Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ситуации бывают разные, однако чаще всего необходимость внести налоговый платеж за организацию возникает при блокировке ее расчетных счетов. В этом случае учредитель или директор могут быть заинтересованы в погашении задолженности по налогам предприятия из личных средств путем перечисления нужной суммы с банковской карты. Еще одна причина, по которой может понадобиться уплатить налоги за организацию, – проблемы с банком. Так, если у банка отзывалась лицензия в тот момент, когда операции по счетам определенных юрлиц были приостановлены, данные юрлица фактически лишились возможности открытия новых расчетных счетов в других банках. Поэтому единственный шанс не усугублять ситуацию – оплатить налоги со счета иного лица (учредителя или директора).

Другой комментарий к Ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса. Как предусмотрено п. 1 ст. 24 Кодекса, в соответствии с Кодексом обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов может быть возложена на налоговых агентов. При этом согласно п. 4 ст. 24 Кодекса налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (см. комментарии к ст. 23 и 24 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 22 января 2004 г. N 41-О , в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

———————————
Экономика и жизнь. 2004. N 20.

КС России также указал, что изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Пунктом 1 комментируемой статьи также предусмотрено право налогоплательщика исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Как установлено п. 1 комментируемой статьи, взыскание налога производится:

с организаций и индивидуальных предпринимателей — в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Кодекса;

с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса.

Данные положения п. 1 комментируемой статьи приведены в ред. изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ и действующих с 1 января 2006 г. В п. 1 комментируемой статьи в ранее действовавшей ред. устанавливалось, что взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке (если иное не предусмотрено Кодексом), а взыскание налога с физических лиц — в судебном порядке. Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ направлен на совершенствование административных процедур урегулирования налоговых споров, для чего ст. 46 — 48 Кодекса изложены в новой редакции, Кодекс дополнен новой ст. 103.1, а также внесены изменения в ряд других статей Кодекса (см. комментарии к ст. 46 — 48, 103.1 Кодекса).

———————————
Российская газета. N 249. 2005. 8 ноября.

Как установлено п. 1 комментируемой статьи, взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, т.е. не может производиться на основании решения налогового органа, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

При применении данной нормы Пленум ВАС России в п. 9 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам учитывать, что при применении данной нормы судам необходимо учитывать, что указанное положение не распространяется на случаи доначисления налога по правилам ст. 40 Кодекса, поскольку корректировка исходных цен, используемых для целей исчисления налоговой базы, не может быть расценена как изменение юридической квалификации соответствующих сделок или статуса и характера деятельности налогоплательщика.

2. В соответствии с п. 3 ст. 58 Кодекса уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Пункт 2 ст. 45 Кодекса устанавливает правила определения момента исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

при уплате налогов в безналичном порядке — с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика;

при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

При этом налог не признается уплаченным в следующих случаях:

при отзыве налогоплательщиком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);

при возврате банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);

если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (об установленной гражданским законодательством очередности списания банком денежных средств со счета налогоплательщика см. комментарий к ст. 60 Кодекса).

Вопрос о том, может ли считаться уплаченным налог при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, рассматривался КС России в Определении от 25 июля 2001 г. N 138-О.

Зачем физлицу оплачивать долги организации?

Особенности заполнения платежных поручений при уплате налога за иное лицо.

В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

  • в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;

  • поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;

  • в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;

  • для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.

Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

Поле платежного поручения

Что указывается

Примечание

«ИНН» плательщика (60)

ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется

Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)

«КПП» плательщика (102)

Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется

При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)

«Плательщик» (8)

Информация о плательщике, осуществляющем платеж

– для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

– для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

– для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

«Назначение платежа» (24)

ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность

исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

«Статус плательщика» (101)

Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

При исполнении обязанности:

– юридического лица – «01»;

– индивидуального предпринимателя – «09»;

– физического лица – «13»

Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

Комментарий к ст. 45 НК РФ

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При этом законодательством о налогах и сборах может быть возложена обязанность по уплате налога и сбора на других лиц в случаях:

1) предусмотренных НК РФ (статьей 24, п. 2 статьи 45 НК РФ), налоговые агенты обязаны исчислять и удерживать налоги и сборы;

2) смерти физического лица или объявления его умершим обязанность уплатить поимущественные налоги (в пределах наследственного имущества) возлагается на наследника (п. 3 статьи 44 НК РФ);

3) если обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять его имуществом (п. 1 статьи 51 НК РФ);

4) если обязанность по уплате налогов и сборов лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет средств недееспособного лица (п. 2 статьи 51 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится:

— взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса.

При этом взыскание налога с налогоплательщика-организации (налогового агента — организации) производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты — федеральный, региональный или местный (внебюджетные фонды — ПФР, ФСС и пр.) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом или налоговым агентом — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога;

— взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 47 и 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица (налогового агента — физического лица) производится по иску налогового органа (таможенного органа) и только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Читайте также:  Сотрудники ГИБДД будут штрафовать за езду на зимней резине

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом настоящим Кодексом предусмотрено, что взыскание налога с организаций не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

а) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами.

В этом случае взыскание налога налоговым органом возможно только путем обращения с иском в арбитражный суд;

б) юридической квалификации статуса характера деятельности налогоплательщика (установление налоговым органом иной организационно-правовой формы налогоплательщика-организации, иных видов деятельности организации, не ��редусмотренных ее уставом, и т.п.).

Споры о взыскании сумм налогов и сборов, не уплаченных в связи с юридическим статусом и характером деятельности организации, подлежат судебному рассмотрению.

Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества (в том числе денежных средств) налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).

2. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления в банк, в котором у налогоплательщика (плательщика сбора) открыт банковский счет, платежного поручения (иного платежного документа) на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика — при уплате налога в безналичной форме.

При этом срок по уплате налога для целей налогообложения истекает не в 24 часа последнего дня, а в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке последнего дня истечения срока по уплате налога.

В соответствии со статьей 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации (органе местного самоуправления, банке и т.п.), то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, то есть если документы либо денежные суммы (для уплаты налогов и сборов) были сданы на почту или телеграф до 24 часов последнего срока уплаты налогов и сборов, то срок не считается пропущенным.

Как третьим лицам перечислять платежи

Если кто-то захочет уплатить налоги, сборы или страховые взносы за других, то, скорее всего, возникнет вопрос о том, как заполнять платежные поручения на такую уплату. Поясним.

Налог, сбор или страховые взносы будут считаться уплаченными в тот день, когда третье лицо предъявит в банк платежное поручение на перечисление денег со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете должно быть достаточно денег для такого платежа.

Разумеется, что платежное поручение должно быть правильно заполнено. Третьи лица должны заполнять его в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Это следует из абзаца первого пункта 7 статьи 45 НК РФ. По нашему мнению, в платежном поручении третье лицо должно указать информацию о себе как о плательщике. Сведения о плательщике указываются в полях 8 «Плательщик», 60 «ИНН» и 102 «КПП». Однако в назначении платежа потребуется указать, что пользу какой организации, ИП или физического лица осуществляется платеж. Приведем образец заполнения.

Мама оплатила за ребенка годовой абонемент занятий в фитнес-клубе, включенном в соответствующий перечень …?

Мама оплатила за ребенка годовой абонемент занятий в фитнес-клубе, включенном в соответствующий перечень, стоимостью 15 000 рублей. Имеется ли в этом случае у родителя право на получение социального налогового вычета по НДФЛ?

  • нет, не имеется, так как социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги можно получить только на себя
  • не имеется, поскольку сумма, уплаченная за абонемент, менее 50 000 рублей
  • да, имеется, поскольку сумма, уплаченная за абонемент, не превышает 50 000 рублей без каких-либо дополнительных условий
  • да, имеется, если мама является плательщиком НДФЛ и ребенок до дня оплаты абонемента не достиг 18-ти летнего возраста или не достиг 24-летнего возраста и является обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Может ли опекун несовершеннолетнего ребенка воспользоваться социальным налоговым вычетом …?

Может ли опекун несовершеннолетнего ребенка воспользоваться социальным налоговым вычетом, связанным с возвратом НДФЛ, при оплате за обучение опекаемого, если за его обучение платили родители, лишенные родительских прав?

  • может, при условии, что родители опекаемого не представят в налоговый орган в течение налогового периода, в котором у них возникло право на получение социального налогового вычета, возражение в установленной форме, относительно получения социального налогового вычета опекуном
  • да, может, так как родители подопечного лишены родительских прав и в этом случае такое право предоставлено ему ст. 219 НК РФ
  • не может, поскольку оплату за обучение вносили родители, а не опекун
  • может, если родители не воспользовались данным правом

Налогоплательщик зарегистрирован в электронном сервисе ФНС России «Личный кабинет налогоплательщико …?

Налогоплательщик зарегистрирован в электронном сервисе ФНС России «Личный кабинет налогоплательщиков для физических лиц» и хочет представить в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ. Он ценит свое время и не желает его тратить на очереди. Вопрос: Как ему следует поступить, чтобы сдать декларацию максимально быстро?

  • подать декларацию 3-НДФЛ с приложенными к ней копиями необходимых документов через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщиков для физических лиц»
  • подать через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщиков для физических лиц» электронную заявку с указанием удобных для него даты и времени для посещения налогового органа и прибыть к указанному сроку в налоговый орган с целью представления налоговой декларации 3-НДФЛ
  • в данном случае налогоплательщик обязан сидеть в очереди, несмотря на наличие у него доступа к электронному сервису
  • подать через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщиков для физических лиц» электронную заявку, содержащую просьбу прислать налогового инспектора в удобное для налогоплательщика время к нему на дом

Уплата налогов и сборов третьими лицами с 30 ноября 2021 года

Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации 30 декабря 2021 года. С этой даты третьи лица получили возможность уплаты налогов и сборов за других. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 13 данного закона.

Из положений новой редакции статьи 45 Налогового кодекса РФ следует, что с 30 декабря 2021 года третьи лица могут оплачивать любые налоги и сборы за других. С указанной даты за организацию, ИП или физических лиц можно перечислять:

Налог на добавленную стоимость (НДС)
Акцизы
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налог на прибыль
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Госпошлину
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Единый налог при «упрощенке» (УСН)
«Патентный» налог (ПСН)
Единый налог на вмененный налог (ЕНВД)
Налог на имущество организаций
Налог на игорный бизнес
Транспортный налог
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Торговый сбор

Уплата налогов за третьих лиц

Достаточно долгое время ФНС и Минфин не признавали возможность платить налоги за третьих лиц. Однако за рубежом подобная практика является достаточно распространенной, ведь для государства нет различий в отношении того, откуда пополняется казна и уплачиваются налоги. И вот только с 2017 года благодаря Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» появилась возможность платить налоги за третьих лиц.

С точки зрения компаний и предпринимателей необходимость уплаты налога за третье лицо возникает в целом ряде случаев:

  • на счетах компании нет денежных средств, и учредитель платит налоги самостоятельно;
  • существуют технические проблемы с уплатой налогов;
  • компания-должник готова вместо возврата денежных средств уплатить налоги;
  • основная компания или взаимозависимое лицо уплачивает налоги за другое лицо.
Читайте также:  Созаемщик по ипотеке — кто это

Как заполнить платежное поручение по уплате налога за третье лицо

Для того, чтобы налоговый платеж был исполнен правильно в отношении того налогоплательщика за которого он оплачивается, важно, чтобы платежное поручение было составлено в соответствии с новыми правилами по указанию информации (Правила №58н от 05.04.2017).

Важно! Даже если налог уплачен третьим лицом налогоплательщику нужно иметь копию поручения, подтверждающего оплату для устранения возможных вопросов налоговой.

Основные трудности при заполнении платежки на перечисления налога за иное лицо могут возникнуть в отношении реквизитов плательщика. Разберем основные из них:

Поле п/п Что следует указать Другие особенности
60 «ИНН плательщика» ИНН налогоплательщика, по которому исполняется обязанность по уплате налога (страховых взносов) Если оплачивается налог за физлицо без ИНН, то ставится «0», а в поле «Код» следует поставить уникальный идентификатор начисления (УИН)
120 «КПП плательщика» КПП налогоплательщика, по которому исполняется обязанность по уплате налога (страховых взносов) Если оплачивается налог за физлицо, то ставится «0»,
8 «Плательщик» Информация о лице, производящем платеж Если оплачивает юрлицо, то указывается наименование организации, которая исполняет обязанность плательщика по налогам;

Если оплачивает ИП или физлицо, то указывается его ФИО;

24 «Назначение платежа» Указывается ИНН и КПП лица, которое осуществляет платеж Указать ИНН и КПП нужно первыми в поле «Назначение платежа», при этом значения ИНН и КПП разделяют знаками «//». Затем указывается информация о налогоплательщике, по которому исполняется обязанность по уплате налога: для ИП – ФИО, а в скобках «ИП», для физлиц – ФИО и адрес
101 «Статус плательщика» Статус того, чья обязанность по налогу исполняется. Юрлицо – «01»

ИП – «09»

Физлицо – «13»

Однако уплата налогов за третье лицо может быть документально оформлена, и для всех сторон такой операции перевод будет выгоден еще и с налоговой точки зрения. Так, в ситуации, когда есть кредиторская задолженность к третьему лицу, возникшая из договоров поставки, купли-продажи или иных, компания может перевести сумму долга в счет погашения налогов. В таком случае третье лицо должно направить письмо налогоплательщику с просьбой выплатить сумму налогов в счет погашения задолженности перед кредитором. Подобная оплата будет учитываться в налоговом учете так же, как и иные расходы на производство и реализацию. У третьего лица такая оплата будет учитываться в составе доходов от реализации или производства.

Этот вариант является более предпочтительным, так как позволяет учесть суммы, затраченные на оплату налогов за третье лицо, в качестве расходов по налогу на прибыль. Если необходимость уплаты налогов за третье лицо возникает при желании помочь контрагенту в сложной ситуации, оплата в счет погашения задолженности является оптимальным с налоговой точки зрения вариантом.

Уплата налогов за третьих лиц

Достаточно долгое время ФНС и Минфин не признавали возможность платить налоги за третьих лиц. Однако за рубежом подобная практика является достаточно распространенной, ведь для государства нет различий в отношении того, откуда пополняется казна и уплачиваются налоги. И вот только с 2021 года благодаря Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» появилась возможность платить налоги за третьих лиц.

С точки зрения компаний и предпринимателей необходимость уплаты налога за третье лицо возникает в целом ряде случаев:

  • на счетах компании нет денежных средств, и учредитель платит налоги самостоятельно;
  • существуют технические проблемы с уплатой налогов;
  • компания-должник готова вместо возврата денежных средств уплатить налоги;
  • основная компания или взаимозависимое лицо уплачивает налоги за другое лицо.

Но правовые основания со стороны государства отсутствовали. И вот Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ внесены поправки, в соответствии с которыми возможно производить оплату за других лиц. Однако основным недостатком уплаты за третье лицо является невозможность возврата ошибочно уплаченных платежей. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога (п. 1 ст. 45 НК РФ), то есть права на ошибку в данном случае налогоплательщик не имеет.

Еще один недостаток – невозможность учесть в расходах суммы уплаченных платежей, ведь фактически сам налог будет уплачиваться другим лицом. Например, если какая-то компания-должник перечислит нам сумму долга и мы с нее заплатим налог, то мы можем признать уплаченный налог в расходах. А вот если налог уплатит иное лицо, то такие расходы мы не можем признать, поскольку их произвела не сама компания, а вот третье лицо признает их в расходах. И при этом необходимо как-то оформить уплату налогов третьим лицом, например, дополнительным соглашением к основному договору.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.

Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.

Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.

В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

При этом необходимо учитывать следующие условия.

Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).

Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.

В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *