Как изменится расчет заработной платы в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится расчет заработной платы в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

Обязательный уровень пенсии в Казахстане состоит из 2-х частей.

1) Солидарная часть — эта часть пенсии выплачивается из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Эта часть пенсии полагается не всем. Если у вас есть хотя бы 6 месяцев трудового стажа до 1 января 1998 года – вы будете получать трудовую пенсию. Ее размер составляет 60% от среднего дохода в месяц за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1998 года.

Со временем эта пенсия перестанет существовать из-за смены поколений. Произойдет это примерно к 2043 году, когда все у кого есть стаж работы до 1998 года выйдут на пенсию.

2) Выплаты из ЕНПФ. Это пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Кстати, пенсионные выплаты из ЕНПФ можно начать получать и раньше, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Выплаты из ЕНПФ можно уже получать при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета.
Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Выплата социальной пенсии в Казахстане

С 2021 года изменится размер специальных государственных пособий взамен льгот.

  • Обладатели звания «Халык Кахарманы», «Казакстаннын гарышкер-ушкышы» и «Казахстаннын енбек ери» будут получать 404 384 тенге, или 963 доллара.
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 46 672 тенге, или 111 долларов;
  • лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, – 18 057 тенге, или 43 доллара;
  • лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, – 22 024 тенге, или 52,5 доллара;
  • вдовы воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) в Великой Отечественной войне, не вступившие в повторный брак, – 13 069 тенге, или 31 доллар;
  • семьи военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или в других государствах, в которых велись боевые действия, – 13 390 тенге (31,8 доллара);
  • семьи погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также семьи умерших вследствие лучевой болезни или умерших инвалидов, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний – 6 214 тенге, или 15 долларов;
  • жены (мужья) умерших инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов, а также жены (мужья) умерших участников войны, партизан, подпольщиков, граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признававшихся инвалидами в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступили в повторный брак – 7 468 тенге, или 18 долларов;
  • Герои Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны — 217 755 тенге, или 518 долларов;
  • Герои Социалистического Труда, кавалеры орденов Трудовой Славы трех степеней — 28 004 тенге, или 67 долларов;
  • инвалиды 1 и 2 групп – 4 374 тенге, или 10,5 доллара;
  • инвалиды 3 группы – 1 867 тенге, или 4,5 доллара;
  • дети-инвалиды до 16 лет — 2 801 тенге, или 7 долларов;
  • жертвы политических репрессий, лица, пострадавшие от политических репрессий, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, – 3 122 тенге, или 7,5 доллара.

Дети из малообеспеченных семей недополучили пособий на миллионы

Размеры пособия по случаю потери кормильца будут составлять от 29 500 тенге до 72 378 тенге в зависимости от количества иждивенцев.

Семьи:

  • с одним нетрудоспособным гражданином — будет получать 29 500 тенге, или 70 долларов;
  • с двумя – 51 110 тенге, или 122 доллара;
  • с тремя – 63 459 тенге, или 151 доллар;
  • с четырьмя – 67 232 тенге, или 160 долларов;
  • с пятью – 69 634 тенге, или 166 долларов;
  • с шестью и более — 72 378 тенге, или 172 доллара.

Круглые сироты будут получать 40 477 тенге (96 долларов), остальные члены этой семьи – 18 524 тенге, или 44 доллара.

Новый пакет реформ ожидает Казахстан в 2021 году, заявил Токаев

Напомним, 2 декабря 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы». Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:

  • минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.

Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:

  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.
Читайте также:  Инструкция: заполняем и подаем декларацию 3-НДФЛ онлайн

После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:

  • на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
  • на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.

Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.

Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
  • при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
  • при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
  • при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
  • при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
  • при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).

  • Новости
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Происшествия
  • Интервью
  • Мир
  • О проекте
  • Редакция
  • Рекламодателям
  • Правила сайта
  • Вакансии

Как изменятся пенсии и пособия с 1 января 2021 года

Предусмотрено несколько вариантов развития событий, относительно которых начисляются пособия:

  • По старости. Пенсионные выплаты предусмотрены для женщин старше 63 лет и мужчин от 67 лет. Население Крайнего Севера может рассчитывать на них по достижении 47 и 52 лет соответственно. При этом официальный рабочий стаж должен быть не менее 11 лет, а индивидуальный пенсионный коэффициент – составлять минимум 18,6 баллов.

Повышение социальной пенсии в 2021 году традиционно пройдет посредством индексации. Ее порядок установлен ст. 25 закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001:

  • срок – ежегодно с 1 апреля;
  • размер – пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионера по итогам 2020 г.

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект о дополнительной индексации соцпенсий с 1 июля. Ее предлагается проводить, если инфляция за минувший год превысит темп роста прожиточного минимума пенсионера.

Согласно последним новостям, с 1 апреля 2021 года произойдет повышение на 2,6%. На 2022 и 2023 годы запланированы коэффициенты 3,9% и 3,7% соответственно. Для каждой категории получателей социальной пенсии предусмотрен свой фиксированный размер выплат, соответственно и размер повышения будет отличаться.

Согласно российским законам, в том числе принятым на основе поправок в Конституцию РФ, в 2021 году пройдет обязательная индексация всех видов выплат, которые получают российские пенсионеры. Индексация предусмотрена для страховых, социальных, военных и государственных пенсий. Для каждой категории предусмотрен свой процент индексации и своя дата, когда она будет проведена.

В Госдуму внести законопроект о выплате 13-й пенсии в декабре

В Госдуму планируют внести законопроект, согласно которому пожилые граждане смогут получать дополнительную пенсию в декабре. Соответствующее предложение планирует вынести «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым.

«Перед наступлением праздников активность заемщиков значительно возрастает. Банки и микрофинансовые организации особенно охотно дают деньги в долг пенсионерам, которые имеют относительно невысокие доходы, но в силу своего возраста представляют собой выгодную перспективу для кредиторов. Новая выплата может позволить многим пенсионерам избежать рискованных кредитов», — сообщил глава фракции.

Скорее всего, изменения внесут в закон «О страховых пенсиях».

«Каждый пенсионер, который имеет страховую пенсию по старости, должен раз в год в декабре получать дополнительную страховую пенсию (так называемую 13-ю)», — сказано в пояснительной записке.

Известно, что на данный момент официального решения о назначении 13-ой пенсии в декабре 2022 года принято не было. Вероятно, такие начисления будут положены пенсионерам только с 2023 года.

Пенсионный возраст в Казахстане

В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):

2023 г. 61
2024 г. 61,5
2025 г. 62
2026 г. 62,5
2027 г. 63

Виды пенсии в Казахстане

Основное обеспечение предоставляется в виде базовой и солидарной частей, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Следующий уровень: обязательные отчисления — трудящихся — 10% и профессиональные работодателей — 5% от ЗП рабочих, занятых в опасных условиях труда. Третий уровень представлен индивидуальными и корпоративными добровольными взносами.

Актуальные виды обеспечения:

  1. базовое (зависит от трудового стажа и периода участия в накопительной системе, неработающие могут претендовать только на нее),
  2. солидарное (зависит от рабочих периодов до 1998 г.),
  3. три разновидности накопительного, состоящие —
  • из обязательных отчислений,
  • из обязательных профессиональных для лиц, занятых на вредном производстве,
  • из добровольных.

Классическая схема обеспечения казахстанцами будущей пенсии для себя выглядит следующим образом:

  • ежемесячно отчисляются ОПВ в размере 10% от полученного дохода;
  • отчисляются ОППВ (не для всех категорий работников);
  • отчисляются добровольные пенсионные взносы (по желанию работника).

Накопив на счете в ЕНПФ определенную сумму, при выходе на пенсию лицо получает право на ежемесячную выплату из ЕНПФ.

Но есть и альтернативный вариант, также предусмотренный законодательством: заключение со страховой компанией договора пенсионного аннуитета.

Согласно пп.14 ст.1 закона №105-V от 21.06.2013 г. «О пенсионном обеспечении…» договор пенсионного аннуитета – это договор страхования, согласно которому страхователь (получатель пенсионных выплат) обязуется передать страховой организации сумму пенсионных накоплений, а страховая организация обязуется осуществлять страховые выплаты в его пользу пожизненно или в течение определенного периода времени.

Регламентируется пенсионный аннуитет в Казахстане:

  • гл.8 (ст.59 -62) закона №105-V от 21.06.2013 г.;
  • Правилами перевода пенсионных накоплений из ЕНПФ в страховую организацию по договору пенсионного аннуитета, утвержденные постановлением Правления НБ РК №32 от 26.02.2014 г.

Все ли казахстанцы вправе заключить договор пенсионного аннуитета?

Все тот же закон №105-V от 21.06.2013 г. дает возможность воспользоваться преимуществами пенсионного аннуитета всем вкладчикам ЕНПФ, но при соблюдении некоторых условий. Так, заключить договор пенсионного аннуитета могут:

  • лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины -63 года, женщины 60-63 лет)
  • лица, в возрасте 45 лет и старше, у которых на счете в ЕНПФ имеются накопления в размере «порога достаточности» (выплаты начнутся только с 55 лет мужчинам и с 52-55 лет женщинам!). Такая форма носит название «отложенный аннуитет»;
  • лица в возрасте 40 лет, за которых уплачены ОППВ совокупно не менее 60 календарных месяцев, и сумма позволяет обеспечить выплаты не менее 70% от прожиточного минимума (выплаты начнутся с 50 лет);
  • инвалиды I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно.

Для справки: В 2021 г. приобрести пенсионный аннуитет могут мужчины в возрасте 55 лет, если в ЕНПФ у них есть накопления в сумме 6,7 млн. тг., женщины в возрасте 52 лет, с накоплениями в 9,0 млн. тг. В этом случае выплаты они начнут получать сразу. Для отложенного аннуитета, который приобретается в 45 лет (а выплаты начинаются с 55 лет), мужчинам нужно иметь на счете в ЕНПФ в 2021 г. не менее 6,1 млн. тг., а женщине — 7,7 млн. тг.

Например:

Мужчина 55 лет имеет в ЕНПФ накопления в сумме 10 млн. тг. Он может:

  • дождаться пенсионного возраста (63 лет) и начать получать пенсию из ЕНПФ;
  • перечислить все накопления в страховую компанию и начать получать страховые выплаты уже с текущего месяца (фактически, «выйти на пенсию» с 55 лет);
  • перечислить в страховую компанию сумму в размере, достаточном для покупки аннуитета (6,7 млн. тг.в 2021 г.), а остаток 3,3 млн.тг. использовать на улучшение жилищных условий, лечение или передать в доверительное управление.

Какие существуют риски.

Выплаты по пенсионным аннуитетам гарантируются АО «Фонд гарантирования страховых выплат». В случае банкротства страховой компании клиент не останется без пенсии. Также деятельность стразовых компаний лицензируется и контролируется государством. Однако, риски все же есть.

Основными нюансами, на которые следует обратить внимание, решая заключить договор пенсионного аннуитета, являются:

  • невозможность передать накопления по наследству;
  • невозможно вернуться из страховой компании обратно в ЕНПФ, можно только сменить одну компанию на другую;
  • сменить страховую компанию можно только через 2 года после заключения договора (п.6 ст.60 закона №105-V).

МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане

  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 778 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 17 641 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 40 441 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 32 668​ тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 525 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 037 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 36 108 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2405 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 28 284 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 33 745 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 269 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 24 459 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 12 802 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 28 148 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 24 459 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 121 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 22 859 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 965 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 25 824 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 22 859 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 982 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 21 364 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 182 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 23 692 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 21 364 тенге.
Читайте также:  Как отменить сделку купли-продажи квартиры

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

«Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов», – сказано в документе.

Закон утвердил:

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

Минимальная заработная плата (далее также МЗП) является минимальным порогом начисления зарплаты работнику в Республике Казахстан за полный рабочий месяц, а также для исчисления некоторых видов налогов, таких как:

  • Обязательные пенсионные взносы
  • Социальный налог
  • Социальные отчисления

Ставка МЗП устанавливается ежегодно законом “О Республиканском бюджете”.

Повышение пенсий и размера МРП: опубликован закон о бюджете на 2021-2023 годы

Для того, чтобы быстро и точно рассчитать заработную плату, воспользуйтесь нашим сервисом расчета заработной платы, который находится по адресу https://culs.kz/calc.

Сервис позволит рассчитать зарплату легко и без лишней нервотрёпки. Полный набор инструментов для быстрого и точного расчёта:

  • ведение справочников организаций и сотрудников;
  • автоматический производственный календарь, баланс рабочего времени и другие расчётные показатели;
  • формирование расчётных листков и ведомости, а также других документов;
  • формы налоговой отчётности 200.00 и 910.00 для импорта в СОНО или КНП
  • Вернуться в главное меню
  • Перейти в сервис расчета зарплаты
  • Узнать расценки

МРП в 2021-м равен 2 917 тенге (6,9 доллара). Напомним, с 1 января 2020 года МРП составлял 2 651 тенге, с 1 апреля — 2 778 тенге.

Стоит отметить, что наряду с увеличением МРП в Казахстане пенсии повысятся на 7%, пособия по инвалидности, утере кормильца, многодетным семьям вырастут на 5%.

МРП применяется для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматрива��тся в связи с изменением этой величины.

С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

Читайте также:  Льготы для ИП и ООО, которые только открылись

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Уважаемый пользователь!

Повышение (индексация) пенсии в 2022 году пенсионерам в Казахстане

По словам Виктории Шегай, при переходе к минимально гарантированной пенсии увеличится минимальный порог этой выплаты для всех пенсионеров.

«Если сегодня размер базовой пенсии на минимальном уровне составляет 54 процента от прожиточного минимума, около 18 500 тенге сегодня, то при переходе к минимально гарантированной пенсии минимальный порог увеличивается до 70 процентов от величины прожиточного минимума, около 24 тысяч тенге», — объяснила представитель Минтруда.

По действующей системе минимальный стаж участия в пенсионной системе — 10 лет, по новой системе стаж участия снизится до 5 лет.

«На уровне 70 процентов от величины прожиточного минимума будут получать те пенсионеры, у которых нет стажа либо этот стаж составляет менее 5 лет. За каждый год сверх установленного стажа размер пенсии увеличивается на 2 процента», — рассказала директор департамента Минтруда.

Если базовая пенсия сегодня ограничивается 100 процентами от величины прожиточного минимума, то при переходе к минимально гарантированной пенсии предлагается не устанавливать верхний предел.

«То есть за каждый год, который проработал человек сверх пяти лет, размер этой пенсии предлагается увеличивать на 2 процента и без ограничений. Если человек проработал, скажем, 20 лет, то сегодня он получает порядка 74 процентов от прожиточного минимума — около 25,5 тысячи тенге. При переходе на систему минимальной гарантированной пенсии с таким же стажем человек будет получать 100 процентов от прожиточного минимума. На сегодняшний день это 34 302 тенге», — поделилась директор департамента Минтруда.

В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

Почему в РК не снижают пенсионный возраст?

  • Мусульманские праздники — календарь исламских постов
  • Православные праздники — календарь церковных дней
  • История Руси, даты, события в 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 веке
  • Дни рождения знаменитостей — известные люди мира…

Минимальный размер пособия гарантирует Конституция Республики, а выплачивают его в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении…». Возраст для обращения за начислениями для мужчин пока выше, чем для женщин, но к 2027 году он сравняется и составит 63 года, независимо от пола.

Возможность получить пособие раньше срока имеют граждане, проживавшие 5 лет и более в регионах экологического риска: мужчина — 50; женщина — 45.

К ним относятся районы возле Семипалатинского полигона в период с 29.08.1949 по 05.07.1963 г.

Важное от BBQcash: нужен стаж до 1998 г.— 25 и 20 лет соответственно.

Для многодетных матерей, имеющих 5 и более детей, возраст для получения пенсии — 53 года.

Важное от BBQcash: женщина может родить их сама или усыновить.

Обязательное соблюдение условий:

  • в момент обращения за пособием пятый ребенок должен быть старше 8 лет;
  • усыновление детей осуществлялось раньше, чем им исполнилось 8;
  • стаж работы — 20 лет.

Граждане Казахстана — участники накопительной системы могут воспользоваться пенсионным аннуитетом — договором, останавливающим трудовую деятельность раньше установленного возраста — в 50, если их работа не менее 5 лет была связана с вредными условиями. Для других категорий: мужчина — в 55 лет; женщина — в 51,5 года (с 2020 г.).

Важное от BBQcash: они должны иметь достаточно средств в ЕНПФ: 9,6 и 13,5 млн тенге соответственно.

В Казахстане пенсионную реформу начали проводить в 1998 г. В основу взяли принцип — гражданин должен быть ответственным за свою будущую пенсию. В связи с необходимостью модернизации действующей системы и недопущения понижения размера выплат, сейчас проводят изменения, состоящие из двух этапов:

  • создание Единого накопительного фонда с сохранением всех обязательств по накоплениям;
  • утверждение концепции до 2030 г., предусматривающей усиление устойчивости и рост пособий.

Наниматель обязательно перечисляет в ЕНПФ 10 % от дохода своего сотрудника. Сумма, с которой они удерживаются, не должна быть ниже минимальной заработной платы и выше ее в 50 раз. Из своих средств работодатель перечисляет профессиональные взносы 5 %.

От уплаты 10 % освобождаются совместители, фрилансеры и работники по договорам гражданско-правового характера. За них перечисляют взносы те, кому гражданин оказывает услуги.

Важное от BBQcash: сохраняется добровольность перечисления сумм для каждого человека.

Член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб заявила, что средства для ежегодной выплаты тринадцатой пенсии россиянам в бюджете не запланированы.

По ее словам, «само понятие «тринадцатая пенсия» — это совершенное непонимание страховой солидарной пенсионной системы».

Бессараб пояснила, что пенсионное пособие рассчитывается, «исходя из тех тарифов индивидуальных страховых взносов, которые планируются в течение всей жизни».

Она считает, что «смешивать две совершенно несоединимые системы сложно».

Также депутат сказала, что ей не понятно, зачем фракции, которая готовится внести соответствующий законопроект, «вносить изначально нереализуемые инициативы».

Бессараб также отметила, что власти понимают необходимость увеличения пенсий россиянам, но для этого необходимы другие меры.

«На следующий год планируют на 4,8% повысить страховые пенсии, – сказала парламентарий. – Такое увеличение, как тринадцатая выплата, не предусмотрено федеральным бюджетом на 2023 год, непонятно, где в этом году брать деньги, чтобы выплачивать».

Депутаты фракции «Справедливая Россия – За правду» заявляли, что внесут во вторник в Госдуму законопроект, которым предлагается установить ежегодную выплату дополнительной пенсии по старости. Первые платежи должны быть начислены уже в декабре этого года.

Лидер фракции Сергей Миронов отметил, что российские пенсионеры являются самой социально незащищенной категорией граждан, которой требуется поддержка со стороны государства.

Бессараб отметила, что страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров и так выросли практически на 20%.

«Тринадцатая зарплата в организациях планируется по результатам финансово-экономической деятельности, когда результат превосходит ожидания и планы на год. В этом случае добросовестные работодатели делятся этим дополнительным куском пирога с работниками. Что такое 13-я пенсия мне совершенно непонятно.

У нас солидарная пенсионная страховая система, уплата взносов производится ежемесячно в соответствии с установленными нормативами по законодательству. Откуда фракция предлагает взять средства на 13-ю пенсию, не могу представить.

Напомню, что в 2022 году по поручению президента страховые, социальные и военные пенсии были увеличены.

Страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров выросли практически на 20% и к концу этого года достигли почти 21 тысячу рублей», — сказала Бессараб.

Она отметила, что инициатива депутатов была не просчитана должным образом. Бессараб также указала, что они нарушили статью 83 Бюджетного кодекса, которая предполагает пояснить, из каких средств можно сделать выплаты 13-й пенсии.

«В следующем году, с 1 января, индексация также предполагается на 4,8%.

Часть пенсионеров получает январскую пенсию уже в декабре перед праздниками. Они получат пенсию, увеличенную на 4,8%.

Таким образом, объективно инициатива не просчитана. Уверена, что там нарушена статья 83 Бюджетного кодекса, которая предполагает пояснить, из каких средств можно сделать такие выплаты. А пояснить это невозможно, потому что откуда взять такие дополнительные средства? С вертолета разбросать?», — резюмировала Бессараб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *