Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.
Задачи государственной трудовой инспекции
Государственная инспекция труда как служба, с помощью которой реализуются полномочия Роструда, обладает компетенцией в решении задач, связанных со следующими ситуациями:
- устройство на работу;
- изменение условий труда;
- отстранение от работы;
- прекращение трудовых отношений;
- определение норм рабочего времени и времени отдыха;
- оплата труда, выплата премий и отпускных;
- командировки и другие виды служебных поездок;
- определение круга ответственности сторон трудового договора;
- повышение квалификации работника;
- охрана труда на рабочем месте;
- гарантии и особенности организации труда отдельных категорий работников и другие.
Обязательства инспектора
В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.
Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.
Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).
Комментарий к статье 356 ТК РФ
Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».
Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.
В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.
В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:
— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;
— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.
С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.
Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.
Основные формы надзора и контроля
Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.
Государственная инспекция труда уполномочена:
- провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
- выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
- в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
- подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.
Структура организации Роструд
Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.
- Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
- Контроля над занятостью всех групп населения.
- Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
- Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
- Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
- Информационных технологий.
- Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
- Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.
Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.
Как обратиться в трудовую инспекцию
Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.
Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.
Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.
Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.
После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции
Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:
- частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ,
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года,
- Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года,
- Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года,
- Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года,
- Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года,
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года,
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК , также как и деятельность всей системы инспекций.
Комментарий к статье 356 ТК РФ:
1. Статья 356 определяет компетенцию федеральной инспекции труда, обеспечивающую реализацию стоящих перед ней задач. В своей деятельности федеральная инспекция труда не должна выходить за пределы предоставленных ей полномочий, иначе она будет либо препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Для предотвращения подобных случаев работники организаций и государственные инспекторы труда должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда.
2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда составляют проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основаниями для проверок служат поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся, материалы средств массовой информации, данные статистики, судебной, прокурорской практики, материалы проверок общественных организаций, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов.
Федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Ей предоставлена возможность непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов.
Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).
При анализе материалов о нарушении законодательства о безопасности труда зачастую требуются специальные познания в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать квалифицированных специалистов. Их помощь может оказываться в различных формах — консультации, обследования, дачи заключений по конкретным вопросам.
3. Важным участком работы федеральной инспекции труда является предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию.
4. По результатам проверок федеральная инспекция труда принимает конкретные меры: выдает обязательные предписания об устранении нарушений; составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий; подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности; в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).
5. Информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральная инспекция труда осуществляет в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 702н (БНА РФ. 2009. N 7).
6. В компетенцию федеральной инспекции труда входит регулярный анализ материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.
Ежегодному опубликованию подлежат доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В установленном порядке эти доклады представляются на рассмотрение Президенту РФ и Правительству РФ.
7. К полномочиям федеральной инспекции труда отнесено осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).
Комментарии к статье:
§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.
В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.
§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).
Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Части третья — пятая утратили силу с 1 августа 2011 года.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Виды проверок | Когда и как проводятся |
Плановая | Планируется ежегодно. Предприятия подлежат плановой проверке не реже раза в три года. |
Внеплановая | Возникает по фактам получения жалоб от тружеников, описывающих факты нарушения трудового законодательства, после возникновения несчастных случаев на производстве, в связи с необходимостью проверить, как исполняется ранее выданное предписание. |
Документальная | Осуществляется проверка имеющихся в компании документов, регулирующих вопросы условия работы, выплаты заработной платы, охраны труда, время выполнения рабочих функций и отдыха. |
Выездная | Обычно назначается, когда после документальной проверки остаются не закрытыми вопросы, касающиеся условий работы и отдыха конкретного сотрудника. |
Задачи и функции Гострудинспекции
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации (
ст.354 Трудового кодекса РФ).
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности
(ст. 355 Трудового кодекса РФ).
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 Трудового кодекса РФ).
Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации:
— осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
— проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
— принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
— запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
— ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
— проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
— направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
— направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
— направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Задачи трудовой инспекции
Основными задачами трудовой инспекции являются:
— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;
— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;
— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;
— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;
— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.
-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;
— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;
— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Официальный адрес трудовой инспекции Москвы
Москве – ул. Домодедовская, д. 24, корпус 3. Добраться до инспекции можно следующим образом – от м. Домодедовская сесть на автобусы № 148, 694, 766, 274 или на маршрутное такси № 564м, 635м.
Приём граждан по вопросам, связанным с трудовыми правами, в порядке «живой» очереди производится по адресу ул. Верхние поля, д. 11, корп. 1 стр. 1 (левая сторона двухэтажного торгового здания), вывеска на входе «Базовый центр охраны труда ЮВО г. Москвы»; от ст. метро Братиславская, далее маршрутное такси № 520 м, 517 м, 526 м, 5 остановок до Краснодонской улицы, пешком 500 метров. Время приёма — понедельник, вторник с 10-00 до 17-00 (обед 13.00-14.00); четверг с 09-00 до 13-00; пятница с 10-00 до 15-45.
В начале стремительного развития рыночной экономики российским властям стало понятно, что некоторые ее процессы необходимо регулировать путем создания новых организаций. Среди прочих государственных объединений в 2004 году возникла Федеральная служба, которую сокращенно до настоящего времени именуют Роструд. Это государственный орган исполнительной российской власти, призванный контролировать и упорядочивать процессы, происходящие в сфере трудовых отношений.
Летом 2004 года Правительство утвердило Положение, регламентирующее деятельность этого российского федерального органа. В 2012 году в Положение были внесены поправки, в таком виде госорган действует до настоящего времени.
Российские власти не создавали организацию на пустом месте. В СССР существовали специальные бюро, занимавшиеся трудоустройством населения страны и его информированием о свободных вакансиях. Действовали эти организации в условиях плановой экономики, современный Роструд взял на себя выполнение иных задач: регулирование занятости и контроль над соблюдением трудового права в условиях капиталистических отношений. В современных производственных условиях работник также может надеяться на защиту своих интересов при нарушении законов со стороны работодателей.