Глава 3. Ответственность за налоговые правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 3. Ответственность за налоговые правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Комментарий к ст. 114 НК РФ

Санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) — меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер.

Статья 114 НК РФ устанавливает налоговые санкции, которые являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главой 16 НК РФ.

1. В пункте 1 комментируемой статьи дается определение налоговой санкции.

Прежде всего, необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в главе 18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ).

Итак, налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия — денежные штрафы в размерах, указанных в статьях 116 — 129.1 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно).

Применение налоговой санкции возможно лишь, если:

— не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

— не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

2. Применяя правила пункта 2 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду ряд важных обстоятельств:

а) эти правила императивны. Органы, применяющие налоговые санкции, не вправе самостоятельно устанавливать:

— иные размеры налоговых санкций, нежели те, что предусмотрены в ст. 114 и нормах гл. 16 НК РФ;

— иную (т.е. неденежную) форму налоговой санкции.

Нельзя устанавливать иные правила и в других актах законодательства о налогах;

б) размер налоговой санкции (штрафа) чаще всего определяется в твердой денежной сумме (например, в п. 1 ст. 116 НК РФ размер штрафа четко указан — 5 тыс. руб.). В ряде случаев штраф исчисляется в процентах от определенной суммы (например, в п. 2 ст. 117 НК РФ указано, что лицо, более трех месяцев осуществляющее деятельность индивидуального предпринимателя или организации без постановки на учет в налоговом органе, привлекается к уплате штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период такой деятельности);

в) нельзя устанавливать налоговую санкцию в неденежной форме (например, в виде взыскания какого-то имущества в натуре): это противоречило бы и правилам комментируемой статьи, и статей 45 — 48 НК РФ.

3. Особенности правил пункта 3 комментируемой статьи состоят в том, что:

а) они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, в качестве смягчающих, а именно:

— совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

— совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

— иных обстоятельств, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ);

б) размер штрафа согласно императивному правилу, содержащемуся в пункте 3 комментируемой статьи, подлежит уменьшению;

в) пункт 3 настоящей статьи определяет, что размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза по сравнению с установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.

В то же время орган, применяющий налоговую санкцию, вправе еще больше уменьшить размер штрафа в зависимости от того, насколько существенно повлияли смягчающие обстоятельства на характер последствия налогового правонарушения. ВАС РФ и Верховный Суд РФ разъяснили: «учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза» (п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11 июня 1999 г.).

4. Согласно правилам пункта 4 комментируемой статьи при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%.

5. Правила пункта 5 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей главы 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями главы 16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и срок представления сведений об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5 тыс. руб. каждый);

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями главы 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила пункта 5 комментируемой статьи императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

6. Применяя правила пункта 6 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющихся налоговыми правонарушениями). В пункте 6 статьи 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 — 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

— судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

— арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

— сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

— сумма пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой статьи предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной статьей 855 ГК РФ.

Таким образом, закончены многолетние дебаты о том, в какой очередности должны исполняться платежные поручения, предусматривающие уплату сумм налогов, штрафов по налогам, пеней и т.п. платежей, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов (ст. 76 НК РФ).

Комментарий к Статье 114 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дается определение налоговой санкции.

Прежде всего, необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в гл. 18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ).

Итак: налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия — денежные штрафы в размерах, указанных в ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно).

Применение налоговой санкции возможно, лишь если:

— не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

— не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Применяя правила п. 2 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду ряд важных обстоятельств:

а) эти правила императивны. Органы, применяющие налоговые санкции, не вправе самостоятельно устанавливать:

— иные размеры налоговых санкций, нежели те, что предусмотрены в ст. 114 и нормах гл. 16 НК РФ;

— иную (т.е. неденежную) форму налоговой санкции.

Нельзя устанавливать иные правила и в других актах законодательства о налогах;

б) размер налоговой санкции (штрафа) чаще всего определяется в твердой денежной сумме. Например, в п. 1 ст. 116 НК РФ размер штрафа четко указан — 5 тыс. руб. В ряде случаев штраф исчисляется в процентах от определенной суммы. Например, в п. 2 ст. 117 НК РФ указано, что лицо, более трех месяцев осуществляющее деятельность индивидуального предпринимателя или организации без постановки на учет в налоговом органе, привлекается к уплате штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период такой деятельности;

в) нельзя устанавливать налоговую санкцию в неденежной форме (например, в виде взыскания какого-то имущества в натуре): это противоречило бы и правилам комментируемой статьи, и ст. ст. 45 — 48 НК РФ.

Особенности правил п. 3 комментируемой статьи состоят в том, что:

а) они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ, в качестве смягчающих, а именно:

— совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

— совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

Читайте также:  В России вступили в силу новые правила предоставления отпуска многодетным семьям

— иных обстоятельств, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ);

б) размер штрафа согласно императивному правилу, содержащемуся в п. 3 комментируемой статьи, подлежит уменьшению;

в) п. 3 настоящей статьи определяет, что размер штрафа должен быть уменьшен не менее, чем в два раза по сравнению с установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ.

В то же время орган, применяющий налоговую санкцию, вправе еще больше уменьшить размер штрафа в зависимости от того, насколько существенно повлияли смягчающие обстоятельства на характер последствия налогового правонарушения. ВАС РФ и Верховный Суд РФ разъяснили: «учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза» (п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9).

Согласно правилам п. 4 комментируемой статьи при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%.

Правила п. 5 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей гл. 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл. 16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и срок представления сведений об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5 тыс. руб. каждый);

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой статьи императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющихся налоговыми правонарушениями). В п. 6 ст. 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 — 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

— судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

— арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

— сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

— сумма пеней, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой статьи предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Таким образом, закончены многолетние дебаты о том, в какой очередности должны исполняться платежные поручения, предусматривающие уплату сумм налогов, штрафов по налогам, пеней и т.п. платежей, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов (ст. 76 НК РФ).

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

Общие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения

Основанием привлечения к юридической ответственности лица является совершение им правонарушения. Следовательно, основным условием привлечения к ответственности тех или иных лиц является совершение ими налогового правонарушения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцати лет.

Основываясь на общих правовых принципах привлечения к юридической ответственности, налоговое законодательство предусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Привлечение к ответственности юридических лиц за налоговые правонарушения не исключает административной, уголовной или иной ответственности их руководителей.

Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена презумпция невиновности. Обязанность по доказыванию вины и иных обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, возлагается на налоговые органы. Всякие сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

Основанием привлечения к ответственности является совершение налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и (или) сборов и осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Объективная сторона правонарушения, т.е. внешнее проявление противоправного деяния, включает в единстве и взаимосвязи три составляющих элемента: во-первых, совершение противоправного деяния, выраженного в форме действия или бездействия; во-вторых, причинение вреда, наступление неблагоприятных последствий; в-третьих, наличие причинно-следственной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями. Объективная сторона налогового правонарушения может выражаться в форме действия или бездействия.

В ряде случаев НК РФ предусмотрены такие дополнительные признаки объективной стороны, как неоднократность, систематичность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода, а также размеры сумм неуплаченных налогов и (или) сборов.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Субъектом налогового правонарушения могут быть как физические лица, так и организации.

Физические лица как субъекты налоговых правонарушений подразделяются на два вида: 1) налогоплательщики, плательщики сборов и на- лотовые агенты; 2) должностные лица. Юридическая ответственность для последней категории применяется в соответствии с КоАП РФ.

Физические лица могут быть признаны субъектами правонарушения только в случае достижения 16-летнего возраста и вменяемости.

Субъектами ответственности за нарушение налогового законодательства выступают также организации, к которым НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, международные организации, их филиалы и представительства.

Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к- юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.

В законодательстве о налогах и сборах предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К ним законодатель относит следующие.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Административная ответственность за налоговые правонарушения, кто будет нести ответственность, ответственность бухгалтера за правонарушения, сколько составляет срок давности преступления

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей. 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. 2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. 3. Исключен. Федеральный закон от 09.

07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. 4. Исключен.

Федеральный закон от 09. 07. 1999 N 154-ФЗ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18. 01. 2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). 2. Утратил силу. Таможенный кодекс РФ от 28.

05. 2003 N 61-ФЗ.3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. 2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135. 1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. 3. Утратил силу.

Федеральный закон от 30. 12. 2001 N 196-ФЗ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений, что доказывают умышленное виновное деяние или такое, как совершенное по неосторожности:

  • Несоблюдение срока постановки на учет.
  • Уклонение от регистрации в территориальной ИНС.
  • Срыв сроков по подаче сведений об открытии и закрытии банковского счета.
  • Не подача обязательных деклараций.
  • Нарушение объектом учета доходной и расходной части ведения деятельности.
  • Полная неуплата налогов или частичная (заниженная).
  • Невыполнение правил по проведению налоговых удержаний.
  • Отказ от дачи показаний в ходе проверки либо ложное свидетельствование сотрудникам службы контроля.
  • Непредставление необходимых сведений по запросу инспектора.
  • Несанкционированный доступ, пользование или распоряжение арестованным имуществом.
  • Фиксация невыполнения порядка открытия объекта игорного бизнеса.

ВАЖНО Налоговая проверка (камеральная или выездная) может охватывать период не более чем за три предыдущих года деятельности. На протяжении одного календарного года по аналогичной направленности повторная (вторая) проверка не допускается. Исключением является случай с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика.

Классификация составов налоговых правонарушений

  • по степени общественной опасности:
  • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
  • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
  • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  • по особенности конструкции объективной стороны:
  • материальные;
  • формальные.
  • по форме совершения противоправного деяния:
  • совершенные в результате действия;
  • совершенные в результате бездействия;
  • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
Читайте также:  Основания прекращения права собственности на объект

По непосредственному объекту состава правонарушений:

  • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
  • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Комментарий к статье 114 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует штраф как налоговую санкцию.

НК РФ предусматривает только один вид санкции за любое налоговое правонарушение — штраф.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным НК РФ.

В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, и суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

При этом в соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит запрета на заявление в суде доводов о снижении размера налоговой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств, при их учете налоговым органом на стадиях досудебного урегулирования налогового спора, а также на невозможность суда учесть данные обстоятельства повторно и снизить размер налоговой санкции, в случае несоблюдения налоговым органом принципа соразмерности наказания за допущенное правонарушение.

В связи с этим суд при определении соразмерности примененной налоговой санкции совершенному налоговому правонарушению, вправе учесть любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом.

Аналогичная позиция закреплена в Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Увеличение размера штрафа на 100 процентов допустимо только в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за ранее совершенное аналогичное правонарушение.

К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 09.12.2008 N 9141/08 и от 01.04.2008 N 15557/07
Как разъяснил Минфин России в Письме от 24.07.2012 N 03-02-08/64, штраф может быть увеличен на 100 процентов в случае совершения лицом налогового правонарушения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение аналогичного налогового правонарушения.

Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2012 N А05-12621/2011, в силу статей 112, 114 НК РФ при определении размера штрафных санкций правоприменителем учитываются как обстоятельства, отягчающие ответственность, так и обстоятельства, смягчающие ответственность, поскольку налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из положений, предусмотренных главой 16 НК РФ, не следует, что наличие отягчающих ответственность обстоятельств исключает возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Поэтому указанные обстоятельства должны учитываться при назначении наказания в их совокупности.

Формы реализации налоговой ответственности

Так как нормы налогового права, как и иные нормы права, это разновидность социальных норм, то налоговая ответственность может быть реализована в нескольких формах – позитивной (добровольной, активной) и негативной (государственно-принудительной, ретроспективной).

Замечание 1

Для позитивной достаточно формального (нормативного) основания, так как она возникает не только на основании налоговых правонарушений, а из-за того, что добровольно выполняются свои обязанности в лице субъекта налогового права.

Основой налоговой деятельности государства является не только установление запретов на совершение действий. Одно из самых важных условий того, как осуществляется налоговая деятельность является добросовестное соблюдение в лице налогоплательщиков, налоговых агентов и других фискально обязанных лицу прав, которые им предоставлены, и обязанностей, которые на них возложены. На основании этого субъектами налогового права должен осознаваться общественный долг своевременной уплаты законно установленных налогов и выполнение иных обязанностей, которые связаны с суверенным правом страны на то, чтобы получать часть дохода налогоплательщиков.

Замечание 2

То, что субъекты налогового права осознают смысл и значения собственных поступков, согласовывают их со своими обязанностями, придается налоговой ответственности позитивный смысл.

Позитивная ответственность является добровольной, но помимо этого имеет место определенная степень государственного принуждения. Некоторыми субъектами налогового права их обязанности выполняются из-за чувства общественного долга, а другими – из-за того, что может быть применено наказание за неправомерное поведение. В отношении позитивной налоговой ответственности принуждение как угроза о негативных последствиях выступает исключительно в качестве средства предупреждения нарушения налогового законодательства.

Замечание 3

По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной ответственности.

В налоговом праве позитивная ответственность основывается на принципах добросовестности предпринимательской деятельности и социальной справедливости.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Понятие правонарушения в налоговой сфере

Налоговые правонарушения, согласно нормам налогового законодательства, это действия плательщика налогов и сборов, которые нарушают действующие нормы налогового права. Под деяниями понимаются как действия (в том числе и не осознанные), так и бездействия. Например, когда плательщик не платить вмененные ему налоги и сборы.

Несмотря на то, что действие или бездействие плательщика, в результате которого возникает налоговое нарушение, к ответственности привлечь можно не всех плательщиков и не всегда. Так, Налоговым Кодексом предусмотрен ряд ситуаций, в которых налоговое правонарушение не приводит к ответственности виновного лица.

Определение налогового правонарушения впервые было дано в 1996 году Конституционным судом РФ. Уже после этого в Налоговом Кодексе была отведена отдельная статья для определения. Налоговые правонарушения являются нарушениями, которые выявляют налоговые органы в отношении плательщика. При этом для того, чтобы за найденные нарушения наступила ответственность плательщика по нарушениям, налоговым органам необходимо доказать виновность этого плательщика.

Налоговое правонарушение признается совершенным тогда, когда налоговый орган обнаруживает это нарушение при проверке в отчетный налоговый период. При этом плательщик со своей стороны обязан только вовремя представлять на рассмотрение налоговых органов необходимую документацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *