Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Камеральная проверка (от «камеральный» — производимый в кабинете, лаборатории) — проверка соблюдения законодательства, которая проводится государственными или муниципальными органами власти по имеющимся у них документам без выезда к проверяемому лицу. Может проводиться в отношении как юридических, так и физических лиц. Также называется документарной проверкой.

Примеры употребления на «Секрете»

«По Таможенному кодексу ЕАЭС у таможенных органов есть право в течение трёх лет после выпуска декларации производить таможенный контроль. Это может быть камеральная таможенная проверка (когда у вас запрашивают документы по прошедшей поставке, включая документы о реализации) или выездная таможенная проверка».

(Президент «КВТ Сервис» Юлия Шлёнская — о том, почему везти контрабанду в Россию — опасная и глупая затея.)

«Выездную проверку назначают только после тщательного анализа, в процессе которого собирают крепкую доказательственную базу, подтверждающую, что у компании есть крупные налоговые нарушения. За незначительными доначислениями не пойдут, — объясняет эксперт системы «Актион бухгалтерия» Светлана Ковалевская. — Основная масса проверок — камеральные. Их проводят автоматически по каждой сданной отчётности. Вряд ли инспекторы отменят такие проверки».

Как это работает (на примере налоговой проверки)

Проверяющий сначала изучает непосредственно отчётности и другие документы, предоставленные физическим или юридическим лицом. Также он может посмотреть дополнительные материалы — например, архивы предыдущих лет или данные других ведомств.

Если возникнут вопросы в правильности заполнения, подлинности документов, достоверности указанных сведений и т. п., проверяющий может затребовать письменные объяснения, дополнительные документы, уточняющую информацию и др. Но всё это должно относиться только к предмету проверки.

Пояснения в налоговый орган необходимо представить в течение 5 дней с момента получения такого требования. Если по итогам первого или второго этапов не будет выявлено нарушений, камеральная проверка автоматически завершается.

Если нарушения выявлены, то проверяемый может быть привлечён к ответственности или будет назначена выездная проверка. В таком случае налоговый орган выносит акт. Налогоплательщик имеет право обжаловать данный акт сначала в вышестоящий налоговой орган, а если получит отказ, также обжаловать в судебном порядке.

Камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев со дня поступления в налоговый орган декларации от налогоплательщика.

Для камеральной проверки, в отличии от выездной, не требуется особого основания, а если она внеплановая, то проводится без согласования с прокуратурой.

Предоставление необходимых источников и сведений для проверки на таможне

Положения ст. 136 ТК ТС регулируют порядок предоставления документов и информации для целей проведения камеральной таможенной проверки.

Так, налоговые структуры и иные ведомства государств, которые входят в ТС, обязуются представлять таможенным органам необходимые источники и информацию, касающиеся регистрации юрлиц, расчетов по налогам, сведения, являющиеся тайной, бухгалтерскую отчетность — при соблюдении требований законов государств, входящих в ТС, о защите соответствующей тайны (п. 1 ст. 136 ТК ТС).

Кредитно-финансовые организации государств, входящие в ТС, должны представлять по запросу таможни источники и информацию, которые касаются движения финансовых средств по счетам юрлиц и необходимы для полноценного проведения проверки на таможне, в том числе являющиеся банковской тайной, в соответствии с законами государств, входящих в ТС (п. 2 ст. 136 ТК ТС).

Является ли разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, уголовно наказуемым деянием, расскажем в материале.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Читайте также:  Сделки с долевой собственностью

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Статья 131. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Статья 135. Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

1. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства — члена таможенного союза.

2. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Таможенный кодекс Статья 111 Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации
Статья 131 Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы
Статья 134 В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки
Статья 135 Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой
Статья 136 Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором
Читайте также:  Пенсионное обеспечение для жителей Ярославля и Ярославской области в 2022 году

Таможенники провели в ООО «Пассив» проверку по факту возможной продажи недекларированной компьютерной техники, хранившейся на складе фирмы. Документов, подтверждающих этот факт, инспекторы не нашли. Директор фирмы заявил, что вся недекларированная компьютерная техника, хранившаяся на их складе, была украдена.

Тогда таможенники провели осмотр персональных компьютеров работников фирмы. В осмотре участвовал специалист по программированию и компьютерной технике. Именно он обнаружил и восстановил удаленное электронное сообщение, в котором проверяемая фирма предлагает предпринимателю Сергеевой приобрести компьютерную технику. Ее характеристики (заводские и серийные номера, изготовитель и пр.) совпадали с якобы украденной компьютерной техникой.

Представление необходимых бумаг и сведений

Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:

  • Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
  • органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
  • иные уполномоченные организации.

ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:

  • справка о наличии счетов;
  • заверенные копии контрактов (договоров);
  • заверенные копии паспортов сделок;
  • ведомости банковского контроля;
  • заверенные копии подтверждающих документов;
  • заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • выписки по операциям на счетах;
  • заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.

Такая проверка связана с выездом комиссии на объект: место нахождения организации, место ведения коммерческой деятельности предпринимателем, организацией. Регламентируется эта процедура ст. 333 ТК ЕАЭС и ст. 229 ФЗ-289.

В отличие от камеральной, выездная проверка может проводиться в соответствии с планом либо внепланово. Внеплановая проверка может быть встречной, т.е. проверяются несколько участников ВЭД во взаимосвязи.

Внепланово проверки назначаются по ряду причин (ст. 333 ТК ЕАЭС п. 16).

Одна из основных — появление у таможенных органов обоснованных подозрений в нарушении таможенного законодательства.

Выездные контрольные мероприятия может назначить не только руководитель таможенного органа или его заместитель, но и лицо, которое в данный момент замещает их обоих. День начала выездной таможенной проверки – это день вручения решения проверяемому лицу либо при отправке по почте – дата получения. Если получать документ это лицо отказывается, проверка начинается в день, когда зафиксирован отказ, либо на 6-й день после отправки по почте.

Если документ отправлен по ЭКС, за дату начала проверки берется день получения адресатом электронного послания. Заметим, что процессе проверки информация, содержащаяся в первоначальном решении, может изменяться и дополняться. К примеру, изменения могут коснуться состава ответственных за проверку лиц, предмета проверки.

Проверять могут не более 2-х месяцев. В исключительных случаях руководитель контрольного органа может принять решение о продлении проверки еще на месяц. Кроме того, если контролеры решат, что нужны дополнительно встречная проверка, экспертиза и другие меры, способствующие эффективному завершению контрольных мероприятий, данная проверка может приостанавливаться. Общий период продления ограничен 9-ю месяцами.

Формы таможенных проверок

Целью таможенного контроля является проверка учета задекларированных таможенных товаров и операций с ними путем сопоставления данных, отраженных в документации на продукцию с отчетными и учетными сведениями проверяемых лиц. К таковым относят:

  • Декларантов – юр. лиц и предпринимателей.
  • Таможенных перевозчиков и представителей.
  • Тех, кто выполняет хранение товаров, обладает различными полномочиями и так или иначе участвует в сделках по товарам, помещенным под таможенную процедуру.
  • Уполномоченных операторов данных.
  • Собственников таможенных складов, магазинов беспошлинных торговых операций.
  • Лиц, использующих товары, незаконно завезенные в страну.
  • Иных лиц, принимающих участие в сделках по таможенной продукции.

Как вести себя предпринимателю

Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.

В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.

Читайте также:  Врач-хирург: что он лечит и с какими симптомами к нему обращаться?

За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.

Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.

Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:

  • Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
  • Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
  • Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
  • Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.

Истребовние документов

Инспекторы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, базами и банками данных автоматизированных систем компании, коммерческими документами и другой информацией, относящейся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами (ст. 134 ТК ТС). Таможенники могут истребовать документы только письменно, а вот знакомиться с бумагами инспекторы имеют возможность как на своей территории, так и в помещениях фирмы. Этот вопрос руководитель проверяющей группы согласовывает с представителем компании. Если таможенники захотят изучать бумаги у себя, они должны составить акт приема-передачи и перечислить в нем все документы, которые планируют забрать.

Если на счетах фирмы недостаточно денег для оплаты санкций, таможенники вправе взыскать платежи за счет неоплаченных товаров, еще не выпущенных для свободного обращения. В других случаях начальник таможни может обратить взыскание на другое имущество фирмы.

В Таможенном кодексе ТС не установлен период, в течение которого фирма обязана представить документы. Его определяют сами ревизоры. Главное, чтобы у проверяемых было достаточно времени для выполнения требования (п. 2 ст. 98 ТК ТС). Обратите внимание: срок проверки в период собора бумаг не засчитывается. Если вы не укладываетесь во время, установленное инспекторами, уведомите их об этом письменно. В случае, когда требование отправлено вам по почте, считается, что оно получено на шестой день с даты отправки. А значит, к сроку, установленному ревизорами, вы можете прибавить и эти дни. Однако в такой ситуации лучше проинформировать таможню (хотя бы по телефону) о продлении срока. Иначе инспекторы могут завести административное дело. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя фирмы или предпринимателя. В противном случае, таможенники могут составить протокол по статье 19.7 КоАП РФ. Решение о штрафе принимает суд. Размеры санкций для фирмы составят от 3000 до 5000 рублей, для предпринимателей и должностных лиц – от 300 до 500 рублей. Обратите внимание: если вы не представите документы в ходе камеральной проверки, таможенники назначат выездную, если чиновники опять не будут удовлетворены, они могут арестовать товары.

Документы, необходимые для таможенных целей, должны храниться пять лет. Если этих бумаг у вас нет, инспекторы, скорее всего, предложат вам их восстановить. В случае отказа ревизоры не имеют права вас наказать, однако четко прописанных санкций за это в законе нет. А вот самостоятельно рассчитать суммы платежей, подлежащие взысканию таможней, в такой ситуации они могут. Заодно и оштрафуют за просрочку уплаты по статье 16.22 КоАП РФ.

В ходе контрольного мероприятия таможенники могут потребовать от сотрудников фирмы письменные пояснения (ст. 113 ТК ТС). Имейте в виду: речь идет не о показаниях в рамках административного или уголовного дела, а о том, чтобы уточнить, прояснить какие-то нюансы, возникающие в процессе проверки. Если же инспекторы начнут задавать вам вопросы об обстоятельствах нарушения или преступления, вы можете им отказать. Для сбора такой информации существуют свои процедуры, установленные в КоАП РФ и УПК РФ. Помните, что вы вправе не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ).

Суд вправе использовать пояснения как доказательства в уголовном или административном деле (ст. 171 Закона о таможенном регулировании в РФ). За отказ от дачи пояснений предусмотрен штраф для предпринимателей и должностных лиц фирмы в размере от 300 до 500 рублей, для других сотрудников – от 100 до 300 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *