Как уменьшить или отменить исполнительский сбор?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уменьшить или отменить исполнительский сбор?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.

Уважительные случаи освобождения от сбора

Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..

К таким ситуациям можно отнести следующие:

  • уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
  • средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
  • работодатель долгое время задерживает заработную плату;
  • должник не находился в России на момент вынесения постановления;
  • обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.

При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.

Как получить обратно деньги, являющиеся сбором от судебного исполнителя

Вопрос, волнующий каждого человека, являющего должником, но старающегося все-таки погасить свой долг — это как получить обратно деньги, являющиеся сбором от судебного исполнителя? Если судебный акт будет отменен либо акт другого ответственного исполнителя, на основании которого выдавали документ, обжалованная сумма будет возвращена полностью.

Если же суд вынесет решение об уменьшении сумма уплаты, разница будет также отдана заявителю.

Существует специальный механизм возврата и на этот счет — специальное постановление правительства. В срок, который не превысит тридцати дней, с момента подачи заявления, деньги придут на указанные банковские реквизиты.

Мы постарались разъяснить, как вернуть сбор, предусмотренный судебным приставом либо уменьшить его сумму. Каждый должник может воспользоваться нашими рекомендациями, если он уверен, что нет оснований для взыскания с него лишних денег.

Сколько придется заплатить за исполнительский сбор должнику

Данный сбор имеет четкую механику расчета. Так, каждый должник, не удовлетворивший требования по исполнительному документу добровольно в выделенный для этого пятидневный срок, обязан заплатить исполнительский сбор в размере 7% от суммы долговых обязательств. При этом, его сумма не может быть меньше 1 000 рублей для физических лиц, а для юридических лиц 10 000 рублей.

В случае неимущественного характера требований взыскателя, исполнительский сбор составляет твердую сумму — 5 000 рублей для физических лиц, для юридических же лиц данная сумма составляет 50 000 рублей.

За неисполнение судебного акта исполнительский сбор начисляется единожды. В случае неуплаты периодических платежей исполнительский сбор взыскивается в расчете от суммы каждого из платежей по-отдельности.

Оплачивается же сбор точно так же, как и сам долг. Реквизиты остаются теми же.

Обжалование постановления приставов о взыскании исполнительского сбора

По общим правилам постановление приставов о сборе, вынесенное с нарушением прав должника, подлежит отмене в следующих случаях:

  1. В момент вынесения постановления должник не находился на территории Российской Федерации;
  2. Копия постановления была направлена не по адресу фактического проживания должника;
  3. Ввиду обстоятельств непреодолимой силы должник не исполнил требования в установленный для добровольного погашения задолженности срок;
  4. Деньги в счет погашения задолженности не поступили на счет приставов вовремя из-за внутренних ошибок банка;
  5. При освобождении судом должника от данного обязательства;
  6. В случае повторного взыскания исполнительского сбора по одной и той же задолженности.

Именно два последних пункта и являются основаниями для обжалования постановления пристава в случаях, когда исполнительский сбор начислен дважды.

Когда приставы не могут взыскивать исполнительский сбор?

Все случаи, при которых приставам прямо запрещено выставлять должнику исполнительский сбор, прямо прописаны в пункте 5 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве:

  • при направлении поручений приставам из другого отдела;
  • при повторном предъявлении исполнительного листа к исполнению — если раньше по этому делу уже был установлен исполнительский сбор, и он не отменен;
  • по производству о взыскании исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий;
  • по исполнительным листам на обеспечительные меры — например, аресты имущества;
  • по принудительному выдворению из России иностранцев или лиц без гражданства;
  • по отбыванию обязательных работ;
  • по запросам о розыске ребенка.

1) Вопрос о природе данного сбора был рассмотрен Конституционным судом РФ. Проверка осуществлялась с целью проверки конституционности положений закона «Об исполнительном производстве». Исследовалась возможности назначения выплат на основании постановления пристава при отсутствии решения суда. Положения закона были признаны не противоречащими Конституции РФ.

2) ИС выполняет функцию штрафной санкции: фиксированный процент прописан в законе, назначается к выплате постановлением уполномоченного органа, взимается в бюджет в принудительном порядке в случае совершения правонарушения.

Читайте также:  Налоговый вычет за покупку автомобиля

3) Постановление КС РФ от 30.07.2001 № 13-П предусматривает, что при сокращении подлежащей к уплате суммы ИС суд оценивает характер правонарушения, размер и последствия причиненного вреда, степень вины должника, его имущественное положение, а также иные обстоятельства, которые суд сочтет существенными для дела.

4) Представляется абсолютно корректным смягчение ответственности в зависимости от набора факторов, в частности, от финансового состояния нарушителя и характера самого нарушения. Просрочка внесения платежей была вызвана экономическими проблемами должника, следовательно, выплата дополнительной штрафной санкции может еще более усугубить его финансовое положение.

Безусловно, порядок должен быть единым для всех участников оборота. Вместе с тем, в случае нестабильности экономической ситуации добавлять финансовую нагрузку на должника представляется не вполне справедливым.

5) Исходя из рассмотренной ситуации, в случае назначения ИС по максимальной верхней границе в 7%, можно попробовать обратиться в суд с просьбой о снижении размера ИС, предоставив доказательства-основания для его снижения.

Вопросы взыскания исполнительского сбора

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания.

Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы.

Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства».

Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий.

Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению.

При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни.

Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера — ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства.

Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов.

Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы Закона об исполнительном производстве 1997 г.

При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму.

Читайте также:  Какие изменения будут по статье 228 в 2022 году

Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения.

Порядок взыскания исполнительского сбора

Постановление о взыскании сбора должно быть направлено должнику. Данное постановление носит характер самостоятельного исполнительного документа и подлежит исполнению в рамках основного исполнительного производства.

Если основное исполнительное производство окончено, а сбор не уплачен должником, то одновременно с постановлением об окончании производства возбуждается исполнительное производство по неисполненному постановлению о взыскании соответствующего сбора.

Исполнительное производство по взысканию сбора не возбуждается:

  1. если исполнительный документ был возвращен взыскателю по основаниям, указанным в законе;
  2. если должник-организация ликвидируется и исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию;
  3. если должник-организация признана банкротом и исполнительный документ направлен конкурсному управляющему;
  4. если прекращено основное исполнительное производство по причине отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  5. если был отменен или признан недействительным исполнительный документ, на основании которого возбуждено производство.
  • непреодолимая сила, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
  • предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований;
  • болезнь и/или беспомощное состояние (не применяется для ИП и юр. лиц);
  • наложение приставом ареста на деньги должника до истечения срока для добровольного исполнения и отсутствия у должника иных денег (п. 2.5. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16). Если арестованных средств достаточно для полного погашения задолженности, сбор не начисляется, в случае недостаточности – сбор исчисляется с недостающей части долга.
  • иные уважительные обстоятельства.

После отпадения уважительных причин, вновь начинает течь срок для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора (п. 2.5. Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16).

При наличии уважительных причин рекомендую подать приставу заявление о продлении срока для добровольного исполнения, по результатам которого в 10-дневный срок выносится Постановление об удовлетворении или отказе в удовлетворении вашей просьбы.

Заявление об уменьшении исполнительского сбора

Строгая форма заявления на снижение санкции законодательно не установлена. При составлении ходатайства важно указать следующие данные:

  • адресат – судебный орган;
  • заинтересованная сторона – кредитор;
  • ответчик – судебный пристав;
  • просьба к суду – уменьшить сбор, если сбор уже был взыскан – вернуть излишне удержанные средства;
  • основания для возврата – подробное описание доводов и доказательств заявителя, подтверждающих отсутствие умысла и вины должника в образовании просрочки;
  • список приложенных документов;
  • дата и подпись;
  • в случае подачи представителем – доверенность или ее нотариальная копия.

Должник имеет право оспорить исполнительский сбор судебных приставов. Обжаловать постановление можно в течение 10 суток с момента его вынесения. Для этого необходимо подать ходатайство в суд, предоставив доказательства допущенных нарушений и превышения полномочий судебного пристава.

Обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора возможно в следующих случаях:

  • пристав вынес постановление до момента, который предусмотрен законом;
  • исполнительский сбор был назначен по делу, в котором не предполагается его взыскание;
  • приставом был нарушен порядок взыскания, либо были осуществлены другие нарушения;
  • сбор был взыскан после того как должник предоставил доказательства о своевременном погашении долга;
  • пристав необоснованно отказывается продлить время добровольного погашения долга (при наличии обстоятельств непреодолимой силы);
  • размер сбора необоснованно увеличен.

Возможно ли отменить исполнительский сбор

Исполнительский сбор считается дополнительной финансовой нагрузкой у должника, которую назначают при несвоевременном погашении долга, назначенном судом. Процесс вынесения Постановления о назначении исполнительского сборища приставом исполнителем прост. ФССП взыскивает сбор после того, как истек срок добровольного исполнения судебного приказа.

Отменить исполнительный сбор можно только в том случае, если будет отменен исполнительский документ или вынесено решение суда. В рамках ФЗ №229 у пристава нет полномочий изменять или отменять ранее принятое постановление суда. При этом Президиумом ВС подтверждено, что пристав-исполнитель имеет право исправлять собственные ошибки, допущенные в ходе ИП. Кроме того, приставы могут отменять или изменять необоснованное постановление.

Как это происходит на практике? Ответственное лицо будет настаивать на повторном рассмотрении ситуации в суде, так как в указаниях Президиума не прописан порядок действий, который нужно соблюсти, чтобы отменить исполнительский сбор. Фактически, чтобы должник освободился от уплаты взноса нужно обращаться и к приставам, и к суду.

Вопрос 5. Когда может быть отозван исполнительный лист?

Отзыв исполнительного листа для неуплаты сбора должен быть сделан до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В Определении Санкт-Петербургского городского суда от 14.04.2011 N 33-5361/2011 указано: «В силу части 2 статьи 44 Закона в случаях прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43 (то есть вследствие отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство), исключается возможность возбуждения исполнительного производства по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Из материалов дела не следует, что исполнительный лист к моменту вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора был отозван судом либо у судебного пристава-исполнителя имелись иные основания для вывода о том, что он не подлежит исполнению.

Читайте также:  Постановление от 13.01.2020 № 3

Поэтому В. не вправе требовать отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в судебном порядке (условием чего по смыслу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ является установление незаконности действий судебного пристава-исполнителя), а должен был бы обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с ходатайством о его отзыве в связи с невступлением судебного решения в законную силу, в связи с чем перед судебным приставом-исполнителем мог быть поставлен вопрос о необходимости окончания исполнительного производства».

Вопрос 6. Каков пресекательный срок для возбуждения исполнительного производства по неисполненным постановлениям о взыскании исполнительского сбора?

В Законе отсутствует пресекательный срок для возбуждения исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника исполнительского сбора.

Возбуждение исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора по неисполненному постановлению о взыскании исполнительского сбора по истечении более 2 месяцев после окончания основного исполнительного производства не влечет невозможности взыскания исполнительского сбора.

В Определении от 11.07.2012 N 33-3201/2012 Ленинградский областной суд указал: «Согласно п. 7 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного выше Постановления) одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

В силу п. п. 15, 16 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Проанализировав указанные выше правовые нормы в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в законе пресекательного срока для возбуждения исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника в том числе исполнительского сбора.

Поэтому возбуждение исполнительного производства N… о взыскании с… исполнительского сбора по не исполненному… постановлению от… о взыскании исполнительского сбора по истечении более 2 месяцев после окончания основного исполнительного производства не является основанием для отмены указанного выше постановления и не влечет невозможности взыскания исполнительского сбора, как не влечет его отмены и наличие внесенной позже рукописной записи о выделении в отдельное исполнительное производство исполнительского сбора».

Отмена ИС по вине приставов

Поводом для оспаривания необходимости уплаты штрафного сбора могут выступать неправомерные действия судебных исполнителей. По закону должнику обязаны вручить исполнительный лист (лично в руки или путем почтового отправления), в котором указывается необходимость выплаты им долга. Только после этого момента у задолжника возникает обязанность по выполнению решений судебных приставов. И именно с даты получения официального документа начинается отсчет пятидневного периода, в который должник обязан предпринять какие-либо действия по погашению долга.

Важно! Дата вручения листа определяется либо по расписке (если документ вручен лично), либо по почтовому извещению (если лист был отправлен заказным письмом). В случае отсылки листа простым письмом, без уведомления, он считается врученным через 5 дней с момента отправки.

Приставы не имеют права сообщать о наличии задолженности следующими способами:

  • в ходе личной беседы, не подкрепленной никакими документами;
  • по телефону/СМС/электронной почте;
  • через родных, коллег или соседей должника.

Получение данных из этих источников не является для задолжника основанием для выполнения каких-либо действий. Следовательно, и обязанность по исполнительному сбору на него возложена быть не может, поскольку он не был уведомлен о долге соответствующим образом. В таких ситуациях должник вправе не вносить штрафных выплат и оспорить постановление о них, вынесенное ФССП.

Что такое исполнительный сбор

Исполнительным сбором является денежное требование, которое накладывается на задолжавшее лицо в той ситуации, когда оно не исполнило судебное решение в установленные для добровольного выполнения временные рамки. На добровольное исполнение решения суда приставы дают пять дней с момента, когда должнику поступило постановление об инициировании исполнительного производства (без учета нерабочих дней).

Если пятидневный срок прошел, а долговые обязательства не погашены, пристав вправе начать принудительные меры взыскания – от обращения взыскания на счет в банке и запрета выезжать за пределы страны до удержаний из заработной платы и исполнительского сбора.

Есть решения, которые подлежат незамедлительному исполнению. Имеющему задолженность гражданину в таких ситуациях даются всего сутки на то, чтобы исполнить решение. Если за этот период решение не исполняется, сотрудниками ФССП издается акт о наложении исполнительного сбора.

Процедура взыскания долга судебными приставами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *