Современные проблемы адаптации молодых специалистов в организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Современные проблемы адаптации молодых специалистов в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.

Адаптация новичка на новом месте работы



В статье ставится задача рассмотреть особенности адаптации новичка на новом рабочем месте. В результате анализа, автор доказывает, что адаптации на новом рабочем месте сегодня отводится крайне мало внимания.

Кроме этого, указывается на то, что адаптация существенно влияет на работу в будущем и на её эффективность.

В статье обозначены наиболее целесообразные направления адаптации, которые близки к эталонному варианту, что поможет добиться наиболее положительных результатов.

Ключевые слова: адаптация, работник, руководитель, трудности.

This article seeks to examine particularly freshman adapt to a new workplace. Because of the analysis, the author shows that adaptation to the new workplace is given very little attention today.

In addition, it indicated that significantly affects the adaptation work in the future and its efficiency.

The article indicated by the most appropriate adaptation areas, which are close to the reference version, which will help to achieve the most positive results.

Keywords: adaptation, employee, manager, difficulties.

В современном мире, практически каждый из нас на том или ином этапе развития сталкивается с необходимостью устроиться на работу, или же, перейти из старой работы на новую.

Только на первый взгляд кажется, что подобный процесс является относительно простым и не вызывает никаких осложнений, трудностей. Тем не менее, вполне очевидно, что это не так.

Когда человек оказывается на новом рабочем месте, начинается ряд различных проблем, которые связаны не только с освоением трудового распорядка, функциональных обязанностей и некоторых других подобных вопросов, но, что более важнее, появляется ряд эмоциональных, коммуникативных проблем общесоциального характера.

Связано это с тем, что далеко не каждый работник может в один момент приспособиться к новым людям, к новому коллективу. Чтобы успешно влиться в коллектив, изначально должен пройти процесс адаптации.

  • Адаптация персонала представляет из себя процесс привыкания новых работников непосредственно к условиям труда, а также новым функциональным обязанностям, понимание ими особенностей работы и то социальной среды, которая характерна новому месту [1].
  • Обычно целью адаптации являются следующие категории:
  • – повышение общей работоспособности новых сотрудников различных учреждений, а также укрепление деловых взаимоотношений с коллективом;
  • – сокращение времени, которые необходимо для того, чтобы новые сотрудники освоились на новом рабочем месте, включая знакомство с коллективом;
  • – получение советом по наиболее быстрому поиску необходимой информации;
  • – оказание помощи с проблемами и вопросами по работе, с которыми изначально сталкивается большинство работников в процессе выполнения собственных обязательств [2].

В современных условиях вопросам адаптации уделяется недостаточно большое количество времени.

Работодатели уделяют намного больше внимания иным вопросам, стараясь максимально увеличить производительность труда, требуя от сотрудников моментального вовлечения в работу и показания таких же моментальных результатов.

Обуславливается это желание заработать как можно больше, привлечь как можно больше клиентом и иными подобными корыстными целями.

Чаще всего работодатели ожидают, что сотрудники будут, как минимум, уже подготовлены в профессиональном плане и им не будет необходимости разъяснять рабочие моменты. Что же касается межличностных отношений, то они отодвигаются на второй план. Считается, что такого рода адаптация пройдет самостоятельно [3].

По их мнению, это не является насколько важным и приоритетным. Хотя, с нашей точки зрения, именно адаптация в межличностном плане может стать одной из самых важных.

Это может помочь наладить не только отношения в коллективе и благоприятный коллективных дух, но и существенно сказаться на рабочих качества, а также уверенности в собственном профессионализме.

Адаптация на новом рабочем месте обычно происходит по шаблонным направлениям. В частности, можно назвать следующие из них, которые играют наиболее важную роль.

Привычным является то, что руководитель или же начальник отдела представляет нового сотрудника коллективу, назвав коллег и их должности [4].

Обычно называть те коллеги, которые будут непосредственно сотрудничать с новым членом компании, а также те, с которыми он будет хоть как-то взаимодействовать.

После первого этапа, необходимо новому сотруднику для ознакомления выдать должностные инструкции, внутренние правила организации, а также различные регламенты или любые другие документы, в которых можно возникнуть необходимость.

Следующим этапом становится предоставление новичкам простейших рабочих заданий [5]. Обычно, это выражается в оказании новым сотрудником помощи в работу более опытному сотруднику. Так же, новому сотруднику может быть назначен куратор, тоже более опытный сотрудник, который первое время будет осуществлять руководство его деятельностью.

Изучив общие особенности адаптации новых сотрудников на новом рабочем месте, крайне важно остановиться на том, как же именно выглядит эталонный процесс адаптации.

Учитывая современные условия экономического развития, крайне важно, чтобы различные сотрудники, которые получают новую работу, моментально адаптировались не только в плане профессиональных качеств, но еще и вливались в коллектив, что повысит производственную эффективность.

Крайне важно сегодня изменить начальный процесс адаптации на новом рабочем месте.

В первую очередь, здесь речь идет о культурной составляющей.

Хо��оший руководитель в обязательном порядке должен позаботиться о том, чтобы коллектив не относился к новичку пренебрежительно или же как к лишнему отвлекающему элементу.

В тех учреждениях, где корпоративная культура развита на должном уровне, каждый участник коллектива считает практически обязанностью отвлечься в любой момент и помочь при необходимости новичку.

Так же, очень важная роль отводится учебным подготовительным курсам. Обычно, крупные организации практикуют «массовый» набор персонала.

То есть, изначально, тот, кто желает трудоустроится, в обязательном порядке должен какое-то время проходить обучение на курсах, которые организует работодатель. В течении этого периода, около 50 % претендентов уже отсеиваются, поняв, что им не подходит работа в этой организации.

Остальные кандидаты отсеиваются после прохождения экзаменов, а также при собеседовании, которое осуществляется уже после прохождения подготовки.

  1. В результате такого подхода, устраиваются уже полностью подготовленные, обученные, адаптированные и мотивированные на выполнение конкретных задач сотрудники.
  2. Адаптация в рамках подготовительных курсов является достаточно выгодной не только для работодателей, но еще и для самих работников, так как для освоения и обучения новичков компания предоставляет одного или же нескольких сотрудников, которые могут одновременно заниматься подготовкой нескольких новичков в свободное время от работы, а также, возможно, за дополнительную плату, что повышает заинтересованность и мотивацию всех сторон.
  3. Последним наиболее рациональным подходом в случае с принятием нового сотрудника и его непосредственной адаптацией является наставничество или же коучинг, о котором ранее шла речь.
Читайте также:  Налоги на продажу жилой недвижимости: кто должен их платить и как их уменьшить

Когда новому сотруднику отдельно выделяется опытный коллега, который полностью будет помогать осваиваться на новом месте, а также контролировать работы, является современным и весьма эффективным подходом.

Конечно же, крайне сложно выделять отдельных учителей абсолютно каждому новичку. Это бы сказывалось и на финансовой составляющей, и на деятельности компании.

Поэтому, наиболее распространенным вариантом является наставничество не для всех сотрудников, а только для тех, которые остро в этом нуждаются иле же для наиболее важных сотрудников.

Как можно видеть из всего сказанного, адаптация новых сотрудников на новом месте сегодня является важным направлением деятельности всех компаний, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовой формы. Крайне важно организовать наиболее эффективную адаптацию новых сотрудников не только на частных предприятиях, но и в государственных, что в будущем скажется на наиболее продуктивной их работе.

Литература:

  1. Бычкова, А. Ф. Управление персоналом [Текст] / А. Ф. Бычкова. — М.: Университет, 2015. — 217 с.
  2. Иванова, С. В. Искусство подбора персонала [Текст] / С. В. Иванова. — М.: Бизнес Букс, 2016. — 319 с.
  3. Карякин, А. М. Управление персоналом [Текст] / А. М. Карякин. — М.: Норма, 2015. — 452 с.
  4. Кибанов, А. Я. Управление персоналом [Текст] / А. Я. Кибанов. — М.: Экзамен, 2015. — 159 с.
  5. Макарова, И. И. Управление персоналом. Наглядные учебно-методические материалы [Текст] / И. И. Макарова. — М.: ИППЭ, 2016. — 530 с.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, сотрудник, адаптация, коллектив, работа, обязательный порядок, опытный сотрудник.

Диагностика социальной адаптации

Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.

Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

На каком этапе система адаптации персонала дает сбой

Что же получилось в этой компании, на каком этапе система работы с персоналом дала сбой? Работники успешно проходят испытательный срок, значит, ступени «подбор» и «начальная адаптация» функционируют нормально. Согласно философскому закону перехода количественных изменений в качественные, навыки (профессиональные, социальные, физические), наработанные работником на ступени «дальнейшая адаптация», должны повлечь за собой качественный скачок — работник должен перестать быть новичком и перейти в разряд старожилов. Но как раз этого количественного скачка и не происходит — работники увольняются. Почему?

Очевидно, что наставничество в компании имеется, но система наставничества не продумана, отсутствует целенаправленное обучение наставников. Возможно, качество такого наставничества не самое лучшее. Просто самые опытные и активные брали новичков «под крыло».

Вероятно, новичкам со временем (как раз к окончанию «младенческого периода») надоедало быть «под крылом» и хотелось самим принимать решения и руководить проектами. Ведь компания отбирала самых достойных — скорее всего, это уже были работники с опытом работы от 3 лет, и им требовалась лишь помощь в ориентации и некоторое кураторство при сложных случаях, а не длительное наставничество.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

В России важность мероприятий по адаптации сотрудников не воспринимается достаточно серьезно. Некоторые организации до сих пор не имеют даже базовых программ адаптации. Значимые характеристики организации – отраслевая принадлежность, размер и форма собственности – приводят к появлению особенностей в характере и направленности целей и ценностной основы деятельности, наличии и объеме ресурсов для формирования организационной культуры; способах применения технологий и квалификационных требований к персоналу; стиле управления. Попадая в новый коллектив, человек испытывает стресс, который отрицательно воздействует на его физические и психологические показатели. Новый коллектив и рабочее место, а порой, и новые профессиональные обязанности – это незнакомая для работника среда, с новой для него корпоративной культурой, незнакомыми правилами и порядками. [19, с. 431-432]

Итак, можно выделить такие основные проблемы адаптации персонала и молодых специалистов как:

  • проблемы профессиональной адаптации: осознание требуемых навыков в соответствии со спецификой нового места работы; корректировка своих профессиональных навыков в соответствии со спецификой нового места работы; приобретение новых профессиональных навыков в соответствии со спецификой нового места работы; формирование необходимых для выполнения профессиональной деятельности качеств личности; несовпадение теоретической подготовки молодых специалистов с реальной трудовой деятельностью, отсутствие или недостаточный опытработы выпускников; неудовлетворенность выбором профессии; работа не по специальности; недостаточность определенных личностных качеств для выполнения профессиональных функций;
  • проблемы психофизиологической адаптации: освоение новых условий труда; организация режима труда в соответствии с требованиями организации и личным состоянием здоровья; организация отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами; привыкание к психологическим нагрузкам, к изменениям (нововведениям) в организации;
  • проблемы экономической адаптации: неудовлетворенность заработной платой;
  • проблемы социально-психической адаптации: установление межличностных отношений с коллегами; установление деловых отношений; установление отношений с руководством; принятие норм корпоративных отношений;
  • проблемы организационной адаптации: принятие структуры организации; осознание своего организационного статуса; принятие механизмов управления; слабая коммуникация внутри предприятия, низкий уровень осведомленности руководителей о тех или иных возможностях и требованиях по отношению к новичкам и непонимание ими важности адаптационного процесса; высокие требования со стороны руководства.[20]

В курсовой работе выявлены проблемы адаптации персонала и молодых специалистов в российских организациях.

В теоретической части изучены нормативно-правовые аспекты адаптации, понятие, цели и задачи, виды и этапы, методы адаптации персонала.

В практической части уделено внимание факторам, влияющим на адаптацию персонала, освещены особенности адаптации персонала в организациях различных сфер деятельности; проведена оценка анализ Положения по адаптации персонала в органах исполнительной власти Ярославской области; собраны рекомендации по улучшению процесса адаптации персонала и молодых специалистов в организациях.

Вопрос адаптации персонала должен периодически исследоваться в свете постоянных изменений специализированными службами компаний, документальной опорой данного вопроса должен служить стандарт по адаптации персонала.

В большинстве российских организаций данный вопрос не вынесен на первый план, поэтому они сталкиваются с кадровыми проблемами. Предприятиям необходимо изучать и применять современные мероприятия по адаптации персонала, не загромождать процесс адаптации документацией и лишними участниками.

Осложнения расстройства адаптации чреваты для человека возникновением необратимых психических нарушений, которые приводят к серьезной социальной дезадаптации. Человек перестает адекватно реагировать на происходящее, нарушаются социальные связи и профессиональная деятельность.

Со временем симптоматика утяжеляется, состояние больного ухудшается. Кратковременные эпизоды реакции на стрессовый раздражитель становятся более длительными и выходят за рамки адаптационного расстройства, приводя к формированию более устойчивых психических нарушений.


Последствия расстройства адаптации касаются нарушения функций органов сердечно-сосудистой и эндокринной систем, обострения хронических заболеваний.


Заболевание не проходит бесследно. Симптоматика дает о себе знать, ограничивая жизненное пространство больного и тех, кто находится рядом. Именно родственники обычно бывают инициаторами обращения к врачу, в то время как сам больной не видит особых для этого причин. Сигналом того, что человеку требуется помощь специалиста, может стать его неадекватная, чрезмерно эмоциональная реакция на события, которая выходит за рамки обычных эмоциональных проявлений.

Если стрессовая реакция повторяется, и его эмоциональная насыщенность не снижается, а, наоборот, приводит к нарушению поведения, общепринятых правил, трудностям в общении и даже потере социальных контактов, это серьезный повод обратиться за консультацией к специалисту клиники. Своевременная диагностика и лечение помогут значительно улучшить состояние пациента, сведя к минимуму риск повторных проявлений расстройства.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

  • Управленческая (организационная). Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.
  • Экономическая. Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений. Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным. Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.
  • Педагогическая. Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.
  • Психологическая. С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.
  • Профессиональная. В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.

Основные причины дезадаптации человека в социуме

Для нормального существования в социуме у человека должны удовлетворяться базовые потребности его личности – свобода, честь, самореализация, самоуважение, творческая или профессиональная реализация, справедливость и т.д. Если окружающий мир не удовлетворяет этих потребностей, то у индивидуума формируются ряд психологических патологий – гнев, отчаяние, неумение любить и проявлять свои чувства, нетерпимость к окружающим, он теряет интерес к жизни, становится вульгарным и эгоцентричным.

Это еще больше усложняет процесс психологической адаптации личности в социуме. Искаженная система ценностей, которая формируется у человека в этой ситуации приводит к утрате у него чувства справедливости, честности, доброты, у него отсутствует сострадание, благородство, он не уважает других людей, их взгляды, ценности и чувства.

Что важно для психологической адаптации человека?

В течение жизни человеку постоянно приходится адаптироваться к новым для него условиям жизни – детский сад, школа, институт, армия, новое место работы, переезд в другой город или другую страну и т.д. Желание найти для себя наиболее комфортное состояние – это естественная потребность человека. Для быстрой адаптации в новых условиях жизни важно общение с другими людьми. Если найти близких по духу тебе людей, то процесс пройдет быстрее и легче. Доброжелательное отношение к другим людям всегда вызывает положительную ответную реакцию.

Важно также научиться общаться с людьми. Не все люди способны легко и быстро вступать в беседу с незнакомыми людьми, но при желании этому можно научиться, начав с виртуального общения, а потом перенеся его в реальные условия. При общении с другими людьми важно научиться слушать и слышать своего собеседника, ведь не секрет, что больше всего люди любят говорить о себе. Но, конечно, не в ущерб себе и своим интересам. Со временем новые знакомые начнут спрашивать совета, просить дать оценку происходящим событиям или узнать мнение по тем или иным вопросам. Так постепенно происходит интеграция человека в социуме.

Бывают моменты в жизни, что процесс адаптации затягивается и человеку сложно самому решить возникшие проблемы. В этой ситуации можно и даже желательно обратиться к психологу. Взгляд на проблему со стороны, практические советы профессионала в вопросах межличностных отношений окажутся как никогда кстати. Специалисты клиники «Медицинская коллегия» имеют большой опыт в решении психологических проблем и помогут найти выход из любой ситуации.

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.
Замечание 1

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Обидчивость. Ребенок часто обижается и плачет

В большинстве случаев повышенная обидчивость ребенка имеет вполне определенные причины (психологические или медицинские) и довольно легко корректируется или лечится.

Когда ребенок часто плачет и обижается на своих родителей или окружающих людей, в большинстве случаев, это говорит о том, что таким образом он привлекает внимание к себе и к своим проблемам. Плач сам по себе, как физиологическое явление был создан природой для привлечения внимания сородичей еще в то время, когда человек жил в первобытных племенах. Детская обида, как социальное явление, также является демонстрацией своих чувств для окружающих, с помощью этого ребенок сообщает о том, что ему плохо и что ему нужна помощь взрослых.

Область истинного беспокойства ребенка может быть совершенно не связанной с тематикой возникающих детских обид и капризов. Когда ребенок плачет, он тем самым сигнализирует нам о своих проблемах и трудностях, самым удобным и приемлемым для себя способом – через свои слезы и обиды.

Также, плач ребенка и излишняя обидчивость может быть вариантом манипуляции над окружающими, при условии наглядных примеров таких действий со стороны взрослых, либо со стороны других детей. Это может происходить и в собственной семье и в детском саду, школе, либо во взаимоотношениях с друзьями и их родителями. Ребенок может скопировать такую схему поведения, и если она хотя бы раз принесет нужный ему результат, то эта схема закрепится, и будет использоваться им в дальнейшем. Поскольку дети находятся в состоянии непрерывного развития и формирования навыков, в том числе наработки стереотипов своего поведения, они неизбежно будут пробовать для себя различные способы и реакции. Это совершенно естественный процесс, который просто невозможно запретить или избежать. Можно лишь правильно реагировать, не подкрепляя нежелательные линии поведения и корректировать как можно раньше, если возникли ситуации подобной манипуляции.

Но, порой, частая обидчивость и плач ребенка могут быть следствием повышенной истощаемости и утомляемости нервной системы, в т.ч. на фоне хронических болезней и инфекций, либо из-за повышенного внутричерепного давления, перенесенной родовой внутричерепной травмы или других проблем.

В любом случае, необходимо точно определить в какой из областей лежит данная проблема: в поведенческой (психологической), либо в медицинской. Для этого, в первую очередь, мы советуем посетить консультацию детского психолога вместе с ребенком и членами семьи. На встрече психолог поинтересуется историей рождения ребенка, спросит, как проходило его развитие, узнает о личностных особенностях и чертах характера, проведет игровые тесты.

Если психолог увидит, что здесь может быть затронута не только поведенческая, но и медицинская сфера, то он порекомендует обратиться к неврологу. Для наиболее быстрого и точного определения источника проблемы, к Вашим услугам медицинский консилиум с участием двух или трех врачей, психолога, невролога и психоневролога.

Социально-психологическая адаптация

Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.

Социальная адаптация человека демонстрирует процесс присваивания предписаний и ценностных ориентиров конкретного общества.

Психологическая адаптация проявляется перестройкой динамического шаблона личности соответственно новым требованиям окружающего мира. В психологической науке процессы адаптации означают трансформации, происходящие в реактивной либо чувствительной сфере сенсорного органа чувств или рецептора, которые имеют временный характер.

Под адаптацией в социальной психологической науке понимается модифицирование системы взаимоотношений в культурном или социальном плане. Любые структурные трансформации либо поведенческая перестройка, обладающие жизненно важной значимостью рассматриваются в качестве социализации.

Социальная адаптация инвалидов

Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.

Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.

Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.

Причины расстройства социальной адаптации

Даже позитивные события могут вызвать расстройство социальной адаптации, если они представляют собой значительные изменения. Примеры жизненных событий или изменений, которые могут вызвать расстройство социальной адаптации:

  • переезд
  • развод или раздельное проживание
  • потеря любимого человека
  • рождение ребенка или родного брата
  • серьезное заболевание или тяжелая травма
  • переход в новую школу
  • семейные проблемы
  • выход на пенсию
  • финансовые трудности
  • потеря работы
  • стихийное бедствие или травматическое событие

Некоторые факторы могут увеличить риск расстройства адаптации.

Генетика, жизненный опыт, личность и существующие проблемы психического здоровья — все это может играть определенную роль в том, как люди реагируют на жизненные события. Если люди испытывают сразу несколько стрессоров, это может привести к нарушению адаптации. У детей с частым стрессом чаще развивается расстройство адаптации. Расстройство адаптации происходит одинаково как у мужчин, так и у женщин.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *