, военнослужащие, представители правоохранительных органов.
- Квартира в многоквартирном жилом доме;
- Частный дом для проживания;
- Комната в общежитии.
Для проживания по закону выделяется недвижимость из общегосударственного либо муниципального жилищного фонда.
Первая и основная причина лишения помещения – это увольнение, когда завершается действие трудового контракта. Помещение должны освободить все лица, проживавшие в нем, так как происходит утрата статуса полицейского, военного, государственного работника.
Что касается процедуры сокращения, то военные, полицейские и иные работники силовых структур обладают законодательными гарантиями при сокращении. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса. Также нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора социального найма, либо стоящих на таком учете без веских причин. Об этом указано в части второй статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Бывает и так, что граждан могут выселять по другим причинам. В частности, проживающих из служебного жилья могут попросить съехать в том случае, если у них имеется в собственности другой объект недвижимости, а если они не соглашаются, то тогда приходится обращаться в суд и организовывать процесс выселения принудительным образом.
Еще одна причина частых выселений служебных квартир кроется в наличии задолженности по коммунальным платежам. Лишиться жилья можно, если неуплата взносов за услуги ЖКХ составляет больше шести календарных месяцев. Плюс ко всему прочему причиной может послужить и нецелевое использование помещения, когда нарушаются нормы и положения статей 83 и 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сказать надо о тех гражданах, которые не могут быть выселены из служебного помещения. Причем выселение может состояться только в том случае, если им предоставляется альтернативное и соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры даже по окончании трудовых отношений нельзя выселить:
- Граждан, получивших статус инвалидов после того, как они получили травмы в результате военных конфликтов и противостояний либо ставших таковыми по причине контузий и травм, полученных при выполнении своих обязанностей, заданий или наличия профессионального заболевания;
- Членов семьи граждан, проживающих по договору социального найма являющихся участниками ВОВ, семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно несения службы в армии;
- Граждан с инвалидностью из числа служащих начальствующего и рядового звена Министерства МВД, МЧС, Государственной противопожарной службы, которые получили данный статус из-за ранений, контузий, и иных травм, полученных в ходе несения службы и военной обязанности;
- Граждан, которые трудились в организации, на предприятии или в учреждении, которым на основании трудового договора была выделена служебная квартира. При этом трудовой стаж непрерывного характера должен быть не меньше десяти календарных лет;
- Лиц, которые были освобождены от занимаемой должности и в силу этого им было положено жилое помещение, но они не прекратили сотрудничество со своим работодателем;
- Граждан, которые были уволены по причине прекращения деятельности компании (ликвидации) или прекративших сотрудничество с работодателем по причине сокращения численности штата;
- Членов семьи умершего лица, которым была выделена жилая квартира либо дом для проживания, одиноких граждан с которыми вместе проживают малолетние дети, инвалиды труда первой и второй группы.
Как видно данный список достаточно обширный и в него включены незащищенные категории населения, которые не смогут самостоятельно обеспечить себя жильем после выселения.
Вопрос о выселении граждан решает организация, с которой у проживающих был заключен договор. Решение о выселении не заставляет наймодателя предоставлять альтернативное жилое помещение гражданам для проживания, даже если у арендатора есть иная свободная площадь, особенно когда были прекращены трудовые отношения.
В законодательстве нашей страны был относительно недавно внесены ряд правок, которые касались вступления в силу обновленных положений Жилого кодекса в 2005 году. Если граждане ранее числились на учету по улучшению жилищных условий, то тогда их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29 декабря 2014 года. В остальных случаях лица обязаны покинуть жилое помещение, если не имеются основания, обозначенные выше в статье.
Порядок выселения из служебного помещения не регламентирован, и он устанавливается следующим образом: очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств отношений между нанимателей и наймодателем.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает такое понятие, как расторжение договора найма. Поводом может служить соглашение сторон, воля собственника, желание самого нанимателя. Это может быть осуществлено при нарушении определенных правовых норм. В частности, при нарушении покоя соседей, при приведении помещения в негодность, пользовании жилым объектов в иных целях, нежели те, которые были определены ранее. Прекращается наем квартиры при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит. Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению договора найма.
При отказе выселиться добровольно из помещения нанимателю высылается специальное уведомление. В нем сообщается о необходимости самому в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее все ценные и личные вещи. Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выселении, то решение суда, вступившее в силу, передается судебным приставам. Представители Федеральной службы судебных приставов будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру в добровольном и установленным нормами федерального и местного законодательства порядке.
Служебное жилье — это дома или общежития, которые используются гражданами для временного проживания на период осуществления трудовой деятельности.
Его нельзя приватизировать, так как это — не муниципальная и не государственная собственность.
Жилье, имеющее статус служебного принадлежит организациям.
Служебное жилье гражданину предоставляется организацией в соответствии с договором.
Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.
На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:
- военнослужащие, заключившие контракт;
- сотрудники правоохранительных структур;
- научные работники;
- бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
- представители МЧС;
- государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
- работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).
Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.
Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).
Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.
Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).
На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:
- Члены семьи умершего нанимателя.
- Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
- Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
- Пенсионеры, получающие пособие по старости.
- Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).
Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.
Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.
Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.
Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.
Подробнее о том, какие дома признаются аварийными.
Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:
- квартира выделяется работодателем, а не государством;
- основанием вселения служит соглашение обычного найма.
Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.
В ст. 4 Закона № 1541—1 говорится, что напрямую переход права собственности на служебные квартиры запрещен, так как они не являются государственным имуществом.
Приватизация может быть проведена, если работодатель даст согласие на это в письменном виде.
В 2006 году начало действовать решение, в соответствии с которым служебное жилье подлежит регистрации в специальном Реестре.
Если конкретная квартира туда не внесена, то она может быть приватизирована, так как на нее не распространяются положения ст. 4 Закона № 1541—1.
Приватизировать жилье, имеющее статус служебного, имеют право граждане, которые выполняют государственные обязательства в силу своей трудовой деятельности:
- военные;
- чиновники;
- депутаты;
- сотрудники МЧС и силовых структур (то есть жилье может быть приватизировано сотрудниками МВД РФ);
- работники ФНС;
- судьи;
- учителя, врачи;
- сотрудники коммунальных служб;
- работники рыболовных и лесных хозяйств;
- сотрудники таможенных органов.
Право приватизировать служебную жилплощадь дается также прокурорским работникам.
С 1 января 2021 года будет скорректирован порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и КУ. Субсидии будут предоставляться гражданам, расходы на оплату ЖКХ которых превышают величину, устанавливаемую субъектом РФ. Право на субсидии имеют как собственники жилых помещений и члены жилищных кооперативов, так и наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, а также пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1-2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Как и прежде, субсидии не смогут получить граждане, имеющие задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, однако в кодексе появятся уточнения относительно:
- необходимости подтверждения непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вступившим в законную силу судебным актом;
- периода задолженности, учитываемого в целях предоставления субсидий, – не более чем три последних года;
- порядка получения органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением информации о наличии у граждан такой задолженности – ее будут получать из ГИС ЖКХ;
- запрета требовать от граждан необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии документы, содержащие сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, – такие сведения региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение должны запросить самостоятельно (ч. 5, ч. 7.1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Сопутствующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2021, внесены и в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. ПП РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Аналогичные корректировки получит и порядок предоставления компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ. Компенсацию нельзя будет получить при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате ЖКХ, которая образовалась за период не более чем 3-х последних года. А информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение будут получать из ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
Указанные поправки призваны предотвратить случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение субсидии из-за предоставления УО недостоверных или неточных сведений, или из-за некорректного расчета размера платы и выставления задолженности с истекшим сроком давности.
Таким образом, подтверждение факта отсутствия задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании вступившего в законную силу судебного решения позволит снять с граждан бремя доказывания отсутствия у них задолженности. А запрет требования подтверждающих наличие или отсутствие задолженности документов и введение обязанности органов власти получать необходимые сведения из государственной информационной системы существенно упростит процесс получения субсидии и компенсации.
С начала следующего года вступят в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Противопожарные правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. Часть положений документа носят общий характер и касаются в том числе жителей МКД. Например, установлены запреты на:
- хранение и применение на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке, отходов любых классов опасности и других пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
- использование чердаков, технических, подвальных и цокольных этажей, подполья, вентиляционных камер и других технических помещений для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (как разъяснило ГУ МЧС по г. Москве в своем Письме от 22 октября 2020 г. № ИГ-108-465, такое требование не распространяется на помещения индивидуальных кладовых, расположенных в цокольных этажах и подвалах МКД, в соответствии с проектной документацией, а касается помещений, имеющих иное функциональное назначение);
- установление глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением специально предусмотренных случаев;
- снятие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- использование неисправных газовых приборов и оборудования, не прошедшего техническое обслуживание;
- оставление газовых приборов включенными без присмотра, за исключением газовых приборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя;
- установление мебели и других горючих предметов и материалов на расстоянии менее 0,2 м от бытовых газовых приборов по горизонтали (за исключением бытовых газовых плит, включая встраиваемые, устанавливаемых в соответствии с технической док��ментацией изготовителя) и менее 0,7 м по вертикали (при нависании указанных предметов и материалов над бытовыми газовыми приборами);
- эксплуатацию электропроводов и кабеля с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, а также пользование розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- пользование электрическими утюгами, плитками, чайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты;
- использование нестандартных (самодельных) электрических электронагревательных приборов и удлинителей для питания электроприборов и т. д (раздел I «Общие положения» Противопожарных правил).
Что касается иных норм, которые начнут действовать или возобновят свое применение с 1 января 2021 года, то к их числу можно отнести следующие:
- возобновится возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за ЖКУ норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года (Письмо Минстроя России от 19 мая 2020 г. № 18848-ОЛ/04). Снова будет применяться подп. «д» п. 81.12 Правил ЖКУ, действие которого было приостановлено из-за пандемии (п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424);
- УК, РСО, региональный оператор капремонта утратят возможность подать в суд на должников по коммунальным услугам, поскольку с 1 января 2021 года для подачи соответствующего иска потребуется указание в нем одного из идентификаторов должника (паспортных данных, ИНН, СНИЛС, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации ТС и т. п.), а механизм получения организациями ЖКХ персональных данных граждан еще не создан (п. 3 ч. 2 ст. 131 Гражданский процессуальный кодекс, ст. 20.2 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ). Правда, Комиссия по ЖКХ уже разработала предложение по решению данной проблемы, инициировав внесение в ГПК РФ изменений о праве организаций ЖКХ заявить суду ходатайство об истребовании данных должников непосредственно судом от органов власти в рамках межведомственного взаимодействия;
- станет возможным проведение общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием региональной информационной системы при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме сообщений о проведении такого собрания, решений, принятых общим собранием, итогов голосования, протоколов по вопросам повестки дня общего собрания, решений собственников помещений в МКД по поставленным на голосование вопросам – регионы должны обеспечить техническую возможность размещения в ГИС ЖКХ необходимой информации не позднее 1 июля 2021 года (ч. 14 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 25 мая 2020 г. № 156-ФЗ);
- у граждан появится возможность голосовать за планы по благоустройству территорий, информацию о которых власти городов и районов должны будут размещать в Интернете, а также направлять свои предложения в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1630).
Cлyжeбнoe жильe — этo чacтный дoм, квapтиpa, кoмнaтa в oбщeжитии или дpyгoe жилoe пoмeщeниe, кoтopoe пpeдocтaвляют paбoтникy для пpoживaния вce вpeмя eгo тpyдoycтpoйcтвa. Нaпpимep, чeлoвeк ycтpaивaeтcя нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy и cpaзy пoлyчaeт квapтиpy, paбoтaeт 15 лeт и вce вpeмя пpoживaeт в нeй.
Cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя тoлькo тeм, ктo в нeм нyждaeтcя: нaпpимep, тeм, ктo вooбщe нe имeeт жилoй нeдвижимocти или paбoтaeт дaлeкo oт дoмa. Ecли в гopoдe, в кoтopoм вы paбoтaeтe, y вac yжe ecть квapтиpa, дoм или дpyгoe жильe, внe зaвиcимocти oт eгo cocтoяния cлyжeбнoe жильe вы нe пoлyчитe.
B cлyжeбнoй нeдвижимocти вмecтe c paбoтникoм — тeм, ктo зaключил тpyдoвoй дoгoвop c пpeдпpиятиeм или гocyдapcтвeннoй cтpyктypoй — мoгyт пpoживaть члeны eгo ceмьи: poдитeли, cyпpyги, дeти и дpyгиe. Bce oни дoлжны быть yкaзaны в дoгoвope нaймa.
Служебная квартира как жилое помещение специализированного жилищного фонда
Граждан, нуждающихся в жилье, государство или муниципалитет наделяют жилыми помещениями, из предусмотренного для таких целей специализированного жилищного фонда. К такому жилью Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) относит (ст. 92):
- общежития;
- жилье маневренного фонда;
- жилые помещения, предназначенные для временного расселения граждан;
- для социальной защиты населения;
- служебное жилье;
- жилые помещения, предназначенных для социального обслуживания граждан;
- помещения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Служебная квартира представляет из себя жилое помещение, которое предоставляется гражданину в связи с исполнением им определенных трудовых отношений.
Перечень лиц, имеющих право на служебную жилплощадь, определяется отдельным законодательством (в зависимости от сферы деятельности лица).
Как правило, такое жилье предоставляется тем, кто должен неотрывно присутствовать в непосредственной близости от рабочего места. Еще одним условием является отсутствие своей квартиры в собственности в данном населенном пункте.
Служебным жильем могут быть:
- квартиры;
- общежития;
- частные дома.
Однако, чтобы квартира могла предоставляться гражданину и его семье как служебная, она должна быть включена в специализированный жилой фонд в качестве служебного жилья. Данное положение принимается решением органов государственной власти или местного самоуправления — в зависимости от того, в чьей собственности находится жилплощадь.
Можно ли совершить обмен?
По статье 72 ЖК РФ граждане могут совершать обмен социального жилья. При этом требуется обязательное согласие на данную сделку собственника жилой недвижимости – муниципалитета.
Для осуществления обмена нужно получить также согласие всей семьи, проживающей в квартире. Если в семье имеются несовершеннолетние дети, то следует оформить согласие об обмене у органов опеки.
Имеются ограничения по обмену социальным жильем.
Об этом указано в статье 73 ЖК РФ. Нельзя обменять жилую недвижимость, если:
- дом, в котором располагается жилье, признан аварийным;
- имеется решение о сносе дома;
- гражданину предъявлен судебный иск по жилью, которое находится под арестом;
- при переезде лица, страдающего тяжелым заболеванием в худшие условия.
После получения согласия со всех сторон, подписания договора обмена (статья 74 ЖК РФ) и сбора нужной документации происходит расторжение имеющихся договоров социального найма и оформление новых.
Обмен может быть также принудительным.
Он происходит в ситуации, когда съемщик жилья является злостным неплательщиком ЖКУ. По решению суда семью могут переселить в помещение с худшими условиями и меньшим метражом жилой площади, которая соответствует нормам проживания в общежитии.