Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вправе ли гаишник останавливать машины где угодно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей».
Итак, кто имеет право останавливать транспортное средство? Вывод: остановить имеет право только милиционер-регулировщик, который должен быть в соответствующей служебной форме со служебным жетоном на груди.
Как себя вести при остановке?
Каждый водитель должен знать, могут ли в ГАИ останавливать для проверки документов машины. Если останавливается авто без веских оснований, то владельцы транспортного средства должны вести себя в соответствии с определенными правилами и рекомендациями:
- на основании знака, подаваемого автоинспектором, необходимо остановить машину на обочине;
- водитель может не выходить из своего автомобиля;
- первоначально важно убедиться, что соблюдаются автоинспектором основные правила общения с водителем, например, он обязан поздороваться и представиться;
- желательно потребовать у сотрудника ГИБДД служебное удостоверение;
- надо поинтересоваться, в чем причина остановки;
- если у автоинспектора нет оптимального ответа на этот вопрос, то желательно позвонить по телефону дежурной части, чтобы сообщить о нарушении со стороны работника ГИБДД;
- если должностное лицо начинает настаивать, что остановка связана с выявленным нарушением, то водитель может потребовать предъявления доказательств своей вины;
- если настаивает сотрудник ГИБДД на составлении постановления, то автовладелец должен потребовать формирования протокола;
- в документе указывается, что шофер не согласен с предъявляемыми обвинениями;
- водитель может требовать копию протокола, причем в этом документе должны иметься подписи свидетелей;
- если автоинспектор желает произвести досмотр машины, то выполняется эта процедура только в присутствии двух понятых, а также с одновременным составлением соответствующего протокола;
- если работник ГИБДД обвиняет водителя в том, что он находится в состоянии опьянения, то нельзя отказываться от процедуры освидетельствования, проводимой на месте с использованием алкотестера;
- если имеются подозрения, что показания прибора являются ложными, то надо настаивать на проведении медицинского освидетельствования.
При общении с автоинспекторами не допускается грубить или оскорблять инспекторов, так как это может стать причиной для задержания и назначения административного ареста на срок до 15 суток.
Понятие патрульного автомобиля
Из приведенных ниже абзацев самая важная для нас мысль состоит в том, что патрульный автомобиль может быть как с нанесенными цветографическими схемами (они представляют собой надписи ГИБДД, ДПС и т.п.), так и без них.
К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».
Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.
Патрульные автомобиль без цветографических схем
Как Вы могли заметить, выше говорилось только про автомобили со специальными цветографическими схемами. Но существуют автомобили и без таковых. Тем не менее такие автомобили тоже могут контролировать дорожное движение. Но они не могут останавливать Ваш автомобиль, а лишь передадут на другой пост или автомобиль информацию в случае нарушения.
44. При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Может ли участковый остановить авто
Согласно Приказу МВД РФ № 444 от 02.06.2005 г., который определяет полномочия полицейских, участковый будет действовать в рамках нормативных правил, если потребует остановки ТС на служебной территории во время работы. По результатам общения с автолюбителями он имеет право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.
Законодательно принятый алгоритм действий предполагает, что на основании зафиксированных инспектором сведений оформляется постановление о применении административных санкций. Этот документ подлежит обжалованию в отличии от протокола по делу об административном правонарушении.
Отменить постановление можно, если найдутся доказательства отсутствия нарушения (показания свидетелей, данные экспертиз, видео- и фотосъемка). Еще одно основание для избежания ответственности — неправомерное действие было вынужденным. Например, водителю пришлось выехать на встречную полосу, чтобы не сбить пешехода, пересекающего дорогу в неположенном месте. Все эти обстоятельства лучше озвучивать в то время, когда должностные лица выполняет действия по составлению протокола.
Как изменится жизнь автомобилистов в 2021 году
- Изменения ПДД с июня 2019 года — 27/12/2018
- Изменения ПДД с января 2019 года — 27/12/2018
- Страховой омбудсмен заработает в России с 9 января 2019 года — 27/12/2018
- Сдача ПДД при замене прав с 1 января 2019 года: последние новости — 27/12/2018
- Штраф за опасное вождение перенесли на 2019 год — 27/12/2018
- Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
- Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
- Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020
- Новые штрафы ГИБДД с 2021 года: правда или фейк? — 26/10/2020
- Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
Остановив водителя, инспектор обязан быстро подойти к машине, представиться по форме (звание, фамилия и имя), показать удостоверение, развернув его, если просит водитель, объяснить причину остановки, сообщить, если водитель нарушил ПДД, то какой пункт и что ему за это будет.
Новостей об изменениях в законах России в области дорожного движения достаточно много. Согласно некоторым из них, в ноябре меняются штрафы для водителей – якобы вступают в силу новые законы, которые значительно повышают действующие наказания, а также вводят новые. По одним неофициальным источникам, поправки будут с 1 ноября 2021 года, по другим – с 20 числа. Кроме того, меняются и ПДД. В статье мы приведём таблицу актуальных штрафов ГИБДД, выясним, что меняется, правда или миф информация об обновлённых наказаниях в КоАП РФ и докажем это ссылками на официальные источники.
Нет. Новых Правил также не ожидается ни с 1 ноября, ни с 20. Ближайшие поправки, ожидающие этот нормативный акт, ожидаются с 14 декабря 2021 года и касаются преимущественно велосипедистов и водителей по части подчинения сотрудникам таможенных органов.
- на сайте Госавтоинспекции все указанные выше суммы за административные штрафы, включая превышение скорости, тонировку, езду без ОСАГО и другие те же, что были и в начале года и даже в прошедшие,
- посмотрим ещё на сайте Консультант Плюс – здесь есть все новые редакции Административного кодекса в зависимости от вступающих в силу по датам изменений; вы не найдёте и здесь никаких новых штрафов ГИБДД, вступающих в силу в ноябре.
Требование об остановке сотрудник ДПС должен донести до водителя в понятной форме — словесно или с помощью жестов. При этом инспектор должен показать, где именно водителю следует остановиться.
В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.
«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.
Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.
Ранее БК55 уже выяснял, что
используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.
«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.
Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?
Сотрудники ГИБДД Волгодонска задержали мотоциклиста, который пытался уйти от погони.
Волгодонск вторые сутки обсуждает видео, сделанное автомобилистом утром 3 июля на Жуковском шоссе. На кадрах видно, как парень на темном байке на большой скорости пытается уйти от преследования патрульной машины. В районе разворота, он замечает еще одну машину ДПС и пытается продолжить движение в обратном направлении, но тут сталкивается с патрульной машиной, которая преследовала его сзади. После удара водитель байка слетел с транспортного средства и попытался сбежать, но был задержан полицейскими. Мнение волгодонцев, касательно действий сотрудников ДПС, разделились: кто-то считает, что полицейские превысили свои полномочия и их действия могли привести к трагическому исходу, а кто-то уверен, что по-другому остановить мотоциклиста было невозможно. Оценку действиям сотрудников ДПС дадут компетентные лица, в том числе и автоюристы.
Итак, что было до погони. Как сообщает отдел пропаганды региональной Госавтоинспекции, утром 3 июля в полицию поступило сообщение о том, что в городе произошло ДТП с участием автомобиля «Киа Рио» и неустановленного мотоцикла. По информации заявившего, мотоциклист не выдержал безопасный боковой интервал и врезался в иномарку, после чего скрылся с места ДТП. Пострадавшей стороне удалось запомнить государственный номер мотоцикла и передать данные сотрудникам ГИБДД.
Нужно ли садиться в машину к гаишникам и что будет за отказ
Вопрос о том, можно ли не садиться в автомобиль к инспектору ДПС отечественные водители в массе своей, судя по всему, даже не задают. Ведь человека в форме априори следует беспрекословно слушаться. Сказал – шагайте за мной, значит шагайте. Узнали себя? Конечно, узнали…
Зачем гаишники зовут водителей в свою машину? Очевидно, это в том числе психологический прием – нарушитель или человек, которого хотят сделать таковым, находится на «чужой территории». Если он робок и мнителен, да еще и не слишком хорошо знает свои права, равно как и Правила дорожного движения на пару с КоАП, то в спецтранспорте с цветографической схемой и проблесковыми маячками на него проще оказать давление. И необязательно оно будет грубым! Инспектор может попытаться втереться в доверие фразами вроде «Иван Петрович, ну вы же нарушили, мы оба это знаем, а я вынужден выполнять свою работу».
Обратимся к букве закона, а, именно, к пункту 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2020 года. В нем сказано, что сотрудник вправе предложить (ключевое слово – предложить!) участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в определенных случаях, а, именно:
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
Здесь стоит отметить и пункт 93.3: » Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов». Но мы опять подходим к рекомендательному посылу. По факту садиться в машину к гаишникам вовсе необязательно, и гражданин водитель от подобного предложения вполне может отказаться.
» В этом нет никакой необходимости. Вообще, выходить из автомобиля необходимо исключительно для участия в тех или иных процессуальных действиях (освидетельствование на состояние опьянения, участие в качестве понятого, осмотр или досмотр транспортного средства). Проверять документы инспектор вполне может без нашего присутствия в патрульном автомобиле. А подписать процессуальные документы (протокол или расписаться в получении копии постановления) можно и у себя в машине. Но сотрудники ДПС, как правило, прибегают к таким уловкам, чтобы удостовериться, например, в наличии оснований для медосвидетельствования. Так сказать, «понюхать» водителя именно в салоне патрульной машины», – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов. Тем не менее, в ряде случаев, связанных с составлением процессуальных документов, а, именно:
- Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
- Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
- Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ
В завершении отметим, что попытки инспектора обвинить вас в неподчинении представителю власти неправомерны, поскольку предложение проследовать в патрульный автомобиль является не требованием и не обязанностью, но правом.
В идеальном случае, инспектор должен останавливать транспортные средства возле поста патрульной службы с утвержденной зоной ответственности работников ГИБДД. Также допускается осуществление контроля на тех участках дороги, на которых не запрещена остановка. На мостах, эстакадах, в тоннелях и на скоростных трассах, машины могут быть остановлены из патрульного автомобиля с включенными проблесковыми маячками.
Водитель обязан остановиться по требованию инспектора, однако правила остановки и стоянки лучше не нарушать, чтобы впоследствии не оказаться оштрафованным за нарушение ПДД. Если сотрудник ДПС указывает водителю остановиться в месте, где остановка запрещена, то лицу, управляющему авто рекомендуется доехать до места, где по правилам она разрешена.
Запрещена остановка машины сотрудником ГИБДД на тех участках дорог, на которых она не разрешена ПДД. Исключением являются ситуации, когда остановка связана с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы жизни или здоровью другим участникам дорожного движения. Запрет правового акта не актуален также при обозначении места остановки патрульным автомобилем с включенным световым сигналом или использующим другие средства организации дорожного движения.
Если на стационарном посту инспектор может остановить машину с целью проверки документации, то вне его такая причина не может быть основанием для прекращения движения участника по инициативе уполномоченного лица. Повод для такого действия должен быть вынужденной мерой, без которой невозможно обеспечить безопасность других участников дорожного движения. Водитель имеет право свободно получить информацию о своих правах. К нему не могут быть применимы меры, не предусмотренные правовыми актами. Инспектор не вправе ссылаться на секретные инструкции, поскольку Конституций РФ определяет, что человек должен владеть информацией, которая его касается, особенно если вопрос находится в правовом поле.
Работают ли дорожные инспекторы ночью
В своей работе сотрудники ГИБДД руководствуются Приказом № 664 от 23.08.2017, который не регламентирует время несения службы. Главная задача инспекторов ДПС — круглосуточное обеспечение безопасности дорожного движения. Время патрулирования дорог и освещенность участка в Приказе не оговорены, зато четко перечислены основания для остановки транспортного средства. К ним относятся:
- нарушение водителем ПДД;
- подозрение в угоне транспортного средства;
- опрашивание водителя и пассажиров как понятых или свидетелей правонарушений;
- необходимость воспользоваться в чрезвычайной ситуации автомобилем владельца;
- проведение запланированной проверки документов и операции по предупреждению нарушений;
- содействие в оказании помощи при ДТП.
Любое из перечисленных оснований дает право представителю ДПС остановить автомобилиста где угодно и в любое время. Сотрудник ГИБДД, исполняющий ночью служебные обязанности на дорогах, должен иметь при себе жилет со светоотражающими элементами и жезл, который виден в темноте.
Когда необходимо остановиться?
Ситуации, когда водитель имеет право игнорировать требование остановки от сотрудника ГИБДД, регулируются на законодательном уровне.
В первую очередь следует определить, в каком месте вас остановил сотрудник ГИБДД. Имеются для этого предназначенные места, оборудованные зданиями и помещениями. К ним подходит прилегающий участок дороги.
В каких случаях можно выписать жильца из квартиры против его воли? Давайте разбираться
Если вам подали знак остановиться в таком месте, вы обязаны это сделать, в противном случае вас ждут штрафные санкции. Причины остановки могут быть самые разнообразные, например, проверка ваших документов.
Помимо стационарного поста, сотрудники ГИБДД могут тормозить автомобили прямо на проезжей части. Однако в этом случае имеется ограниченный список полномочий на остановку транспортных средств.
Возможные причины остановки:
- вы нарушили правила ПДД;
- подозрение, что ваш автомобиль находится в угоне;
- подозрения о скрытии с места дорожного происшествия и т.д.
С полным перечнем допустимых оснований для торможения сотрудниками ГИБДД можно ознакомиться на сайте автоинспекции. В противном случае, если причины другие, то остановку можно расценивать как нарушение внутренней дисциплины.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД
Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Т.е. останавливать автомобили могут регулировщики.
Кроме того, остановить автомобиль могут сотрудники транспортного надзора и таможни. Однако сделать это они могут только на специальных пунктах контроля.
Понятие регулировщик регламентировано пунктом 1.2 правил:
Т.е. останавливать автомобили могут не только сотрудники ГИБДД (полицейские), но и дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ, сотрудники транспортной безопасности.