Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заполнение декларации не совсем простое дело. А если вы не разбираетесь в тонкостях или не знаете порядок заполнения, то, скорее всего, вы допустите ошибку, из-за которой налоговая пересчитывает сумму вычета в меньшую сторону.
Комментарий к ст. 176 НК РФ
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 02.02.2015 N 03-07-10/3989 рассмотрен вопрос о применении вычета по НДС при проведении подрядными организациями капитального строительства объекта ОС, если работы оплачены за счет кредитных средств. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации в случае использования объекта капитального строительства в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет этих работ при наличии соответствующих первичных документов. При этом указанными нормами НК РФ особенности применения вычета этого налога при оплате данных работ за счет кредитных средств не установлены.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями статей 176 и 176.1 НК РФ.
Актуальная проблема.
Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы также отказывают в возмещении налога на добавленную стоимость в случае несоблюдения контрагентом налогоплательщика — иностранным лицом требований законодательства соответствующего государства.
Судебная практика.
У судов по данному вопросу единого мнения нет.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.02.2007 N 12264/06 признал, что получение информации о том, что указанному в качестве контрагента иностранному покупателю по экспортным контрактам российских товаров в США федеральный ИНН не присваивался и что налоговую отчетность компания не представляла, не может служить основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В данном Постановлении, а также Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 N 11801/06 разъяснено, что положения статей 164, 165, 171, 172, 176 НК РФ, устанавливающие порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не связывают право налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость с соблюдением иностранным лицом требований законодательства другого государства. По мнению ВАС РФ, сведения, поступившие из Управления внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика.
Более того, подобные сведения не являются официальным подтверждением фиктивности иностранного лица. Как указал Президиум ВАС РФ, на это обращалось внимание налоговых органов в письме МНС России от 19.11.2003 N 26-2-05/8120@-АР402, адресованного управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям.
Такой же подход изложен и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 N А56-43903/2006.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2009 N А25-1145/2008-11 отметил, что отсутствие, по мнению налогового органа, подтверждения регистрации иностранного контрагента налогоплательщика само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0% и возмещения НДС по экспортной операции при наличии подтвержденного факта поступления выручки от иностранного покупателя по контракту, оплаты НДС поставщикам и отсутствия доказательств недобросовестности в действиях налогоплательщика.
Вообще суды, поддерживающие позицию Президиума ВАС РФ, полагают, что сведения, предоставленные органами, уполномоченными на осуществление контроля за доходами иностранных государств, не могут рассматриваться в качестве доказательств фиктивности иностранного лица или недобросовестности российского налогоплательщика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.07.2007 по делу N А82-10292/2005-99 пришел к такому выводу относительно ответов Службы внутренних доходов США, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.06.2007 N А66-7111/2006 — относительно сведений, предоставленных Управлением международного сотрудничества и обмена информацией, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.06.2008 N КА-А41/5067-08-П — относительно сведений, поступивших из Управления внутренних доходов Германии, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 07.06.2008 N А65-9053/07-СА2-41 — относительно сведений, представленных Службой внутренних доходов Великобритании.
В Определении от 21.04.2008 N 13334/06 ВАС РФ еще раз подтвердил правомерность правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума от 05.12.2006 N 11801/06; от 13.02.2007 N 12264/06.
Однако на практике по данному вопросу существует и иная точка зрения.
В Постановлении от 16.04.2009 N КА-А40/1324-09 ФАС Московского округа установил относительно почтового адреса иностранной компании — контрагента налогоплательщика, что в письме СВД США сообщается, что названный адрес известен Службе внутренних доходов США в качестве широко используемого различными регистрационными агентами при инкорпорировании на территории США иностранных компаний — «почтовых ящиков», в настоящее время компания неактивна, в Федеральной базе данных (корпораций) СВД США не содержится данных о том, что данная компания когда-либо получала идентификационный номер для уплаты налога с сотрудников. Кроме того, указано на отсутствие существенных доказательств того, что данная компания осуществляет или осуществляла бизнес на территории США. При таких обстоятельствах неподтвержденности юридического статуса иностранного покупателя, по мнению суда, налогоплательщик не вправе заявить НДС к возмещению.
Официальная позиция.
Что появилось в новой редакции ст. 78 НК РФ с комментариями?
Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч. 1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.
Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:
- переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
- переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).
Дополнительно в статью введены положения о том, что:
- суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
- правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
- правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).
В 2019 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:
- Добавлен пункт 8.1, согласно которому сроки зачета начинают исчисляться по истечении 10 дней после окончания камеральной проверки, а в случае выявления нарушения, сроки начисляют исчисляться со следующего после даты вступления в силу решения дня.
- Добавлена ссылка на международные акты в пункте 7.
В октябре 2020 года утратил силу 2-й абзац пункта 1, который гласил о том, что налог может зачитываться только в счет уплаты другого налога по соответствующему уровлю бюджета. То есть теперь зачесть переплату можно в счет уплаты налога любого уровня бюджета.
Кроме того, чтобы вернуть переплату, нельзя иметь недоимки также по любым налогам (пеням, штрафам). Подробнее об октябрьских нововведениях читайте здесь.
Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 78 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Возврат через суд также допустим.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Кто может претендовать на возмещение НДС
Основная часть правил налоговых платежей сосредоточена в Налоговом кодексе России (НК РФ). Правила возмещения НДС, в частности, находятся в ст. 176, 164 и 173 этого документа. Чтобы появилось право на возмещение НДС из бюджета, необходимо соблюдение ряда требований:
- Налогоплательщик должен уплачивать НДС. Если избрана другая система налогообложения, возврат НДС невозможен.
- Все, что приобретено с уплатой этого бюджетного платежа, должно использоваться в коммерческих целях. Получить назад деньги за личные покупки не удастся.
- Приобретенное должно быть оприходовано и иметь счета-фактуры, оформленные в соответствии с правилами.
- Сделка не должна быть фиктивной.
- Продавец должен быть реальным и регулярно отчитываться перед налоговыми органами.
Возвратить деньги из бюджета возможно в одном из двух случаев:
- Когда происходит превышение сумм вычетов над суммой начисленного подоходного. Такое случается, когда закупки организации существенно превышают ее продажи. Или когда при реализации применяется ставка налога на добавленную стоимость 10%, а при покупке товаров они обложены стандартным бюджетным сбором, составляющим 18%.
- В случае, когда налогоплательщик уплачивает налог на добавленную стоимость по ставке 0%. Перечень таких операций содержится в ст. 176 НК РФ.
Процедура возмещения НДС
Процесс возмещения состоит из нескольких этапов, без прохождения которых денег вы не получите. Вам предстоит:
- Подготовить документы, дающие право на возвращение денег, и налоговую декларацию. После этого документы нужно подать в налоговую службу.
- Пройти проверку налоговой службы. Налоговики проведут камеральную проверку. В вашу организацию они не выезжают. Проверка проводится по правилам, установленным ст. 88 НК РФ. Процесс проверки займет до 3-х месяцев. В это время у вас могут требовать предоставления дополнительной информации. Отказ от предоставления запрошенных сведений будет воспринят как нарушение закона, и вам придется уплатить за это штраф. Предоставлять запрошенные сведения придется в электронном виде, иначе будет считаться, что вы их не дали.
- Дождаться принятия налоговой службой решения и составления акта об этом. В течение недели после завершения камеральной проверки будет принято решение. Возмещение может быть полным или частичным. Частичным оно будет, если часть заявленной суммы налоговики признают не подлежащей возвращению. Если в ходе проверки выявлены нарушения, в выплате средств могут отказать, а налогоплательщика — оштрафовать. После принятия решения у налоговиков есть еще 5 дней на сообщение о нем налогоплательщику.
- Дождаться возвращения денег. В идеальном варианте: налоговики на следующий день отправят документы в казначейство, а оно в течение 5 дней переведет вам средства. Но мы помним, что возращение денег производится по заявлению. Так вот, если заявление подано до вынесения решения, у налоговой есть 3 месяца и 12 дней на выплату, а если после — 1 месяц. В первом случае срок отсчитывается от подачи декларации, во втором — от подачи заявления.
Результаты камеральной налоговой проверки декларации за 2019 год
Согласно сведениям о ходе камеральной налоговой проверки декларации, налоговым органом подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиком, НЕ в полном объеме.
Теперь вопрос: сколько НДФЛ в 2019 году вами было уплачено с ваших доходов в бюджет?? Или я что-то не так поняла, или доходов официальных у вас не было в 2019 году, или вы что-то намудрили с декларацией.
Поняла :). Если вы уверены, что все заполнено правильно, то вам нужно обратиться с письменным заявлением в налоговую инспекцию и потребовать разъяснений. А вообще они обязаны вам по итогу оформить Акт проверки декларации и решение руководителя инспекции. Там все должно быть написано, иногда в ЛК некорректные данные отображаются. Я бы попробовала связаться с инспектором лично или по телефону, в ЛК ответ долго придется ждать.
Ни разу не слышал о том, что по итогам проверки декларации 3-НДФЛ на вычет составлятся акт налоговой проверки и выносилось соответсвующее решение. Вроде всегда просто приходит уведомление о пдтверждении/не подтверждении суммы налога к вычету.
Roman, если налоговая не возвращает НДФЛ, обязательно составляется Акт камеральной налоговой проверки с аргументированным отказом.
В течение месяца со дня получения Акта можно подать свои возражения в налоговый орган, составивший его (п. 6 ст. 100 НК РФ; Письмо ФНС России от 24.10.2012 N АС-4-2/18053@).
Если подать возражения на Акт вы не успели и было принято решение об отказе в возврате налога, то это решение можно обжаловать. Жалоба подаётся в письменном виде в УФНС вашего региона через ИФНС, решение которой оспаривается, или в суд. При этом обжалование решения ИФНС в судебном порядке возможно только после обжалования в УФНС. А с декабря 2015 года жалобу можно подать и получить ответ через Личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый вычет подтвержден – когда перечислят деньги?
Налоговый вычет дает налогоплательщику право вернуть часть НДФЛ, уплаченного в соответствующем налоговом периоде по ставке 13%. Например, если налоговой подтверждена сумма налогового вычета по расходам на обучение в сумме 40 000 руб., возврату подлежит 5200 руб. (40000 х 13%). На перечисление суммы возврата отводится 1 месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Если заявление на возврат налога было подано вместе с декларацией, срок перечисления денег на счет налогоплательщика зависит от того, когда завершилась камеральная проверка. Только после официальной даты окончания «камералки» начнет исчисляться срок, отведенный для перечисления переплаты по НДФЛ.
Если же заявление направлено в ИФНС уже после окончания проверки, месячный срок будет отсчитываться от даты его получения налоговиками.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Налоговые вычеты для физических лиц
Разделы:
Задумывались ли вы над тем, какую сумму от своей заработной платы вы ежегодно отдаете в доход государства? Как известно, помимо перечисления сборов в ПФР, ФСС России и ФФОМС (в размере 30% от размера заработной платы работника), работодатель обязан удержать уже непосредственно из зарплаты работника налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. Казалось бы, что эти деньги потеряны для работника безвозвратно. Однако их можно вернуть из государственного кармана в свой собственный в качестве налогового вычета. На возврат всего или части налога можно рассчитывать, если работник понес расходы на:
Портал ГАРАНТ.РУ расскажет о порядке, размерах и сроках получения налоговых вычетов в различных ситуациях.
Когда можно вернуть налог?
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Иными словами, если налогоплательщик подал заявление о предоставлении вычета в 2019 году, то получить вычет из доходов предыдущих периодов он сможет только за 2018, 2017 и 2016 годы. При этом не имеет значения момент приобретения квартиры, поскольку ограничений на срок обращения за вычетом по этому основанию не установлено (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 апреля 2014 г. № 03-04-05/20134). Если же право на налоговый вычет возникло в 2019 году, то получить возврат налога за предшествующие этому году периоды не получится – его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования. Однако это правило не распространяется на пенсионеров, которые при приобретении жилья имеют возможность перенести остаток имущественного вычета на три непосредственно предшествующих его возникновению налоговых периода (п. 10 ст. 220 НК РФ).
Отметим, что при превышении в налоговом периоде суммы налоговых вычетов над суммой доходов, облагаемых по ставке 13%, в этом налоговом периоде налоговая база считается равной нулю. При этом разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, облагаемых по ставке 13%, по общему правилу на следующий налоговый период не переносится (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 мая 2015 г. № 03-04-05/29786). Перенести разницу между суммой налоговых вычетов и суммой налогооблагаемых доходов можно только по имущественным налоговым вычетам.
Следует знать, что имущественные налоговые вычеты предоставляются либо при подаче налогоплательщиком декларации по окончании налогового периода (календарного года), либо до окончания соответствующего налогового периода – в этом случае вычет предоставляется налоговыми агентами (как правило, работодателем).
Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:
- положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
- цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
- что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
- о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
- об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
- о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
- о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
- об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.
К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).
Законные сроки всех процедур «камералки»
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
«Подтверждена сумма налогового вычета» — что это значит?
- Убедитесь, что срок действительно пропущен. Если при подаче декларации вы сразу подавали заявление, срок получения выплаты — максимум 4 месяца. Если заявление подавалось после камеральной проверки, которая длится 3 месяца, то крайний срок получения денег — 1 месяц после подачи обращения.
- Помните о том, что перевод на банковский счет может идти до 3 рабочих дней. Если при этом ФНС отправила деньги в срок, нарушением это являться не будет.
- Уже на следующий день после получения выплаты вы можете составить жалобу в УФНС и подать ее через личный кабинет налогоплательщика или лично в подразделении ФНС, где вы подавали заявление.
- В течение 15 дней ваше заявление будет рассмотрено вышестоящей инстанцией. Если жалоба будет признана обоснованной, ваши требования оперативно будут удовлетворены. В том числе в части положенных вами пени.
Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.
Физическое лицо, состоящее с налоговым агентом в трудовых отношениях, обратилось в суд с заявлением о возврате суммы излишне взысканного с него в 1999 г. подоходного налога и начислением на данную сумму процентов по день фактического возврата на основании ст.79 НК РФ, указав в качестве надлежащего ответчика соответствующий налоговый орган.
Данные требования налогоплательщика признаны судом неправомерными по следующим основаниям.
Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено, что возврат физическому лицу, состоящему с предприятием (источником дохода) в трудовых и иных приравненных к ним отношениям, излишне удержанного источником дохода (налоговым агентом) подоходного налога осуществляется данным источником дохода (налоговым агентом).
Так, ст.9 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», регулирующей порядок налогообложения доходов физических лиц, состоящих с предприятием в трудовых и иных приравненных к ним отношениях, установлено, что излишне удержанные источником дохода суммы налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.
Пунктом 68 Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»» предусмотрено, что излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются физическому лицу предприятием, учреждением, организацией и иным работодателем в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу источником выплаты дохода по его заявлению.
В настоящее время НК РФ предусмотрен следующий порядок возврата подоходного налога.
Статьей 231 НК РФ установлено, что излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
При этом необходимо учитывать, что в случае излишней уплаты подоходного налога налогоплательщиком, налогообложение которого регулируется нормами гл.IV Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», то есть налогообложение доходов, полученных способами, не предусмотренными в гл.II и III данного Закона, возврат налога осуществлялся налоговым органом.
Чем «порадовал» 2021 год?
ЛКН достаточно часто обновляется и как в любом другом сервисе в нем часто происходят изменения, которые мы стараемся отслеживать. Так в 2021 году после подачи налоговой декларации в ЛКН сообщение от налогового органа «Сведения о ходе камеральной налоговой проверки» стали поступать не сразу, как было ранее, а через несколько недель (некоторым пришло даже два сообщения). После получения такого сообщения налогоплательщики посчитали, что проверка декларации окончена. На самом деле, это не так. Статус камеральной проверки можно посмотреть внутри этого сообщения.
О том, что проверка окончена положительно, будет свидетельствовать статус «КНП завершена». Ниже в разделе «Результаты камеральной налоговой проверки декларации» будет указано:
- «сумма вычета подтверждена в полном объеме» для деклараций с заявленными вычетами
- «подтверждена сумма к уплате налога» по декларациям, в которых нужно налог перечислить