Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы оплаты электроэнергии при отсутствии счетчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.
Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:
- Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
- Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
- Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.
Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.
Электросчетчик неисправен: как рассчитать размер месячной платы?
Если по каким-то причинам ваш счетчик неисправен (истек срок поверки, прибор разбит в ходе ремонта, перестал работать по другим причинам либо просто украден) либо признан таковым в ходе осмотра представителем энергосбытовой компании, важно знать, как начисляется плата за свет в этом случае.
Согласно п.59 Правил первое, что определяется – это момент наступления события (с какого времени электросчетчик признается неисправным/утраченным).
Таким моментом может быть:
- дата обращения абонента в энергосбытовую компанию с заявлением о неисправности/краже прибора учета электричества;
- дата составления акта по поводу неисправности электросчетчика, который оформляется сотрудником энергосбытовой компании в ходе проверки;
- дата истечения межповерочного периода электросчетчика.
Если же нет возможности определить точную дату, то в качестве «точки отсчета» берется платежный период/месяц, в котором «событие» случилось.
С этого момента пользователь будет переведен на оплату за электричество по среднемесячному потреблению (рассчитывается исходя из последних 6-ти месяцев). При этом, по среднемесячному платежи будут начислять абоненту лишь 3 месяца, а затем он будет переведен на платежи по нормативу, что существенно дороже. Чтобы сократить затраты, следует устанавливать новый прибор учета электричества оперативно.
Разделить квартиры по зонам риска и проверить в них показания ИПУ
Схема «Светофор» поможет УО и ТСЖ выявить источники потерь ресурса: снять показания ИПУ или установить фактически проживающих в квартире, где счётчиков нет. Но у управляющих организаций, в лицензии которых десятки домов, нет возможности обойти все помещения.
Для решения этой задачи эксперт рекомендует разделить квартиры в МКД на три зоны:
- Красная зона.
Сюда УО необходимо попасть. Это помещения без индивидуальных приборов учёта и с одним человеком прописанным, а также квартиры с нулевым расходом за два и более расчётных периода и другие случаи.
- Жёлтая зона.
В эти квартиры по возможности нужно попасть, если в них двое прописанных и нет ИПУ, или потребление меньше 30 кубометров в год.
- Зелёная зона. Квартиры, попавшие в эту зону, проверять не нужно.
Расчет льготы по нормативу – однотарифный прибор учёта, когда расход меньше установленного норматива
Условие:
Однотарифный прибор учет;
2 ветерана труда (50 % от норматива);
Норматив: 70 + 70 = 140 кВт·ч;
Электрическая плита;
Расход 98 кВт·ч;
Тариф 3,28 руб.;
Расчет:
Так как расход за рассчитываемый месяц меньше, то скидка применяется ко всему объему потребления. Полученная сумма к оплате умножается на 0,5 (льготный коэффициент).
98×3,28=321,44 сумма к оплате×0,5(льготный коэффициент) =160,72 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
«Неиспользованные» киловатты в текущем месяце от установленного норматива потребления не переносятся на следующий месяц, в следующем месяце в расчёте участвует норматив 140 кВт·ч .
Расчет льготы по нормативу – многотарифный прибор учёта, когда расход больше установленного норматива
Условие:
Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Ветеран труда, проживает с семьей;
Норматив 45 кВт·ч;
Газовая плита;
Расход Т1 – 100 кВт·ч; Т2 – 52 кВт·ч; Т3 – 73 кВт·ч;
Тариф Т1 – 4,92 руб.; Т2 – 1,26 руб.; Т3 – 4,08 руб.;
Расчет:
Так как расход по зоне суток Т1 =100 кВт·ч, из них 45 кВт·ч рассчитываем с учетом льготного коэффициента
Т1(с учетом льготы)=45×4,92=221,40 сумма к оплате×0,5 (льготный коэффициент) =110,70 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Оставшийся расход 55 кВт·ч рассчитываем по полной стоимости
Т1=55×4,92=270,60 руб.
Объем льготного норматива полностью учтен по тарифной зоне суток Т1, по остальным зонам суток (Т2 и Т3) расчет производится по полной стоимости
Т2=52 × 1,26 = 65,52 руб.
Т3=73 × 4,08 = 297,84 руб.
Итого к оплате с учетом льготы по зонам суток
110,70+270,60+65,52+297,84=744,66 руб.
Расчет льготы по нормативу – многотарифный прибор учёта, льгота по многодетности
Условие:
Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Норматив: 6×70=420 кВт·ч;
Электрическая плита;
Расход: Т1 – 174 кВт·ч; Т2 – 85 кВт·ч; Т3 – 189 кВт·ч;
Тариф: Т1 – 3,45 руб.; Т2 – 0,88 руб.; Т3 – 2,85 руб.;
Расчет:
Скидка по данной категории льгот составляет 30% от норматива, величина норматива рассчитывается исходя из количества человек пользующихся льготой.
Расход по зоне суток Т1 рассчитываем с учетом льготы
В расчете применяется льготный коэффициент к начисленной сумме (в данном случае 0,7, так как скидка по льготе 30% от норматива)
Т1=174×3,45=600,30 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =420,21 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Рассчитываем, сколько льготных квт·ч осталось при произведенном расчете по зоне суток Т1
420 (установленный норматив) – 174 (учтенный норматив) =246 кВт·ч (оставшийся не учтенный норматив)
Так как льгота не учтена в полном объеме по тарифной зоне суток Т1, расчет производится по зоне суток Т3
Т3=189×2,85=538,65 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент) =377,06 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Рассчитываем, сколько еще осталось льготных кВт·ч при произведенном расчете по зоне суток Т3
246 (оставшийся не учтенный норматив по Т1) -189 (учтенный норматив по Т3) =57 кВт·ч (оставшийся норматив)
Расход по зоне суток Т2 = 85 кВт·ч, больше, чем остаток льготного норматива, поэтому из всего расхода по зоне суток Т2, 57 кВт·ч рассчитывается с учетом льготы (льготного коэффициента), а оставшийся расход 28 кВт·ч по полной стоимости.
Т2=57×0,88=50,16 сумма к оплате×0,7 (льготный коэффициент)=35,11 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Т2=28×0,88=24,64 руб.
Итого сумма оплаты с учетом льготы 420,21+337,06+59,75=817,02 руб.
Нормы в регионах России в 2022 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2022 год.
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Норма потребления электроэнергии без счетчика на 1 человека (размер) по регионам
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2022 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.
Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:
- количества комнат в жилом помещении;
- количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
- многоквартирный или частный дом;
- имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
- используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
- жилье находится в черте города или в сельской местности.
Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:
Город | Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч | Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч | ||
---|---|---|---|---|
С газовой плитой | С электроплитой | С газовой плитой | С электроплитой | |
Москва | 94 | 144 | 32 | 49 |
Санкт-Петербург | 139 | 196 | 47 | 67 |
Новосибирск | 156 | 213 | 53 | 73 |
Пермь | 185 | 263 | 63 | 89 |
Волгоград | 123 | 173 | 42 | 59 |
Вологда | 97 | 147 | 33 | 50 |
Ярославль | 81 | 108 | 28 | 37 |
Омск | 97 | 165 | 33 | 56 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 35 | 54 |
Тюмень | 135 | 210 | 46 | 72 |
Пермь | 117 | 192 | 40 | 65 |
Казань | 123 | 173 | 42 | 59 |
Ростов-на-Дону | 132 | 182 | 45 | 62 |
Барнаул (Алтай) | 176,56 | 232,01 | 60,04 | 78,88 |
Новосибирск | 108 | 156 | 37 | 53 |
Самара | 103 | 124 | 35 | 42 |
Изменения законодательства по учету электроэнергии с 01.01.2021 г.
Перед новым годом было опубликовано Постановление Правительства №2184 от 21.12.2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам».
Как следует из его названия, с 1 января 2021 года индивидуальные и коллективные приборы учета электроэнергии должны быть переданы застройщиками гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится многоквартирный дом.
Как у нас часто бывает, изменения, внесенные Постановлением 2184 в Правила технологического присоединения, коснулись не только указанной в названии темы.
Первое, что мне бросилось в глаза – это о правительства о бесплатности для льготных категорий потребителей (физлиц до 15 кВт. и юрлиц до 150 кВт.) учета при технологическом присоединении.
Отменен п. 109 Правил техприсоединения, который устанавливал, что для льготных категорий заявителей сетевая организация обязана была обеспечить установку и допуск в эксплуатацию приборов учета без взимания платы с заявителя.
При этом в методических указаниях по определению платы за техприсоединение (Приказ ФАС России 1135/17) такая щедрость прописана не была.
Сейчас законодатель убрал правовую неопределенность, приведя Постановление Правительство в соответствие с Приказом ФАС России.
Таблица потребления электроэнергии
Наименование | Мощность, кВт | Среднее время работы в сутки, ч | Потребление в сутки, кВт-ч |
Лампа накаливания | 0.06-0.25 | 16 | 1.44-4 |
Лампа диодная | 0.005-0.015 | 16 | 0.08-0.24 |
Холодильник | 0.15-0.6 | 24 | 3.6-8.6 |
Стиральная машина | 1-2.2 | 1 | 1-2.2 |
Пылесос | 0.65-2.2 | 0.2 | 0.16-0.55 |
Телевизор | 0.1-0.3 | 5 | 0.5-1.5 |
Микроволновая печь | 1.5 | 0.5 | 0.75 |
Электрический чайник | 0.7-3 | 0.4 | 0.25-0.75 |
Компьютер | 0.1-0.2 | 5 | 0.5-1 |
Утюг | 1.1 | 15 | 0.3 |
Посудомоечная машина | 0.5-2.8 | 1 | 0.5-2.8 |
Мультиварка | 0.2-2.4 | 1 | 0.2-2.4 |
Кухонный комбайн | 0.2-2.0 | 0.4 | 0.05-0.5 |
Кондиционер | 0.7-1.3 | 7 | 3.5-8 |
Фен | 1.2-1.5 | 0.4 | 0.3-0.4 |
Обогреватель | 1.5 | 5 | 7.5 |
Электрическая плита | 2-8.5 | 3 | 5-10 |
Кофеварка | 1.5-3.5 | 0.5 | 0.3-0.8 |
Вытяжка | 0.1-0.5 | 3 | 0.3-1.5 |
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
До 1996 в России существовала только однотарифная система, по которой стоимость киловатта ресурса рассчитывалась по одной ставке независимо от времени суток.
Но режим большинства людей таков, что основное индивидуальное потребление электроэнергии приходится на утренние и вечерние часы. Утром мы собираемся на работу, а вечером пользуемся освещением, включаем телевизор и другие бытовые приборы. Днем и ночью потребление значительно ниже. Такой непостоянный ритм негативно отражается на общей работе электростанции.
С целью избежать резких скачков в потреблении, энергосбытовые компании ввели многотарифные системы оплаты. Смысл в том, что тариф дифференцируется по зонам суток, т. е. для разного времени использования электричества своя ставка. Для двухтарифной системы – дневная зона (с 7 до 23 часов) и ночная зона (с 23 до 7 часов). Для трехтарифной системы – пиковая зона (с 7 до 10 и с 17 до 21 часа), полупиковая зона (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов) и ночная зона (с 23 до 7 часов).
Цель системы – стимулировать использование энергоемких бытовых приборов (посудомоечная машина, стиральная машина, духовой шкаф и др.) в ночное время. Помимо выравнивания нагрузки электростанции, такая система помогает сэкономить на коммунальных платежах. Для того чтобы применять многотарифную систему, требуется установка особого счетчика, обеспечивающего возможность учета энергопотребления в зависимости от времени суток.
ВАЖНО! Чтобы платить за свет по счетчику по многотарифной системе оказалось выгодным, придется перестроить свой распорядок дня: перенести часть бытовых дел на ночное время, что неудобно, к примеру, для работающего днем человека.
Пломба на вводном автомате
Электрификация жилых, административных, производственных объектов проводится на основании ТУ организации-провайдера. В одном из пунктов договора указывается, сколько мощности будут выделять на потребительскую сеть. Основанием для заявления мощности и формирования ТУ являются расчеты.
Подключение электросети к жилым и общественным строениям производится согласно СП 31-110-2003 и временной инструкции РМ 2696-01. В документах прописано, что выделенная электрическая мощность для домов-потребителей электроэнергии 1-й категории не нормируется. Объекты подключаются на основании заявок.
Жилой фонд 2-й категории имеет два электрификационных норматива:
- от 5 до 7 киловатт – норма для частного дома или квартиры, где установлен газовый тип плит;
- от 8 до 11 кВт – для объектов, где имеется электрическая плита.
Меньше всего мощности приходится на малогабаритную квартиру и дом, построенный по программе соцжилья.