Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон позволяет возить больше на 10%? ТАК ЛИ ЭТО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.
Кто платит штраф за перегруз при самовывозе? Покупатель или продавец?
Очевидно, что выписанный инспектором ГИБДД штраф за перевес оплачивает владелец автомобиля или компания, которая осуществляет доставку. Но,
если в договоре между продавцом и покупателем согласован самовывоз, продавец не может рассчитывать на то, что это снимает с него ответственность за нарушение правил дорожного движения в части перегруза.
Штраф ГИБДД за перевес, если инспектор дорожного движения выявит нарушение и составит протокол, придется заплатить продавцу. Поскольку покупатель не формирует груз к отправке
Спор, о том, кто должен платить штраф, покупатель или продавец, если в договоре установлен самовывоз, рассматривался Верховным Судом РФ.
Когда можно оспорить штраф за перегруз
Исходя из судебной практики, отменить штраф очень сложно, а зачастую – невозможно. Судебные органы, как правило, не углубляются в ситуацию и в полной мере удовлетворяют все иски и требования ГИБДД. Однако существуют ситуации, при которых обжалование протокола об административном правонарушении является вполне реальным:
- Штраф получил владелец, а транспортное средство было передано в аренду другому лицу;
- Груз перевозился в личных, а не коммерческих целях. В таком случае размер штрафа будет составлять самый минимум;
- Автомобиль был загружен сыпучим или жидким грузом. При условии, что максимальная допустимая масса не превышена, штраф за перегруз осей можно отменить вследствие отсутствия состава правонарушения, т. к. груз мог переместиться в процессе перевозки;
- Несколько постов зафиксировали нарушение, однако первый из них не обнаружил перевеса на ось; это говорит о том, что при погрузке были соблюдены все весовые нормы, но в процессе перевозки произошло смещение груза и, соответственно, нагрузка на ось.
Основные правила перевозок грузов
Регулировка грузовых перевозок территорией Российской Федерации осуществляется соответствующей законодательной базой. В ней указано:
1. Масса грузового ТС и его нагрузка на оси не должна быть выше тех значений, которые прописаны в ПТС и установлены в соответствующих законах.
2. Вес груза должен определяться ответственным за загрузку кузова при наблюдении второй стороны. Возможны также другие варианты, если это указано в соответствующем соглашении.
3. Грузоперевозчик или же водитель конкретного грузового ТС обязан осуществлять контроль за погрузкой в кузов, распределением груза, его соответствующим креплением и фиксацией.
4. Если вес груза превышает предельные нормы более чем на 2%, обязательно следует получить разрешение на транспортировку. Кроме этого, нужно согласовать рейсовый путь и компенсировать государству вред, который оказывает перевес на дорогу. Для того чтобы это сделать, следует обратиться в Росавтодор того субъекта РФ, в котором будет начат маршрут перевозки.
Для более наглядного понимания сути проблемы необходимо рассмотреть одну из стандартных ситуаций. Водитель транспортного средства проконтролировал загрузку кузова машины и выехал в рейс. Первые два взвешивания он прошел успешно. На третьем инспекторы выявили перегруз по оси. Почему это произошло? Причина нарушения обусловлена тем, что водитель не осуществил контроль за процессом фиксации. Во время перевозки груз немного сместился, что в итоге и привело к появлению чрезмерной нагрузки по оси ТС.
Процедура весового контроля
Можно выделить три основных вида весового контроля.
1. Статистический. Этот вид предусматривает процедуру взвешивания недвижимого транспортного средства. Метод используется в случае возникновения необходимости высокоточного взвешивания. В основном, если преследуются коммерческие цели.
2. Динамический. Процедура происходит во время медленного движения ТС. Расчет ведется по каждой отдельной оси. Для определения общей массы необходимо суммировать все показатели.
3. Отдельно отметим, что есть автоматический контроль. Эти пункты могут располагаться в различных местах. У них нет территориальной привязки. Кроме этого, контрольные замеры осуществляются в автоматическом режиме, без вмешательства человека. Штрафы отправляются почтой.
В основном весовые контрольные посты располагаются на выезде из крупных населенных пунктов. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области весовой контроль производится на выезде по Московскому шоссе.
Когда можно обжаловать штраф?
Суды РФ практически всегда удовлетворяют иски инспекторов по отношению к нарушителям предельных нагрузок. Несмотря на это, в некоторых случаях все же претензии к себе можно обжаловать:
1. Собственник ТС это может сделать в той ситуации, если его машина была передана стороннему лицу в аренду по соответствующему договору. Кроме этого, существует возможность снизить объем штрафных санкций. Для этого следует доказать, что грузовик был использован для личных нужд.
2. Перевозчик может обжаловать иск в том случае, если происходила транспортировка сыпучих материалов, которые не могут быть соответствующим образом закреплены в кузове (песок или же щебень). Суд может встать на сторону «нарушителя», если была превышена лишь предельная нагрузка на ось, а не общая масса.
3. Грузоотправитель может обжаловать иск, если в пути было осуществлено несколько контролей, первый из которых не обнаружил никаких проблем. Это может свидетельствует о том, что лицо, отвечающее за отправку, разместило груз в кузове без нарушения законодательства. Он был в итоге смещен в процессе транспортировки.
В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?
Рассмотрим подпункты 17 и 18 статьи 31:
17. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
18. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на десять процентов и более.
17. Специальное разрешение на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
В указанных подпунктах есть 2 важных нововведения:
- Ранее разрешения в упрощенном порядке выдавались только для автомобилей, масса которых превышает разрешенную на величину от 2 до 10 процентов. С 15 апреля получить разрешение в упрощенном порядке можно при любом превышении массы.
- С 15 апреля отменено требование о наличии выданных ранее разрешений на движение по тому же самому маршруту.
В каких случаях можно обжаловать штраф
Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:
Собственнику ТС:
- если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
- если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.
Перевозчику:
- если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.
Грузоотправителю:
- если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.
Перегруз легкового автомобиля
Довольно часто встречаются ситуации, когда легковой автомобиль перегружен багажом, вес которого значительно превышает разрешенный лимит. Также часто распространены случаи, когда в обычном автомобиле перевозится превышающее количество пассажиров. Так, вместо пяти разрешенных человек, например, таксисты могут посадить на заднее сидение четыре или пять. Такие перевозки не допускаются.
Несмотря на то что в отличие от грузовых автомобилей, для которых в ПДД предусмотрены правила перевозки и штрафы за перегруз, для легковых в них ничего не прописано. Поэтому инспекторы ГИБДД могут выписать штраф за непристегнутый ремень (1 000 руб.), т. к. на заднем сиденье предусмотрено всего три ремня, то остальным их не хватит.
Что касается неправильной перевозки грузов, например, перегруз легкового прицепа, то при нарушении на основании статьи 12.21 КоАП предусмотрен штраф 500 руб.
Такой же штраф будет выписан и тому водителю, который нарушит правила при транспортировке и буксировке.
Что является перегрузом и как он фиксируется?
Дороги в нашей стране тема наболевшая. Несмотря на то, что их состояние и без того желает желать лучшего, негативный вклад в разрушение регулярно вносит многочисленный транспортный поток с массовой долей перегруженного транспорта.
Что же такое перегруз, как определяется перегруженный автомобиль и чем он так опасен?
В действительности перегруз автомобиля опасен для самого водителя не меньше чем для самого дорожного полотна. Некоторые водители говорят, что перевозимый груз у них идеально закреплен, и они либо забывают, либо просто закрывают глаза на тот факт, что из-за этой причины любая машина кренится на поворотах, и самое главное, у нее значительно увеличивается тормозной путь.
Если же груз в транспорте еще и недостаточно закреплен, опасность увеличивается в несколько раз. У такого авто повышается риск быть перевернутым, его может занести в самый непредвиденный момент так как у него снижается необходимая устойчивость.
Как гласят правила дорожного движения, а именно пункт 23.1:
- Распределение нагрузок по осям и масса перевозимого груза не могут превысить нормы, установлена, которая для данного транспорта изготовителем.
Также имеются и другие определения касаемо груза, например он должен:
- Быть закрепленным.
- Груз не должен негативно воздействовать на устойчивость автотранспорта на дорожном полотне.
- Груз не может ограничивать световые приборы.
- Также любой груз не должен препятствовать обзору.
Кроме этого, недостаточно акцентироваться на одной лишь массе. Также под понятие перегруз косвенно подходит и объем. Что самое главное, водителю необходимо обзавестись специальным разрешением. Это касается крупногабаритных и опасных перевозимых товаров.
Как определяется перегруз автомобиля?
Все грузовые автомобили делятся на два типа:
- Тип «А»;
Грузовые автомобили такого типа могут передвигаться по трассам первой, второй и третьей категории. На трассах данного типа стоит ограничение по скорости. Ездить на высокой скорости по таким дорогам грузовым автомобилям категорически воспрещается.
- Тип «Б»;
Грузовым автомобилям данного типа можно ездить на скоростных трассах (автомагистралях).
Как определяется максимально допустимый вес, который может перевозить грузовой автомобиль?
Учитывается:
- Тип грузового транспорта (которые перечислены выше);
- Расстояние между осями грузового автомобиля;
- Вес самого транспортного средства;
После этого идет подсчет максимально допустимого веса для перевеса. Превышение этой максимальной отметки считается перегрузом. Штраф за перегруз регламентируется статьей 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Что это такое и как его проверяют
Под перегрузом понимают превышение допустимой техническими параметрами ТС общей массы ТС или нагрузки, возлагаемой на заднюю и переднюю оси.
Различают полную и снаряженную массу:
Полная масса | Вес автомобиля при полной нагрузке (с водителем, с пассажирами, с максимальной массой груза и др.) |
Снаряженная масса | Совокупный вес ТС со всем стандартным оборудованием и эксплуатационными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость и др.), с водителем, но без груза и пассажиров |
Масса, как полная, так и снаряженная, определяется согласно простой формуле – сумма нагрузки на переднюю и заднюю оси.
Обычно нагрузка на заднюю ось выше, чем на переднюю – это связано с конструктивными особенностями грузовиков – грузовая платформа располагается в задней части, а спереди нагрузка идет от кабины и силового агрегата.
Срок, отведенный на обжалование административных правонарушений по статье 30.3 КоАП, составляет 10 суток, которые начинают исчисляться с момента получения постановления.
В некоторых случаях, например, по болезни, длительной командировке и иной уважительной причине срок для обжалования может быть восстановлен судебными органами.
Для этого в суд необходимо подать отдельное ходатайство, в котором указываются:
- наименование организации;
- ФИО и адрес проживания заявителя;
- реквизиты постановления о нарушении;
- причины пропуска срок, отведенного на обжалование;
- список прилагаемых документов, подтверждающих причину пропуска.
Чем опасен перегруз транспортного средства
Перегруз транспортных средств, как и неправильно подобранная резина, погодные условия значительно снижают время службы дорожного покрытия, приводят к его разрушению и появлению ям. За перегрузом также тщательно следят, так как он становится причиной:
- приведения в аварийное состояние старых мостов и набережных
- удлинения тормозного пути и повышения аварийности, что особенно опасно в дождь или гололед
- потеря управляемости при резком торможении
- ускорения изнашиваемости автомобиля, увеличения стоимости и периодичности ремонта подвески, порчей лонжеронов, амортизаторов, рамы
- ухудшения показателя устойчивости автомобиля, если этот груз недостаточно закреплен, а следовательно и увеличения вероятности опрокидывания, заваливания на поворотах, при маневрах, в сильный ветер
- если перегруженное транспортное средство задним бампером начинает тереться о дорожное покрытие, это будет считаться порчей государственного имущества
Дорожные покрытия проектируются исходя из допустимой нагрузки, оказываемой колесами автомобилей. Для упрощения расчетов в законодательных актах используется понятие “осевая нагрузка”. Это вес, передаваемый дороге 2 колесами на одной оси. К примеру, для стандартного двухосного автомобиля нагрузка на дорогу равна сумме весов передней и задней осей.
Наказание за перевозку крупногабаритных грузов
Перевозчики иногда нарушают не только разрешенные показатели нагрузки, но и возят грузы, выходящие за разрешенные габариты. На такие перевозки тоже нужно получать разрешения.
Штрафы начисляются в зависимости от того, на сколько груз выступает за габарит транспортного средства либо за габарит, указанный в специальном разрешении.
Превышение разрешенного габарита, см | Штрафная санкция для физических лиц, тыс. руб. | Штрафная санкция для должностных лиц. тыс. руб. | Штрафная санкция для юридических лиц, тыс. руб. |
до 10 | от 1 до 1,5 | от 10 до 15 | от 100 до 150 |
от 10 до 20 | от 3 до 4 | от 25 до 30 | от 250 до 300 |
от 20 до 50 | от 5 до 10 | от 35 до 40 | от 350 до 400 |
Что такое перегруз автомобиля
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
В названных нормативно-правовых актах обозначены следующие параметры:
-
Максимальные значения нагрузки на оси автомобилей;
-
Разрешенная масса машины;
-
Допустимый размер перегруза;
-
Порядок транспортировки грузов, превышающих установленные нормы.
Перегруз автомобиля – это явление, при котором масса машины с грузом или без него превышает допустимую нагрузку на заднюю или переднюю ось на 2% и более.
Осевая нагрузка — давление, оказываемое осями ТС, на дорожное полотно.
При проверке грузового автомобиля на предмет перегруза учитываются такие показатели:
-
Допустимая масса;
-
Нагрузка на оси.
Допустимая масса конкретного ТС – это характеристика, которая устанавливается его производителем и указывается в ПТС. Она складывается из массы груза и машины.
Например, в ПТС указана допустимая масса машины, равная 25т. При этом вес автомобиля – 9т. Для того чтобы вычислить допустимый вес груза, необходимо от разрешенной массы отнять вес ТС. Таким образом, в указанный автомобиль можно погрузить не более 16т (25 — 9 = 16).
Предельные значения разрешенной массы некоторых ТС закреплены в Постановлении Правительства РФ №272.
Правила перевозки грузов
Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:
- вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года;
- вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором;
- перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове;
- если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.