Меры по предупреждению банкротства организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры по предупреждению банкротства организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В такой ситуации она обязана перейти к осуществлению мер по его предупреждению. И первым шагом является оповещение всех собственников и учредителей компании о ее финансовом состоянии. Ответственность за это оповещение берет на себя, как правило, директор компании или ее управляющий.

Способы предотвращения несостоятельности

Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

  • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
  • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
  • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
  • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
  • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
  • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
  • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
  • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
  • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.

Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

Внешнее управление отражено в шестой главе закона о несостоятельности. Этот процесс стабилизации экономической ситуации компании предполагает отстранение лиц, занимающихся управлением фирмы, от обязанностей и перенаправление их полномочий на утвержденного в судебном порядке внешнего управляющего.

Внешнее управление утверждается судебным органом посредством ходатайства собрания займодателей на временной период до 18 мес. Если возникнет такая необходимость, срок данного процесса может быть увеличен еще на 6 мес. На этот временной промежуток управляющий формирует план необходимых для восстановления платежеспособности действий, который должен быть одобрен собранием займодателей. Цель этого планирования — восстановление стабильного платежеспособного финансового положения компании.

Кроме осуществления плана внешнего управления, возобновлению стабильной деятельности задолжавшего предприятия способствует ввод моратория на исполнение задолжавшим обязательств перед заимодателями.

Существуют особые организацию, которые включены в реестр, утвержденный на федеральном уровне, осуществляющие свою деятельность в стратегически важных для страны сферах, к примеру, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предотвращение их банкротства согласно ст91 ФЗ о несостоятельности, правительство России способствует реализации следующих мер:

  1. Анализирование платежеспособности и экономического положения предприятия.
  2. Осуществление реорганизации компании.
  3. Реструктуризация долга по налоговым выплатам, сборам в гос. бюджет и платежам во внебюджетные фонды.
  4. Санация до судебного этапа.
  5. Нахождение путей (включая оформление гос. гарантии) для осуществления договоренности между данными предприятиями и их заимодателями о реструкторизации накопившегося долга.
  6. Возврат задолженности гос. органов власти перед предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере гособоронзаказа, если возникшая несостоятельность появилась по данной причине.
  7. Другие меры.

Внешнее управление утверждается в судебном процессе. Для предотвращения несостоятельности данных предприятий, в согласно ст189.9 того же закона реализуются следующие мероприятия:

  • финансовое оздоровление компании в досудебном этапе;
  • утверждение временной администрации, помимо ситуаций, которые взаимосвязаны с лишением лицензий на исполнение банковских операций.
  • осуществление реорганизации предприятия;
  • мероприятие, которые реализуются совместно с Агентством по страхованию вкладов, берущем на себя обязательства конкурсного управляющего в ситуации несостоятельности кредитных компаний.

Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены до момента лишения лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, дестабилизация финансового положения предприятия не является нерешающейся ситуацией. Существует многочисленное количество методов улучшения платежеспособного состояния компании, в том числе на этапе после начала судебного процесса. Существенную помощь в подобном положении могут предложить юристы и финансовые консультанты.

Дополнительные сведения

Перед осуществлением всех необходимых мероприятий по предотвращению банкротства предприятия необходимо выявить причины, из-за которых проявились симптомы возникновения неплатежеспособности. Именно в зависимости от них определяется порядок принимаемых мер. Необходимо найти фактор, влияющий на снижение финансового положения компании, и только потом осуществлять действия непосредственно в этом направлении.

К примеру, фактор, негативно влияющий на платежеспособность фирмы — многочисленные задолженности клиентов перед предприятием. Реализация продукции либо оказание услуг производится в кредит, а средства за них своевременно не поступают. Вследствие этого у предприятия снижается число собственных средств, и соответственно у нее начинает отсутствовать возможность оплачивать свои обязательства. В данной ситуации целесообразно будет провести следующие мероприятия:

  • приостановка сбыта продукции и оказания услуг в кредит;
  • использование системы, которая автоматизирует работу с дебиторами;
  • формирование взаимодействий с должниками (отправление оповещений, звонки и т.д.).

Нет какой-то единой схемы по предотвращению отсутствия возможности оплаты по финансовым обязательствам предприятия. В каждом конкретном случае, методы предупреждения банкротства выявляются, исходя из индивидуальных особенностей фирмы.

Причины неплатежеспособности и возможного банкротства хозяйствующих субъектов

Высокоэффективная рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении всего времени своего существования.

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалось высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (например, выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, низкокачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики, и фактически подтвердилось положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цен колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

Спад российского промышленного производства к середине 1990-х годов приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности возникла впервые с начала экономических реформ.

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей, и прежде всего между предприятиями.

Негативные последствия банкротства физического лица

Как показывает практика, в процедуре банкротства физлиц много скрытых минусов, которые становятся очевидными уже в процессе. Чем же грозит банкротство заемщику, оказавшемуся в сложной финансовой ситуации?

Отсутствие опыта

Многие даже не представляют, как происходит эта процедура, с чего начать, какие нужны документы. Без хорошей юридической подготовки при самостоятельном оформлении есть риск допустить ошибки, которые в будущем выльются в потерю времени и финансов. А профессиональная правовая помощь стоит недешево.

Стоимость

Процедура банкротства не бесплатна. Придется потратиться. Стоимость услуг финансового управляющего является фиксированной и составляет 25 тыс. руб. Еще в 300 руб. обойдется госпошлина. Но это лишь официальные расходы. В реальности гражданам приходится доплачивать немалые суммы, иначе найти грамотного управляющего и хорошего юриста становится проблематично. А если попытаться сэкономить на услугах опытных специалистов, то можно столкнуться с другими рисками. Например, имущество заемщика может быть распродано намного ниже его реальной стоимости.

Длительность

Процедура банкротства — довольно длительный процесс. Ведь арбитражным управляющим требуется время на поиск и продажу имущества. Иногда сама процедура может затянуться на годы, а сопутствующие проблемы будут только нарастать.

Признание сделок недействительными

Могут быть оспорены сделки по отчуждению имущества, совершенные за последние 3 года. Например, должник продал квартиру по подозрительно низкой стоимости. Финуправляющий обязательно проверит все Ваши последние сделки на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства — если они будут найдены, долги не спишут, а дело закроют.

Читайте также:  Отключили свет за неуплату — что делать

Продажа имущества

Тот, кто решится начать процедуру банкротства, должен понимать, что все его имущество, кроме единственного жилья, будет продано в счет долга. Даже если это имущество зарегистрировано на его близких родственников, которым он менее чем за 3 года его продал или подарил. Если единственным жильем является квартира, взятая в ипотеку, должник может потерять и ее, поскольку она находится в залоге.

Списывают не все долги

Это может стать неожиданностью для заемщика, но платежи по алиментам или за услуги ЖКХ останутся.

Все денежные средства от реализации имущества поступают в распоряжение финансового управляющего.

Вы можете позвонить в агентство ЭОС анонимно, не стоит спешить начинать процедуру банкротства. Практически во всех случаях мы сможем подсказать, что делать.

Здесь возникают трудности в следующем:

  • на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
  • физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
  • запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
  • банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
  • запрещен выезд за границу по усмотрению суда.

После того как все необходимые документы собраны и переданы в суд, а госпошлина и вознаграждение для управляющего оплачены, происходит рассмотрение судом документов, признание решения обоснованным и назначается финансовый управляющий. Начинается непосредственно само ведение процедуры банкротства с реализацией имущества и распределением денежных средств кредиторам. В среднем банкротство длится около 6–8 месяцев. Однако процедура может затянуться, если:

  • у заемщика есть дорогостоящая собственность, которая может довольно долго продаваться через аукцион;
  • есть спорные сделки, которые финансовый управляющий решит проверить;
  • происходит оспаривание судебного решения.

Иногда банкротство длится 1–2 года.

Высокоэффективная рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении всего времени своего существования.

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалось высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (например, выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, низкокачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики, и фактически подтвердилось положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цен колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

Спад российского промышленного производства к середине 1990-х годов приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности возникла впервые с начала экономических реформ.

Рост ��ен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей, и прежде всего между предприятиями.

Существующая в настоящее время официальная процедура определения неплатежеспособности предприятия предусматривает введение в практику развития его финансового состояния коэффициента текущей ликвидности Кт.л и коэффициента обеспеченности собственными средствами Косс

Рассмотрим наиболее применяемые подходы к определению этих коэффициентов:

  • нормативный — задаются конкретные границы значений коэффициентов. Его преимущество заключается в простоте и наглядности при принятии решений о платежеспособности;
  • отраслевой — фактический уровень коэффициентов указывает не только на плохое или хорошее финансовое состояние предприятия, но и отражает структуру активов и пассивов, объективно различающуюся в зависимости от сферы деятельности предприятия;
  • динамический — решение о платежеспособности предприятия принимается на основе сравнения текущих и критических значений коэффициента покрытия, вычисляемых для каждого предприятия отдельно с учетом его особенностей.

Рассмотрим один из многочисленных выводов, сделанных по итогам проведенного исследования на примере нефтедобывающей отрасли.

1. Предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и торгов нефтепродуктами в отличие от других отраслей имеют устойчивый сбыт продукции, внешне благополучны, имеют достаточно средств на высокую оплату труда работников, располагают валютными резервами, т.е. здесь внешне нормальная и благополучная производственная деятельность (здоровый бизнес).

2. Вместе с тем финансовое положение отрасли неудовлетворительно, так как практически утрачен собственный капитал в оборотных фондах, который утрачен за счет неэффективных для собственников долгосрочных финансовых вложений, малоэффективных инвестиций в основные фонды; переход в стадию тотального заемщика, осуществляющего свою текущую производственную деятельность за счет чужих средств; неспособность своевременно оплачивать свои долговые обязательства партнерам, бюджету и во внебюджетные фонды и т.д.

3. Вместе с тем отрасль стремится жить на широкую ногу и продолжать линию, которая привела ее к финансовому кризису за счет формирования фондов в объемах, в несколько раз превышающих нужды производства и нормального финансово-хозяйственного функционирования; занимается другими видами деятельности (прежде всего финансовым кредитованием и товарными ссудами); во внешнеэкономической деятельности во многих случаях строит свои фактические (а иногда и договорные) отношения в пользу импортеров.

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты выжимаются из деловой сферы задолго до официального обретения ими этого статуса. Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах возможного банкротства.

Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных о состоянии предприятий и расчета показателей, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее, в условиях плановораспределительной экономики, методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать соответствующую современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. Следует учитывать опыт зарубежных стран в этой области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам.

За объявлением о банкротстве предприятия следует распродажа его имущества. Американское и японское законодательства, напротив, преследуют цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во

Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности». Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы.

1. Участники системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

2. Государственное регулирование, включающее:

  • правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;
  • налоговое регулирование;
  • реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа (осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476) «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства»;
  • обучение арбитражных управляющих;
  • финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на ��словиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498);
  • социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, переподготовке, выплате пособий (регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99);
  • методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;

3. Система государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование.

4. Принципы управления банкротством, к которым относятся;

  • создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
  • уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
  • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
  • введение системы безопасных мер при банкротстве;
  • создание мер для возрождения бизнеса;
  • защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его разрыва;
  • сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
  • защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
  • справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
Читайте также:  Переезд в Финляндию на ПМЖ с детьми

Таким образом, в России существует мощная система профилактики банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.

1. Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право предприятий на банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе профилактики на макроуровне и в процессе диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

2. Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается антикризисному управлению деятельностью предприятия.

Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер по их преодолению либо ослаблению. Если деятельность предприятия признана неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации ее перепрофилирования.

3. Любое предприятие, а значит, и экономика страны, может развиваться в бескризисном пространстве лишь при безошибочной постановке диагноза его состояния и правильно проведенного процесса финансового оздоровления.

Юридические лица под воздействием различных факторов могут оказаться под угрозой банкротства. Признание организации несостоятельной является нежеланной процедурой как для самого юрлица, так и для кредиторов. Поэтому предупреждение банкротства является тем процессом восстановления платежеспособности, который поможет предприятиям остаться на плаву.

Процедура возобновление финансовой состоятельности для банков и иных финансовых организаций имеет отличия в сравнении с другими организациями. Это обусловлено причастностью Банка России как органа надзора и банковского регулирования.

Досудебными мерами и действиями, основной целью которых является предупреждение банкротства, являются:

  • осуществление финансовой помощи учредителями и иными лицами;
  • перераспределение активов и пассивов;
  • реформация организационной структуры предприятия;
  • увеличение объема уставного капитал и финансовой величины оборотных средств;
  • иные меры, предусмотренные Законом о банкротстве;
  • реорганизация;
  • меры, которые осуществляются с участием Банка России, а также Агентства по страхованию вкладов (для кредитных организаций, обладающих лицензией на привлечение денежных средств физлиц в виде вкладов).

Возможные меры, которые помогут предупредить банкротство предприятий:

  • использование экономических инструментов — это перепрофилирование деятельности, модернизация, изменение политики управления, сокращение затрат, продажа части имущества, повышение квалификации персонала, оптимизация товарно-материальных запасов;
  • досудебная санация;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение суммы уставного капитала;
  • ссуды и займы с целью пополнения оборотных средств;
  • привлечение стороннего капитала в качестве инвестиций.

Эффективным действием по предупреждению банкротства является способ его прогнозирования. Условно выделяют 2 направления прогнозирования банкротства:

  1. Количественный (экономико-математический вывод) — основывается на финансовых данных и подразумевает использование коэффициентов.
  2. Эвристический — использует данные по компаниям, которые уже обанкротились. Так, сравнивают их со сходными данными исследуемой компании.

Если учитывать различные параметры деятельности того или иного предприятия, то выделяют 3 основных метода прогнозирования банкротства:

  • экстраполяция — метод работает в краткосрочном периоде и в условиях зависимости причин банкротства компании от сложного политического положения, а также существенных колебаний финансового рынка. Формируются статистические данные, показатели которых изменяются в зависимости от внешних факторов;
  • метод экспертной оценки — заключение экспертной оценки составляется специалистом, обладающим специальными знаниями — экспертом. Это лицо проводит тщательный анализ текущего состояния компании, осуществляет исследование факторов риска банкротства и предоставляет письменное заключение, в котором также указаны меры по предупреждению несостоятельности;
  • моделирование — этот метод наиболее применим, ввиду своей полноты и универсальности. На основании анализа полного спектра разных показателей генерируется модель деятельности компании.

Относительно последнего, то применяют 2 метода моделирования:

  • статистический — направлен на прогнозирование с использованием эмпирических данных. Данный метод не учитывает «личностные» факторы. К примеру, недобросовестность и мошенничество, а также отсутствует оценка качества и механизмов управления, конкуренции и влияния внешней среды;
  • математический — метод основывается на определении критических значений аналитических показателей или их комбинаций, которые свидетельствуют о финансовом здоровье предприятия.

Досудебная санация — инструмент, направленный на возобновление платежеспособности юридического лица. Это мера подразумевает оказание финансовой помощи должнику, в объеме, достаточном для выполнения финансовых обязательств и погашения обязательных платежей. Санация может быть предоставлена на безвозвратной основе или сопровождаться обязательствами по отношению к лицам, оказавшим финансовую поддержку. Этот метод приемлем на любой стадии производства о присвоении юридическому лицу статуса финансово несостоятельного.

Также существуют и такие понятия, как «внешнее управление», а также «судебная санация». При судебной санации суд назначает управленца, дабы тот предотвратил банкротство предприятия.

У вас есть вопросы? Напишите нам

    Вся стабильная рабочая деятельность любого юридического лица заранее подразумевает получение прибыли. Но по разнообразным причинам компания в любой момент может потерпеть убытки. К примеру, получить отказ от дебетовых должников возвратить денежные средства или из-за других подобных факторов. Если предприятие несет убытки уже в течение длительного периода времени, руководство может смело заниматься предотвращением собственной несостоятельности. В противном случае компании может угрожать гибель по финансовым причинам.

    К мероприятиям по предупреждению неплатежеспособности относится целый ряд опережающих действий, которые способны оказать большое влияние на денежный статус компании и помочь в избегании банкротства. Все вероятные меры, направленные на предотвращение несостоятельности, прописаны в статье 30 закона №127 «О банкротстве».

    Например, при появлении признаков несостоятельности, указанных в упомянутой статье, в частности, когда юрлицо утрачивает способность выполнить кредиторские требования о проведении обязательных выплат и (либо) другие финансовые обязанности с опозданием в один квартал и дольше, руководство этого юрлица обязуется направить учредителям информацию об обнаружении признаков несостоятельности.

    Матрица обеспечения возврата инвестиций коммерческой организацией при лизинге основных средств

     Получение запланированных бизнес-результатов от сделки 
    Получение 
    запланированных
    денежных средств
    от сделки
    Залог 
    предмета
    лизинга
    Мониторинг 
    финансовой
    состоятель-
    ности лизинго-
    получателя
    Страхование 
    риска
    аварий
    предмета
    лизинга
    Сделка 
    с другим
    лизинго-
    получателем
    Получение 
    запланированных
    бизнес-
    результатов
    от сделки
    Факторинговое 
    обслуживание
    лизинго-
    получателя
    Банковская 
    гарантия
    за лизинго-
    получателя
    Залог 
    ликвидного
    имущества и
    нематериаль-
    ных активов
    лизинго-
    получателя
    Изменение 
    установлен-
    ного графика
    лизинговых
    платежей
    Страхование 
    предпринима-
    тельского
    риска лизинго-
    дателя
    Единый 
    расчетный
    счет,
    удержание
    денежных
    средств
    лизинго-
    получателя
    Поручительство
    за лизинго-
    получателя
    Уступка 
    денежных
    требований по
    долгосрочным
    контрактам
    Отказ 
    инвестора
    от сделки,
    продажа прав
    кредитора
    Получение 
    лизингового
    платежа
    в товарной
    форме
    Аккредитивные 
    расчеты с
    покупателями
    лизинго-
    получателя
    Задаток, 
    депозит
    в банке -
    инвесторе
    Получение запланированных денежных средств от сделки 

    Шесть правовых способов, нацеленных на обеспечение своевременных и полных денежных расчетов с лизингополучателем, расположены ниже диагонали матрицы. Чем ближе конкретный правовой способ к диагонали и к левому углу матрицы, тем он более желателен для инвестора-кредитора. Другие шесть правовых мероприятий, способствующих достижению запланированных бизнес-планом производственных результатов лизингополучателя, расположены выше главной диагонали матрицы. Чем ближе правовой способ к диагонали и к левому верхнему углу матрицы, тем он более эффективен при практическом применении для участников сделки.

    Предупреждение банкротства

    На основании данных, полученных вышеописанными методами, эксперты разрабатывают комплекс мер по предупреждению банкротства предприятия. Такие меры направлены на выравнивание ключевых финансовых показателей компании и включают в себя:

    • оценку и корректировку уровня дебиторской задолженности;
    • улучшение качества кредитов;
    • диверсификация производства;
    • оптимизация коллектива сотрудников;
    • повышение ликвидности активов;
    • поиск альтернативных вариантов поставок ресурсов;
    • регулярное обновление технологической и производственной баз;
    • своевременный анализ новых тенденций на рынке отрасли.

    Корректировка дебиторских долгов подразумевает закрытие старых невозвратных долгов и разработку мер по работе с текущими просрочками от клиентов.

    Под улучшением качества кредитов понимается их рефинансирование под более низкий процент и закрытие невыгодных займов, так как именно невозможность оплачивать растущие кредитные платежи является самой частой причиной банкротства.

    Диверсификация производства проводится при наличии свободных оборотных средств и подразумевает создание альтернативных источников прибыли – данный метод применяется и для сферы услуг.

    Способы предотвращения несостоятельности

    Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

    • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
    • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
    • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
    • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
    • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
    • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
    • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
    • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
    • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.
    Читайте также:  Правила поведения работников аппарата суда

    Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

    Внешнее управление отражено в шестой главе закона о несостоятельности. Этот процесс стабилизации экономической ситуации компании предполагает отстранение лиц, занимающихся управлением фирмы, от обязанностей и перенаправление их полномочий на утвержденного в судебном порядке внешнего управляющего.

    Внешнее управление утверждается судебным органом посредством ходатайства собрания займодателей на временной период до 18 мес. Если возникнет такая необходимость, срок данного процесса может быть увеличен еще на 6 мес. На этот временной промежуток управляющий формирует план необходимых для восстановления платежеспособности действий, который должен быть одобрен собранием займодателей. Цель этого планирования — восстановление стабильного платежеспособного финансового положения компании.

    Кроме осуществления плана внешнего управления, возобновлению стабильной деятельности задолжавшего предприятия способствует ввод моратория на исполнение задолжавшим обязательств перед заимодателями.

    Существуют особые организацию, которые включены в реестр, утвержденный на федеральном уровне, осуществляющие свою деятельность в стратегически важных для страны сферах, к примеру, в оборонно-промышленном комплексе.

    Для предотвращение их банкротства согласно ст91 ФЗ о несостоятельности, правительство России способствует реализации следующих мер:

    1. Анализирование платежеспособности и экономического положения предприятия.
    2. Осуществление реорганизации компании.
    3. Реструктуризация долга по налоговым выплатам, сборам в гос. бюджет и платежам во внебюджетные фонды.
    4. Санация до судебного этапа.
    5. Нахождение путей (включая оформление гос. гарантии) для осуществления договоренности между данными предприятиями и их заимодателями о реструкторизации накопившегося долга.
    6. Возврат задолженности гос. органов власти перед предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере гособоронзаказа, если возникшая несостоятельность появилась по данной причине.
    7. Другие меры.

    Внешнее управление утверждается в судебном процессе. Для предотвращения несостоятельности данных предприятий, в согласно ст189.9 того же закона реализуются следующие мероприятия:

    • финансовое оздоровление компании в досудебном этапе;
    • утверждение временной администрации, помимо ситуаций, которые взаимосвязаны с лишением лицензий на исполнение банковских операций.
    • осуществление реорганизации предприятия;
    • мероприятие, которые реализуются совместно с Агентством по страхованию вкладов, берущем на себя обязательства конкурсного управляющего в ситуации несостоятельности кредитных компаний.

    Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены до момента лишения лицензии на осуществление банковских операций.

    Таким образом, дестабилизация финансового положения предприятия не является нерешающейся ситуацией. Существует многочисленное количество методов улучшения платежеспособного состояния компании, в том числе на этапе после начала судебного процесса. Существенную помощь в подобном положении могут предложить юристы и финансовые консультанты.

    Вычисление симптоматики банкротства

    Основной шаг, который надо сделать на пути к предупреждению банкротства – это вычисление признаков неплатежеспособности. Если вовремя обнаружить хотя бы большую часть симптомов, это позволит своевременно принять все необходимые меры.

    Эти признаки таковы:

    • Беспричинное обогащение.
    • Долги перед владельцами компании.
    • Задолженности по выплате заработной платы сотрудникам и прочим обязательным выплатам.
    • Задолженности, связанные с нанесением урона кредиторскому имуществу.
    • Незакрытые полностью или частично кредитные займы.
    • Обязанности по подписанным договорам на поставки, выполнение работ и так далее.

    Громче всего о приближающейся несостоятельности «кричит» наличие долгов, которые компания выплатить не в состоянии. Стоит обратить особое внимание на разницу между суммой долгов и показателями прибыли. Если они почти равны – это серьезный повод для беспокойства.

    Санация в качестве реабилитационного инструмента

    Предотвращение неплатежеспособности юридического лица законодательно сводится к призыву руководителей и владельцев принять необходимые меры как можно скорее. И хотя данная норма является обязательной, в то же время ее не подкрепляют никакие меры госвлияния на упомянутых юридических лиц. Иначе говоря, если норма не будет соблюдена, юридическое лицо не понесет за это никакого наказания. Таким образом, предотвращение неплатежеспособности участниками и владельцами собственности можно назвать декларативным.

    В федеральном законодательстве прописана вероятность оказания денежной помощи задолжнику. Данная мера называется оздоровлением или санацией. Предоставляется она исключительно при наличии каких-то конкретных признаков несостоятельности и исключительно в объеме, которого будет достаточно для проведения всех обязательных платежей, выполнения всех финансовых обязательств, которые есть у компании, а также для реабилитации платежеспособности юридического лица. Важно отметить, что предоставление финансовой помощи может быть бесплатным (то есть компании не нужно будет возвращать деньги) или же должник обязан будет принять определенные обязанности в пользу лиц, которые предоставили ему эту денежную помощь.

    Санация, в качестве мероприятия по предотвращению несостоятельности фирмы, может быть проведена унитарными компаниями-владельцами активов задолжника, владельцами юридического лица, кредиторами и прочими лицами, способными оказать влияние на финансовую ситуацию, наступившую в данном конкретном предприятии.

    Примечательно, что санацию (она же — оздоровление) разрешается задействовать на любой из стадий признания несостоятельности, даже если это дело уже рассматривается арбитражным судом.

    Прочие предупредительные меры

    Описанные выше меры являются начальными, так как ограничены определёнными рамками. К примеру, специалисты, занимающиеся прогнозированием, не могут получить доступ к некоторой информации, так как она защищена коммерческой тайной. Именно поэтому выделяют и другие способы борьбы с уже наступившей несостоятельностью.

    К прочим процедурам предупреждения банкротства относятся:

    • санация;
    • наблюдение;
    • внешнее руководство;
    • диагностика материального состояния фирмы и разработка антикризисных стратегий.

    Благодаря описанным мерам предприятие может избежать ликвидации и официального оглашения финансово несостоятельным.

    Отчет внешнего управляющего

    Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет:

    • по результатам проведения внешнего управления;
    • при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;
    • по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;
    • в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

    Отчет внешнего управляющего должен содержать:

    • баланс должника на последнюю отчетную дату;
    • отчет о движении денежных средств;
    • отчет о прибылях и убытках должника;
    • сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника;
    • расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
    • сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
    • иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

    К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов.

    Санация как инструмент восстановления платежеспособности

    Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры. И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена. Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.

    В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику. Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности. Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.

    Санация как инструмент восстановления платежеспособности

    Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры.

    И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена.

    Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.

    В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику.

    Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности.

    Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *