Списание безнадежной дебиторской задолженности в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание безнадежной дебиторской задолженности в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если организация относится к бюджетным, учет забалансовых ценностей в ней происходит по упрощенной схеме – не нужно вести корреспондирующие записи. Когда имущество оприходуется, в дебете определенного забалансового счета делается нужная запись. В момент списания эта запись производится по кредиту. Разрешается вводить и дополнительные забалансовые счета для большей достоверности управленческого учета, естественно, указав их при формировании учетной политики.

Проводки по забалансовым счетам на примере

Два предприятия заключили между собой договор по поставке товаров. Одна из сторон предоставляет обеспечение платежа в форме техники, переданной в залог. Стоимость оборудования составляет 200 000 рублей. Оплата по договору совершенна не была, а потому другое предприятие получает оборудование в свое распоряжение, а затем реализует его. Данные операции будут отражены при помощи следующих проводок:

  • ДТ 008 «Обеспечение платежа» 200 000 рублей;
  • КТ 008 «Списание обеспечения» 200 000 рублей;
  • ДТ 002 «Учет ценностей, полученных по договору залога». Документ – договор залога;
  • КТ 002 «Продажа ценностей». Документ – акт приема-передачи;
  • ДТ 51 КТ 91 «Доход от реализации». Документ – банковская выписка.

Из данной схемы можно извлечь сведения о движении ценностей, сумме сделки. Все операции подтверждаются первичной документацией.

Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.

Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:

  • не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
  • не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
  • поступил в пользование организации временно;
  • имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.

Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:

  • 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
  • 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
  • 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.

Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).

Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.

Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.

Критерии признания задолженности безнадежной

До недавнего времени в бюджетном законодательстве отсутствовали нормы, определяющие критерии признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной. Сейчас они закреплены в ст. 47.2 БК РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 406‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Критерии таковы:

1) смерть физического лица – плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя – плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

Читайте также:  Корректировка отчета 2-НДФЛ в программах 1С

3) ликвидация организации – плательщика платежей в бюджет в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

4) принятие судом акта, согласно которому администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением предусмотренного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;

5) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, установленным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

  • размер задолженности не превышает размера требований к должнику, предусмотренного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

6) истечение установленного КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока (в отношении административных штрафов, не уплаченных в определенный срок).

Инициатором признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной выступает администратор доходов бюджета, обладающий согласно бюджетному законодательству полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ (п. 4 ст. 47.2 БК РФ).

Положения ст. 47.2 БК РФ не распространяются на платежи по налогам, сборам и страховым взносам, а также на платежи, установленные таможенным законодательством.

Казенные учреждения при принятии решения о признании задолженности безнадежной к взысканию могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства (в части критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной), в частности:

  1. ст. 196, 197 ГК РФ – истечение срока исковой давности;
  2. ст. 416 ГК РФ – прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (к примеру, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций);
  3. ст. 417 ГК РФ – прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о признании задолженности нереальной к взысканию;
  4. ст. 418 ГК РФ – смерть гражданина-должника;
  5. ст. 419 ГК РФ – ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

Как списать с забалансового счета материалы?

Проводки по оприходованию и списанию со сч. 002 выглядят так:

Принятие ТМЦ на ответхранение

Выбытие ТМЦ, принятых на ответхранение

Списание ТМЦ со сч. 002 осуществляется на основании:

  • формы МХ-3 или аналогичного документа, разработанного организацией (с учетом требований п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ) для фиксации возврата ценностей, принятых по договору хранения;
  • ТОРГ-12, УПД или иных документов — при выбытии ТМЦ, которые учитывались на сч. 002 в рамках договора поставки.

Для операций с давальческим сырьем организация-исполнитель использует забалансовый сч. 003:

Получены материалы в переработку

Переданы переработанные материалы заказчику

Если из давальческого сырья изготавливается продукция, то записи в забалансовом учете могут быть следующими:

Получены материалы в переработку

Давальческое сырье передано в производство

Оприходована продукция, изготовленная из давальческих материалов

Изготовленная продукция передана заказчику

Со сч. 003 материалы списываются на основании:

  • отчета о расходовании давальческого сырья (ст. 713 ГК РФ);
  • акта приемки-передачи работ;
  • накладной М-15 или иной аналогичной документации, согласованной сторонами.

Списание материалов на забалансовый счет

Организация может учитывать за балансом не только чужие материальные ценности, но и собственные. Примером может служить малоценное имущество, хозпринадлежности и инвентарь, которые используются более 1 года, стоимостью ниже лимита принятия объекта к бухучету в качестве ОС (данный лимит организация устанавливает самостоятельно в учетной политике, но он не может быть больше 40 000 руб. в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01).

Такие материалы списываются в расходы единовременно. Но из-за длительного срока использования необходимо организовать контроль над их сохранностью. Можно завести для этого ведомость учета хозпринадлежностей и инвентаря в эксплуатации, а можно вести забалансовый учет. В Плане счетов, утв. приказом № 94н, нет специального счета для этих целей, так что организация может разработать забалансовый счет самостоятельно и утвердить выбранный порядок списания малоценных материалов в учетной политике.

На каких забалансовых счетах учитываются ТМЦ?

К товарно-материальным ценностям (ТМЦ) относятся материальные запасы, готовая продукция, товары (п. 3.15 Методуказаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

ВАЖНО! С 2021 года учет материалов нужно вести согласно новому ФСБУ 5/2019 «Запасы», т.к. ПБУ 5/01 утратил силу.

Что нужно изменить бухгалтеру в своей работе в связи с принятием ФСБУ 5/2019, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.

Забалансовые счета предназначены для соблюдения требования имущественной обособленности (п. 5 ПБУ 1/08, утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).

ВАЖНО! Вести забалансовый учет — обязанность юрлица (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/08) в целях соблюдения требования о достоверности отчетности. Предприниматель не обязан вести бухучет, но может это делать по собственной инициативе — в таком случае и забалансовые операции тоже следует отражать правильно.

На забалансовых счетах учитываются ТМЦ в следующих случаях:

Рассмотрим подробнее процедуру списания материалов с этих забалансовых счетов.

Аренда нефинансовых активов

До вступления в силу изменения Инструкции 157н от 31.03.2018 г. учет и арендованного имущества, и имущества, полученного в безвозмездное пользование, велся на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В последней редакции Инструкции 157н назначение счета 01 трактуется иначе: «Счет предназначен для учета имущества полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды». Данные изменения связаны с введением в учет счета 111.40 «Права пользования нефинансовыми активами», на котором в настоящий момент учитываются права пользования нефинансовыми активами в соответствии с условиями договоров аренды.

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке – 1 объект = 1 рубль.

2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:

  • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
  • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.

Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ред. 2.0, имущества, полученного в аренду предусмотрен документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» со специализированным видом операции «Поступление на счет 01,02».

В документе необходимо указать:

  • данные о МОЛ, ответственном за нефинансовый актив;
  • информации об арендодателе и договоре аренды;
  • информацию о самом объекте основных средств.

Вправе ли учреждения вводить дополнительные забалансовые счета?

Да, такое право прописано в п. 332 Инструкции № 157н.

Обоснование. Согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Дополнительные забалансовые счета могут быть введены, к примеру, для учета:

  • топливных карт;

  • периодической литературы, приобретаемой не для пополнения библиотечного фонда, например, различных бухгалтерских журналов (напомним, что для учета библиотечной периодики Инструкцией № 157н отведен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования»);

  • материальных запасов, переданных на хранение (напомним, что Инструкцией № 157н установлен забалансовый счет 02 только для учета материальных запасов, принятых на хранение).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Забалансовые счета бюджетного учета в 2021 году

В Инструкции № 157н предусмотрен 31 забалансовый счет. Инструкция не ограничивает права учреждения по применению своих дополнительных счетов. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.

Обратите внимание => Образец написания характеристики от тещи в суд

• Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)». Учет расчетных документов ведется в Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу. • Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок». Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется на основании актов ревизий, проверок и других аналогичных документов. На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно. • Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств». Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам: 201.00 «Денежные средства учреждения», 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов). Учет ведется в Многографной карточке или Карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений (в разрезе КОСГУ). По завершении года остатки по счетам на следующий год не переносятся. Таким образом, счета 17 и 18 должны быть закрыт по состоянию на 31 декабря отчетного года. • Счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Учет ведется по датам зачисления невыясненных поступлений и датам их уточнения. • Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.

Читайте также:  Расчет по страховым взносам с 2023 года

Изменения в инструкциях по учету в 2021 году

С.А.

Ратовская, консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»В 2021 году вносятся существенные изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях.

Изменения связаны с новым порядком применения КОСГУ, вступлением в силу с 2021 года нескольких федеральных стандартов бухгалтерского учета и уточнением порядка забалансового учета отдельных объектов. Минфином России утверждены следующие приказы об изменениях в инструкции: Наименование инструкцииПриказ Минфина РоссииЗарегистрировано в Минюсте России по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н 29.01.2021 за № 53597 по бюджетному учету, утв.

приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н 29.01.2021 за № 53598 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв.

приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н 29.01.2021 за № 53600по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях, утв.

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении (проводки)

Если возникают обстоятельства, когда покупающая или заказывающая сторона не в состоянии оплатить долги, то используется определение «задолженность, не востребованная кредиторами». К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет. Просроченная, соответственно, та, которая не оплачена своевременно. Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года.

  • первичная документация, утверждающая образование суммы долга;
  • документация по инвентаризации кредиторов;
  • справка с указанием даты и источника формирования задолженности;
  • приказ директора предприятия о списании, где указана причина такого решения (истекли три года давности).

Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении

По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года. Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и не повлекут ли за собой ответственность для его руководителя? В статье мы ответим на поставленные вопросы, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ.

  • невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учете

По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *