Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задачи и функции территориальных органов Федеральной налоговой службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговые органы берут в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ у банков документы (информацию), с помощью которой можно установить и проверить полномочия тех лиц, которые обратились для открытия счета, а также проверить полномочия лиц, которые указаны в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счете, при заключении договора банковского счета.
ТОРМ налоговой инспекции в Оловяннинском районе
В 2006 г. функционировало около 1200 территориально обособленных рабочих мест (территориальных налоговых офисов).
Анализ показывает, что функции «ТОРМ» ограничены главным образом приемом заявлений от налогоплательщиков и выдачей им справок о состоянии расчетов с бюджетом и приемом налоговой отчетности Принятые от налогоплательщика документы затем пересылаются в налоговую инспекцию соответствующего района (города). Камеральные и выездные налоговые проверки ТОРМ не проводят.
По информации регионального оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции в Тверской области подтверждено 65 новых случаев коронавирусной инфекции.
В соответствии с Постановлениями правительства Нижегородской области в этих районах введены ограничения на прием и обслуживание налогоплательщиков до устранения угрозы распространения и (или) ликвидации очага инфекционных заболеваний новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как налоговые органы определяют номинального директора? Налоговая служба, в Письме от 10 июля 2021 № ЕД-4-15/13247 утвердила инструкцию по профилактике нарушений налогового законодательства, в которой приводит процедуры по выявлению номинальных директоров.
Номинальный директор: инструкция ФНС по выявлению
Сведения о налогоплательщиках, допустивших ошибки при заполнении отчетности, и краткие сведения о характере этих ошибок передаются на ТОРМ по электронной почте. Сотрудники ТОРМ на основании полученных сведений осуществляют мероприятия по привлечению налогоплательщиков к исправлению допущенных ошибок.
Известие о переходе татарстанских предприятий на администрирование в межрегиональную инспекцию №4 Санкт-Петербурга слегка шокировало и депутатов бюджетной комиссии Госсовета РТ. По словам главы комитета Леонида Якунина, это произошло неожиданно.
ТОРМ, группа «3» — стабильный удаленный доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня в режиме чтения.
ИФНС: что это такое и особенности функционирования инспекций
Разработчик ПО — организация, уполномоченная ФНС России на выполнение работ по разработке и поддержке шаблонов ввода и распознавания.
Электронная подпись (ЭП) — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Соединение малочисленных инспекций ряда соседних районов позволило создать территориальные инспекции межрайонного уровня.
Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления находятся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и ему подконтрольны. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура инспекции утверждается Управлением ФНС России.
Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе
Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно ст. 30 НК РФ:
- федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
- территориальные подразделения и отделы.
Систему фискальных органов Российской Федерации в настоящий момент возглавляет Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Минфина РФ. Деятельность ее урегулирована в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением РФ 30.09.2004 № 506.
На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:
- федеральный — непосредственно ФНС РФ;
- региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
- местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.
В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:
- должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
- оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
- вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).
- Аналитическое управление
- Контрольное управление
- Управление налогообложения юридических лиц
- Управление кадров
- Финансовое управление
- Управление информационных технологий
- Правовое управление
- Управление обеспечения процедур банкротства
- Управление по работе с задолженностью
- Управление оперативного контроля
- Управление налогообложения имущества
- Управление досудебного урегулирования налоговых споров
- Административно-контрольное управление
- Управление стандартов и международного сотрудничества
- Управление регистрации и учёта налогоплательщиков
- Управление камерального контроля
- Управление модернизации налоговых органов
- Управление трансфертного ценообразования
- Управление контроля налоговых органов
- Управление обеспечения контроля оборота товаров
- Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов
- Управление расчетов с бюджетом
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Центральному федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Северо-Западному федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Южному федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Приволжскому федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Уральскому федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Сибирскому федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Дальневосточному федеральному округу
- Межрегиональная инспекция ФНС России по Северо-Кавказскому федеральному округу
- МИ ФНС России по КН № 1
- МИ ФНС России по КН № 2
- МИ ФНС России по КН № 3
- МИ ФНС России по КН № 4
- МИ ФНС России по КН № 5
- МИ ФНС России по КН № 6
- МИ ФНС России по КН № 7
- МИ ФНС России по КН № 8
- МИ ФНС России по КН № 9
- МИ ФНС России по ЦОД
- МИ ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения
- МИ ФНС России по камеральному контролю
Задачи и функции территориальных органов Федеральной налоговой службы
Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:
- по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
- по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
- по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
- по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.
В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.
Основные, закрепленные кодексом, полномочия:
- Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
- Выполнять проверки.
- Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
- С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
- Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
- Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
- Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
- В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Структура налоговых органов представлена на схеме
Министерство финансов РФ (Минфин России)
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Управления ФНС России по субъектам РФ
Организации в ведении ФНС России
Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
- · за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- · за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- · за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- · за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
- · за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- · государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- · представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России.
Утверждена новая структура центрального аппарата ФНС России в составе 21 управления.
Упразднены управления расчетов с бюджетом, обеспечения контроля оборота товаров, стандартов и международного сотрудничества. В структуре управления информтехнологий упразднены отделы интернет-проектов, взаимодействия со СМИ.
Права и обязанности налоговых органов
Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.
Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.
ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл. 5 НК РФ:
- ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг;
- валютный контроль;
- налоговые органы имеют право вынести решение в отсутствие налогоплательщика в случае его неявки без уважительной причины для рассмотрения материалов налоговой проверки;
- в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:
- подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
- разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.
Права налоговой инспекции и ее работников
Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:
осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;
организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;
вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;
получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;
проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;
осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;
получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;
изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;
использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;
установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;
выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;
предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;
наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;
реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;
взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;
выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;
приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.
Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
👩💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.
Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.
В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:
Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.
Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.
Надзор и контроль со стороны ФНС России
Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:
- Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
- Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
- Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
- Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
- Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.
Особенности деятельности
Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.
Охарактеризованные выше структуры ФНС ведут деятельность как напрямую, так и посредством своих территориальных органов при условии взаимодействия с иными федеральными образованиями исполнительной власти, учреждениями местного управления и государственными внебюджетными фондами, органами исполнительного типа власти субъектов РФ, а также с объединениями общественного плана и другими организациями.
Функции Федеральной налоговой службы
Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:
- Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
- Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
- Контроль за осуществлением валютных операций;
- Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
- Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
- Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
- Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
- Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
- Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
- Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.
Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.
Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации. Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве.
Территориальные органы ФНС России
Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.
Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.
Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.
Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.
Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
Из представленных выше четырех основных функций налоговый контроль, безусловно, является наиважнейшей функцией налогового администрирования. Такая ситуация имеет объективную основу в связи с усилением в целом контрольной деятельности государства.
Для реализации контроля созданы и функционируют специальные государственные органы, часть из них осуществляют исключительно или преимущественно контрольные функции (например, Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ). Некоторые контролирующие органы действуют в качестве структурных подразделений министерств и ведомств. Однако есть такие органы, проверке со стороны которых обязательно подвергается каждый экономический агент. Это, конечно же, налоговые органы.
К ним относится ФНС России, которая с марта 2004 г. (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506) находится в ведении Министерства финансов РФ. Ранее налоговые органы функционировали в качестве самостоятельного Министерства по налогам и сборам РФ.
В России налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (ст. 30 НК).
Они имеют собственную трехуровневую структуру построения, включающую: центральный аппарат ФНС — I уровень; территориальные органы — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС — II уровень; инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня — III уровень.
Структура налоговых органов
Налоговая служба РФ имеет вертикальную структуру, которая предусматривает подчинение снизу вверх. Ее составляющими элементами являются: Центральный аппарат службы, межрегиональные, территориальные органы (областной уровень) и инспекции районного уровня.
Центральный орган включает (управления), которые подразделены по выполнению основных функций. Например, это управление администрирования крупных плательщиков и т. д.
Данный орган государственной власти подчиняется Минфину РФ. В его систему входят следующие подведомственные организации:
Научно-исследовательский центр;
Институт развития;
Образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения.
К территориальным органам могут быть отнесены:
Управление налоговой службы по субъектам РФ;
Межрегиональная инспекция налоговой службы;
Инспекции районного и межрайонного уровня.
Структура налоговых органов
Налоговая служба РФ имеет вертикальную структуру, которая предусматривает подчинение снизу вверх. Ее составляющими элементами являются: Центральный аппарат службы, межрегиональные, территориальные органы (областной уровень) и инспекции районного уровня.
Центральный орган включает (управления), которые подразделены по выполнению основных функций. Например, это управление администрирования крупных плательщиков и т. д.
Данный орган государственной власти подчиняется Минфину РФ. В его систему входят следующие подведомственные организации:
Научно-исследовательский центр;
Институт развития;
Образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения.
К территориальным органам могут быть отнесены:
Управление налоговой службы по субъектам РФ;
Межрегиональная инспекция налоговой службы;
Инспекции районного и межрайонного уровня.
Основные функции ФНС России
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.