Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индивидуальный пенсионный план». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае с государственной пенсией все просто: работодатель ежемесячно делает отчисления в ПФР в размере 22% от зарплаты сотрудника. С дополнительной пенсией все обстоит иначе: можно выбрать подходящий план отчислений и последующих выплат, который называется пенсионной схемой.
Формирование негосударственной пенсии при условии выбора надежного пенсионного фонда позволяет серьезно увеличить доход, который вы будете получать после завершения трудовой деятельности.
Например, если отчислять на НПО по 1500 рублей ежемесячно в течение двадцати лет при средней ежегодной доходности 8%, можно будет получать третью пенсию в размере 7400 рублей ежемесячно на протяжении десяти лет после выхода на пенсию.
Сделать самостоятельные расчеты можно на сайтах некоторых НПФ. Но есть и подводные камни, потому необходимо внимательно изучить все условия. Так, перевести резервы другому НПФ, если вы, например, недовольны результаты текущего фонда, на практике довольно непросто. Дело в том, что у большинства фондов в договорах прописаны высокие комиссии за такие действия. Досрочное расторжение договора НПО также, как правило, чревато штрафами. Помимо этого стоит помнить, что резервы пока не входят в систему государственного гарантирования. Если ваш фонд разорится, вы можете потерять свои сбережения.
Государственная управляющая компания ВЭБ.РФ, которая занимается управлением пенсионными накоплениями в том числе «молчунов» по договору с ПФР, с резервами не работает. Формировать пенсию по НПО можно лишь в негосударственных пенсионных фондах.
С НПО или без, очень важно заранее продумать, на что вы будете жить после завершения трудовой деятельности. Источниками дополнительного дохода в старости могут выступать накопления на вкладах, сдача недвижимости в аренду, инвестиции в ценные бумаги, накопительное страхование жизни и другие инструменты.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объе��инили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)
Негосударственная пенсия формируется либо будущим пенсионером самостоятельно, либо компанией на своих работников на добровольной основе. То есть на данный момент существует возможность увеличить свою пенсию (помимо других способов) путем формирования негосударственной пенсии параллельно с государственной.
Для того чтобы присоединится к НПО необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом о ведении индивидуального пенсионного плана. После оформления всех необходимых документов, вы, можете пополнять открытый индивидуальный пенсионный счет. Вложенными вами средствами будет управлять управляющая компания строго в соответствии со стратегией фонда.
В случае же корпоративного пенсионного плана инициатором заключения договора с НПФ выступает работодатель.
Касательно страхования индивидуального пенсионного счета. За страховку отвечает, как вы уже понимаете все то же агентство по страхованию вкладов (АСВ). Только в отличие пенсии по обязательному пенсионному страхованию, которая застрахована полностью (сумма взносов работодателя, взносов по программе со-финансирования накопительной части пенсии и инвестиционный доход накопительной части пенсии), индивидуальный пенсионный счет застрахован только на сумму всех взносов на этот счет. Инвестиционный доход не застрахован! Это очень важно.
Не растеряйте свою пенсию!
Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.
Выбрав негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ «Стройкомплекс» застрахованные лица рассчитывают не только на сохранность пенсионных накоплений, гарантируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и на приумножение пенсионных накоплений в результате инвестиционной деятельности Фонда.
Если Вы решили перевести свои пенсионные накопления из АО «НПФ «Стройкомплекс» в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, предварительно ознакомьтесь с данным материалом. Пенсионное законодательство, регулирующее порядок перехода к новому страховщику, за последние годы претерпело значительные изменения, которые могут привести к потере инвестиционного дохода и части средства пенсионных накоплений.
Что изменится в кадровом делопроизводстве
Работодатели будут включать в сведения о трудовой деятельности работника информацию о заключении и расторжении гражданско-правовых договоров (п. 3 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Также меняются правила приема на работу иностранцев. С 2023 года полис ДМС при трудоустройстве кадровик может требовать только от временно пребывающего высококвалифицированного специалиста (п. 7 ст. 1 Закона № 240-ФЗ от 14.07.2022).
Соответственно иностранных работников без статуса ВКС уже нельзя будет отстранить от работы, а через месяц уволить, если у них истек срок действия договора добровольного медицинского страхования. Эти сотрудники будут входить в систему ОМС.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
Переводим пенсионные накопления в НПФ. Как это сделать?
Если решение о переходе в негосударственный пенсионный фонд уже принято, необходимо знать все детали процесса
Что стоит учитывать при переходе в НПФ?
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд?
Если вы задумались, с каким фондом стоит заключить пенсионный договор или в какой фонд перевести свои пенсионные накопления, то необходимо понять, на что обратить внимание при выборе фонда.
Увеличить пенсию можно
Для вас мы подготовили пару советов, которые помогут увеличить вашу пенсию, а также важную информацию о факторах, которые играют важную роль при расчете пенсий. Как возникли НПФ и с какой целью?
Если говорить простыми словами, ГПП пенсии зиждется на шести принципах:
1 | Работники вправе требовать от работодателя зарегистрировать их в реестре участников системы или подключиться к системе самостоятельно через сайт госуслуг.
Обязательной подписки на накопительную пенсию нет. |
2 | Граждане-участники ГПП могут по своему усмотрению устанавливать и изменять размер пенсионных взносов, в т. ч. приостанавливать уплату добровольных взносов (есть механизм «каникул» – на срок до 5 лет). |
3 | Размер взносов можно установить:
|
4 | Участники могут изменять ранее выбранный негосударственный пенсионный фонд, где формируется ГПП |
5 | В течение 6 месяцев со дня первой уплаты взносов можно отказаться от участия в системе ГПП и забрать перечисленные деньги |
6 | Льгота № 1: для работников предусмотрена стимулирующая льгота – освобождение от НДФЛ добровольных взносов в размере до 6% зарплаты (поправки в НК РФ).
Льгота № 2: социальный налоговый вычет для работника в пределах 120 000 руб. для взносов, превышающих 6% зарплаты. Льгота № 3: для работодателя – повышающий коэффициент к льготе по налогу на прибыль, если он участвует в софинансировании пенсии работника, – от 1,03 до 1,06 в разных ситуациях. |
Минфин отмечает, что ГПП будет функционировать «… при стимулирующей поддержке государства и усилении механизмов защиты и гарантирования пенсионных прав». Участникам предоставят «широкий спектр прав».
Источники пенсионного страхования
Источники финансирования ПФР таковы:
- страховые платежи нанимателей;
- страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
- перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
- деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
- добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
- прибыль от работы ПФР.
Как оформить налоговый вычет
Участник индивидуального пенсионного плана может воспользоваться предусмотренным законом социальным налоговым вычетом. Сумма взносов, с которой можно получить вычет, составляет 120 тысяч рублей в год.
Для возвращения подоходного налога клиенту с соответствующим пакетом документов необходимо обратиться в налоговую инспекцию и в свою бухгалтерию по месту работы.
Чтобы получить налоговый вычет, понадобятся такие документы:
- Заявление в свободной форме на возмещение налога;
- Налоговая декларация;
- Копия договора с негосударственным ПФ;
- Копии паспорта и ИНН;
- Копии квитанций или других платежных документов, которые подтверждают уплату взносов.
Обязательное пенсионное и медицинское страхование
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.
Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.
Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов, среди которых выделяют два вида:
- для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:
- Обязательное, которое назначается:
- при достижении определенного законом возраста (по старости);
- при установлении группы инвалидности;
- При утере кормильца;
- Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.
ПФ негосударственной принадлежности наделены правом ведения деятельности по обоим вариантам.
Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.
Пенсия состоит из частей:
- фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
- страховой, определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
- накопительной, у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.
Двухуровневая система ГПП
Первый уровень: фонд не реже чем раз в пять лет должен отражать размер пенсионных резервов в ГПП на счете участника — проще говоря, производить фиксацию. В качестве конкурентного преимущества НПФ могут делать это чаще, уточнил один из собеседников «Известий». Размер каждой последующей фиксации не может быть меньше суммы предыдущей с поступившими взносами и инвестдоходом. То есть в ГПП не смогут фиксировать убытки — фонд должен будет компенсировать их из собственных средств.
Второй уровень: распространение системы государственного гарантирования по аналогии с ОПС. Но с учетом фиксинга под гарантии попадают все средства с учетом инвестиционного дохода — в обязательной системе компенсируется только «тело» накоплений. Еще одно отличие от ОПС — под гарантии попадут не только резервы, сформированные на стадии накопления, но и выплаты. В последнем случае в качестве ориентира будет выступать последняя выплата, уточнил один из собеседников «Известий».