Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно пользоваться световыми приборами автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в ПДД, которые касаются применения световых приборов, были введены еще в 2010 году. Теперь в любое время суток и при любых условиях видимости на дороге ближний свет всегда должен быть включен. Необходимость в принятии такой поправки в ПДД обусловлена тем, что автомобиль с включенными огнями на дороге более заметен для окружающих, поэтому число аварийных ситуаций, связанных с невнимательностью, сводится к минимуму. А самое главное ожидаемая тенденция подтвердилась на практике и число аварий на дорогах в дневное время суток значительно сократилось.
Какой свет использовать в тёмное время суток?
Тёмное время суток в ПДД определено как «промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек» (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.
В тёмное время суток нужно включать:
- ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
- габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
- противотуманные фары — только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.
Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.
В тёмное время суток запрещено использовать:
- дальний свет фар:
- в населённых пунктах, если дорога освещена,
- если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
- в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;
- противотуманные фары — на освещённых дорогах или на неосвещённых без ближнего или дальнего света фар;
- дневные ходовые огни;
- задние противотуманные фонари.
С каким светом фар нужно ездить днем
В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.
Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.
Зачем включать фары днем
Получается, что автолюбитель практически ничего не теряет от включенных ходовых огней, поэтому стоит поговорить о том, что он приобретает, кроме сэкономленных на штрафе 500 рублей.
Есть несколько ситуаций, когда автомобиль без обозначения светом фар практически не видно, даже при включенных ДХО или противотуманках. Они не так редки, как кажется.
- В лесу на фоне деревьев автомобиль теряется уже на расстоянии в 150-200 метров – таково восприятие человеческого глаза. Особенно такой эффект можно заметить зимой, когда деревья и землю покрывает ровный слой снега – тогда все объекты на белой простыне кажутся шумом. Конечно, нечасто можно встретить другой автомобиль в густом лесу, и обычно скорость ТС в такой местности невысока. Но все же не стоит экономить 100-300 миллилитров бензина и пренебрегать безопасностью.
- При езде по трассе в пасмурную погоду автомобиль еще заметен на расстоянии 200-300 метров, особенно если он на дороге один. Но стоит появиться другим автомобилям, но с включенными фарами, то он теряется и почти не выделяется на фоне. При увеличении дистанции до 700-900 метров даже ДХО не помогут различить автомобиль.
В целом, включенные огни БС помогают не потеряться в автомобильном потоке и быть увиденным другими водителями при перестроениях. Для пешеходов же время обнаружения автомобиля имеют решающее значение из-за разницы в скорости движения.
Если все же кажется, что не нужно включать фары днем в городе, то вот исследование специалистов, которое поддерживает включение ближнего света. В среднем, вероятность ДТП для водителя снижается на 13 процентов. Эта цифра складывается из множества других: в том числе, шансы наезда на пешехода снижаются на 15%, на велосипедиста – на 10%, лобового и бокового столкновений – на 10%.
Единственное, чем включенный БС плох – сложнее заметить сигналы тормоза в плотном потоке. Этого можно избежать, установив дополнительный стоп-сигнал на заднее стекло.
Правила пунктов 6 и 7 ст.19
Поворачивающиеся световые приборы (называемые фарой-прожектором или фарой-искателем) включаются, согласно п.6, только за пределами города или другого населенного пункта и только тогда, когда нет встречного потока. Исключением являются специализированные автомобили, передвигающиеся по территории населенного пункта с проблесковыми синими маячками, в сопровождении, установленных правилами, звуковых сигналов. Данный автомобиль должен двигаться в направлении объекта, являющегося причиной выполнения служебного задания, которое определено, как неотложное.
В пункте 7 оговорены правила эксплуатации задних противотуманок. Их включают при необходимости снизить аварийную ситуацию в условиях плохой видимости на дороге. Запрет налагается на подключение данного светового оборудования к стоп-сигналам.
Аварийная сигнализация и другие предупредительные сигналы
Если вы на буксире, то включаете аварийные огни, если вас ослепила встречка, и вы потеряли возможность что-то видеть — сразу жмите на кнопку. Таких неприятных моментов помогает избежать «моргание фарами» Правда бывают недобросовестные водители, которые все ровно оставляют дальний свет.
Быстрое переключение света фар (дальний — ближний) и есть «моргание». Его применяют еще в тех случаях, когда вы хотите обогнать впереди идущую машину. Народное применение этого режима помогает предупредить других водителей о скорой встрече с сотрудниками ДПС.
Вы нигде не найдете официальное обоснование «морганию», но это не тот случай, когда разрешено то, что не запрещено. Вас вполне могут оштрафовать за подобные действия, вменив нарушение ПДД о режиме работы фар.
Когда можно моргать фарами?
Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:
- для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
- если Вас ослепляет встречное транспортное средство.
При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.
Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.
Условия/свет | Светлое время | Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов | Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог | Тоннель | Недостаточная видимость |
---|---|---|---|---|---|
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | — | — | + | + | + |
Противотуманные фары | +1 | — | +2 | — | +2 |
Дневные ходовые огни | + | — | — | — | — |
Задние противотуманные фонари | — | — | — | — | + |
Изменения в правилах ПДД
Изменения в ПДД, которые касаются применения световых приборов, были введены еще в 2010 году. Теперь в любое время суток и при любых условиях видимости на дороге ближний свет всегда должен быть включен. Необходимость в принятии такой поправки в ПДД обусловлена тем, что автомобиль с включенными огнями на дороге более заметен для окружающих, поэтому число аварийных ситуаций, связанных с невнимательностью, сводится к минимуму. А самое главное ожидаемая тенденция подтвердилась на практике и число аварий на дорогах в дневное время суток значительно сократилось.
Однако большинство водителей не выполняют установленные законом требования. Причиной тому может послужить банальная невнимательность, техническая неисправность автомобиля или другой повод. Однако независимо от этого, в случае нарушения водителю грозит наказание.
Габариты включают в себя следующие световые элементы:
- стоп-сигналы;
- габаритные огни (задние);
- сигнал хода;
- поворотники;
- противотуманный фонарь.
Часто красные и синие габариты комплектуются устройствами иллюминации. Они могут монтироваться с левой или с правой стороны. Для них законодательством предусмотрены специальные оттенки красного, белого и желтого.
Каждый автомобиль монтируется парой габаритных огней. Включить их можно с помощью специального рычажка, расположенного на передней панели. Обычно огни совмещены со стоп-сигналами. Они горят в случае, если вы жмете на тормоз. Конструктивно данные фонари могут быть:
- с линзой Френеля (здесь отсутствуют отражатели, свет идет на линзу);
- рефлекторные (состоят из рассеивателя и отражателя);
- комбинированные (используются элементы из обоих типов).
Какая ответственность предусмотрена за установку синих (или другого цвета) габаритных ламп?
В соответствии с действующим законодательством, установленным положениям ГОСТа, а также согласно требованиям по допуску транспортных средств к эксплуатации за использование в передней части красных габаритных ламп (вместо белых), а также других цветов (зеленый, красный и т. п.) предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Вот текст закона:
- Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
- влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».
В задней части габаритные огни должны быть красного цвета. Соответственно, использование ламп другого цвета также запрещено.
Так что, как видите, несмотря на появление дневных ходовых огней, которые в передней части начали вытеснять классические габаритные лампы, эпоха парковочных огней еще не закончена. По крайне мере в задней части всех автомобилей по-прежнему используются классические габаритные лампы, устанавливаемые в задние фары.
Все дело в том, что габаритные огни очень нужны. Ведь они помогают автолюбителям видеть другие автомобили на дороге.
Что это за фары и их предназначение
Габаритные огни – это разновидность светового оборудования, которым оснащено каждое механическое транспортное средство.
Их также называют парковочными (стояночными) огнями, подфарниками и просто габаритами. Это отдельный оптический прибор или составная часть основной фары.
Стояночные огни устанавливаются в передней и задней частях автомобиля, а также по бокам. Размещение производится на одной линии, два фонаря спереди, два – сзади.
На прицепах и полуприцепах шириной до 1,6 м допускается установка габаритных фонарей только сзади. Если автобус или троллейбус шире, чем 2,1 м, в передней и задней части размещают дополнительные верхние габариты. Причем, максимально по краям и высоте.
Габариты нужны для визуального обозначения размеров транспорта. Во время движения и при остановке транспорта они привлекают внимание, предостерегают других водителей. Благодаря габаритным огням автомобиль хорошо заметен в темное время суток.
По сравнению с другими фарами, лампы имеют небольшую мощность, дают неяркий свет. Это предусмотрено для экономии ресурса аккумулятора при стоянке. В солнечный день включенные габариты просто не заметны.
Какие водителя ждут наказания за нарушения правил использования
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование габаритных огней, не отвечающих требованиям ПДД и Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации:
Нарушение | Статья КоАП | Мера административного воздействия |
Управление ТС при наличии неисправностей у внешних световых приборов | 12.5.1 | Предупреждение или административный штраф 500 руб. |
Габаритные огни не отвечают требованиям к конструкции определенного ТС (несоответствующее расположение, режим работы, тип, цвет и количество) | 12.5.3 | Лишение прав на срок от 6 месяцев до одного года, конфискация соответствующих приборов (приспособлений) |
Работа приборов не соответствует установленному режиму | 12.5.3 | |
Габаритные фонари или светоотражатели загрязнены | 12.5.3 | |
На габаритных фонарях не установлены рассеиватели или рассеиватели не соответствуют нужному типу | 12.5.3 | |
Передние габаритные огни излучают свет, отличающийся от белого | 12.5.3 | |
Задние габаритные огни излучают свет, отличающийся от красного | 12.5.3 | |
Нарушение правил эксплуатации внешних световых приборов | 12.20 | Предупреждение или административный штраф 500 руб. |
Принимать решение о вынесении предупреждения или наложении штрафных санкций можно на месте, с учетом дорожных и иных обстоятельств. Протоколы по таким делам составляются должностными лицами ГИБДД. Это право предусмотрено приказом МВД РФ от 23.08.2017 №664.
При рассмотрении административного правонарушения будет установлено, совершалось оно умышленно, или произошло по неосторожности.
И в заключение. Вспомнить вовремя о габаритных огнях – обеспечить безопасность, и себе, и другим. Не забывайте о габаритах, лучше включить их немного раньше, не дожидаясь полной темноты. Ваш путь будет надежным и защищенным.
Когда можно получить штраф за дальний свет?
Как вы уже поняли, дальний можно включать не только за населенными пунктами, но и в них непосредственно. К примеру, если дорога не освещается или ночь слишком темная и вам не хватает ближнего света.
Не будет также нарушением если вы воспользуетесь дальним во время обгона пункт 19.11 ПДД, предусматривает такое использование в паре со звуковым сигналом.
Что касается штрафа, то он есть, однако он до смешного мал, а сам факт ослепления дальним светом еще нужно доказать. Пункт правил 12.20 КоАП предусматривает штраф в размере 500 рублей за “Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки”. Ситуация должна быть примерно следующей, вы движетесь в своей полосе, по “встречке” едет ТС с включенным дальним светом. Вы подаете световые сигналы об ослеплении, переключаясь попеременно с ближнего на дальний, но ваши просьбы переключить дальний игнорируются.
Кроме того, нарушитель будет обязан компенсировать ущерб пострадавшей стороне в случае ДТП. Естественно при условии, что его вина будет доказана, а вот это действительно довольно сложно доказать. Правда есть некоторые нюансы, например, регистраторы, свидетели, камеры наблюдения и т. д.
Пункты правил ПДД про ближний свет фар днем
Правила дорожного движения, пункт 19.5, сообщают нам, что любое движущееся транспортное средство должно обозначать себя БС или дневными ходовыми огнями. Пункт 19.4 разрешает использовать для обозначение ТС противотуманые фары.
За нарушение этих правил предусмотрено письменное предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф по одной из двух статей Кодекса административных правонарушений РФ:
- статья 12.20 говорит, что если водитель просто забыл обозначить свое ТС световыми сигналами, то он может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
- статья 12.5 говорит, что такой же штраф в размере 500 рублей водитель обязан уплатить, если одна или обе фары неисправны. В таком случае эксплуатация автомобиля запрещена до устранения неисправности. То же самое относится к слишком грязным стеклам и перегоревшим лампочкам.
Полный список документов, необходимых для оформления карты.
Также есть спорный момент, который многими автолюбителями забывается или не принимается во внимание.
Днем водитель использует противотуманки и въезжает в тоннель, а на выезде получает штраф за не включенные согласно правилам ПДД фары. Его останавливает сотрудник ГИБДД по причине того, что водитель нарушил пункт правил дорожного движения 19.1, который устанавливает, что при въезде в тоннель необходимо переключиться с противотуманок на ближний свет. То же самое касается и ДХО.
Как работает свет / HowStuffWorks
Свет одновременно и очевиден, и таинственен. Каждый день мы купаемся в желтом тепле и защищаем от темноты лампы накаливания и люминесцентные лампы. Но что именно свет? Мы мельком видим его природу, когда солнечный луч направляется через заполненную пылью комнату, когда после шторма появляется радуга или когда соломинка для питья в стакане воды выглядит раздробленной. Эти проблески, однако, только приводят к большему количеству вопросов. Свет движется как волна, луч или поток частиц? Это один цвет или много цветов, смешанных вместе? У него есть частота, похожая на звук? И каковы некоторые из общих свойств света, таких как поглощение, отражение, преломление и дифракция?
Можно подумать, что ученые знают все ответы, но свет продолжает удивлять их.Вот пример: мы всегда считали само собой разумеющимся, что свет распространяется быстрее, чем что-либо еще во вселенной. Затем, в 1999 году, исследователи из Гарвардского университета смогли замедлить луч света до 38 миль в час (61 км в час), пропустив его через состояние вещества, известное как конденсат Бозе-Эйнштейна. Это почти в 18 миллионов раз медленнее, чем обычно! Никто бы не подумал, что такой подвиг возможен всего несколько лет назад, но это капризный путь света. Когда вы думаете, что поняли это, это бросает вызов вашим усилиям и, кажется, меняет свою природу.
Тем не менее, мы прошли большой путь в нашем понимании. Некоторые из самых ярких умов в истории науки сосредоточили свои сильные умы на предмете. Альберт Эйнштейн попытался представить, каково это — кататься на луче света. «А что если бежать за лучом света?» он спросил. «Что если кто-то ехал на балке?… Если бы он бежал достаточно быстро, он бы больше не двигался?»
Эйнштейн, однако, забегает вперед.Чтобы оценить, как работает свет, мы должны поместить его в соответствующий исторический контекст. Наша первая остановка — это древний мир, где некоторые из первых ученых и философов размышляли об истинной природе этой загадочной субстанции, которая стимулирует зрение и делает вещи видимыми.
,
Особенности применения штатных дневных ходовых огней
Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля чтобы избежать столкновения с препятствием , так и для обозначения самого автомобиля чтобы избежать наезда других транспортных средств. Светодиодные лампы на автомобилях можно заметить очень часто.
Габаритные огни Приборы освещения автомобиля в обязательном порядке включают в себя подсветку задних номерных знаков. Она должна быть белого цвета и качественно покрывать площадь всего номерного знака. Включается данный элемент светотехнического оборудования автоматически вместе с габаритными огнями. Дневные ходовые огни потребляют минимальное количество энергии и практически не влияют на достаток автолюбителя. Обратите внимание, что при включенных штатных дневных ходовых огнях оштрафовать за езду с выключенным светом не имеют права.