Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывают аванс и почему он уменьшится в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Изменения по предоплате
С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.
По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).
Кроме того, нововведения позволили изменять существенное условие об авансировании работ. В своём письме от 19.05.2020 г. № 09-04-05/41434 Минфин разъяснил, в каких случаях это разрешено.
Для изменения условий авансирования необходимо, чтобы одновременно соблюдались следующие условия:
- новая сумма аванса не должна превышать максимальный предел, который установлен законодательством для данного вида работ;
- условие об авансировании прописано в тексте контракта;
- изменения условий авансирования происходит по инициативе исполнителя, корректировки согласованы с заказчиком.
Банковская гарантия на возврат предоплаты по 223-ФЗ
Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий контракта может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение контрактных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от исполнителей банковские гарантии возврата аванса.
В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке. При этом он должен выбрать банк из тех, что были предложены заказчиком в закупочной документации. Если в контракте отсутствуют указания на конкретный банк, он может выбрать любое учреждение, отвечающее требованиям организаторов тендера.
В случае нарушения контрактных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.
Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:
- наименования сторон соглашения и поручителя;
- условие предварительной выплаты;
- продолжительность действия;
- сумма аванса;
- обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
- дата оформления;
- условия, при которых аванс может быть возвращён.
Преимущества и недостатки
Для заказчика предоплата по 44-ФЗ в бюджетном учреждении имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность предварительно заказать нужную продукцию,
закупить расходные материалы, привлечь к исполнению желаемого субподрядчика |
Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства |
Какие ограничения есть для аванса
Для организаций — получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие Постановлением Правительства от 09.12.2017 №1496 (так называемое Положение об исполнении бюджета). В нем прописаны основания для авансирования в бюджетных учреждениях:
По новому постановлению 100% авансирование в бюджетных учреждениях в 2021 году не допускается, но аванс в 50% (включительно) от цены соглашения возможен. Если заказчик заключает госконтракт в целях обеспечения федеральных потребностей и нужд, он вправе установить аванс до 50% от стоимости товаров, работ и услуг.
Разрешено и 50% авансирование для контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной или муниципальной собственности, если закупка финансируется из целевых федеральных межбюджетных трансфертов. А при казначейском сопровождении величину предоплаты при необходимости увеличивают до 90% от цены контракта. До 31 декабря 2021 года аванс 30 процентов по 44-ФЗ не применяется.
При согласовании выплаты аванса заказчик предусматривает условие о том, что размер последующей оплаты по контракту не превышает:
Таким образом, правила по авансированию, которые действовали еще до конца 2020 г., устарели. На смену им вначале 2021 г. пришли новые поправки, которые начали действовать с января.
Было увеличено минимальное значение аванса для некоторых групп товаров с 30 до 50%. Теперь ниже этой процентной ставки предоплата быть не может. Согласно Гражданскому законодательству максимальный размер предоплаты может составлять 100%. Но заказчикам нелегко принимать такое решение, так как высок риск нарваться на недобросовестного исполнителя.
Аванс может быть выплачен не только одним платежом, но и частями, если по условиям контракта предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.
Законодательство контролирует меры авансирования, на которое, в частности, повлияла пандемия в нашей стране. Некоторые изменения были связаны именно с негативным влиянием на закупки коронавируса. Поэтому и заказчикам, и поставщикам необходимо следить за актуальной информацией по этому вопросу.
Когда теперь необходима выплата налогового вычета
В 2022 году перечисление сумм происходило не позже даты, которая следует за днем выплаты заработка, а также до последнего числа месяца (в случае отпускных или больничных). Какие изменения по срокам вступают в силу (ст. 226, п. 6):
- Новая редакция гласит, что перечисление суммы должно выполняться в текущем месяце до 28 числа.
- Налог, исчисленный, а также удержанный в период 01-22 января, выплачивается до 28. 01. 2023 года. Не позже последнего рабочего дня в период с 23 по 31.
- Требования одинаковы для аванса в 2023 году, заработной платы и прочих выплат, подпадающих под определение дохода.
Если крайний срок приходится на выходной день или праздник государственного значения, сумма перечисляется в налоговую службу в следующий за ними рабочий день.
Например:
- Авансовая выплата в компании происходит 20 числа и платить НДФЛ необходимо до 28 января.
- Однако 28 число суббота, поэтому уплата переносится на ближайшую рабочую дату, следующую за выходными – 30 января.
Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август
Министерство финансов выпустило подробные разъяснения по возможности оплаты в 2021 году аванса в размере 50% от цены контракта, который заключили в 2020 году (письмо Минфина № 09-10-07/66972 от 19.08.2021). Ключевое условие — источником финансирования или софинансирования такого государственного или муниципального контракта является федеральный бюджет.
Подробнее: «Новые правила по авансу на 2021 год».
Соглашение о предоставлении субсидирования из федерального бюджета содержит такое условие: в контракте на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства государственной собственности необходимо установить обязательство об авансировании в размере не больше 30% (пп. «в(2)» п. 10 правил, утв. ПП РФ № 999 от 30.09.2014).
Розряд |
Тарифний коефіцієнт |
Посадовий оклад (тарифна ставка), грн (із заокругленням) |
|
з 1 січня до 31 вересня |
з 1 жовтня до 31 грудня
|
||
1 |
1,00 |
2893 |
2982 |
2 |
1,09 |
3153 |
3250 |
3 |
1,18 |
3414 |
3519 |
4 |
1,27 |
3674 |
3787 |
5 |
1,36 |
3934 |
4056 |
6 |
1,45 |
4195 |
4324 |
7 |
1,54 |
4456 |
4592 |
8 |
1,64 |
4745 |
4890 |
9 |
1,73 |
5005 |
5159 |
10 |
1,82 |
5265 |
5427 |
11 |
1,97 |
5699 |
5875 |
12 |
2,12 |
6133 |
6322 |
13 |
2,27 |
6567 |
6769 |
14 |
2,42 |
7001 |
7216 |
15 |
2,58 |
7464 |
7694 |
16 |
2,79 |
8071 |
8320 |
17 |
3,00 |
8679 |
8946 |
18 |
3,21 |
9287 |
9572 |
19 |
3,42 |
9894 |
10198 |
20 |
3,64 |
10531 |
10854 |
21 |
3,85 |
11138 |
11481 |
22 |
4,06 |
11746 |
12107 |
23 |
4,27 |
12353 |
12733 |
24 |
4,36 |
12613 |
13002 |
25 |
4,51 |
13047 |
13449 |
Посадовий оклад (ставка) працівника 1 тарифного розряду |
2893 |
2982 |
|
Мінімальна зарплата |
6500 |
6700 |
Что входит в состав единого налогового платежа и как его внести.
Пополнять налоговый счет плательщик будет одним платежом, без указания конкретного налога. То есть единым налоговым платежом. Кроме средств, переведенных компанией на единый счет, ЕНП будут признаваться и иные суммы:
- взысканные с налогоплательщика;
- поступившие в связи с принятием решения о возмещении (предоставлении вычета);
- поступившие в результате зачета от иного лица;
- отозванные по заявлению или из-за отсутствия на ЕНС средств текущие платежи, которые ранее были зачтены в счет исполнения обязанности;
- проценты, начисленные за излишне взысканные суммы и в других предусмотренных случаях;
- возвращенные излишне уплаченные суммы НДФЛ с доходов патентных иностранцев, НПД, ряда сборов.
Расчет аванса по зарплате
ТК РФ не устанавливает порядок расчета и сумму аванса. Поэтому при определении размера выплаты нужно полагаться на разъяснения от Минтруда и Роструда, а также учитывать внутренние особенности предприятия. Аванс сотрудника можно посчитать по отработанному времени. Также его допустимо определять по процентному соотношению от зарплаты. Письмо Минтруда № 14-4-1702 предполагает, что за первую половину месяца работник должен получить оплату за реально отработанное время, причем по установленному окладу либо тарифной ставке.
Кардинальные изменения по закону № 263-ФЗ с 2023 года затронут правила, касающиеся НДФЛ, включая налоговые расчеты, уплату и отчеты. С 1 января отменяется п. 2 ст. 223 НК РФ, устанавливавший датой дохода по заработной плате последний день месяца, за который ее начисляли. Пункт позволял не удерживать НДФЛ при выдаче аванса. Новые правила по п. 1 ст. 223 НК РФ устанавливают общую норму, которая признает доход полученным в день выплаты. Поэтому НДФЛ с 2023 года придется удерживать также с аванса.
Работодатель сможет поменять порядок авансового расчета, если ранее использовал коэффициент 0,87. Он больше не потребуется, так как НДФЛ будет удерживаться с каждой выплаты, включая аванс. Также с 2023 года отменяется п. 9 ст. 226 НК РФ, запрещавший работодателю из своего бюджета выплачивать НДФЛ. Изменение связано с переходом на единый налоговый счет, через который будут уплачиваться налоги и взносы.
Ответственность за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ
Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.
Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.
Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Предоплата бюджетным учреждением
У нас такой вопрос. Может ли бюджетное учреждение производить 100% предоплату или частичную предоплату, например 30%, за выполнение строительных работ по контракту подрядчику, а также за поставку стройматериалов? Как вообще правильно прописать в контракте условия оплаты?
Для федеральных бюджетных учреждений ограничения по объему авансовых платежей не установлены. При заключении контракта они могут предусмотреть авансовый платеж в любом размере (в т. ч. 100%-ную предоплату).В случае, если учреждению будут доводиться ЛБО по КФО 1 (как получателю бюджетных средств),то следует придерживаться порядка авансирования, установленного для учреждений ПБС федерального уровня в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2022 № 1563 (см.Справочник 2).
Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с
Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
Отчетность за 2022 год бюджетные (автономные) учреждения представляли по обновленным формам. В частности, изменилась и форма Баланса (ф. 0503730). Соответственно, показатель строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730) с 01.01.2022 уже не является контрольной цифрой для расчета размера крупной сделки.