Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и особенности налога на игорный бизнес». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если сроки подачи отчетности задерживаются налогоплательщиком, то ему придется уплачивать штраф. Он рассчитывается в зависимости от налога, который необходимо уплачивать в соответствии с декларацией. Штраф равен 5% от налога, однако он не может быть меньше, чем 1 тыс. руб. или больше 30% от рассчитанного налога.
Регистрация объекта налогообложения
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей соответствующего свидетельства.
Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются министерством финансов РФ.
Любое изменение количества объектов необходимо также зарегистрировать в налоговых органах не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Игровое оборудование считается зарегистрированным или выбывшим начиная с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации или заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов.
Нарушение этого порядка влечет штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес.
Повторные нарушения в течение года влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес.
Объекты налога на игорный бизнес в 2021 году
Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:
- игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
- игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
- процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
- пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.
Налог на игорный бизнес – объект налогообложения
С 2009 года помещения для азартных игр можно открывать только в нескольких регионах Российской Федерации. В 2021 году к ним относятся Краснодарский и Алтайский край («Азов-сити» и «Сибирская монета»). Во всех остальных регионах можно делать тотализаторы и букмекерские конторы.
Закон, определяющий деятельность юридических лиц с игорным бизнесом, это Федеральный закон №244. Он был утвержден в 2006 году.
Все организации, занимающиеся азартными играми, обязаны оплатить соответствующий налог. Одно из главных понятий, определяющее налоговый закон – объект налогообложения. От этого понятия зависит, сколько юридическому лицу придется платить и какую документацию в налоговую предоставлять.
Объектами рассматриваемого закона являются:
- некоторые предметы помещений для азартных игр – столы с разным количеством игровых полей и автоматы;
- головные офисы организаций, принимающих ставки, а также их структурные подразделения.
Все эти объекты должны пройти регистрацию в налоговом органе. Самый крайний срок – за два дня до начала установки. Чтобы их зарегистрировать, нужно подать заявление в налоговую, а затем получить свидетельство о регистрации. Вся эта процедура должна пройти не более, чем за 5 дней.
Организации, принимающие ставки, должны получить лицензию на этот вид деятельности. Выдачей лицензий занимается также налоговая организация.
Примеры исчисления налога на игорный бизнес
Изложенные выше теоретические выкладки легче полезно разобрать на конкретных примерах корректного исчисления налога на игорный бизнес.
Пример 1. ООО «Длинный доллар», имеющее регистрацию в игорной зоне Алтайского края «Сибирская монета», является владельцем 4 игровых столов, 17 игровых автоматов. Необходимо рассчитать ежемесячную сумму налога на игорный бизнес для данного субъекта хозяйствования.
Решение. Сумма подлежащего уплате налога рассчитывается по формуле:
4 * 125 000 рублей + 17 * 7 500 рублей = 627 500 рублей.
Пример 2. Частному предприятию «Три семерки», зарегистрированному в игорной зоне «Янтарная» Калининградской области, по состоянию на 01.11.2018 принадлежало 6 игровых столов и 23 игровых автомата. 20.11.2018 предприятие обратилось в регистрирующий орган с заявлением об уменьшении числа игровых автоматов на 4 единицы. Изменения в свидетельство о регистрации зарегистрированы ИФНС 23.11.2018. Необходимо рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем отчетном периоде.
Решение. Регистрация факта выбытия объектов налогообложения имела место после 15-го числа отчетного месяца. Это значит, что к выбывшим объектам применяется полный размер процентных ставок. Формула расчета аналогична формуле из предыдущего примера:
6 * 250 000 + 23 * 15 000 = 1 845 000 рублей.
Если бы выбытие игровых автоматов произошло, к примеру, 7-го ноября, формула расчета несколько видоизменилась бы:
6 * 250 000 + 19 * 15 000 + 4 * (15 000 / 2) = 1 815 000 рублей.
Объекты налогообложения
К таковым в игорном бизнесе, согласно ст. 366 НК РФ, относятся:
- игровой стол — специально оборудованное место с 2 и более полями для проведения азартных сессий, в которых владелец заведения или его представители выступают как игрок, наблюдатель или организатор;
- игровой автомат — оборудование, установленное владельцем игорного заведения, эксплуатируемое для проведения азартных сессий без непосредственного участия организаторской стороны;
- процессинговый центр — отделение игорного учреждения, в котором учитывают и фиксируют ставки и результаты игр;
- процессинговый центр интерактивных ставок БК или ТОТО;
- пункты приема ставок — выделенное место для заключения пари и фиксирования информации о ставках, результатах игр и суммах выигрышей.
При наличии игровых столов с несколькими полями (2 и более) каждое рассматривается как индивидуальный объект, что приводит к увеличению налогов. Та же система применяется в отношении игровых автоматов и комплексов, предназначенных для нескольких игроков.
Все объекты в обязательном порядке должны пройти регистрацию в налоговых органах региона. Ее проводят по заявлению владельца казино или пункта приема ставок либо его официального представителя с последующей выдачей свидетельства, разрешающего игорную деятельность. Для налогоплательщиков установлены сроки подачи заявления: минимум за 5 дней до открытия объектов или их установки.
Какова ответственность за нарушения, связанные с игорным бизнесом
Следует понимать, что регистрация объектов игорного бизнеса и сообщение сведений об изменениях по ним являются обязанностью налогоплательщика, за уклонение от которой налагается ответственность. Так, в ст. 129.2 НК РФ предусмотрено наказание в размере 3-кратного увеличения ставки налога по скрытому объекту или 6-кратного увеличения при последующих подобных нарушениях.
Помимо вышеуказанной ответственности предусмотрены административные меры наказания по ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ за нарушения общего порядка проведения азартных игр, а также за осуществление деятельности вне игровых зон без лицензий или разрешений.
Налог на игорный бизнес в РФ существует давно, и за это время поменялись основные его элементы: налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки.
Разобраться в актуальности действующих элементов и соблюсти все требования действующего законодательства поможет наша рубрика «Налог на игорный бизнес».
Объекты налогообложения
К таковым в игорном бизнесе, согласно ст. 366 НК РФ, относятся:
- игровой стол — специально оборудованное место с 2 и более полями для проведения азартных сессий, в которых владелец заведения или его представители выступают как игрок, наблюдатель или организатор;
- игровой автомат — оборудование, установленное владельцем игорного заведения, эксплуатируемое для проведения азартных сессий без непосредственного участия организаторской стороны;
- процессинговый центр — отделение игорного учреждения, в котором учитывают и фиксируют ставки и результаты игр;
- процессинговый центр интерактивных ставок БК или ТОТО;
- пункты приема ставок — выделенное место для заключения пари и фиксирования информации о ставках, результатах игр и суммах выигрышей.
При наличии игровых столов с несколькими полями (2 и более) каждое рассматривается как индивидуальный объект, что приводит к увеличению налогов. Та же система применяется в отношении игровых автоматов и комплексов, предназначенных для нескольких игроков.
Все объекты в обязательном порядке должны пройти регистрацию в налоговых органах региона. Ее проводят по заявлению владельца казино или пункта приема ставок либо его официального представителя с последующей выдачей свидетельства, разрешающего игорную деятельность. Для налогоплательщиков установлены сроки подачи заявления: минимум за 5 дней до открытия объектов или их установки.
Порядок уплаты налога и представления декларации
Владельцы казино обязаны платить налог до 20 числа следующего месяца. Размер платежа определяется поданной ранее декларацией.
Важно! Льготы на налог не предусмотрены.
Декларация по налогу на казино, ТОТО и БК подается ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за оплачиваемым налоговым периодом. В документе отражаются все данные об изменении количества объектов, если такое происходило в декларируемый срок.
Декларация подается в органы налогового контроля по месту регистрации заведения. Форма утверждена приказом ФНС №ММВ-7-3/985 от 28.12.2011 года. Предоставить документ организатор бизнеса вправе в личном порядке или через законного представителя, Почтой России отправлением с описью или в электронной форме.
Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, предприниматель предоставляет уточненный документ до истечения срока уплаты.
При опоздании с подачей декларации налогоплательщик облагается штрафом в размере 5–30% от долга. Задержка уплаты облагается взысканием в размере 1/300 ставки рефинансирования либо налога на каждый просроченный день. Самый серьезный штраф назначен за неуплату налога — 20–40% от его суммы. При этом штраф и пени не освобождают налогоплательщика от обязанности погасить все недоимки в полном размере.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос № 1: Какие санкции налагаются за нарушения уплаты налога?
Ответ: Неуплата и иные нарушения порядка платежей наказываются штрафом в 20–40% от налоговой суммы, которую нужно оплатить (Налоговый кодекс, ст. 122).
Вопрос № 2: Где нужно поставить на учет автоматы, которые расположены за пределами места, где находится коммерческая организация?
Ответ: Все оборудование ставят на учет в налоговой по месту нахождения коммерческой структуры, которая занимается деятельностью в сфере игорной индустрии (письмо МНС РФ N 22-0-10/425@ «О постановке на учет» от 15 марта 2004 г.).
Вопрос № 3: Какой штраф предусмотрен за несвоевременную сдачу декларации?
Ответ: От 5% суммы неуплаченного налога, который нужно заплатить или доплатить за каждый целый месяц или часть его, но до 30% и не менее 1 тыс. р. (ст. 119 налогового кодекса).
Вопрос № 4: Как оплачивают налог представительства и филиалы организации?
Ответ: Плательщиками признаются только организации, а их подразделения или филиалы не обладают правом исполнять налоговые обязательства и исчислять суммы сборов.
Вопрос № 5: Какие наказания предусмотрены за несоблюдение регистрационного порядка для объектов налога?
Ответ: Нарушитель штрафуется в трехкратном размере действующей налоговой ставки (НК РФ, ст. 129.2) для должного объекта. При повторном нарушении штраф увеличивается до шестикратного величины назначенной налоговой ставки.
Вопрос № 6: Надо ли платить сбор, если игорное заведение не работало в налоговый период?
Ответ: Если организация прекратила свою деятельность или имело место выбытие игорного оборудования, основанием для прекращения налоговых платежей может быть только снятие с учета самих объектов.
Вопрос № 7: Облагается ли этим налогом сфера игровой компьютерной индустрии?
Ответ: Заниматься проведением и организацией гэмблинга в интернете запрещено (ст. 5 ФЗ №244). В отношении игр можно руководствоваться следующим. Если игры относятся к азартным, то, конечно, налогом они облагаются. Если признаков азартной игры не имеется, то применяется общеустановленный порядок налогообложения. Правовую основу в сфере игорной индустрии регламентирует ФЗ № 244, где в статье 4 дается определение азартной игры. Ориентироваться следует на него.
Общие сведения о налоге на игорный бизнес в 2017-2018 годах
Игорный бизнес — это вид деятельности, направленный на извлечение прибыли от приема ставок на тотализаторах или в букмекерских конторах, а также от проведения азартных игр с использованием игровых автоматов или столов.
Налог на игорный бизнес — региональный налог, уплачиваемый в бюджет субъекта РФ.
Налог на игорный бизнес появился в 2004 году. Последние поправки в законодательство, регулирующее его, были внесены в правовые акты в 2014-м. В 2021 году каких-либо нововведений в части налога на игорный бизнес российские власти не вводили. На 2021 год их также не запланировано.
Основной источник права, регулирующий взимание налога на игорный бизнес, — гл. 29 НК РФ. Сфера экономической деятельности, в отношении которой установлен налог на игорный бизнес, — это учреждение и проведение игр (главным образом азартных), сопровождающиеся извлечением выручки в виде выигрышей либо взиманием платы с участников розыгрышей.
Ставки по налогу на игорный бизнес могут устанавливаться региональными органами власти. Но даже если в тех или иных субъектах Российской Федерации необходимых законов по данной деятельности не принято, налог на игорный бизнес регулируется на уровне федерального источника права — Налогового кодекса РФ. Следует также отметить тот факт, что объект налогообложения по рассматриваемому налогу, его база, периодичность и сроки перечисления в госбюджет могут регулироваться исключительно положениями кодекса.
Налоговый период, законодательно зафиксированный в отношении налога на игорный бизнес в ст. 368 НК РФ, составляет календарный месяц.
Перечисление в бюджет налога на игорный бизнес освобождает фирму от обязательств по уплате налога на прибыль (п. 9 ст. 274 НК РФ) по соответствующим доходам. При этом организации, осуществляющие уплату налога на игорный бизнес, должны вести обособленный учет выручки от игорной деятельности.
Подробнее об основаниях для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на прибыль читайте в статье «Кто является плательщиками налога на прибыль?».
Отметим, что в России игорным бизнесом могут заниматься только организации. ИП не вправе его осуществлять, а потому они не платят в бюджет налог на игорный бизнес.
Порядок исчисления налога на игорный бизнес
Общие правила исчисления налога на игорный бизнес регламентированы статьей 370 НК РФ. Государство возлагает на владельца игорного бизнеса, выступающего в роли плательщик аналога, самостоятельно исчислять подлежащие уплате налоговые суммы.
Законодатель предъявляет особые требования к заполнению налоговой декларации. Вносимые в нее сведения должны точно отражать число объектов налогообложения на конечную дату отчетного периода.
Отступления от этого правила чреваты привлечением к административной или – в случае доказанности умысла и соблюдения иных условий, предусмотренных статьей 199 УК РФ, — уголовной ответственности.
Налоги на азартные игры в Казахстане
Если сроки подачи отчетности задерживаются налогоплательщиком, то ему придется уплачивать штраф. Он рассчитывается в зависимости от налога, который необходимо уплачивать в соответствии с декларацией. Штраф равен 5% от налога, однако он не может быть меньше, чем 1 тыс. руб. или больше 30% от рассчитанного налога.
Если же компания вовсе задерживает уплату налога, то штраф будет составлять от 20% до 40% от рассчитанной суммы, поэтому рекомендуется тщательно относиться к данному процессу, чтобы не возникала необходимость уплачивать действительно существенные суммы денег в качестве штрафов.
Таким образом, налог на игорный бизнес – это специфический налог, обладающий многими особенностями. Его обязаны уплачивать все организации, работающие в сфере игорного бизнеса. Он определяется в зависимости от различных показателей, а при этом непременно регулируется государственными органами.
Главные документы, регулирующие вопросы уплаты налога на игорный бизнес — это 16 раздел Налогового кодекса и Закон об игорном бизнесе. Правительство регулярно индексирует базу для расчета суммы налога — месячный расчетный показатель (МРП), с апреля 2020 года это 2778 тенге.
У налога на игорный бизнес необычные объекты налогообложения: для казино это игровой стол, для зала игровых автоматов — игровой автомат, для тотализатора или букмекерской конторы — касса, причем различаются физические кассы (в пунктах приема ставок) и электронные.
Каждый игровой стол, автомат или касса регистрируются в налоговой инспекции, использовать другое оборудование — незаконно.
Налог исчисляется раз в месяц, его ставка с единицы составляет на:
1) игровой стол — 1660 МРП;
2) игровой автомат — 60 МРП;
3) кассу тотализатора — 300 МРП;
4) электронную кассу тотализатора — 4000 МРП;
5) кассу букмекерской конторы — 300 МРП;
6) электронную кассу букмекерской конторы — 3000 МРП.
Помимо этого налога, казино, тотализаторы и букмекерские конторы Казахстана уплачивают корпоративный подоходный налог (КПН). Это новшество 2020 года, ранее организаторы игорного бизнеса были освобождены от КПН и вместо него платили так называемый дополнительный платеж.
С нынешнего года КПН облагается доход компании по ставке 20%. При этом из общего дохода вычитается НДС, а также сумма расходов на деятельность компании.
Налог на игорный бизнес плательщики отражают в отдельной форме 710.00, предоставляя ее в налоговые органы ежеквартально.
Выигрыши в казино, лотерею, на тотализаторе или в букмекерской конторе облагаются индивидуальным подоходным налогом (ИПН) по ставке в 10%. Но выплачивать его самому не надо.
ИПН с выигрыша, как правило, удерживает организатор лотереи или пари, выступая в этом случае как налоговый агент. Это означает, что игрок получит на руки на 10% меньше, зато ему не надо будет заполнять бумаги с налоговой отчетностью.
Базой для исчисления налога, как правило, выступает чистый выигрыш. Для букмекеров это сумма выплаты за вычетом суммы ставки, то есть “затрат” клиента на заключение пари.
Решенных споров за декабрь
Решить спор с банком минуя суды. |
Не сложилось с кредитом. Какие у меня есть права? |
Получить рекомендацию о разрешении вопроса. |
Отдельный интерес вызывает то, как именно развиваются действующие и строятся новые объекты в официальных игорных зонах России.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.
Организация игорного бизнеса до 2006 года считалась перспективной и рентабельной. Даже маленькая комнатка с несколькими игровыми автоматами была забита желающими игроками и приносила владельцу большой ежедневный доход.
Но после вступления закона о запрете казино и игровых автоматов всё изменилось. Одни ушли, на их место пришли другие, ибо свято место пустым не бывает. Вместо казино и игровых автоматов начали появляться букмекерские конторы и лотерейщики, с которыми со временем тоже начали активно вести борьбу.
Идея правительства была простой – избавить людей от пагубного пристрастия к игре. Уже тогда, по данным исследовательских центров, картина складывалась неблагоприятная, игроманией заболело рекордное количество жителей страны.