Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.
ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля
Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.
То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.
Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).
Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.
Что делать, чтобы не получить штраф?
Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.
Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.
Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.
Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.
Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.
А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».
Величина штрафа за перегруз автомобиля
Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.
При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.
Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:
Величина перегруза, % |
Физическое лицо, сумма в рублях |
Величина взыскания для должностного лица, рублей |
Юридическое лицо, штраф в рублях |
2-10 |
1000-1500 |
10000-15000 |
100000-150000 |
10-20 |
3000-4000 |
25000-30000 |
250000-300000 |
20-50 |
5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца |
35000-40000 |
350000-400000 |
|
7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев |
45000-40000 |
450000-500000 |
В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Штраф за перегруз грузового автомобиля выписывается сотрудниками ГИБДД при нарушении нормативов загрузки по осям. Как уже говорилось, грузоподъёмность автотранспорта указывается в его паспорте. А вот грузоподъемность по осям (Го) можно примерно рассчитать по следующей формуле:
Го=(Ма + Мг) / N, где:
- Ма — масса машины (указана в ПТС);
- Мг — масса груза (указана в транспортной накладной). При этом важно, чтобы значение показателя не превышало максимальную грузоподъёмность транспортного средства, прописанную в ПТС;
- N — количество осей конкретного авто.
В современных автомашинах расчётный показатель выводится автоматически на экран бортового компьютера.
Законодательством в Постановлении Правительства № 272 (Приложения 1 и 2) от 15.04.2011 г. определены предельные значения для грузовиков с разным количеством осей (в тоннах):
- 2 — 18;
- 3 — 25;
- 4 — 32;
- 5 — 35.
Наличие перевеса может быть установлено инспекторами ГИБДД в ручном или автоматическом режиме:
- на специально оборудованных весовых постах;
- посредством электронных систем взвешивания. Суть такова: в дорожное полотно вмонтированы автоматические весы с датчиком, они взвешивают проезжающий транспорт, камера фиксирует его госномер, система передает сведения о нарушении на пульт сбора информации. Такие системы установлены на трассах федерального значения и могут осуществлять измерения на скорости автотранспорта до 140 км/ч.
Что такое перегруз и в чем его опасность?
Перегруз грузового транспортного средства (ТС) – это превышение массы груза, приходящегося на одну колесную ось, в диапазоне более 2% согласно установленных правилами норм. В случае превышения нормированных значений перевозчик обязан оформлять разрешение, выдающееся Росавтодором и действующее на протяжении трех месяцев.
Выданное удостоверение – это специализированный учетный документ, предназначенный для ведения контроля большегрузов на трассе.
Перегруз сам по себе – источник высокой аварийной опасности для транспортного средства; в случае перегруза тормозной путь автомобиля увеличивается, как и его инертность. Согласно ГОСТ Р 51709-2001, на скорости 40 километров в час, фура с весом в 20 тонн будет тормозить как минимум 150 метров; грузовой автомобиль в идеале должен остановиться за 20 метров. Таким образом, чем выше масса автомобиля, тем более опасным он является на дороге.
В дополнение к вышеописанным данным в маркировке шины присутствуют и другие показатели: грузоподъемность, назначение, скоростные ограничения, конструкция шины и другие.
Например, в маркировочной характеристике шины на «газель» 185/75 R16c 96N указаны:
- Ширина покрышки – 185 мм.
- Процентное соотношение между высотой и шириной профиля шины – 75 %.
- Конструкция корда покрышки – радиальная (R). Существуют еще диагональные конструкции (D), но применяются реже.
- Индекс назначения – С, используется для эксплуатации легкогрузовым транспортом.
- Индекс нагрузки – 96N. По общепринятой классификации нагрузки, данный идентификатор сообщает, что покрышка (одна) может выдержать вес, равный 710 кг.
На автомобиле допускается возможность эксплуатации покрышки на «газель» с большей шириной, равняющейся 195 или 205 мм. Задний осевой набор пар может монтироваться покрышками с идентификатором от 96 до 201, но это с большим грузоподъемным запасом. Передняя колесная пара может иметь диапазон индекса от 96 до 101.
Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Как и где проверяется вес грузовиков?
Основной тип контрольно-измерительного пункта – весовой контроль на стационарных постах ГИБДД, расположенных обычно на въездах в крупные города. Однако на вооружении у Госавтоинспекции есть и передвижные посты весового контроля, которые могут стоять на любом участке трассы.
Сами пункты могут быть стандартными, где измерения проводят инспекторы ГИБДД, и автоматическими, где водители проезжают по «весам», а камеры автофиксации выносят штрафы, если масса грузовика больше допустимой по закону. При этом за превышение допустимой массы, указанной в ПТС и СТС, автоматические посты штрафы выписать не могут.
Классифицировать посты весового контроля можно и по методу измерения. Динамические измерительные приборы, которые чаще всего стоят в автоматических постах. Они могут измерять массу, когда автомобиль движется по ним со скоростью до 5 км/ч. Но чаще всего Госавтоинспекция использует статические измерительные приборы, которые показывают результат, когда грузовой автомобиль на них полностью остановился. Второй вариант взвешивания выдается намного более точный результат.
Правила перевозки грузов
Каждый автомобиль рассчитан на определенную нагрузку. Как правило, чем тяжелее машина, тем больше груза она может перевозить. Если превысить нагрузку, рекомендованную производителем, пострадают не только дороги (ремонтируемые на средства из налогов), но и сам автомобиль. Перегруз может вызвать нарушение целостности оси. Чересчур высокая нагруженность также ускоряет ее износ, что в будущем обязательно выльется для владельца автомобиля в дополнительные затраты на закупку деталей и внеплановый ремонт.
Чтобы корректно перевозить груз, нужно не только ограничить загрузку автомобиля обозначенными килограммами и тоннами, но и распределить нагрузку по осям равномерно.
Как правило, допустимая нагрузка указывается на ось, а не на авто целиком. Это позволяет грузчикам и водителям эффективнее распределять товары в прицепе.
КоАП назначает наказание за превышение разрешенной массы машины или за увеличение нагрузки на ось свыше данных указанных в технической документации на ТС. Статья 12.21.1 определяет размер штрафа за перевозку груза с превышение норматива. Он различен для водителя, сотрудника оформляющего документы на перевозку, на организацию (юридическое лицо). За перегруз наказание назначается в зависимости от процента превышения норматива:
- п.1 — от 2% до 10% водитель заплатит 1000-1500 рублей, сотрудник 10-15тыс.рублей, юр.лицо 100-150 тыс. рублей.
- п.2 — от 10% до 20% водитель заплатит 3-4 тысячи, сотрудник 25-30 тысяч, юр.лицо 250-300 тысяч.
- п.3 — от 20% до 50% водитель заплатит 5-10 тысяч, сотрудник 35-40 тысяч, юр.лицо 350-400 тысяч.
- п.6 — выше 50% водитель заплатит 7-10 тысяч, сотрудник 45-50 тысяч, юр.лицо 450-500 тысяч.
Какие правила перевозки груза необходимо соблюдать, чтобы не платить штрафы за перегруз автомобиля?
Правила нагрузки авто при перевозке закладываются при проектировании. Речь идет о допустимой осевой нагрузке. Установленные нормы для двуосных авто выглядят следующим образом:
Расстояние между передней и задней осью, м |
Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы А, эксплуатация которых разрешена на дорогах 1 — 3 категорий |
Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы В, использование которых разрешено на всех дорогах |
До 1 м |
6,0 |
4,5 |
1,00 — 1, 35 |
7,0 |
5,0 |
1,35 — 1,65 |
8,0 |
5,5 |
1, 65 — 2,00 |
9,0 |
5,7 |
Свыше 2 м |
10,0 |
6,0 |
Итак:
- Перегруз негативно сказывается на управлении и торможении. Появляется не только риск получить штраф, но и высокая опасность для водителя и для иных участников дорожного движения.
- Разрешенное отклонение от предельной массы ТС не превышает 2%.
- При превышении массы более чем на 2%, такое транспортное средство должно иметь специальное разрешение.
- Расчет массы осуществляется как в отношении массы грузового ТС, так и в отношении нагрузки на оси грузовика.
- Штрафы за перегруз грузовиков достигают полумиллиона, а субъектами взысканий могут быть водители, перевозчики, должностные и другие связанные с перевозкой груза лица.
- Также предусмотрены дополнительные взыскания в отношении перегруженного ТС — это изъятие удостоверения и задержание автомобиля.
- Автоматические системы взвешивания внедряются в нашу жизнь, что позволяет контролировать перегруз без остановки.
А штрафовали ли вас за перегруз? Смогли ли вы уменьшить либо оспорить штрафы? Расскажите о вашем случае!
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2023 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Сложности в оформлении бумаг
Для того чтобы оформить разрешение перевозчик должен предоставить в Росавтодор следующую информацию:
- Данные маршрута.
- Данные о точках остановок.
- Информацию об авто и перевозимом грузе.
Расчет стоимости разрешения происходит исходя из предоставленной информации. Сами расчеты предоставляются перевозчику бесплатно, а оплачивает он только возмещение ущерба, который наносит дорожному покрытию в следствии повышенной нагрузки.
Следует учитывать то, что урон, наносимый дорожному полотну при перегрузке ТС, считается не сразу по всему маршруту. Именно поэтому возникают сложности с получением разрешения. Компенсация ущерба рассчитывается не по всему маршруту, а по отдельным отрезкам магистралей.
Оценка ущерба производиться:
- Владельцами путепровода.
- Властями муниципалитета.
- Администрацией региона, если участок находиться в ее ведении.
Именно поэтому так важно грамотно составить маршрут следования. Чем меньше инстанций вам придется обойти, тем быстрее вы получите разрешение.
Почему нельзя перегружать автомобиль
Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:
- Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
- Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
- Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
- Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.