Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, из-под конвоя подразделений уголовноисполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.
- Кухтинов А. И. Некоторые проблемы организации розыска лиц, обвиняемых в совершении преступлений / Уголовный розыск в XXI веке: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию создания уголовного розыска в России — М., 2004.
- Леденёв В.А., Климачков А.В.К вопросу о дефиниции «негласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел в осуществлении розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 17-1. С. 13-16.
- Мищенко А.С.Актуальные проблемы розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Отечественная юриспруденция. 2017. №3 С.70.
- Москаленко Л.А. Розыск лиц, скрывшихся от дознания следствия и суда, как мера по устранению причин, послуживших основанием для приостановления предварительного следствия // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. №6.
- Хазов,Е.Н., БогдановА.В., МартынюкВ.М.Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №10.
Особенности розыска при приостановлении производства
В случае приостановки производства по причине неустановления лица, которое подлежит привлечению как обвиняемый, следователю необходимо принимать меры для его обнаружения (п. 1 ч. 1 ст. 208). До момента приостановления производства он дает поручение органу дознания, которое касается производства оперативно-розыскных действий, совершаемых для установки преступника. В случае приостановки производства для обнаружения обвиняемых лиц следователь объявляет розыск.
Розыск обвиняемого представляет собой одну из процессуальных функций следователя. Он заключается в деятельности, которая направлена на обнаружение обвиняемых, местонахождение которых неизвестно. В этом процессе создаются условия, позволяющие разрешить дело по существу.
Объявление в розыск обвиняемых происходит на основе вынесения мотивированного постановления, в котором содержатся сведения:
- событие преступного действия;
- информация о человеке, которого необходимо объявлять в розыск;
- основания для объявления в розыск;
- орган дознания, который будет производить розыск;
- мера пресечения, избранная в отношении разыскиваемого человека
Сбор всей информации, касающейся личности обвиняемого лица, производится при расследовании.
Следователь после приостановления расследования должен продолжать розыск обвиняемого, при этом он использует только организационные и розыскные средства, а действия следствия не осуществляются. На него же возлагается ответственность за организацию розыска. Следователи также возглавляют и контролируют работу органа, который производит поиск обвиняемого.
Оперативно-розыскная деятельность
Если первоначальные мероприятия не дачи должного результата, не позднее 10 суток с момента поступления постановления о розыске обвиняемого, кроме случаев, не терпящих отлагательства, сотрудником розыскного подразделения принимается решение о заведении РД.
В случаях побега арестованных и осужденных первоначальные розыскные мероприятия осуществляются подразделениями учреждений исполнения наказания ФСИН.
Розыскные подразделения ОВД оказывают им содействие по заранее разработанным совместным планам и руководствуются документами, представленными для наибольшей эффективности розыскной работы.
- меняют место жительства;
- выезжают за пределы России;
- подделывают документы, удостоверяющие личность;
- изменяют внешность (меняют прическу, отращивают бороду, усы, используют грим и др.);
- совершают в другом регионе менее тяжкое преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать розыска;
- укрываются у родственников, знакомых, в специально оборудованных тайниках и др.
Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда
Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.
Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.
При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя.
Ст 315 ук рф основания розыска
Основания розыска В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.
Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания. При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска. Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления. Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как: 1) отпали основания для его приостановления; 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью. О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражд��нскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ). Если известно, что в отношении вашего мужа возбуждено уголовное дело и объявлен розыск, то необходимо явиться к должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Если считаете, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, то вы вправе постановление о возбуждении дела обжаловать в прокуратуру или суд, в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ. В жалобе излагаются основания, по которым, по вашему мнению, указанное постановление должно быть отменено. Такие же действия могут быть совершены и по отношению к постановлению об объявлении розыска. Поскольку, как указано выше, преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, то избрание меры пресечения в отношения вашего мужа в виде заключения под стражу – маловероятно. В этом случае учитывается также те обстоятельства, что обвиняемый имеет постоянное место жительства, ранее не привлекался к какой-либо ответственности, положительно характеризуется по месту жительства, а также иные обстоятельства, положительно характеризующие его личность.
За что могут подать в федеральный розыск?
Кто разыскивается в федеральном розыске:
- Граждане, подозреваемые в совершении преступлений. Часть 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса РФ дает возможность следователю объявить человека, подозреваемого в совершении преступления в федеральный розыск.
- Попасть в список разыскиваемых можно и за невыплаты, например, алиментов. В розыск должников по исполнительному производству может объявить судебный пристав-исполнитель. Руководствуется специалист федеральным законом, а точнее – ст. 65 «об исполнении производства».
- В список также вносят пропавших без вести. Это могут быть как дети, так и взрослые граждане. Заявление о розыске принимается спустя трое суток с момента получения последних сведений о пропавшем. В федеральный розыск лицо подается не сразу, а лишь спустя три месяца после местных поисков, не увенчавшихся успехом.
- Регулярно пополняют федеральный список разыскиваемых уклонисты, не желающие идти служить в ряды вооруженных сил и те, кто уклоняется от явок в военкомат по повесткам.
Но даже самого злостного неплательщика алиментов или заядлого рецидивиста не так просто внести в список лиц, находящихся в федеральном розыске. Сначала соответствующие инстанции разыскивают человека на местном уровне.
В каких случаях подают в федеральный розыск? Если в течении определенного времени розыск на местном и региональном уровне не дал положительных результатов.
Для различных категорий разыскиваемых определены свои сроки:
- Для без вести пропавших период составляет три месяца.
- Лицо, находящееся в уголовном розыске, объявляется в федеральный розыск спустя полгода безуспешных поисков на местном и региональном уровне.
В особых случаях решение об объявлении человека в федеральный розыск может быть принято и раньше, если все возможные варианты поиска на местном уровне были исчерпаны, или имеются веские доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы региона.
Как узнать, находится ли человек в розыске?
Бывают ситуации, когда необходимо проверить, находится ли человек в федеральном розыске. Это может потребоваться как самому разыскиваемому, так и его окружению.
Например, невеста, узнав, что ее жених не платит алименты детям от первого брака, может заинтересоваться, не состоит ли он по этому поводу в розыске.
Так, как узнать, находится ли человек в федеральном розыске? Сделать это не так сложно, как может показаться изначально. Нужно зайти на официальный сайт МВД «Внимание, розыск».
Учтите, здесь вы увидите единый список разыскиваемых в 2020 году: пропавших без вести, разыскиваемых уголовников, должников за невыплаты алиментов и других платежей.
Чтобы узнать, находится ли человек в розыске, нужно в поисковую строку ввести фамилию, имя, отчество и год рождения интересующего вас лица. Также сервис потребует ввести вашу электронную почту. Нажмите кнопку «Искать».
Если интересующий вас гражданин находится в розыске, информация об этом придет на вашу электронную почту. В письме будет указано, кто стал инициатором розыска, что послужило причиной розыска и приметы разыскиваемого.
Для получения более детальной информации потребуется обратиться с заявлением в Главное управление уголовного розыска МВД РФ. сделать это можно здесь же на сайте через специальную форму.
В случае, если интересующего вас человека нет в списке сервиса, сайт предложит вам подать заявку в подразделение Главного управления уголовного розыска МВД России. Именно это учреждение отвечает за организацию розыска.
Если вас интересует, не находится ли человек в федеральном розыске за невыплату алиментов, сделать это можно через судебных приставов. У них имеется вся база данных по разыскиваемым должникам.
Основания и условия приостановления предварительного следствия
- Решение Верховного суда: Определение N 51-АПУ17-9, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Следственным управлением МУ МВД России « », уголовное дело приостановлено с 14.10.2015 года на основании п. 1 части 1 статьи 208 УПК РФ в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, о чем имеется сообщение начальника отдела следственного управления МУ МВД России « » К от 07.07.2016 № 62/11-2251…
- Решение Верховного суда: Определение N 3-АПУ15-5, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении сроков предварительного расследования. Неоднократное приостановление производства по делу производилось на законных, предусмотренных ст.ст. 208 УПК РФ и 195 УПК РСФСР, в связи с неустановлением лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также розыском подозреваемых и обвиняемых. Возобновление производства по делу не было формальным, по делам выполнялись определенные следственные действия…
- Решение Верховного суда: Определение N 49-АПУ13-44, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Также Насиров Р.Р. отмечает, что в нарушение ст. 208 УПК РФ предварительное следствие по делу незаконно приостанавливалось до истечения шестимесячного срока…
Дополнительные условия законного и обоснованного приостановления производства по делу, образующие в итоге то или иное его основание, могут быть рассмотрены применительно к каждому из названных в УПК оснований.
1. Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого (подозреваемого), не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК).
В отличие от норм УПК РСФСР (1960 г.), где названное основание было третьим в перечне ст. 195, современный законодатель правильно исходит из реального состояния дел по установлению лиц, совершивших -преступление, и реального количества лиц, не привлеченных в качестве обвиняемых. По рассматриваемому основанию дело приостанавливается только тогда, когда достоверно известно (доказано), что событие преступления имело место, а данных о лице, его совершившем, несмотря на все предпринятые органом расследования меры, нет.
Проблема расширения оснований приостановления предварительного расследования
1. Приостановление предварительного расследования — это временный перерыв в производстве по уголовному делу по причинам (основаниям), указанным в уголовно-процессуальном законе.
2. Содержащийся в комментируемой статье перечень оснований приостановления предварительного расследования является исчерпывающим. Никакие другие обстоятельства, препятствующие окончанию расследования (например, отсутствие или болезнь потерпевшего или свидетеля, невозможность их явки к месту производства расследования), не могут служить основанием для приостановления производства по уголовному делу.
3. Суть первого из оснований заключается в том, что следователь, располагая достаточными доказательствами существования самого факта преступления, не имеет доказательств, указывающих на то, кто его совершил, и добыть такие доказательства пока не представляется возможным; преступление остается нераскрытым.
4. Суть второго основания приостановления предварительного следствия заключается в том, что следователь не знает, где находится обвиняемый или подозреваемый. Причем место пребывания обвиняемого (подозреваемого) может быть неизвестно в силу различных причин. Одну из них законодатель формулирует предельно определенно: обвиняемый (подозреваемый) скрылся от следствия.
5. Суть третьего основания приостановления предварительного следствия заключается в том, что обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу имеется, место его нахождения известно, однако реальная возможность участия его в деле временно отсутствует, например потому, что он не может прибыть к следователю из-за отсутствия транспортной связи или из-за того, что, находясь за рубежом, по каким-либо причинам не может прибыть к месту следствия.
6. Суть четвертого основания приостановления предварительного следствия заключается в том, что обвиняемый или подозреваемый тяжело заболел. Причем имеется в виду как психическое, так и иное заболевание. В тех случаях, когда в связи с психическим заболеванием обвиняемого или подозреваемого и сомнениями относительно его вменяемости назначается стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, уголовное дело приостанавливаться не должно. Производство экспертизы является процессуальным действием, следовательно, во время его производства расследование продолжается. Если же лицо совершило деяние, будучи невменяемым, или заболело после совершения преступления неизлечимой душевной болезнью, что подтверждено экспертизой, расследование продолжится, но только уже по правилам, предусмотренным для производства по применению принудительных мер медицинского характера.
7. К числу иных тяжких заболеваний относятся те, при которых больному на продолжительное время предписан постельный режим. Вопрос о приостановлении предварительного расследования решается в каждом конкретном случае в зависимости от того, может ли обвиняемый участвовать в следственных действиях.
8. Помимо оснований приостановления предварительного расследования, закон предусматривает определенные условия, которые необходимо учитывать при решении вопроса о приостановлении производства по уголовному делу. Первое условие: до приостановления расследования следователь или лицо, производящее дознание, обязаны выполнить все следственные действия, возможные в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. Это условие касается приостановления дела по любому из оснований.
9. Второе условие касается только приостановления по двум основаниям — первому и второму — и заключается в следующем: в случае, когда обвиняемый (подозреваемый) скрылся от следствия или суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание, а также в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, расследование приостанавливается лишь по истечении срока на его производство.
10. В случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого (подозреваемого) расследование по делу может быть приостановлено и до окончания установленного срока, если, разумеется, соблюдено первое условие, т.е. все следственные действия, которые могут быть произведены в отсутствие заболевшего, выполнены.
11. Расследование по делу приостанавливается мотивированным постановлением следователя, в котором излагаются обстоятельства совершенного преступления и приводится основание, по которому дело подлежит приостановлению. Ничье согласие для приостановления расследования не требуется. Если по делу привлечены два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить и приостановить дело в отношении отдельных обвиняемых.
12. Приостановление расследования означает, что никакие следственные действия после этого производиться не могут. В то же время уголовно-процессуальные меры, которые носят длящийся характер, например арест имущества или почтово-телеграфной корреспонденции, не отменяются и продолжают действовать. Не отменяется и избранная мера пресечения, если, разумеется, для ее применения не отпали законные основания.
13. Производство по делу приостанавливается до обнаружения обвиняемого или подозреваемого, или установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, или отпадения обстоятельств, препятствующих явке, или выздоровления обвиняемого (подозреваемого).
Приостановление уголовного дела – это уголовно-процессуальная мера, направленная на раскрытие преступления, применяемая при наличии веских причин, устранение которых необходимо для продолжения нормального рассмотрения уголовного дела.
Если не устранить причины, по которым возникло приостановление, не будет возможности завершить рассмотрение уголовного дела.
Уголовное дело в 2020 году может быть приостановлено, как на этапе предварительного расследования, так и на этапе судебного разбирательства.
Если уголовное дело приостановлено, что это значит? Это означает, что дело не расследуется.
Кроме того, на момент приостановления прекращаются следующие процессуальные действия:
- Прекращение производства следственных действия в виде сбора доказательств, допроса участников;
- Прерывание течения срока предварительного следствия и дознания;
- В некоторых ситуациях прерывание срока течения исковой давности.
Если уголовное дело было приостановлено, оно должно быть возобновлено.
В ст. 208 УПК РФ указаны объективные причины или основания, при наличии которых уголовное дело может быть приостановлено.
Выглядят они следующим образом:
- Потенциальный обвиняемый не установлен. В этой ситуации достоверно устанавливается факт совершенного преступного деяния, но меры уголовно-розыскного характера не смогли помочь в установлении личности преступника. Потенциальный обвиняемый либо не имеет доказательств в его причастности, либо он вовсе скрылся так, что никто не знает, кого считать потенциальным обвиняемым.
- Потенциальный обвиняемый скрылся или его место нахождения не установлено. В этой ситуации определено следствием, кто причастен к преступлению. Но подсудимый либо намеренно скрывается от уголовного розыска, либо уехал в неизвестном направлении по личным делам, не имея намерения сбегать от правосудия.
- Известно место пребывания обвиняемого, но его участие в расследовании невозможно. Как правило, это происходит тогда, когда обвиняемый находится за границей. Дело в этом случае будет приостановлено до разрешения вопроса об экстрадиции.
- Тяжелое заболевание подозреваемого. Болезнь его должна быть действительно тяжелой, но при этом носить временный характер. Факт наличия такого заболевания обязательно должен быть удостоверен медицинским заключением.
Перечень основания для приостановления уголовного дела на этапе предварительного следствия является закрытым. Никакие другие причины не могут стать веским основанием для прекращения расследования преступления.
Основания приостановления судебного разбирательства по уголовному делу схожи с основаниями, имеющими место быть на этапе следствия. Они прописаны в ст. 238 УПК РФ.
В судебном разбирательстве дело может быть приостановлено по следующим причинам:
- Обвиняемый скрылся и его место нахождения неизвестно;
- Тяжелое заболевание подозреваемого;
- Место нахождения подозреваемого известно, но нет возможности привлечь его к участию в судебном разбирательстве;
- Направление судом запроса в Конституционный Суд РФ или принятие Конституционным Судом к рассмотрению жалобы о соответствии применяемых в деле законов нормам конституционного права.
Эти основания не будут считаться вескими при наличии ходатайства подсудимого о рассмотрении уголовного дела без его участия в случае его нахождения за пределами РФ.
Лекция 13. Приостановление и возобновление предварительного расследования
Для того, чтобы приостановление уголовного дела являлось законной процедурой, необходимо соблюдений требований, предъявляемых к сотрудникам следствия и дознания. Это требования подразделяются на общие и специальные условия.
Итак, к общим условиям относятся:
- Основания приостановления должны быть доказаны;
- Отсутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу и влекущие его прекращение;
- Дознаватель и следователь обязаны провести все следственные действия, которые возможны без участия подсудимого.
Специальные условия различаются в зависимости от особенностей каждого конкретного уголовного дела.
Если в уголовном деле фигурируют несколько обвиняемым, при невозможности установить место нахождения одного из них, следователь выделяет это дело в отдельное производство и приостанавливает его.
Кроме оснований, по которым допускается приостановление следствия, 208 статья закрепляет ряд условий, которые должны быть соблюдены уполномоченным сотрудником. В частности, до прерывания производства служащий обязан выполнить все процессуальные мероприятия, которые допускается осуществлять в отсутствие подозреваемого/обвиняемого. Данное правило распространяется на случаи применения любого основания. Следующее условие относится только к п. 1 и 2 рассматриваемой статьи. Оно состоит в следующем. Если обвиняемый/подозреваемый скрывается от органов правопорядка или правосудия, либо по другим причинам адрес его нахождения/его личность неизвестны (не установлены), следствие прерывается только по окончании срока, отведенного для его производства. Если до этого момента служащий не успел осуществить все процессуальные мероприятия, он вправе направить ходатайство суду о продлении срока. При выявлении психического либо другого тяжелого расстройства подозреваемого/обвиняемого следствие по делу может приостанавливаться и до завершения периода. Однако и в этом случае должны быть совершены все надлежащие процессуальные действия, которые допустимы в отсутствие указанных лиц в производстве.
Приостановление уголовного дела в связи с не установлением лица или по другим основаниям должно быть соответствующим образом оформлено.
В случае, если приостановление происходит на этапе предварительного расследования, его процедура включает в себя:
- Выполнение максимально возможного перечня следственных действия без подсудимого;
- При наличии ареста на имущество, следователь обязан проверить его обоснованность, и по возможности отменить арест или изменить условия его применения;
- Следовать выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу;
- Копия постановления направляется прокурору;
- Если по уголовному делу применялись меры безопасности для его участников, следователь обязан рассмотреть обоснованность их дальнейшего применения, и при отсутствии обоснованности – вынести постановление об их отмене;
- Следователь обязан уведомить о приостановлении уголовного дела всех его участников и разъяснить им порядок обжалования постановления.
Необоснованное приостановление дела следователем может быть отменено руководителем следственного отдела, начальников дознания, прокурором или судом.
Следователь также обязан в течение 3 суток передать соответствующие документы об объявлении подсудимого в розыск сотрудникам уголовного розыска. Далее если в течение 10 дней сотрудники уголовного розыска не смогли установить место нахождения пропавшего, составляется розыскное дело.
Если на протяжении 3 месяцев местный розыск подозреваемого не дал результата, его объявляют в федеральный розыск.
При приостановлении уголовного дела на этапе его судебного рассмотрения суд выносит об этом постановление.
Также суд совершает одно из следующих действий:
- При побеге подсудимого, заключенного под стражей, судья возвращает уголовное дело прокурору с требованием совершить розыск подсудимого;
- При отсутствии информации о месте нахождения подсудимого, не содержащегося под стражей, судья также поручает его розыск прокурору и избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу.
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Приостановление предварительного следствия представляет собой временный перерыв в производстве следственных и иных процессуальных действий, обусловленный невозможностью их проведения в отсутствие подозреваемого, обвиняемого.
2. После приостановления предварительного следствия производство каких бы то ни было следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу не допускается.
Кто может начать розыск? Как проверить, в розыске ли человек?
Непосредственное отношение к началу розыскных мероприятий имеют следователь, сотрудники уголовного розыска ГУ УМВД Российской Федерации. Помимо них, полномочия по инициированию поискового процесса имеют сотрудники Федеральной Службы Безопасности, таможенные органы, другие ведомственные учреждения.
Мнение эксперта
Юрченко Екатерина Васильевна
Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению
Разыскивать человека начнут и в случае, если он не явился на заседание судебного учреждения, которое является особо важным. При этом судья должен сообщить, необходимо ли виновника заключать под стражу или в этом нет необходимости. Если это сделать нужно, то подозреваемого арестуют на тот срок, который указан в постановлении судебной инстанции. Если же такой необходимости нет, то его сразу же доставят в зал суда.
Начать разыскивать могут также обвиняемых и подозреваемых. В этом случае начало розыскных мероприятий инициирует следователь, согласно статье номер 210 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; оперативный розыскной следствие дознание
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:
- соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
- начало следствия в исходной точке правонарушения;
- соблюдение границ ведения расследования;
- следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
- обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
- запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
- в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
- привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
- своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.
Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:
- раскрытие преступления;
- поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
- создание полноценной базы доказательств;
- доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
- обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.
Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.
Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:
- составление полноценной доказательной базы;
- предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
- применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
- прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.
Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:
- акт обвинения;
- постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
- обвинительное заключение.
Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.
Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.
Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, опреде��ения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.
Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.
Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:
- уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
- уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.
Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.
Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:
- когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
- когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).
Дознание имеет следующие особенности:
- ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
- срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
- отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.
Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.
Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.
Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.
Статья 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого (действующая редакция)
Розыск лиц, пропавших без вести или целенаправленно скрывающихся по каким-либо причинам, может осуществляться несколькими государственными органами Российской Федерации, к числу которых относится и Министерство внутренних дел.
Сотрудники полиции, как правило, проводят оперативно-розыскные мероприятия по поиску:
- лиц, скрывающихся от следствия или суда;
- граждан, пытающихся избежать уголовного наказания;
- людей, пропавших без вести;
- граждан, имеющих долги перед физическими лицами, организациями или государственными структурами;
- потерявшихся детей.
Кроме полиции, заниматься поиском вышеперечисленных лиц имеют право:
- Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН);
- Федеральная служба судебных приставов (ФССП);
- Федеральная служба безопасности (ФСБ);
- Следственный комитет РФ;
- таможенные органы;
- служба внешней разведки.
задача сотрудников данных органов заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки найти нужного человека. При этом для более успешных поисков применяются специальные базы данных и конфиденциальные сведения, допуск к которым имеется у органов защиты правопорядка.
В общероссийский поиск чаще всего попадают следующие лица:
- преступники, совершившие тяжкие преступления, но не задержанные по горячим следам;
- лица, предположительно находящиеся на территории Российской Федерации и объявленные в международный розыск;
- граждане иностранных государств, совершившие преступление или незаконно находящиеся на территории РФ;
- люди, похищенные злоумышленниками;
- лица, выехавшие за пределы своего региона и не сообщившие родственникам о своем местонахождении (считаются пропавшими без вести);
- другие категории граждан, скрывающихся от выполнения обязательств или умалчивающих о наличии определенного имущества.
Любой россиянин имеет право получить информацию о том, находится ли интересующий его гражданин в розыске МВД. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:
- Обратиться в региональное отделение МВД, предъявить документ, удостоверяющий личность, и запросить нужную информацию.
- Получить сведения на официальном сайте МВД РФ.
- В случае розыска должника можно обратиться за информацией в Федеральную службу судебных приставов.
На официальном сайте Министерства внутренних дел РФ можно найти страницу, позволяющую получить информацию о любом гражданине.
Чтобы проверить человека в базе данных, потребуется:
- зайти на официальный сайт МВД РФ;
- выбрать вкладку «онлайн-сервисы» и внизу открывшейся страницы нажать на кнопку «Внимание, розыск!»;
- в появившуюся форму потребуется внести ФИО и год рождения человека, информацию о котором требуется получить, а также свой личный адрес электронной почты, на который поступит информация из базы данных;
- ввести код подтверждения, отображающийся в конце формы, и нажать на кнопку «искать»;
- после того, как система проверит данные по всем имеющимся базам, ответ с необходимой информацией будет направлен на электронный адрес, указанный пользователем.
Сведения о гражданах, имеющих задолженности по алиментным выплатам, также можно получить в интернете. Однако для этого понадобится уже не сайт МВД, а официальный ресурс ФССП.
Чтобы получить необходимые сведения по должникам, не выплачивающим алименты, необходимо:
- с главной страницы официального сайта ФССП перейти на страницу сервисов (можно найти на панели в верхней части страницы);
- выбрать сервис «Банк данных исполнительных производств» (первый в выпадающем списке);
- заполнить представленную форму (обязательно потребуется указать фамилию и имя гражданина, дополнительно – его отчество и дату рождения);
- нажать кнопку найти и ознакомиться с результатом.
ВАЖНО! Получить сведения о должнике и имеющемся долге можно не только по фамилии, но и по номеру исполнительного производства, по которому перестали выплачиваться финансовые средства. Для этого перед заполнением анкеты следует поставить отметку в графе «Поиск по номеру ИД».
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.