ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ПФР и ФСС работают более 30 лет. Их задача — обеспечение граждан социальными мерами поддержки. Это пенсии, выплаты нуждающимся семьям и другие пособия. Но заявителям приходилось часто обращаться в оба фонда по очереди.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
  1. ФСС и ПФР объединили, чтобы сократить расходы и упростить жизнь людям. Но на деле это добавит предпринимателям сложностей.
  2. В связи с реформой появится новый единый тариф на страховые взносы. Большинство организаций и ИП не будут платить больше, но придётся разбираться с новыми расчётами и единой базой.
  3. Вместо шести форм отчётности будут всего две, но работы меньше не станет: разные разделы новой объединённой формы нужно сдавать по старым правилам. А ещё придётся разбираться с новым бланком, которого пока нет.
  4. Теперь предприниматели не смогут сэкономить, если нанимают сотрудников по договорам ГПХ — взносы на них приравняли к взносам на штатных сотрудников. То же касается медицинских взносов на иностранцев с РВП. Они теперь включены в ОМС, а значит, работодатели будут платить за них взносы на медицину.

Неувольняемые работники.

Третьим этапом будет определение работников, не подлежащих увольнению по инициативе работодателя.

Согласно ст. 261 Трудового кодекса РФ законом запрещено расторжение трудового договора по п. 2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников) со следующими работниками:

  • с беременной женщиной, при этом вне не зависимости от того, знал ли работодатель о беременности сотрудницы или нет – увольнение ее по сокращению штата будет признано незаконным.
  • с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет,
  • с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет,
  • с другим лицом, воспитывающим указанных детей (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет) без матери,
  • с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Уведомление центра занятости.

Шестой этап зачастую пропускается работодателями по той лишь причине, что о нем многие не знают. Между тем Федеральный закон «О занятости населения в РФ» в ст. 25 установил дополнительные обязанности работодателя при проведении процедуры сокращения:

«При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника…»

Поэтому, определив, какие именно работники подлежат сокращению, работодатель обязан заполнить специальную форму и подать ее в свое территориальное отделение органа службы занятости.

Важно! Седьмой и восьмой этапы будут иметь место лишь в случае наличия профсоюзной организации на предприятии.

В том случае, если производимое сокращение подпадает под критерии массового увольнения, работодатель обязан уведомить органы службы занятости и профсоюзную организацию не за два, а за три месяца до даты увольнения работников.

При этом критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Так, в Москве действует «Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей».

По нему критериями массового увольнения являются следующие показатели численности увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

– Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

– Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Как будет работать Социальный фонд России

В пресс-службе сообщили, что принципиальной новацией является создание нового органа управления, и деятельность фонда будет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из 7 человек, которые представляют профсоюзы, работодателей, Госдуму, Совет Федерации, правительства и председателя объединенного фонда.

«Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты», — уточнили в пресс-службе.

В качестве учредителя фонда будет выступать правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда, таким как выплата пенсий, пособий и других социальных выплат.

Началось. В ПФР сделали важное заявление

Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.

Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, объясняет:

Говорить о таких слияниях начали достаточно давно, с начала 2018 года. Думаю, объединение ПФР и ФСС произойдет практически со стопроцентной вероятностью. Возможность слияния нового фонда с ФОМС также весьма высока, но, скорее всего, это присоединение будет отложено на вторую очередь.

Первоначальная цель будущей реформы – проверить, как новая структура может работать.

При этом такой порядок слияний – сначала только ПФР и ФСС, а уже затем ФОСМ – позволит исправить те неизбежные ошибки в организационных вопросах, которые наверняка возникнут. Тем самым риски получателей услуг фондов будут заметно сокращены.

Дополнительно при объединении двух фондов можно протестировать единую цифровую систему.

Оксана Васильева говорит:

По моему мнению, ожидать слияния ФСС и ПФР следует не раньше середины следующего года, второго – объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Для столь масштабного государственного процесса потребуются множественные изменения и нововведения. Нужно проработать и внести соответствующие изменения в нормативную базу, регулирующую работу фондов, решить кадровые вопросы, обеспечить качественный документооборот – как бумажный, так и электронный, провести информирование населения. Именно эти задачи и будут решаться в указанные сроки.

С тем, что возможная реформа состоится, согласен и Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры».

Сергей Зайнуллин говорит:

Мера по объединению внебюджетных фондов верная. Фактически они возлагают на предпринимателей и организации дополнительную дублирующую друг друга отчетность, увеличивая трудозатраты бизнеса. Оправданность этой отчетности далеко не очевидна, ведь функцию по сбору средств осуществляют налоговые органы, а с задачами по начислению пенсий, социальных выплат вполне могут справляться Министерство труда и соцзащиты России и уже существующие органы соцзащиты на региональном и местном уровнях. Сроки проведения реформы зависят от политической воли, при наличии которой для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников Фондов достаточно трех месяцев. В реальности в российских условиях вполне возможно данную реформу реализовать за шесть месяцев.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

Правительство, проводя сокращение в ПФР, преследует сразу несколько целей:

  • уменьшает расходы фонда на заработную плату;
  • укрепляет платежную дисциплину предпринимателей;
  • проводит оптимизацию работы организации;
  • делает проще порядок отчетности для предпринимателей.
Читайте также:  Как в ПФР оформить патронаж над пожилым человеком старше 80 лет

Среди них первоочередная цель – изменение порядка отчетов для предпринимателей и ужесточение контроля за внесением средств во внебюджетные фонды. Известно, что каждый пятый владелец общества с ограниченной ответственностью не платит взносы даже по решению суда. В связи с этим наполняемость ПФР нельзя назвать эффективной. Дело в том, что в настоящее время взносам во внебюджетные фонды не присужден статус налоговых и ответственность за неуплату их меньше.

Одним из преимуществ обновленного Налогового кодекса является то, что на предпринимателей снизится нагрузка по количеству проверяющих. Им не нужно будет выдерживать регулярные проверки со стороны ПФР, а достаточно будет лишь отчитываться перед налоговиками.

С одной стороны, решение вопросов по взносам по принципу одного окна в ФНС – положительный момент. С другой же, представители бизнеса опасаются, что сроки проверок отныне будут существенно увеличены. Ранее представители ПФР проводили камеральную проверку в срок до десяти дней, тогда как налоговики работали с документами в течение месяца. Это значительно затрудняло работу российских компаний.

ПФР анонсировал сокращение количества сотрудников и отделений к 2022 году

Согласно статистическому мониторингу с 2015-2018 гг в стране проводятся мероприятия, направленные на снижение расходования материальных ресурсов бюджета, экономию средств. Майские указы Президента России затронут различные сферы пенсионной системы.

ПФР является одной из значимых, крупных внебюджетных компаний, работающих для социального обеспечения населения. Доходная часть производится из страховых отчислений населения, руководства компании или персональных взносов. Расходная часть идет на перечисление пособий по уходу, социальное, материально-техническое, психологическое, денежное обеспечение и выплата компенсаций по возрасту.

Пенсионная система активно пересматривается, изменяется. Доказательством является большое число нововведений, реформы, внедряющиеся властями.

Структура организации развивается, например, в каждом отдельном субъекте страны имеется отделение фонда, под контролем которого трудятся управления, центры обработки данных, выплаты пенсий, клиентские службы. Оргструктура часто оптимизируется по структуре и количеству персонала, что увеличивает наименование дистанционных электронных госуслуг.

Разделение по специалистам:

  • Прием населения.
  • Оценка документации, предоставленной гражданами.
  • Процесс обработки данных.
  • Решения о назначении выплат.

К 2013 г была сформирована программа увеличения заработной платы специалистов ПФ. Ее основные цели затрагивали рост окладной части руководящего состава в три раза. В 2014 г создан указ о повышении этой части зарплаты. Однако квалифицированные сотрудники, итак, получают ежемесячно значительные суммы надбавок, а руководителю выдают премию 2,6 % материальной компенсации.

С 2016 гг по причине финансового кризиса повышение уровня оплаты трудящихся было приостановлено. Руководство ликвидировало сотрудников для сокращения расходов, но власти одобрили решение о сокращении, максимальном снижении затрат из госказны на 600 млрд. руб. Экономическая ситуация повлияла на такое решение: условия санкций, снижение цен за баррель. Несмотря на сложные трудовые будни специалистов, психоэмоциональное состояние во время работы с населением требует соответствующей оплаты труда.

Минфин предложил не индексировать заработную плату госслужащих, военных для экономии затрат бюджета. Специалисты каждый год ждут новых изменений, поправок законодательства.

Оплата труда работников бюджетной сферы повышается постепенно. За 15 лет согласно статистическим данным, заработная плата работников пенсионной системы увеличилась в 14 раз (с 2200-34000 р). К 2014 г экономическая ситуация в стране была нелегкой из-за сокращения цен на нефтяной баррель, поэтому доходы повышались неспешным темпом. С 2016 г средняя зарплата составляла 36500 р. сумма превышает прошлогоднюю на 8 %.

В 2018 г средний уровень заработка специалистов ПФР поднялся на 15 %. В этой сфере доходы будут выше среднего уровня по стране. Максимальный доход составляет 27000 р, а высокодоходная должность в сфере ПФР — начальник отдела по работе с доходом 28300 р.

Доход 25000 р предусмотрен для следующих должностей: заместитель начальника отдела, эксперт экономического отдела, юрист. Между окладами существует различие в пару сотен рублей.

«Сейчас у нас утвержден план, согласно которому мы изучаем возможность использования инфраструктуры Фонда социального страхования, для того чтобы гражданин в отделении Фонда соцстраха мог получить услугу Пенсионного фонда, и наоборот», — продолжил председатель ПФР. По его словам, это даст гражданам возможность в шаговой доступности получить услуги фонда. «А нам за счет централизации обработки информации — сократить количество персонала на районном уровне и, таким образом, укрепить персонал на уровне субъекта Российской Федерации и повысить качество обработки информации», — отметил он.

Ни для кого не секрет, что на данный момент все страны мира стараются оптимизировать предоставление различных услуг, дабы гражданам было удобнее пользоваться ими. Сюда входит и Пенсионный Фонд нашей необъятной страны. О том, почему следует регулярно производить сокращение сотрудников, рассказал председатель фонда, — Дроздов Антон Викторович. Проводя очередное совещание, председатель ПФ все же согласился дать несколько интервью, в ходе которого рассказал о грядущем сокращении. «Сокращения в Пенсионном Фонде, как были, так и будут проводиться, — отмечает Дроздов». На вопрос «почему следует сокращать численность работников», Антон отвечает просто: «в настоящее время все процессы работы фонда оптимизируются и становятся проще и понятнее, а это означает, что потребность в числе сотрудников снижается. Более того, мы стараемся оптимизировать работу фонда настолько, чтобы любой гражданин мог воспользоваться услугами удалено, что, разумеется, также приводит к сокращению числу работников.» На данный момент, по словам самого Дроздова, стало известно, что под очередное сокращение, собственно, как и в прошлом году, попадут более двух тысяч человек.

В настоящее время эти организации принято именовать государственными внебюджетными фондами. Их наполнение происходит из отчислений с заработных плат и доходов предпринимателей. Кроме того дефицит ПФР субсидируется из федерального бюджета.

Дабы избежать дополнительных рисков для федерального бюджета и сократить дублирующие функции, Татьяна Голикова и ряд коллег в социальной сфере ведут оживленные дискуссии о планах объединить ПФР, Ф��С и ФОМС в единый государственный фонд. В частности, такая инициатива уже привлекла внимание Министерства Финансов РФ.

ПИН помогает улучшить информированность представителей родителей детей-инвалидов, оптимизировать процесс предоставления ТСР и ПОИ, организовать индивидуальную работу с семьями детей-инвалидов для улучшения качества оказываемых услуг по обеспечению ТСР и ПОИ.

Указ подписан президентом о том, чтобы привязать доходы от трудовой деятельности глав ПФР, ФСС и ФФОМС к среднемесячным зарплатам остальных специалистов. Правительство установлен предельный порог соотношения заработной платы руководящего состава и работников в пропорции 1:10.

Прежде всего, так как ПФ такой формы собственности – это государственное предприятие, сотруднику гарантированно полагаются все преимущества от такой работы. Это белая зарплата, 36 дней отдыха в году, нормированный рабочий день. Кроме того, это, безусловно, полезный опыт общения и работы с архивами. Многие респонденты отмечают, что очень четко увидели связь между честными выплатами работодателя и влиянием этих выплат на размер будущей пенсии.

Правительство, проводя сокращение в ПФР, преследует сразу несколько целей:

  • уменьшает расходы фонда на заработную плату;
  • укрепляет платежную дисциплину предпринимателей;
  • проводит оптимизацию работы организации;
  • делает проще порядок отчетности для предпринимателей.

Среди них первоочередная цель – изменение порядка отчетов для предпринимателей и ужесточение контроля за внесением средств во внебюджетные фонды. Известно, что каждый пятый владелец общества с ограниченной ответственностью не платит взносы даже по решению суда. В связи с этим наполняемость ПФР нельзя назвать эффективной. Дело в том, что в настоящее время взносам во внебюджетные фонды не присужден статус налоговых и ответственность за неуплату их меньше.

Одним из преимуществ обновленного Налогового кодекса является то, что на предпринимателей снизится нагрузка по количеству проверяющих. Им не нужно будет выдерживать регулярные проверки со стороны ПФР, а достаточно будет лишь отчитываться перед налоговиками.

С одной стороны, решение вопросов по взносам по принципу одного окна в ФНС – положительный момент. С другой же, представители бизнеса опасаются, что сроки проверок отныне будут существенно увеличены. Ранее представители ПФР проводили камеральную проверку в срок до десяти дней, тогда как налоговики работали с документами в течение месяца. Это значительно затрудняло работу российских компаний.

С 1 января 2021 г. федеральные министерства и ведомства ждет сокращение штатов

В соответствии с п.2 Правил, максимальный объем средств, по которым страхователь может подать заявление в ФСС на возмещение (софинансирование) рассчитывается по формуле:

Страхователь обращается с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Срок обращения — до 1 августа текущего календарного года.
Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п.4. Правил).

Перечень мероприятий, по которым организация может претендовать на возмещение части затрат четко ограничен в п.3 Правил.

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

За счет взносов на травматизм можно оплатить отпуск на период санаторно-курортного лечения работника

Компания вправе зачесть в счет взносов на травматизм сумму дополнительного отпуска за период санаторно-курортного лечения работника (п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). Такой отпуск положен работникам, получившим травму или профессиональное заболевание на производстве. Но на практике возникают споры, если компания зачла оплату за дни отпуска, выпавшие на нерабочие праздничные дни. Например, на 12 июня. По мнению ФСС, это запрещено, так как праздники не включаются в число дней отпуска (ст.120 ТК РФ). И фонд может исключить праздник из числа оплачиваемых дней и суммы не возместит.

В то же время по закону надо оплатить дни отпуска за весь период санаторно-курортного лечения работника (подп.10 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). И не имеет значения, что на эти дни выпали праздники. Значит, и ФСС должен возместить оплату полностью. Поэтому компании могут добиться в суде зачета оплаченного отпуска в счет взносов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2013 N А27-19609/2012).

Сокращение численности или штата работников организации является одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ).
При расторжении трудового договора по этому основанию от работодателя требуется соблюдение процедуры, предусмотренной трудовым законодательством. Невыполнение работодателем хотя бы одного из установленных законом мероприятий при увольнении работников, предусмотренных ст. 84.1 ТК РФ, может являться основанием для признания судом увольнения незаконным и повлечь за собой восстановление сотрудника на работе.

Я работаю в больнице в должности главного бухгалтера. В организации должна произойти оптимизация (сокращение штата прочего персонала). В штате 1 ставка бухгалтера (8-часовой рабочий день), на которую принят работник, у которого 2 ребенка, одному нет еще трех лет, а другой ребенок-инвалид ему 6 лет, а отец осуществляет уход за ребенком-инвалидом Исходя из этого мы не имеем право ее сократить. А имеет ли право работодатель перевести ее на 0,5 ставки бухгалтера (4-часавой рабочий день). Если да, то на какие локальные документы можно ссылаться.

Читайте также:  Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физических лиц

Прямые выплаты. Что изменится с 2021 года

Увольнение беременной женщины по инициативе работодателя – незаконно.

Исключением является случай ликвидации организации (ч. 1 ст. 261 ТК РФ). При ликвидации беременную уволить можно.

Увольнение сотрудницы в положении неправомерно даже в том случае, если на момент увольнения работодатель не знал о ее беременности.

Беременная женщина, трудовой договор с которой был расторгнут по инициативе работодателя, в судебном порядке будет восстановлена на работе.

Причем восстановление должно быть проведено и в том случае, если к моменту обращения к работодателю или в суд беременность не сохранилась, то есть сотрудница родила, либо беременность прекратилась по другим обстоятельствам.

Статья 261 Трудового кодекса РФ устанавливает гарантии для некоторых категорий сотрудников с детьми – с такими работниками чаще всего невозможно расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя.

Во-первых, нельзя уволить:

  • женщину с ребенком до трех лет;
  • одинокую мать с ребенком до 14 лет (либо с ребенком-инвалидом до 18 лет);
  • работника, воспитывающего ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) без матери.

Во-вторых, недопустимо увольнение сотрудника, который является единственным кормильцем (родителем, законным представителем) ребенка до трех лет, если:

  • семья многодетная – воспитывает трех и более детей до 14 лет;
  • другой родитель (иной законный представитель) не работает.

В-третьих, нельзя уволить родителя ребенка-инвалида до 18 лет, если:

  • этот родитель (законный представитель) является единственным кормильцем в семье;
  • другой родитель (законный представитель) не работает.

Однако, есть случаи, когда условие увольнения работника с детьми, о котором было сказано выше, не работает. Таких сотрудников можно уволить по инициативе работодателя в следующих ситуациях:

  • при ликвидации организации;
  • если работник неоднократно не выполнял свои трудовые обязанности без уважительных причин, при этом он имеет дисциплинарное взыскание;
  • если сотрудник однократно грубо нарушил свои трудовые обязанности (появление на работе в нетрезвом виде, прогул и т.п.);
  • если работник, который непосредственно обслуживает денежные или товарные ценности, совершил виновные действия, дающие основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • если сотрудник выполняет воспитательные функции, и совершил аморальный поступок, либо применил физическое или психическое насилие над обучающимся;
  • если работник представил подложные документы при заключении трудового договора.

Получается, например, если одинокая мать с ребенком до 14 лет совершит прогул или появится на работе в состоянии алкогольного опьянения – её можно уволить по инициативе работодателя на общих основаниях. А вот расторгнуть трудовой договор с такой сотрудницей по причине сокращения штата или из-за несоответствия занимаемой должности работодатель не вправе.

Такой порядок следует из статьи 261 Трудового кодекса РФ.

Сотрудников в возрасте до 18 лет нельзя уволить по инициативе работодателя (кроме случаев ликвидации) без соответствующих согласований.

Согласие на увольнение необходимо получить у государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таковы требования статьи 269 Трудового кодекса РФ.

Процедура увольнения работника по инициативе работодателя имеет массу нюансов. Главное, о чем важно помнить, увольняя сотрудника по инициативе работодателя – это строгое соблюдение порядка документального оформления этой процедуры. В каждом конкретном случае он свой.

Однако можно выделить две основные группы причин расторжения трудового договора:

  • по вине самого сотрудника (прогул, хищение, пьянство, недостаточная квалификация);
  • из-за обстоятельств, сложившихся в самой компании (необходимость сократить штат, ликвидация).

В первом случае важно документально фиксировать факты, послужившие причиной увольнения.

Во втором на первое место встают аспекты уведомления всех заинтересованных сторон о причинах и сроках увольнения.

Далее подробно рассмотрим процедуру на примере двух распространенных оснований увольнения по инициативе работодателя.

О финансовом обеспечении предупредительных мер в 2021 году

  • Составьте план по форме, приведенной в Приложении к Правилам финансового обеспечения предупредительных мер (приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н)
  • В документе укажите мероприятия на текущий год.
  • Учтите, что некоторые из мероприятий можно включить в план только после выполнения, например выдачу работникам лечебно-профилактического питания (ЛПП).
  • Далее план финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и у генерального директора предприятия.

Важно: заместители подписывать данный документ не могут.

  • Затем отнесите два экземпляра плана в отделение ФСС. После проверки плана на вашем экземпляре работники ФСС поставят отметку о принятии.
  • Получите у специалиста отделения ФСС заверенную выписку из приказа о финансовом обеспечении мер для вашего предприятия.

Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь формой, которая приведена в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.

В заявлении нужно указать, в частности:

  • наименование, ИНН вашей организации и ее регистрационный номер в ФСС РФ;
  • наименование территориального органа ФСС РФ;
  • способ вручения вам решения органа ФСС РФ о финансовом
    обеспечении предупредительных мер или об отказе.

Срок подачи документов для финансирования предупредительных мер – до 1 августа.

Важно: средства фонда ограничены, поэтому лучше не откладывать предоставление документов на последние дни, если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании вам откажут (п. 4, пп. “в” п. 10 Правил)

Сначала страхователь определяет лимиты финансового обеспечения (ФО) в текущем году в соответствии с п. 2 проекта Правил.

1.Расчетный объем ФО — максимальная сумма, которую страхователь может возместить в текущем году за счет средств ФСС.

РОФО = (Страховые взносы на страхование от НС и профзаболеваний прошлого года — расходы прошлого года на выплаты по больничным листам в связи с несчастными случаями, профзаболеваниями, оплату допотпусков на период лечения) / 100% × 20%

2. Расчетный объем финансового обеспечения может быть увеличен до 30% вместо 20, если страхователь направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.

3. Новые Правила уменьшают РОФО для страхователей со штатом до 100 человек, которые не обращались в ФСС за финансовым обеспечением предупредительных мер два предыдущих года, по сравнению с приказом 580н. Максимальная сумма для них составит годовой объем текущих страховых взносов, из которого вычтут расходы на больничные листы по НС и профессиональным заболеваниям, оплату дополнительных отпусков.

Организация подает заявление в Фонд социального страхования о согласовании размера финансирования предупредительных мер на профилактику травматизма и профзаболеваний, прикладывает копии документов по перечню согласно пп. 5, 6, 8 Правил. ФСС принимает решение о сумме расчетного объема средств либо об отказе (п. 12). Фонд при этом учитывает объемы бюджетных ассигнований на текущий год.

Обратите внимание. Страхователь имеет право подать заявку на увеличение согласованной с ФСС суммы до РОФО, в пределах срока приема заявлений (п. 13), либо на изменение плана предупредительных мер (п. 14).

Возмещение расходов происходит после выполнения всех мероприятий из плана. Страхователь подает заявку в ФСС не позднее 15 декабря текущего года и прикладывает к ней копии документов, которые подтверждают затраты.

Сроки процедур по Правилам финансирования на профилактику травматизма и профзаболеваний смотрите в таблице.

Процедура

Пункт Правил

Сроки в текущем году, не позднее

Подача заявления в ФСС о согласовании размера финансирования плана предупредительных мер

4

1 августа

Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября

Приказ ФСС о согласовании суммы либо отказ

10

Для организаций со страховыми взносами до 25 млн. руб. — 10 раб. дней

При страховых взносах больше 25 млн. руб. — 15 раб. дней

Подача заявления в ФСС о дополнительном финансировании на сумму не более разницы между согласованным объемом и РОФО

13

1 августа

Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября

Подача заявления на согласование изменения плана предупредительных мер в пределах утвержденной суммы

14

20 ноября

Сообщение в ФСС о неполном расходовании согласованных средств

18

10 октября

Подача заявления в ФСС о возмещении расходов на предупредительные меры

17

15 декабря

Перечисление средств от ФСС

17

5 рабочих дней

Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году

На фоне сокращения госслужащих общий фонд оплаты труда останется неизменным. Соответственно, за счет средств, высвободившихся благодаря уменьшению штата, планируется повысить зарплату оставшихся сотрудников. Иначе обеспечить им конкурентный уровень оплаты будет невозможно.

На эти цели нужно дополнительно около 100 млрд. руб. ежегодно, которых в федеральном бюджете попросту нет.

В случае отказа от масштабных сокращений, зарплаты будут, как и прежде, повышать только за счет ежегодной индексации по уровню инфляции, что по сути не ведет к улучшению благосостояния граждан.

ПФР в настоящее время завершает работу над «дорожной картой» по оптимизации, которая, по словам Дроздова, будет утверждена в течение ближайшего месяца.

«Сейчас у нас утвержден план, согласно которому мы изучаем возможность использования инфраструктуры Фонда социального страхования, для того чтобы гражданин в отделении Фонда соцстраха мог получить услугу Пенсионного фонда, и наоборот», — продолжил председатель ПФР.

По его словам, это даст гражданам возможность в шаговой доступности получить услуги фонда.

«А нам за счет централизации обработки информации — сократить количество персонала на районном уровне и, таким образом, укрепить персонал на уровне субъекта Российской Федерации и повысить качество обработки информации», — отметил он.

Источник

В 2021 г проведены сокращения работников штата на 11 тыс. чел (что составляет 10 % от общего числа). Окладная часть одного специалиста увеличилась до 63000 р. хотя выплата зарплаты сотрудникам должна осуществляться из личных средств, частично финансируется федеральной казной.

Средний доход пенсионного сотрудника составляет по стране 30000 р, с количеством персонала 114000 чел.

Какой годовой бюджет сборов страховых взносов, сколько денег уходит на пенсионное обеспечение в Коми и когда начнутся сокращения сотрудников регионального отделения ПФР, разъяснила руководитель ведомства Ольга Колесник.

С 1 января года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в Федеральную налоговую службу.

Доходы от сбора страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за год составили 34 млн руб.

Читайте также:  Платят ли налог на имущество пенсионеры

Сколько сотрудников Пенсионного фонда в Коми будет сокращено в году? И куда они пойдут работать? Начиная с года Пенсионный фонд РФ начал работу по оптимизации структуры, включая сокращение штатной численности персонала.

В соответствии с указаниями Правительства РФ штатная численность сотрудников ПФР должна быть сокращена в период с по гг. В году сокращение штатной численности сотрудников территориальных органов ПФР в Республике Коми ожидается во втором полугодии.

Количество единиц, подлежащих сокращению, будет определено исполнительной дирекцией ПФР.

Хотим отметить, что все перемещения, связанные с движением штатной численности, включая сокращение, органы ПФР проводят в строгом соответствии с законодательством РФ.

За первое полугодие года расходы Тверского регионального отделения Фонда социального страхования на социальные выплаты работающим гражданам составили 1,9 млрд рублей. Основную часть расходов образуют выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Общая сумма выплат по данному виду социального страхования составила 1,7 млрд рублей. В частности, выплаты по больничным листкам составили ,7 млн рублей, пособие женщинам по беременности и родам выплачено в сумме ,8 млн рублей, а выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила ,9 млн рублей.

Дорогие читатели!

В году будет новая модель социального страхования. Об этом рассказал председатель Фонда социального страхования Андрей Кигим, представляя в Госдуме проект бюджета фонда на год и на плановый период и годов.

В чем суть реформы внебюджетных фондов

С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.

Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:

  1. Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.

  2. Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.

  3. Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.

После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.

Что изменится для бизнеса:

  1. Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.

  2. Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.

  3. Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.

  4. Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.

Минтруд представил проект бюджета Фонда соцстрахования на 2021 год

Положением № 2375/1 регулируется порядок назначения и выплаты:

  • пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);

  • пособия по беременности и родам;

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

  • единовременного пособия при рождении ребенка;

  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

  • возмещений расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, а также возмещений специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

  • возмещений расходов страхователям на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Далее рассмотрим порядок взаимодействия работника (застрахованного лица), работодателя (страхователя) и территориального фонда ФСС (далее – Фонд) согласно Положению № 2375/1 в отдельных случаях.

Порядок действий в данной ситуации таков:

1. Застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ, в случае их отсутствия у страхователя. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

2. Страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления указанных документов (сведений) подает в Фонд по месту регистрации:

  • поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице;

  • опись поданных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Указанные сведения представляются страхователем в электронном виде по форматам, установленным Фондом. Если у страхователя численность застрахованных лиц не превышает 25 человек, указанные сведения могут подаваться на бумажных носителях.

3. Фонд в течение десяти календарных дней со дня получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений принимает решение о назначении и выплате пособия.

В случае выявления Фондом нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности Фонд в течение пяти рабочих дней направляет (вручает) его страхователю для внесения в него соответствующих исправлений.

Новые правила назначения и выплаты пособий органами ФСС

«Сейчас у нас утвержден план, согласно которому мы изучаем возможность использования инфраструктуры Фонда социального страхования, для того чтобы гражданин в отделении Фонда соцстраха мог получить услугу Пенсионного фонда, и наоборот», — продолжил председатель ПФР. По его словам, это даст гражданам возможность в шаговой доступности получить услуги фонда. «А нам за счет централизации обработки информации — сократить количество персонала на районном уровне и, таким образом, укрепить персонал на уровне субъекта Российской Федерации и повысить качество обработки информации», — отметил он.

Ни для кого не секрет, что на данный момент все страны мира стараются оптимизировать предоставление различных услуг, дабы гражданам было удобнее пользоваться ими. Сюда входит и Пенсионный Фонд нашей необъятной страны. О том, почему следует регулярно производить сокращение сотрудников, рассказал председатель фонда, — Дроздов Антон Викторович. Проводя очередное совещание, председатель ПФ все же согласился дать несколько интервью, в ходе которого рассказал о грядущем сокращении. «Сокращения в Пенсионном Фонде, как были, так и будут проводиться, — отмечает Дроздов». На вопрос «почему следует сокращать численность работников», Антон отвечает просто: «в настоящее время все процессы работы фонда оптимизируются и становятся проще и понятнее, а это означает, что потребность в числе сотрудников снижается. Более того, мы стараемся оптимизировать работу фонда настолько, чтобы любой гражданин мог воспользоваться услугами удалено, что, разумеется, также приводит к сокращению числу работников.» На данный момент, по словам самого Дроздова, стало известно, что под очередное сокращение, собственно, как и в прошлом году, попадут более двух тысяч человек.

В завершении интервью Дроздов отметил, что их ближайшая цель заключается в расширении возможностей и увеличении количества предоставляемых услуг в Многофункциональных центрах различных городов, а также на интернет-портале «Госуслуги». Делается это, опять же, для того, чтобы гражданам было удобнее получать все необходимые услуги и информацию. На данный момент известно, что в Пенсионном Фонде трудятся более ста тысяч человек. А в связи с тем, что еще в 2021 году под сокращение попали более десяти процентов сотрудников, можно с уверенностью заявить, что в этом году численность работников сократится до 100 тысяч, как минимум. Но это даст возможность оставшимся проявить себя с новой стороны, а также продолжать трудиться за увеличенную плату, так как ее повышение также рассматривается на заседаниях ПФ.

Изменилась нормативная база. Коррективы затронут «чистку» кадров из отделений, клиентских служб и управлений на одну четвертую. Увольнять будут постепенными, не неожиданными способами, после чего оплата труда оставшихся возрастет. Под «кадровую чистку» попадут сотрудники-предпенсионеры преклонного возраста или желающие сменить место работы по индивидуальным соображениям и желанию.

Заканчивается доработка «дорожной карты». По утвержденному плану изучается применение инфраструктуры соцстраха, для того чтобы физическое лицо получало услуги, посетив органы соцстраха. Такая трансформация предоставит возможность в шаговой доступности получить услуги ПФ физическим и юридическим лицам. Сократится количество людей на районном уровне, укрепится на стадии субъекта РФ, повысится качество обработки информации.

ПФ намеревается использовать возможности Многофункционального центра, расширить использование личного кабинета. Обслуживать можно будет дистанционно, с использованием цифровизации, автоматизирования через бэкофисы.

На последнем инвестиционном форуме в Сочи, где собрались главы всех российских министерств и ведомств, крупнейших банков, промпредприятий, а также ведущие эксперты в области законодательной политики, экономики, инвестиций, прозвучали не очень радостные новости.

В настоящее время эти организации принято именовать государственными внебюджетными фондами. Их наполнение происходит из отчислений с заработных плат и доходов предпринимателей. Кроме того дефицит ПФР субсидируется из федерального бюджета.

Дабы избежать дополнительных рисков для федерального бюджета и сократить дублирующие функции, Татьяна Голикова и ряд коллег в социальной сфере ведут оживленные дискуссии о планах объединить ПФР, ФСС и ФОМС в единый государственный фонд. В частности, такая инициатива уже привлекла внимание Министерства Финансов РФ.

ПИН помогает улучшить информированность представителей родителей детей-инвалидов, оптимизировать процесс предоставления ТСР и ПОИ, организовать индивидуальную работу с семьями детей-инвалидов для улучшения качества оказываемых услуг по обеспечению ТСР и ПОИ.

Указ подписан президентом о том, чтобы привязать доходы от трудовой деятельности глав ПФР, ФСС и ФФОМС к среднемесячным зарплатам остальных специалистов. Правительство установлен предельный порог соотношения заработной платы руководящего состава и работников в пропорции 1:10.

Прежде всего, так как ПФ такой формы собственности – это государственное предприятие, сотруднику гарантированно полагаются все преимущества от такой работы. Это белая зарплата, 36 дней отдыха в году, нормированный рабочий день. Кроме того, это, безусловно, полезный опыт общения и работы с архивами. Многие респонденты отмечают, что очень четко увидели связь между честными выплатами работодателя и влиянием этих выплат на размер будущей пенсии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *