Защита авторских и смежных прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита авторских и смежных прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.

  • Фотографии, стихи, дизайн-макеты, видеозаписи, посты в социальных сетях – лишь малая часть всего списка объектов интеллектуальной собственности, которые допустимо использовать только с согласия владельца.
  • Чтобы не выплачивать компенсацию, всегда подписывайте договор с правообладателем – например, лицензионное соглашение.
  • Если вы ищете бесплатный контент, то берите материалы с пометкой «Creative Commons» или те, которые находятся в общем доступе.
  • Цитирование, пародию или заимствование идеи не считают плагиатом.
  • Ставьте водяные знаки, депонируйте произведения, сохраняйте исходные материалы и регистрируйте разработки в Роспатенте, чтобы быстро доказать авторство, если это потребуется.

Кто имеет право на произведение?

Не признаются соавторами лица, которые оказали только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие при создании произведения, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением работ по созданию произведения. Также не попадает под определение соавторства ситуация, когда одно произведение создается на основе другого.

Авторами произведения признаются только граждане, создавшие данное произведение благодаря своему творческому труду.

Если произведение — результат труда нескольких человек, все его создатели могут выступить соавторами. Помните, что обязательным условием является наличие совместной творческой деятельности.

На практике часто возникают вопросы, касающиеся последствия участия в качестве соавторов в произведениях. В том числе вопросы касаются объема прав на сами произведения и распоряжение правами на них, а также определения объема материального вознаграждения.

Соглашение между соавторами поможет регламентировать права и обязанности, а также снизит вероятность возникновения споров.

Для того чтобы между соавторами не возникало споров, специалисты, представляющие наше Патентное Бюро, помогут определить порядок реализации права на произведение в специальном соглашении. Патентные поверенные и юристы проведут подробную консультацию по вопросу урегулирования отношений, а также подготовят проект соглашения, которое бы максимально учитывало интересы заказчика.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
  • в особо крупном размере
  • лицом с использованием своего служебного положения

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Административная ответственность за нарушение предпринимательских прав

К административной ответственности могут быть привлечены как граждане, так и юридические лица.

К ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских прав, а так же за незаконное использование экземпляров произведений (или фонограмм), контрафактных произведений или экземпляров на которых указаны ложные и/или недостоверные сведения об авторе. При этом к ответственности по данной статье может быть привлечено не только лицо, изготовившее такие экземпляры, но и лица их распространяющие или использующие в иных целях.

Привлечение к административной ответственности влечет за собой наложение штрафа, а так же конфискацию (изъятие) незаконных (контрафактных) фонограмм или образцов произведений.

Ст. 14.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за действия, выразившиеся в недобросовестной конкуренции, при котором в оборот попал товар, по которому нарушены авторские права. За такое нарушение законодатель предусмотрел штраф не в твердой сумме, а в проценте оборота от выручки, полученной в связи с введением в оборот такого товара.

Читайте также:  Как пользоваться картой москвича для поездок в транспорте

Плагиат, пародии и переработки

Для начала необходимо определить, что из себя представляют эти три понятия.

Плагиат — это умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, выраженное в сообщении иным лицам ложных сведений о себе как о действительном авторе произведения. Круг таких лиц может быть как определенным, так и неопределенным. Например, опубликование чужой книги под своей фамилией — это сообщение неопределенному кругу лиц ложных сведений об авторстве, а обращение к издателю с целью публикации не своего произведения под своим именем — определенному кругу лиц. Тем не менее и тот и другой случай является плагиатом.

Для четкого понимания описываемого явления стоит процитировать стихотворение Игоря Губермана:

«Я пришел к тебе с приветом,

Я прочел твои тетради,

В прошлом веке неким Фетом

Ты был жутко обокраден».

Административная ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях:

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Привлечение нарушителя авторских прав к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

Административная ответственность

Порядок возникновения административной ответственности за нарушение авторских прав и возможные наказания для нарушителя определяются часть 1 статьи 7.12 действующего в России КоАП.

Ключевым условием для привлечения к этому виду ответственности становится цель правонарушения, которая заключается в извлечении дохода.

Сутью нарушения выступает незаконное использование фонограмм или экземпляров произведения в виде ввоза, продажи, сдачи в прокат.

При этом не имеет значения, являются они контрафактными, или содержат неверную информацию об авторе, производителях, месте производства и т.д.

Наказанием в данном случае становится конфискация контрафакта и штраф за нарушение авторских прав, величина которого определяется статусом правонарушителя:

  • от 1,5 до 2,0 тыс. руб. – для физлиц;
  • 10-20 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • 30-40 тыс. руб. – для организаций.

Более серьезное наказание предусматривается положениями статьи 14.33 КоАП, предусматривающей нарушение авторских прав в рамках недобросовестной конкуренции. В подобной ситуации должностное лицо наказывается штрафом от 20 тыс. руб. или дисквалификацией продолжительностью до 3 лет.

Юридическое лицо будет вынуждено заплатить от 1% до 15% от суммы полученной выручки при минимальном размере штрафа, составляющем 100 тыс. руб. Важно отметить, что для расчетов используется не цена контрафакта, а стоимость легального товара, изготовленного с соблюдением авторских прав.

Указанная последней правовая норма подтверждена статьей 25 Постановления №14 Пленума ВС РФ (датируется 26 апреля 2007 года). В документе четко указано, что в рамках классификации неправомерных деяний и определения их размера как крупного или особо крупного, требуется руководствоваться розничной ценой лицензионных/оригинальных фонограмм или произведений.

Конституция Российской Федерации, которая является основополагающим законодательным актом, статьёй 44 устанавливает, что

интеллектуальная собственность охраняется законом, и что каждый гражданин вправе реализовывать своё право на литературное, художественное, техническое, научное или любое другое творчество.

Для начала необходимо определиться, что же такое авторское право (далее – АП) и интеллектуальная собственность (далее – ИС).

ИС — это результат умственного труда или, проще говоря, человеческого разума. Создателями, а, следовательно, и правообладателями могут быть не только какие-либо конкретные лица, но и фирмы или корпорации в целом.

АП – это определённая совокупность законных норм, которые регулируют отношения, связанные с созданием, использованием и охраной объекта авторских прав (далее – ОАП).

В соответствии со статьёй 1252 Гражданского кодекса РФ, ОАП признаются любые произведения науки, искусства, литературы, независимо от их предназначения и фактических качеств, а также способов их распространения или выражения.

В части 1 статьи 1259 ГК РФ установлен перечень объектов авторских прав, состоящий из следующих пунктов:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Рассмотренная тема невероятно сложна и порой пересекается с множеством других уголовно-правовых или административных положений. Не будет ошибкой отметить, что практически каждый второй человек, намеренно или нет, но использует в той или иной степени продукцию или произведения, нарушающие права правообладателя. Например, многими любимые просмотры фильмов, скачанных из Интернета или в группах в социальных сетях, а ведь распространение большинства из них преследуется по закону, и по сути, даже хранение копий подобных фильмов является нарушением действующего законодательства. Исходя из этого, борьба с «интернет-пиратством», по сути, проиграна, не успев даже начаться. Да, конечно, с учётом того, что в скором времени будет введён в действие всем известный «Пакет Яровой», под санкции может попасть огромное количество людей, и большинство из них могут даже не подозревать, что нарушают закон.

Всемирная конвенция по авторскому праву

Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах (в редакции 1952 и 1971 гг.), так же как и Бернская конвенция, предусматривает предоставление охраны на основе принципа национального режима, но при этом:

• не требует столь высокого уровня охраны авторских прав, как Бернская конвенция;

• допускает возможность установления формальностей при предоставлении охраны (проставление знака охраны авторских прав);

• ограничивается охраной только тех произведений, которые были опубликованы после присоединения страны к Всемирной конвенции.

СССР присоединился к Всемирной конвенции в редакции 1952 г. в 1973 г., а Российская Федерация присоединилась к редакции 1971 г. в 1995 г.

Для многих стран Всемирная конвенция являлась промежуточным, переходным этапом на пути к Бернской конвенции.

Положения Всемирной конвенции не подлежат применению в случаях, когда речь идет об охране произведений, страна происхождения которых участвует в Бернской конвенции, если охрана испрашивается в другой стране, участвующей в Бернском союзе. В связи с присоединением подавляющего большинства государств к Бернской конвенции значение Всемирной конвенции существенно снизилось.

Возникновение необходимости охраны смежных прав было связано с научно-техническим прогрессом, с появлением различных способов звуко– и видеозаписи, распространением радио– и телевизионного вещания.

Как и многие другие международные договоры в области авторского права и смежных прав, Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция) основана на закреплении двух принципов:

1) предоставления национального режима охраны, в соответствии с которым каждое участвующее в Римской конвенции государство обязано предоставлять иностранным исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям такую же охрану их прав, какая предоставляется в соответствии с внутренним законодательством такого государства его собственным гражданам и юридическим лицам, причем независимо от того, предоставляет ли такие же права исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям соответствующее иностранное государство;

2) установления минимально допустимого уровня охраны прав, согласно которому любое участвующее в Римской конвенции государство должно гарантировать, что специально предусмотренные Римской конвенцией права будут предоставляться гражданам и юридическим лицам из других государств – участников Римской конвенции.

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, по состоянию на 4 марта 2004 г., членами Римской конвенции стали 77 стран. США в Римской конвенции не участвует. Российская Федерация является участницей Римской конвенции с 26 мая 2003 г.

Римская конвенция не требует от государств-участников предоставления какой-либо охраны в отношении фонограмм, записанных до даты присоединения государства к Римской конвенции, а также в отношении исполнений и передач в эфир, которые были осуществлены до этой даты. Аналогичный подход (отсутствие так называемой ретроактивной охраны) предусматривается рядом других соглашений в области смежных прав (в том числе Женевской конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм).

Поскольку Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г., охрана в соответствии с положениями этой Конвенции на территории Российской Федерации предоставляется только записанным после этой даты фонограммам и осуществленным после этой даты исполнениям и передачам в эфир.

Обнародование и опубликование (выпуск в свет)

В ст. 4 Закона приводятся определения обоих терминов – «обнародование» и «опубликование», однако используемые при этом формулировки никак не отражают причин существования этих двух терминов и их соотношения друг с другом.

Обнародование произведения – это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например, путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т. д.), публичного показа (размещение картины в галерее), опубликования в журнале, издания в виде книги и т. д. С обнародованием произведения Закон связывает важные последствия, в частности возможность использования обнародованного произведения без согласия автора в установленных Законом случаях.

Другой комментарий к статье 146 Уголовного Кодекса РФ

1. Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Речь идет об охране законом результатов творческой деятельности человека в любой сфере. Это объекты авторского права, которые существуют в реальном мире на различных носителях (видеоматериалы, аудиозаписи, бумажные и т.п.).

Читайте также:  Исковое заявление о разделе имущества после развода

2. Диспозиция комментируемой статьи бланкетная и предполагает знание части четвертой Гражданского кодекса РФ, нормы которой вступили в силу с 1 января 2008 г. и регулируют отношения в сфере авторского права и смежных прав. Для правильного применения норм уголовного закона следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлении от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» (Российская газета. 2007. 5 мая). Но вопрос об ответственности будет решаться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

3. Основной непосредственный объект преступления — интеллектуальная собственность, авторские или смежные права, под которыми понимаются права авторов и лиц, обладающих смежными правами (артисты — исполнители, организаторы эфирного вещания и звукозаписи и т.п.). Дополнительным непосредственным объектом выступают имущественные интересы авторов или иных правообладателей.

Предмет данного преступления — чужое произведение (литературное, художественное, научное, техническое) или воспроизведенное исполнителем и другие продукты творчества.

4. Объективная сторона по ч. 1 ст. 146 УК характеризуется деянием в форме плагиата (присвоение авторства), последствиями в виде крупного ущерба и причинной связью между деянием и последствиями. Состав преступления в данном случае материальный. Оно считается оконченным с момента причинения крупного ущерба, размер которого законодательно не определен и решается судом с учетом всех объективных и субъективных факторов.

Присвоение авторства на чужое произведение (плагиат) может выражаться в использовании чужого произведения как составной части собственного без ссылки на авторство другого лица, в опубликовании (издании) совместно с соавторами созданного произведения только под своим именем и т.п.

5. По ч. 2 ст. 146 УК ответственность наступает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, в крупном размере. Незаконное использование состоит в: воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужого произведения без согласия подлинного автора, в том числе без выплаты ему (полностью или частично) гонорара; противозаконной публикации произведения с внесенными в него без согласия автора изменениями, дополнениями или сокращениями; противоречащем закону переиздании произведения без согласия автора; снятии с произведений копий, репродукций, тиражировании, публичном исполнении и т.д. Состав преступления в этом случае приобретает конструкцию формального, в котором для признания преступления оконченным не требуется наступление реальных последствий. Крупный и особо крупный размеры от незаконных действий с объектами авторского права законодательно определены в примечании к данной статье и обладают определенной спецификой: крупным размером признается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая 100000 руб., особо крупным — соответственно один миллион руб.

6. Субъективная сторона преступления по ч. 1 характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность незаконного использования объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, предвидит возможность или неизбежность причинения в результате этого крупного ущерба потерпевшему и желает либо сознательно допускает причинение ущерба или относится к происходящему безразлично. В ч. ч. 2 и 3 речь идет только о прямом умысле, так как состав является формальным.

7. В ч. 3 ст. 146 предусмотрены три квалифицирующих признака: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения.

Нарушителями могут быть и частные фирмы, и государственные организации. Практика показывает, что с первых взыскать что-то легче. Муниципальные и госорганизации оправдываются отсутствием в своих сметах расходов на выплату какого-либо вознаграждения и не желают нести ответственность за нарушение авторских прав. То есть деятельность многих филармоний, дворцов культуры, театров, телевизионных и радиоканалов заранее предполагает «пиратские» действия.

Заставить эти организации получить требуемые лицензии или заключить прямые договоры с авторами и законными обладателями прав часто получается только в зале суда. Дела данной категории продвигаются медленно и с трудом. Все — оттого, что судьи часто сочувствуют нарушителям, особенно бюджетным организациям с их трудным материальным положением.

«Пиратами» часто становятся несколько «нелицензионных» пользователей. Например, воспроизведение фонограммы с нарушением авторского права автоматически подразумевает незаконность ее распространения, передачи в эфир, публичного исполнения и пр.

Защита авторских и смежных прав производится в порядке, определенном законом. Формой ее служит специальный комплекс организационных мероприятий. Имеется две основные разновидности такой защиты — юрисдикционная и неюрисдикционная. Первая заключается в деятельности уполномоченных органов по защите оспариваемых или нарушенных прав. Суть ее — в обращении потерпевших лиц в суд или другие компетентные органы, которые обязаны принять меры пресечения и восстановления в правах.

Юрисдикционная, в свою очередь, может иметь общий порядок защиты и специальный. Согласно закону, охрана и восстановление нарушенных прав производится в судебном порядке. Большинство споров вокруг данной темы находится в ведении судов общей компетенции (от районных до областных). Если судятся между собой юридические лица, в дело вступает арбитраж.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *