Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Застрахованное лицо – кто это, его права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Кто осуществляет регистрацию
Если говорить о порядке регистрации и внесении информации о таком субъекте, то обязанности такого характера возложены на работодателя, который впервые принимает сотрудника на работу, и о котором еще нет информации в реестре ПФ.
Таким образом, возможны 2 варианта порядка регистрации:
- Если гражданин внесен в реестр, то тогда сотрудник обязан в кадровую службу предоставить полную информацию о таком полисе и дать номер индивидуального счета, чтобы потом отчисления также правильно и в полном объеме поступали на счет;
- Если человек еще не внесен в реестр, то тогда необходимо внести полную информацию о человеке в соответствующую форму для получения такого полиса.
Есть специальная установленная государством форма – ПУ 1, называется Анкетой застрахованного лица.
И ее заполнение обязательно в следующих случаях:
- Если полиса вообще нет;
- Если необходимо внести изменения в полис;
- Если необходимо восстановить данные;
- Другие случаи.
Свидетельство выдается:
- Работодателем в случае работы человека по трудовому договору, когда само предприятие и осуществляет функции по перечислению отчислений на индивидуальный счет;
- Непосредственно сотрудниками ПФ тем, которые самостоятельно осуществляют деятельность и уплачивают взносы;
- Самому гражданину, который пока не работает, но самостоятельно осуществил регистрацию.
Трактовка термина нормативно-правовыми актами
Трактовка такого субъекта, как застрахованное лицо, может несколько отличаться в зависимости от того, в какой ситуации и в каком типе страхования он используется. Так, в соответствии со Статьей 931 Гражданского кодекса РФ к таким субъектам относятся лица, риски которых могут покрываться при заключении договора страхования и непосредственном наступлении события, указанного в заключаемом соглашении между страховщиком и страхователем. В большей мере Гражданский кодекс определяет, что застрахованное лицо может фигурировать в определенных видах полисов — исключительно в страховании ответственности за причинение вреда (например, ОСАГО) или же личное страхование, когда страхуется жизнь лица или его здоровье.
Особую связь имеет по законодательным актам застрахованный субъект и тот, кто будет являться выгодоприобретателем. Так, выгодоприобретатель не может назначаться без письменного согласия застрахованного лица. Если же в соглашении не указывается выгодоприобретатель, то им автоматически становится или само застрахованное лицо или его наследники в случае его смерти. В том случае, если страхователь и застрахованное лицо не являются одним и тем же физическим лицом, то изменение личности, относительно которой осуществляется страхование рисков, может происходить только после получения предварительного согласия страховой компании и застрахованного лица.
Правовое регулирование
Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:
Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
Определение группы страховщиков
Эта часть участников отношений пенсионного страхования действует в законодательного регламента и имеет юридический статус. Кроме того, у страховщиков должна иметься лицензия государственного формата на право реализации финансовых действий.
Независимо от формы собственности и формата деятельности, страховщики обязаны выполнять все принятые законы, следовать руководству правительственных органов и служб, в чьей компетенции находится контроль за деятельностью страховщиков.
Исходя из полномочий и обязанностей, к группе страховщиков можно отнести субъектов, осуществляющих операции с финансовыми средствами двух других категорий участников этой системы — с деньгами страхователей и застрахованных лиц.
Причем в случае отношений с страхователями страховщики больше контролируют входящий финансовый поток в виде страховых взносов. А в случае сотрудничества с застрахованными лицами дело чаще касается исчисления и выплат сумм пенсионного страхования.
Таким образом, страховщиками можно назвать юридических лиц, обладающих компетентность в вопросах финансирования, имеющих ответственность перед страхователями и застрахованными лицами, а также перед федеральными структурами.
Основные понятия и субъекты
Основные понятия, связанные с ОПС:
- Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
- Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
- Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
- Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.
В системе ОПС участвуют:
- Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
- работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
- сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
- работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.
СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.
- Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
- получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
- защиту имеющихся прав в суде;
- перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
- принятие участия в управлении системой.
В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.
- Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
- контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
- обмениваться данными с учреждениями ФНС;
- распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.
Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.
Источники пенсионного страхования
Источники финансирования ПФР таковы:
- страховые платежи нанимателей;
- страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
- перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
- деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
- добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
- прибыль от работы ПФР.
Права и обязанности застрахованных лиц
При обращении в ООО СМК «РЕСО-Мед» Вы имеете право на обжалование решений, действий или бездействия сотрудников страховой организации (далее — СМО) при выдаче страхового медицинского полиса ОМС (далее – полис ОМС).
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.
2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин имеет право при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Требования к письменному обращению согласно ст. 7 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:
- Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
- В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Сроки рассмотрения письменного обращения согласно ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» составляют 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запросов, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, контактная информация и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении должностным лицом письменных обращений, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, это должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения и направляется по адресу, в том числе электронному, указанному в обращении. По желанию гражданина им могут быть представлены контактная информация (телефон, адрес электронной почты) и иные сведения, документы и материалы либо их копии, имеющие отношение к существу обращения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
Обжалование решений, действий или бездействия работников СМО осуществляется путем обращения:
- непосредственно к руководителю структурного подразделения страховой компании;
- к руководству страховой компании;
- к руководителю территориального фонда ОМС.
Необходимая для обращения контактная информация находится ЗДЕСЬ.
Немного о пенсионной реформе
Пенсионное страхование происходит по кругу: пока молодое поколение работает и производит отчисления, нынешние пенсионеры получают положенные выплаты.
Но получают по той причине, что сами раньше работали и отчисляли взносы. Получается, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет нынешних работников. И чтобы размер пенсий был достойным, соотношение «количество пенсионеров – количество работников» должно быть примерно равным.
Реформа 2020 года повысила пенсионный возраст до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Цель реформы – уравнивание соотношения, чтобы на 1 работающего гражданина не приходилось 3 неработающих пенсионера. Ведь количество уходящих на пенсию людей не изменяется, а вот число работников, официально трудоустроенных, уменьшается с каждым годом.
Так что, несмотря на обрушившийся шквал критики, реформа имеет рациональное зерно. Она, действительно, может повлиять на материальное состояние будущих пенсионеров лучшим образом. Государство обретет возможность каждый год производить индексацию, и не на 100 рублей, а примерно на 1 000.
Обязанности страховщика
Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:
- Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
- Своевременная выплата трудовых пенсий.
- Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
- Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
- Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
- Целевое использование аккумулированных средств.
- Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
- Учет поступающих средств и регистрация страхователей.
Если говорить о реформе, то начиная с 2015 года активно проводиться такая реформа, которая также касается и ЗЛ.
Какие изменения коснуться ЗЛ в будущем или коснулись уже:
- С начала 2020 года все субъекты постепенно будут получать свои выплаты только на карту «МИР», работающей в национальной платежной системе;
- Введение накопительного капитала, который будет направлен не только на выплату обеспечения после наступления возраста, но также и в случае чрезвычайных событий изъяты для решения возникших проблем, в частности – лечения тяжелых болезней;
- Предоставление налоговых каникул в размере от 0 до 6% на налог с доходов физических лиц, которые выберут накопительный алгоритм;
- Отмена выплат для некоторых категорий ЗЛ, например, военных и армии.
Таким образом, ЗЛ является одним из главных субъектов ОПС, для которого и была разработана вся система.
В любом случае, для того, чтобы обеспечить себе достойную старость и в случае инвалидности получить социальное пособие, необходимо уже с начала своей трудовой деятельности позаботиться о том, чтобы стать таким лицом. И хотя обязанности по регистрации и внесении информации о ЗЛ возложены на предприятия, необходимо и самостоятельно поинтересоваться о данном факте. Единственным подтверждающим фактом является СНИЛС, то есть специальный полис с индивидуальным кодом.
Проблемы пенсионной системы
В числе основных проблем пенсионной системы выделяют невысокий уровень пенсионного обеспечения в стране, хотя индексация пенсий и повышение их размера происходит регулярно. Но это увеличение не может покрыть рост инфляции. По мнению многих экспертов, гигантская доля теневой экономики является также причиной недополучения страховых взносов в бюджет.
То, что молодые семьи не торопятся обзавестись детьми отчасти из-за финансовой нестабильности, обуславливает невысокий уровень рождаемости. Это, в свою очередь, приводит к старению населения в общем, увеличению числа пенсионеров. Такое положение отражается на пенсионной системе и ведет к дефициту бюджета ПФ.
Чтобы устранить это, правительство пошло на такую непопулярную меру, как повышение пенсионного возраста. Более длительная трудовая деятельность, которая позволит увеличить объем перечислений в ПФ, могла бы отчасти быть решением проблемы. Но при этом следует учесть сокращающуюся продолжительность жизни, низкий уровень медицинского обслуживания.
Важной проблемой является то, что не все категории занятых граждан уплачивают взносы. Возможно, в целях сокращения дефицита ПФ РФ имеет смысл включить в систему ОПС и служащих силовых структур.
Субъекты обязательного пенсионного страхования
-----------------------------------------------¬
------+Субъекты обязательного пенсионного страхования+----¬
¦ L-------------T----------------T---------------- ¦
¦/ ¦ ¦/ ¦
------+--------¬ ¦ -------+-------¬ ¦
¦ Страхователь ¦ ¦ ¦ Страховщик ¦ ¦
L-----T--------- ¦ L------T-------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦/
¦ ¦/ ¦ --------------+--------¬
¦ --------+------¬ ¦ ¦ Федеральные органы ¦
¦ ¦Застрахованные¦ ¦ ¦государственной власти¦
¦ L-------T------- ¦ L-------------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----+------------T------+---------T------+----------T---------+------¬
¦Лицо, которое ¦Лица, за которых¦Орган, который ¦Федеральные ¦
¦осуществляет ¦осуществляется ¦осуществляет ¦органы ¦
¦уплату страховых¦уплата страховых¦обязательное ¦исполнительной ¦
¦взносов на ¦взносов на ¦пенсионное ¦власти, ¦
¦обязательное ¦обязательное ¦страхование (ПФР,¦законодательной ¦
¦пенсионное ¦пенсионное ¦негосударственные¦власти, органы ¦
¦страхование ¦страхование ¦пенсионные фонды)¦судебной власти,¦
¦ ¦ ¦ ¦Президент РФ ¦
L----------------+----------------+-----------------+-----------------
Рис. 1
В ряде случаев одно и то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом. Характерным примером этому являются лица, относящиеся к так называемому самозанятому населению, а именно: индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, нотариусы и т.д. Данные категории граждан осуществляют уплату взносов самостоятельно (т.е. выступают в качестве страхователей) и делают это в том числе за себя (т.е. выступают в качестве застрахованных лиц).
Статьей 12 Закона N 167-ФЗ определен круг специфических полномочий федеральных органов государственной власти, связанных с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования, в связи с чем потребовалось обособить их и в качестве отдельных субъектов данного вида страхования. При этом необходимо отметить, что под федеральными органами государственной власти следует понимать не только федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства), но и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание, Государственную Думу и Совет Федерации), органы судебной власти (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), а также Президента РФ в силу ст. 11 Конституции РФ.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации».
Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.