Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения

Право бюджетных и автономных учреждений на осуществлении приносящей доход деятельности закреплено в п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Отсылка к данному праву содержится также и в п. 3 ст. 161 БК РФ.

В Письме Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» сказано, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату.

К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Важным условием такой деятельности является соответствие целям создания бюджетного или автономного учреждения. Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. После того как определены цели, на их основании составляются и утверждаются виды деятельности учреждения – они также должны быть приведены в уставе.

Особое внимание следует уделить законности приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, при этом должны быть выполнены следующие условия:

  • деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует поименованным в уставе целям;
  • приносящая доход деятельность предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.

Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.

Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Читайте также:  Как открыть свою парикмахерскую в России

Контрактная служба или контрактный управляющий?

В силу ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе в том случае, если у бюджетного учреждения годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб., оно должно создать контрактную службу, при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным. Если объем закупок не превышает указанную сумму и в учреждении отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Необходимо отметить, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактная служба действует в соответствии с Положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

Субсчета для отражения предоплаты по группам

Код счета группы

Наименование группы счета

206 10 000

Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда

206 20 000

Расчеты по авансам по работам, услугам

206 30 000

Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов

206 40 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям

206 50 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам

206 60 000

Расчеты по авансам по социальному обеспечению

206 70 000

Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений

206 80 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям

206 90 000

Расчеты по авансам по прочим расходам

Калькуляция платных услуг в бюджетном учреждении

Большинство учреждений при определении размера оплаты за услуги используют метод прямого счета.

Приведем образец калькуляции платных услуг в бюджетном учреждении образования. Например, школа организовала курсы иностранного языка для взрослых:

  1. Прямые затраты.
    Зарплата педагога — 20 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 54 часа в месяц оплата труда за час занятий составит 370 руб.
    Учащиеся занимаются индивидуально и в группах по 8 человек. Один курс обучения включает 25 часов групповых и 54 часа индивидуальных занятий. Фонд оплаты труда за курс обучения одного человека составит 21 136 руб. (25 × 370 / 8 + 54 × 370).
  1. Накладные расходы. Коэффициент накладных расходов возьмем 0,63. Накладные расходы составят 13 315 руб. (21 136 × 0,63).
  2. Себестоимость курса обучения для одного человека равна сумме прямых и накладных расходов — 34 451 руб.
  3. Прибыль при рентабельности 5% составит 1722 руб.

Согласно Закону N 223-ФЗ у бюджетного учреждения имеются следующие обязанности:

1) предусматривать в своем положении о закупке применение таких способов закупки, как конкурс и аукцион (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) не предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Например, если документация о закупке не требует того, чтобы заявка участника закупки имела сквозную нумерацию и была прошита нитками, то учреждение не имеет права отказывать в участии в закупке на основании того, что заявка не оформлена таким образом;

3) осуществлять закупку установленного перечня товаров, работ и услуг (например, автомобилей, услуг по уборке зданий и т.д.) в электронной форме;

4) направлять в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 Закона N 223-ФЗ);

5) не размещать в Интернете сведения о закупке, составляющие государственную тайну, если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке товаров, работ, услуг, по которым Правительством РФ принято отдельное соответствующее решение.

В соответствии с Законом N 223-ФЗ извещение о закупке, размещаемое на официальном сайте, должно содержать:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

Читайте также: 

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА. ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ И ВЕДЕНИЯ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ ДЛЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 220.1) говорится, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), т.е. открытие лицевых счетов для бюджетных организаций в органах Федерального казначейства или уполномоченном на это финансовом органе регламентируется законодательно. В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований).

Учет бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства учитываются на основании документов, которые подтверждают их принятие. Согласно перечню в финансовой политики, которая принимается на предприятии отражаются и бюджетные и денежные обязательства. При этом необходимо ссылаться на требования уполномоченных инстанций по санкционированию условий оплаты, согласно закона, договора или другого нормативного акта. Эти все требования зафиксированы в п.318 Инструкции 157н. Для отражения бюджетных средств на покрытия бюджетных обязательств сформированы специальные статья и в соответствии с ними проводиться данный учет.

В соответствии с Инструкцией 157н имеются аналитические счета, на которых отражаются бюджетные обязательства, такие как:

Аналитический счет Наименование счета
1 501 11 000 Доведенные лимиты бюджетных обязательств на текущий год
1 501 14 000 Переданы объемы расходных статей на текущий год
1 501 15 000 Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего года
1 503 14 000 Полученные ассигнования данного периода

Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков

Данным законом внесены изменения более чем в 29 федеральных законов, из которых специалистов в области госзакупок интересуют в первую очередь изменения, внесенные в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

(далее — Закон № 94-ФЗ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также отдельные изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ).

В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной ) услуги необходимого качества. Государственные (муниципальные) услуги – это

«услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями»

Нецелевое и неэффективное использование средств на командировки

Отметим три наиболее важных вывода:

— оплату командировочных расходов в случае, когда работник заключил договор на обучение от своего имени, нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств, если не было спора о составе этих расходов (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2019 N 303-ЭС19-24768 по делу N А73-524/2019);

— даже если сотрудник госоргана отправился в командировку без вызова вышестоящего органа, это не означает, что субвенция необоснованно потрачена на поездку. В судебном споре госорган смог доказать, что командировка была объективно необходима (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2019 N Ф03-1562/2019 по делу N А04-3718/2018);

— приобретение невозвратных билетов не является неправомерным расходованием средств бюджета, если невозможность использовать авиабилет или вернуть деньги по нему не обусловлена действиями либо бездействием учреждения (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 N 05АП-1363/2019 по делу N А24-5368/2018). Апелляционный суд установил, что невозвратный авиабилет был приобретен при отсутствии альтернативных тарифных планов. Это подтверждено справками ПАО «Аэрофлот».

Кассация согласилась с выводом нижестоящего суда (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.06.2019 N Ф03-2145/2019 по делу N А24-5368/2018).

Правила оказания платных услуг

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

– образовательные и медицинские услуги;

– социальные услуги;

– гостиничные услуги;

– консультационные услуги;

– издательская деятельность;

– деятельность, связанная с торговлей;

– предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

Читайте также:  Как оформить постоянную регистрацию и как выписаться из квартиры?

– платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

– услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

– платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

– гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

– платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Прием оплаты с банковской карты покупателя осуществляется посредством использования электронных терминалов, наиболее распространенным из которых является так называемый POS-терминал.

POS-терминал – это электронное программно-техническое устройство для приема к оплате пластиковых карт, оно может принимать карты с чипом, магнитной полосой и бесконтактные карты, а также другие устройства, имеющие бесконтактное сопряжение. Также под POS-терминалом часто подразумевают весь программно-аппаратный комплекс, который установлен на рабочем месте кассира.

Существуют различные виды POS-терминалов. К примеру, банковские POS-терминалы предназначены для считывания информации с платежных карт, установления соединения с банком, авторизации операций, ввода и обработки PIN-кодов и других операций. Операции на таких устройствах совершаются очень быстро. Главный плюс банковских POS-терминалов – высокая безопасность всех производимых пользователем операций.

Устанавливается такой терминал на кассе для приема платежей по банковским картам от клиентов. POS-терминал подключен по каналам связи (Ethernet/GPRS/Wi-Fi) к процессинговому центру и работает в режиме онлайн. Он считывает данные с магнитной полосы карты или чипа и отправляет запрос в процессинговый центр для получения ответа о подтверждении операции.

Как правило, банковские терминалы выдаются банками бесплатно или предоставляются в аренду согласно заключенному договору эквайринга.

На сегодняшний день инструкции № 162н[1], 174н[2], 183н[3] не содержат корреспонденции счетов по отражению операций приема денежных средств с банковских карт плательщиков услуг. Такая корреспонденция будет введена с принятием проектов изменений в данные инструкции, разработка которых ведется уже не один год. Рассмотрим, какие бухгалтерские проводки предлагаются указанными проектами:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Согласно изменениям, вносимым в п. 47 Инструкции № 162н

Согласно изменениям, вносимым в п. 77, 78 Инструкции № 174н

Согласно изменениям, вносимым в п. 80, 81 Инструкции № 183н

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Прием оплаты услуг (товаров, работ) с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в учреждении

1 201 23 510

1 205 31 660

2 201 23 510

2 205 31 660

2 201 23 000

2 205 00 000

Поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм полученных оплат с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

1 304 05 000

1 201 23 610

2 201 11 510

2 201 23 610

2 201 11 000

2 201 23 000

Код КОСГУ для медицинских расходных материалов

Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?

Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.

Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:

«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

  • запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
  • бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *